СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Подвижные игры»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность.   Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней  к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников      

Практическая значимость. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем,   развивают речь, упражнения в счете формируют соревновательный, творческий, коллективный характер.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Подвижные игры»»

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Подвижные игры» разработана по физкультурно-оздоровительному направлению в соответствии с требованиями ФГОС НОО и основной образовательной программы НОО. Рабочая программа составлена на основе:

1) Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с изменениями (приказа Минобрнауки России от 31.12.15 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373»);

2) На основе авторской программы внеурочной деятельности «Подвижные игры», Акимова Н.М. Колемаскина Л.В., учителя начальных классов МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1.

Актуальность. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию здорового образа жизни и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепления здоровья младших школьников

Практическая значимость. Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем, развивают речь, упражнения в счете формируют соревновательный, творческий, коллективный характер.

Цель программы:

  • создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Основные задачи программы:

  • укреплять здоровье учащихся, приобщать их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействать гармоническому, физическому развитию;

  • обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

  • воспитывать дисциплинированность, доброжелательное отношение к одноклассникам, формировать коммуникативные компетенции.

Цели и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы

Ценностные ориентиры содержания программы:

  • Приоритет жизни и здоровья человека

  • Здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия

  • Здоровье молодого поколения как показатель физического и нравственного состояния общества

  • Здоровый образ жизни как неотъемлемая часть жизни современного успешного человека


Возрастная группа. Программа ориентирована на обучающихся 1 – 4 классов. Именно в этот период у ребёнка развивается осознанное ценностное отношение к здоровью, закладываются и закрепляются основные навыки культуры здорового образа жизни.


Режим занятий:

  • общее число часов в год: 1 класс-33 часа, 2-4 класс 35 часов

  • периодичность – 1 занятие в неделю

  • продолжительность занятия – 45 минут; 1 класс 1- полугодие 35 минут

  • срок реализации программы – 4 года


Отслеживание и оценивание результатов обучения учащихся

по программе осуществляется посредством:

  • активности участия в деятельности;

  • правильности выполнения теоретических и практических заданий, упражнений;

  • умение применять полученные знания при выполнении задания, творческих работ;

  • логичности рассуждения детей по вопросам здоровьесбережения;

  • умения устанавливать причинно-следственные связи и зависимости качества жизни и здоровья от поведения человека;

  • результатов анкетирования;

  • содержания творческих и самостоятельных работ.


Прогнозируемые результаты

Уровни воспитательных результатов:

  • Первый уровень результатов – приобретение обучающимся знаний об основах здоровьесбережения.

  • Второй уровень результатов – формирование позитивного отношения обучающегося к таким базовым ценностям общества как жизнь человека, здоровье, социальный успех, труд, благоприятная окружающая среда.

  • Третий уровень результатов – получение обучающимся опыта самостоятельного действия по сохранению и укреплению здоровья, обеспечению своего гармоничного сосуществования с окружающим миром.

Планируемые результаты освоения

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир;

  • ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;

  • способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности;

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

  • освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

  • развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни.


Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

  • умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

  • планирование общей цели и пути её достижения;

  • распределение функций и ролей в совместной деятельности;

  • конструктивное разрешение конфликтов;

  • осуществление взаимного контроля;

  • оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
    2. Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

  • перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

  • устанавливать причинно-следственные связи.
    3. Коммуникативные УУД:

  • взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры);

  • адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

  • двигательная подготовленность как важный компонент здоровья учащихся;

  • развитие физических способностей;

  • освоение правил здорового и безопасного образа жизни;

  • развитие психических и нравственных качеств;

  • повышение социальной и трудовой активности;планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать

  • отдых и досуг с использованием средств физической активности;

  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;

  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.


В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Подвижные игры»
обучающийся научится:

  • основы истории развития подвижных игр в России;

  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств;

  • возможности формирования индивидуальных черт свойств личности посредством регулярных занятий;

  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;

  • правила личной гигиены, профилактика травматизма и оказания доврачебной помощи; влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

  • значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

Обучающейся получит возможность научатся:

  • адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

  • отвечать за свои поступки;

  • отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;

  • технически правильно осуществлять двигательные действия, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения;

  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками , владеть культурой общения;

  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием.


Формы проведения занятий внеурочной деятельности


  • викторины;

  • подвижные игры;

  • эстафеты;

  • конкурсы;

  • ролевые игры;

  • выполнение заданий соревновательного характера;

  • оценка уровня результатов деятельности (знание, представление, деятельность по распространению ЗОЖ);

  • результативность участия в конкурсных программах и др.


Учебный план


п/п

Наименование разделов

Количество учебных часов

всего

теория

практика

1 год обучения

1.

Организационное занятие

1

1

-

2.

Здоровье в порядке- спасибо зарядке

2

1

1

3.

Профилактика травматизма

2

1

1

4.

Игры на развитие внимания, речи

7

2

5

5.

Полезное и вредное

5

1

4

6.

Нарушение осанки

4

2

2

7.

Любимые игры детей

7

1

6

8.

Спортландия

5

1

4

Итого:

33

10

23

2 год обучения

1.

Здравствуйте!

1

1

-

2.

О пользе утренней гимнастики

3

1

2

3.

Народные игры

8

1

7

4.

Личная гигиена

4

2

2

5.

Нарушение осанки

4

2

2

6.

Тренируем тело - укрепляем дух

7

2

5

7.

Подвижные игры

8

1

7

Итого:

35

10

25

3 год обучения

1.

Здоровый образ жизни

1

1

-

2.

В здоровом теле – здоровый дух

2

1

1

3.

Игры-забавы

8

1

7

4.

Гигиена тела и души

4

2

2

5.

Профилактика травматизма

2

1

1

6.

Игры на развитие воображения, мышления

7

1

6

7.

Нарушение осанки

4

1

3

8.

Спортландия

7

1

6

Итого:

35

9

26

4 год обучения

1.

Мы – здоровые дети

1

1

-

2.

Оздоровительные минутки

3

1

2

3.

Профилактика травматизма

2

1

1

4.

Бессюжетные игры

11

1

10

5.

Если хочешