Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Подвижные игры» разработана по физкультурно-оздоровительному направлению в соответствии с требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программы НОО. Рабочая программа составлена на основе:
1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями (приказа Минобрнауки России от 31.12.15 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373»);
2) На основе авторской программы внеурочной деятельности «Подвижные игры», Акимова Н.М. Колемаскина Л.В., учителя начальных классов МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1.
Актуальность. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников
Практическая значимость. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, развивают речь, упражнения в счете формируют соревновательный, творческий, коллективный характер.
Цель программы:
создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Основные задачи программы:
укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;
обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы
Ценностные ориентиры содержания программы:
Приоритет жизни и здоровья человека
Здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия
Здоровье молодого поколения как показатель физического и нравственного состояния общества
Здоровый образ жизни как неотъемлемая часть жизни современного успешного человека
Возрастная группа. Программа ориентирована на обучающихся 1 – 4 классов. Именно в этот период у ребёнка развивается осознанное ценностное отношение к здоровью, закладываются и закрепляются основные навыки культуры здорового образа жизни.
Режим занятий:
общее число часов в год: 1 класс-33 часа, 2-4 класс 35 часов
периодичность – 1 занятие в неделю
продолжительность занятия – 45 минут; 1 класс 1- полугодие 35 минут
срок реализации программы – 4 года
Отслеживание и оценивание результатов обучения учащихся
по программе осуществляется посредством:
активности участия в деятельности;
правильности выполнения теоретических и практических заданий, упражнений;
умение применять полученные знания при выполнении задания, творческих работ;
логичности рассуждения детей по вопросам здоровьесбережения;
умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости качества жизни и здоровья от поведения человека;
результатов анкетирования;
содержания творческих и самостоятельных работ.
Прогнозируемые результаты
Уровни воспитательных результатов:
Первый уровень результатов – приобретение обучающимся знаний об основах здоровьесбережения.
Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения обучающегося к таким базовым ценностям общества как жизнь человека, здоровье, социальный успех, труд, благоприятная окружающая среда.
Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного действия по сохранению и укреплению здоровья, обеспечению своего гармоничного сосуществования с окружающим миром.
Планируемые результаты освоения
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;
развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
планирование общей цели и пути её достижения;
распределение функций и ролей в совместной деятельности;
конструктивное разрешение конфликтов;
осуществление взаимного контроля;
оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
2. Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
3. Коммуникативные УУД:
взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);
адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.
двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;
развитие физических способностей;
освоение правил здорового и безопасного образа жизни;
развитие психических и нравственных качеств;
повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической активности;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры»
обучающийся научится:
основы истории развития подвижных игр в России;
педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;
возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;
индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
Обучающейся получит возможность научатся:
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности
викторины;
подвижные игры;
эстафеты;
конкурсы;
ролевые игры;
выполнение заданий соревновательного характера;
оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);
результативность участия в конкурсных программах и др.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Количество учебных часов |
всего | теория | практика |
1 год обучения |
1. | Организационное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Здоровье в порядке- спасибо зарядке | 2 | 1 | 1 |
3. | Профилактика травматизма | 2 | 1 | 1 |
4. | Игры на развитие внимания, речи | 7 | 2 | 5 |
5. | Полезное и вредное | 5 | 1 | 4 |
6. | Нарушение осанки | 4 | 2 | 2 |
7. | Любимые игры детей | 7 | 1 | 6 |
8. | Спортландия | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 33 | 10 | 23 |
2 год обучения |
1. | Здравствуйте! | 1 | 1 | - |
2. | О пользе утренней гимнастики | 3 | 1 | 2 |
3. | Народные игры | 8 | 1 | 7 |
4. | Личная гигиена | 4 | 2 | 2 |
5. | Нарушение осанки | 4 | 2 | 2 |
6. | Тренируем тело - укрепляем дух | 7 | 2 | 5 |
7. | Подвижные игры | 8 | 1 | 7 |
Итого: | 35 | 10 | 25 |
3 год обучения |
1. | Здоровый образ жизни | 1 | 1 | - |
2. | В здоровом теле – здоровый дух | 2 | 1 | 1 |
3. | Игры-забавы | 8 | 1 | 7 |
4. | Гигиена тела и души | 4 | 2 | 2 |
5. | Профилактика травматизма | 2 | 1 | 1 |
6. | Игры на развитие воображения, мышления | 7 | 1 | 6 |
7. | Нарушение осанки | 4 | 1 | 3 |
8. | Спортландия | 7 | 1 | 6 |
Итого: | 35 | 9 | 26 |
4 год обучения |
1. | Мы – здоровые дети | 1 | 1 | - |
2. | Оздоровительные минутки | 3 | 1 | 2 |
3. | Профилактика травматизма | 2 | 1 | 1 |
4. | Бессюжетные игры | 11 | 1 | 10 |
5. | Если хочешь быть здоровым | 9 | 2 | 7 |
6. | Нарушение осанки | 4 | 2 | 2 |
7. | Спортландия | 5 | 1 | 4 |
Итого: | 35 | 9 | 26 |
Содержание программы
Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
1 год обучения (33 часа)
Организационное занятие (1 ч):
Формирование у школьников заинтересованности к изучению правил игр, гигиены и здорового образа жизни. Ознакомление с содержанием занятий объединения, диагностика уровня гигиенических знаний.
Здоровье в порядке- спасибо зарядке (2 ч):
Советы проведения утреней гимнастике. Комплексы упражнений утренней гимнастики.
Профилактика травматизма (2 ч):
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения на спортивной площадке.
Правила поведения в команде. Правила ТБ.
Игры на развитие внимания, речи (7 ч):
Игры: «Класс, смирно», «За флажками», «Карлики –великаны» «Запомни- порядок». Игры на развитие воображения: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок. Игры на развитие мышления: «Угадай, чей голосок»», «Определим игрушку».
Полезное и вредное (5 ч):
Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», Кроссворд «Вредно и полезно», «Найди лишнее», «Отгадай загадки – напиши отгадки!», «Рисуй и пиши». Формирование у учащихся устойчивый интерес к своему здоровью; прививать основные гигиенические умения и навыки; воспитывать чувство коллективизма, уважение и любовь к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Нарушение осанки (4 ч):
Комплексы упражнения для укрепления осанки. Игры для укрепления мышечного карсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».
Любимые игры детей (7 ч):
Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость.
Спортландия (5 ч): Игры, эстафеты, весёлые минутки, эстафеты с надувными шарами, эстафеты с предметами без, «Фестиваль подвижных игр», «Большие гонки, «Олимпийские игры».
Календарно – тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Результативность обучения | Оборудо-вание |
план | Факт | личностные | метопредметные |
1. | | | 1 | Организационное занятие | Обосновать значение здоровья жизни человека, объяснять зависимость качества здоровья от образа жизни человека | К: Слушать и понимать речь. П: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместное работы всего класса. | Фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал |
Раздел 1. Здоровье в порядке- спасибо зарядке |
2. | | | 1 | Советы проведения утреней гимнастике | Научатся:- правильно взаимодействовать с другими людьми. - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки | П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. К: Слушать и понимать речь других. Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. | Фотоматериалы, презентация, иллюстрация, скакалка |
3. | | | 1 | Комплексы упражнений утренней гимнастики |
Раздел 2. Профилактика травматизма |
4. | | | 1 | Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. | Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности | Р: Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля. К: Формулировать собственное мнение и позицию. П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт. | Плакаты, презентация, мячи, кегли, шведская стенка |
5. | | | 1 | Правила поведения на спортивной площадке |
Раздел 3. Игры на развитие внимания, речи |
6. | | | 1 | Беседа: «Мир движений и здоровье». Правила игр. | Получат возможность узнать: - правила игрового общения - о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению - особенности воздействия двигательной активности на организм человека | Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни | Кегли, мячи, мел, скакалки, шведская стенка |
7. | | | 1 | Игры на развитие воображения: «Море волнуется», «Запрещенное движение». |
8. | | | 1 | Ору с использованием скороговорок. |
9. | | | 1 | Игры на развитие мышления: «Угадай, чей голосок»», «Определим игрушку». |
10. | | | 1 | Строевые упражнения |
11. | | | 1 | Игры: «Класс, смирно», «За флажками», |
12. | | | 1 | «Карлики –великаны» «Запомни- порядок». |
Раздел 4. Полезное и вредное |
13. | | | 1 | Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра». | Правильно осуществлять приём различных водных процедур (душ, ванна, умывание, баня). Подводить самостоятельный итог занятия. Анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | Р: Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. К: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). П: Добывать новые знания и перерабатывать их. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Кегли, мячи, мел, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат, презентация. |
14. | | | 1 | Режим дня. |
15. | | | 1 | Кроссворд «Вредно и полезно». |
16. | | | 1 | Водные процедуры как воздух нужны. |
17. | | | 1 | Игры: «Найди лишнее», «Отгадай загадки – напиши отгадки!». |
Раздел 5. Нарушение осанки |
18. | | | 1 | Комплексы упражнения для укрепления осанки. | Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. | Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы | Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат. |
19. | | | 1 | Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок». |
20. | | | 1 | Комплексы упражнения для укрепления осанки. |
21. | | | 1 | Игры для укрепления мышечного корсета: «Дерево», «Передай мяч». |
Раздел 6. Любимые игры детей |
22. | | | 1 | «Увернись от мяча», «Сильный бросок» | Получат возможность узнать: - правила игрового общения - о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению - особенности воздействия двигательной активности на организм человека | Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни | Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат. |
23. | | | 1 | Комплексы упражнения для укрепления осанки. |
24. | | | 1 | «Космонавты», «Второй лишний» |
25 | | | 1 | «Два мороза», «Большой мяч» |
26. | | | 1 | Комплексы упражнения для укрепления осанки. |
27. | | | 1 | «Шлепанки», «Охотники и утки» |
28. | | | 1 | «Гуси-лебеди», «Попробуй поймай» |
Раздел 7. Спортландия |
29. | | | 1 | Эстафеты без спортивного инвентаря: «Наездника», «Тачка» | Научатся: -подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. Правильно взаимодействовать с другими людьми. | Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт. | Скакалки, обруч, кегли, мячи. |
30. | | | 1 | «Сиамские близнецы», «Змейка» |
31. | | | 1 | Эстафеты со скакалкой и обручем: «Три прыжка», «Спасательный круг» |
32. | | | 1 | «Прохождение болота», «Тонель» |
33. | | | 1 | Комбинированная эстафета |
2 год обучения (35 часов)
Здравствуйте! (1 ч):
Обеспечить понимание важности сохранения и поддерживания положительного эмоционально – психического состояния для здоровья человека. Ознакомление с практическими способами поддерживания хорошего настроения.
О пользе утренней гимнастики (3 ч):
Польза утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья учащегося. Советы проведения утреней гимнастике. Комплексы упражнений утренней гимнастики.
Народные игры (8 ч):
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности. Русская народная игра «Краски», «Стадо».Дагестанская народная игра «Достань шапку». Казахская народная игра «Конное состязание».
Личная гигиена (4 ч):
Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», загадки, основные правила составления режима дня, составление режима дня. Формирование у учащихся устойчивый интерес к своему здоровью; прививать основные гигиенические умения и навыки; воспитывать чувство коллективизма, уважение и любовь к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Нарушение осанки (4 ч):
Комплексы упражнения для укрепления осанки «Здоровый позвоночник». Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».
Тренируем тело - укрепляем дух (7 ч):
Развитие практических навыков двигательной активности и физкультуры как важного фактора сохранения и укрепления здоровья. Эти упражнения даны нам природой (повседневные движения и упражнения, их не случайность). Массаж. Виды массажа. «Правила и приёмы самомасажа», Комплексы упражнений «Доброе утро», «Равновесие». Упражнения при плоскостопии, для снятия напряжения с кистей рук.
Подвижные игры (8 ч):
Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, кнопка», «Космонавты», Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты с баскетбольным мячом, Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка», весёлые старты со скакалкой, игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде», игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов», «Салки с мячом», «Прыгай через ров».
Календарно – тематический 2 год обучения
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Результативность обучения | Оборудо-вание |
план | Факт | личностные | метопредметные |
1. | | | 1 | Здравствуйте! | Обосновать значение здоровья жизни человека, объяснять зависимость качества здоровья от образа жизни человека | П: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместное работы всего класса. К: Слушать и понимать речь. | Фотоматериалы, иллюстрации, игровой материал. |
Раздел 1. О пользе утренней гимнастики |
2. | | | 1 | Польза утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья учащегося. | Научатся : - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки - правильно взаимодействовать с другими людьми. | П: Научатся: добывать новые знания: находить ответы на вопросы. Применять полученные знания в области здорового образа жизни. Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. | Фотоматериалы, презентация, иллюстрация, скакалка |
3. | | | 1 | Советы проведения утреней гимнастике. |
4. | | | 1 | Комплексы упражнений утренней гимнастики. |
Раздел 2. Народные игры |
5. | | | 1 | Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки» | Получат возможность узнать: - правила игрового общения - о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению - особенности воздействия двигательной активности на организм человека -подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. | П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя * проговаривать последовательность действий на уроке * учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; | Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка. |
6. | | | 1 | Русские народные игры: «Зайка», «Прыгание с перевязанными ногами» |
7. | | | 1 | Украинская народная игра «Хлебец». Казахская народная игра «Конное состязание» |
8. | | | 1 | Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун» |
9. | | | 1 | Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив» |
10. | | | 1 | Чеченская народная игра «Игра в башню». Дагестанская народная игра «Достань шапку» |
11. | | | 1 | Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей» |
12. | | | 1 | Русская народная игра « Удар по веревочке» |
Раздел 3. Личная гигиена |
13. | | | 1 | Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», загадки. | Правильно осуществлять приём различных водных процедур (душ, ванна, умывание, баня). Подводить самостоятельный итог занятия. Анализировать и систематизировать полученные умения и навыки. | П: Добывать новые знания и перерабатывать их. Делать выводы в результате совместной работы всего класса. Р: Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. К: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). | Кегли, мячи, мел, скакалки, письменные принадлежности, иллюстрация, презентация. |
14. | | | 1 | Основные правила составления режима дня, составление режима дня. |
15. | | | 1 | Водные процедуры как воздух нужны. |
16. | | | 1 | Игры: «Найди лишнее», «Отгадай загадки – напиши отгадки!». |
Раздел 4. Нарушение осанки |
17. | | | 1 | Комплексы упражнения для укрепления осанки | Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. | П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Слушать и понимать речь других. | Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, плакат. |
18. | | | 1 | «Здоровый позвоночник». |
19. | | | 1 | Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок». |
20. | | | 1 | «Дерево», «Передай мяч». |
Раздел 5. Тренируем тело - укрепляем дух |
21. | | | 1 | Эти упражнения даны нам природой (повседневные движения и упражнения, их не случайность). | Научатся: Определить правильность положения тела и его частей для сохранения здоровья, исправлять неправильные положения Давать определение понятию «Массаж» «Правила и приёмы самомасажа». Способствовать развитию навыков самостоятельного и систематического занятия физкультурой | Р: Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). П: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместное работы всего класса. * конструктивное разрешение конфликтов; * оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов; * принимать и сохранять учебную задачу; * осуществление взаимного контроля | Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка. |
22. | | | 1 | Массаж. Виды массажа. «Правила и приёмы самомасажа». |
23. | | | 1 | Комплексы упражнений «Доброе утро», «Равновесие». |
24. | | | 1 | Упражнения при плоскостопии, для снятия напряжения с кистей рук. |
25. | | | 1 | Комплекс упражнений «Здоровый позвоночник». |
26. | | | 1 | Упражнения для ног. |
27. | | | 1 | Комплекс упражнений для укрепления брюшного пресса |
Раздел 6. Подвижные игры |
28. | | | 1 | Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, кнопка», «Космонавты», | Научатся: - Подводить самостоятельный итог занятия. Анализировать и систематизировать полученные умения и навыки - Определить правильность положения тела и его частей для сохранения здоровья, исправлять неправильные положения - правильно взаимодействовать с другими людьми. | П: Научатся: добывать новые знания: находить ответы на вопросы. К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. * оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов; | Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка. |
29. | | | 1 | Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». |
30. | | | 1 | Эстафеты с баскетбольным мячом, |
31. | | | 1 | Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка», |
32. | | | 1 | весёлые старты со скакалкой, |
33. | | | 1 | игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде», |
34. | | | 1 | игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». Игра «Перемена мест» |
35. | | | 1 | Игра «Удочка», «Бой петухов», «Салки с мячом», «Прыгай через ров». |
3 год обучения (35 часов)
Здоровый образ жизни (1 ч):
Формирование у школьников заинтересованности к изучению здорового образа жизни. Ознакомление с содержанием занятий объединения, диагностика уровня гигиенических знаний.
В здоровом теле – здоровый дух ( 2 ч):
Содействовать воспитанию навыков безопасного поведения. Интеллектуальная игра «За здоровый образ жизни». Комплексы упражнений по укреплению мышц спины и укрепления брюшного пресса. Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». Игра «Горелки», «Ручеёк».
Игры-забавы (8 ч):
Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами). Игры: «Охота на тигра», «Донести рыбку», «Черепаха-путешественница», «Пролезь сквозь мешок», «Дриблинг», «Повяжу я шелковый платочек», «Собери орехи».
Гигиена тела и души (4 ч):
Развитие знаний и практических навыков гигиены как важного фактора сохранения и укрепления здоровья. Обеспечение условий развития гигиенических навыков. Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», загадки, основные правила составления режима дня, составление режима дня.
Профилактика травматизма (2 ч):
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения на спортивной площадке.
Правила поведения в команде. Правила ТБ.
Игры на развитие воображения, мышления (7 ч):
Игры на развитие мышления и речи, «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку». Игры на развитие воображения, «Море волнуется», «Запрещенное движение». ОРУ с использованием скороговорок. Беседа:«Мир движений и здоровье». Правила игр. Строевые упражнения.
Нарушение осанки (4 ч):
Комплексы упражнения для укрепления осанки «Здоровый позвоночник». Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».
Спортландия (7 ч):
Пионербол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Проведение игры. Спортивные эстафеты (наездники, сиамские близнецы, змейка). Игры: «Олимпиада», «Чемпион», «Переправа».
Календарно – тематический 3 год обучения
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Результативность обучения | Оборудо-вание |
плану | Факт | личностные | метопредметные |
|
1. | | | 1 | Здоровый образ жизни | Научатся:- правильно взаимодействовать с другими людьми. - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки | Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. К: Слушать и понимать речь других. | Фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал |
Раздел 1. В здоровом теле – здоровый дух |
2. | | | 1 | Интеллектуальная игра «За здоровый образ жизни». Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». | Получат возможность узнать: - о правилах безопасного поведения; Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности | П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; Р: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы; К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр; | Фотоматериалы, презентация, иллюстрация, скакалка, кегли. |
3. | | | 1 | Комплексы упражнений по укреплению мышц спины и укрепления брюшного пресса. Игра «Горелки», «Ручеёк». |
Раздел 2. Игры-забавы |
4. | | | 1 | Игры: «Охота на тигра», «Донести рыбку». | Получат возможность узнать: - правила игрового общения; - о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе поражению проговаривать последовательность действий на уроках - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах деятельности . | Р: Взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; К: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; | Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка. |
5. | | | 1 | «Черепаха-путешественница», «Пролезь сквозь мешок». |
6. | | | 1 | «Дриблинг», «Повяжу я шелковый платочек». |
7. | | | 1 | «Собери орехи», «Шла коза по мостику». |
8. | | | 1 | «Шишки, желуди, орехи» «Белые медведи». |
9. | | | 1 | «Кораблик», «Переход через болото». |
10. | | | 1 | «Слушай сигнал» , «Чемпионы». |
11. | | | 1 | «Караси и щука» , «Охотники и утки». |
Раздел 3. Гигиена тела и души | | | | «Борьба за флажки» |
12. | | | 1 | Развитие знаний и практических навыков гигиены. | Научатся: -правильно взаимодействовать с другими людьми(терпимо, имея взаимовыручку) -целостный, социально ориентированный взгляд на мир. - подводить самостоятельно итог занятия | Р: Научатся высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану К: Совместно договариваться правилах обобщения и поведения в школе и следовать им П:Давать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке | Правила личной гигиены буклет, плакаты, фишки, кегли, мяч. |
13. | | | 1 | Факторы сохранения и укрепления здоровья. |
14. | | | 1 | основные правила составления режима дня, «Советы Мойдодыра» . |
15. | | | 1 | Составление режима дня. Правильное дыхание |
Раздел 4. Профилактика травматизма |
16. | | | 1 | Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. | Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности | Р: Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля. К: Формулировать собственное мнение и позицию. П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт. | Плакаты, презентация, кегли, шведская стенка. |
17. | | | 1 | Правила поведения на спортивной площадке |
Раздел 5. Игры на развитие воображения, мышления |
18. | | | 1 | Беседа:«Мир движений и здоровье». Правила игр. | Получат возможность узнать: - правила игрового общения - о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению - особенности воздействия двигательной активности на организм человека. Подводить самостоятельно итог занятия. Научатся: анализировать и систематизировать полученные умения и навыки | Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы | Кегли, мячи, мел, скакалки, шведская стенка |
19. | | | 1 | Строевые упражнения |
20. | | | 1 | Игры на развитие мышления и речи, «Угадай чей голосок»», «Определим игрушку». |
21. | | | 1 | ОРУ с использованием скороговорок. |
22. | | | 1 | Игры на развитие воображения, «Море волнуется», «Запрещенное движение». |
23. | | | 1 | Игры: «Класс, смирно», «За флажками», |
24. | | | 1 | «Карлики –великаны» «Запомни- порядок». |
Раздел 6. Нарушение осанки |
25. | | | 1 | Комплексы упражнения для укрепления осанки. | Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности | Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. -проговаривать последовательность действий на уроке Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Научатся: применять полученные знания . К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы | Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат. |
26. | | | 1 | «Здоровый позвоночник». |
27. | | | 1 | Игры для укрепления мышечного корсета. « |
28. | | | 1 | Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч». |
Раздел 7. Спортландия |
29. | | | 1 | Игровые правила. | Научатся: -подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. Правильно взаимодействовать с другими людьми (терпимо, имея взаимовыручку) | Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт. | Скакалки, обруч, кегли, мячи. |
30. | | | 1 | Отработка игровых приёмов. |
31. | | | 1 | Проведение игры Пионербол. |
32. | | | 1 | Спортивные эстафеты (наездники, сиамские близнецы, змейка). |
33. | | | 1 | Игры: «Олимпиада», «Чемпион», . «Переправа». |
34. | | | 1 | Комбинированные эстафеты |
35. | | | 1 | Весёлые старты |
4 год обучения (35 часов)
Мы – здоровые дети (1 ч):
Способствовать формирование правильного отношения к возникающим трудностям и правил поведения при их преодолении. Создать условия для изучения своего «Я». Ознакомление с правилами поведения при возникновении трудностей.
Оздоровительные минутки (3 ч):
Привитие навыков оздоровления с помощью физических упражнений. Ознакомление с приёмами – профилактической физкультуры. Ориентировать обучающихся на активный и полезный досуг. Упражнения для глаз, для лица, полезная перемена.
Профилактика травматизма (2 ч):
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения на спортивной площадке. Правила поведения в команде. Правила ТБ.
Бессюжетные игры (11 ч):
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Использование простых движений: бега, ловля, прыжков. Игры: « Ловишки - перебежки», «Вороны и воробьи», «Паровозик», «Белые медведи», «На одной ноге», «Веселый бег» ,«Попади в след», «Петушиный бой».
Если хочешь быть здоровым (9 ч):
Содействовать укреплению позиции ценностного отношения к здоровью и ориентация ребят на здоровьесберегающее поведение. Практикум «правила закаливания». Выполнение оздоровительных пауз, «Правила приёма солнечных ванн», «Правила купания». Признаки здорового закаленного человека. Оздоровительные паузы. Игра - кричалка «Полезно - вредно». Работа в группах - объясните пословицы. Выбери слова для характеристики здорового человека. «Держи осанку».
Нарушение осанки (4 ч):
Комплексы упражнения для укрепления осанки «Здоровый позвоночник». Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».
Спортландия (5 ч):
Пионербол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Проведение игры. Спортивные эстафеты (наездники, сиамские близнецы, змейка). Игры: «Олимпиада», «Чемпион», «Переправа».
Календарно – тематический 4 год обучения
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятия | Результативность обучения | Оборудо-вание |
план | Факт | личностные | метопредметные |
|
1. | | | 1 | Мы – здоровые дети | Научатся:- правильно взаимодействовать с другими людьми. - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки | Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы. К: Слушать и понимать речь других. | Фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал |
Раздел 1. Оздоровительные минутки |
2. | | | 1 | Привитие навыков оздоровления с помощью физических упражнений. | Научатся: анализировать и систематизировать полученные умения и навыки Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах деятельности | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя * проговаривать последовательность действий на уроке * конструктивное разрешение конфликтов; * осуществление взаимного контроля; * оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов; * принимать и сохранять учебную задачу; * учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | Плакаты, кегли, обручи, мячи |
3. | | | 1 | Ознакомление с приёмами – профилактической физкультуры. |
4. | | | 1 | Ориентировать обучающихся на активный и полезный досуг. Упражнения для глаз, для лица, полезная перемена. |
Раздел 2. Профилактика травматизма |
5. | | | 1 | Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. | Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности | Р: Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля. К: Формулировать собственное мнение и позицию. П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт. | Плакаты, презентация, кегли, шведская стенка. |
6. | | | 1 | Правила поведения на спортивной площадке |
Раздел 3. Бессюжетные игры |
7. | | | 1 | Игры: « Ловишки - перебежки», | Получат возможность узнать: - правила игрового общения; - о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе поражению проговаривать последовательность действий на уроках - выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах деятельности | Р:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя- проговаривать последовательность действий на уроке. -конструктивное разрешение конфликтов; - осуществление взаимного контроля; - оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов;- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; К: Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). П: Взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация. | Мячи Кегли Шарики, гимнастическая палка, Повязка на глаза, эстафетная палочка. |
8. | | | 1 | «Петушиный бой». |
9. | | | 1 | «Попади в след». |
10. | | | 1 | «Веселый бег». |
11. | | | 1 | «На одной ноге». |
12. | | | 1 | «Белые медведи». |
13. | | | 1 | «Паровозик». |
14. | | | 1 | «Вороны и воробьи». |
15. | | | 1 | «Найди своё цвет». |
16. | | | 1 | «Береги предмет». |
17. | | | 1 | «Где звенит колокольчик?». |
Раздел 4. Если хочешь быть здоровым |
18. | | | 1 | Практикум «правила закаливания». | Получат возможность узнать: -Подводить самостоятельно итог занятия - анализировать и систематизировать полученные умения и навыки - быть сдержанным, терпеливым, вежливым, в процессе взаимодействия | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт; Перерабатывать полученную информацию, делать выводы; Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр; | Мячи эстафетная палочка. Кегли Шарики, Повязка на глаза. |
19. | | | 1 | Выполнение оздоровительных пауз, «Правила приёма солнечных ванн», «Правила купания». |
20. | | | 1 | Признаки здорового закаленного человека. Оздоровительные паузы. |
21. | | | 1 | Игра - кричалка «Полезно - вредно». |
22. | | | 1 | Работа в группах - объясните пословицы. |
23. | | | 1 | Выбери слова для характеристики здорового человека. «Держи осанку». |
24. | | | 1 | «Море волнуется», «Запрещенное движение». |
25. | | | 1 | Угадай чей голосок»», «Определим игрушку». |
26. | | | 1 | «Карлики –великаны» «Запомни- порядок». |
Раздел 5. Нарушение осанки |
27. | | | 1 | Комплексы упражнения для укрепления осанки. | Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности | Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. -проговаривать последовательность действий на уроке Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) Научатся: применять полученные знания . К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика) П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы | Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат. |
28. | | | 1 | «Здоровый позвоночник». |
29. | | | 1 | Игры для укрепления мышечного корсета. « |
30. | | | 1 | Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч». |
Раздел 6. Спортландия |
31. | | | 1 | «Прохождение болота», «Тонель» | Научатся: - Правильно взаимодействовать с другими людьми. -подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки. | П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт. Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя. К: Слушать и понимать речь других. | Скакалки, обруч, кегли, мячи. |
32. | | | 1 | «Сиамские близнецы», «Змейка» |
33. | | | 1 | Комбинированная эстафета |
34. | | | 1 | Эстафеты без спортивного инвентаря: «Наездника», «Тачка» |
35. | | | 1 | Эстафеты со скакалкой и обручем: «Три прыжка», «Спасательный круг» |
Материально-техническое обеспечение
Материально- техническая база
Для осуществления образовательного процесса по программе «Подвижные игры» имеются следующие принадлежности:
спортивный инвентарь;
компьютер, принтер, сканет, интерактивная доска, мультмедиапроектор;
набор таблиц,
муляжи,
дидактические карточки,
диски и ЭОР.
Литература
- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
- Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.
- Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки здоровья. М.,2002
-Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.
-Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.
- http://collegy.ucoz.ru/publ/6
-Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.
-Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
-Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
-Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
-Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
-Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа» 2012г, №11, с.18.
58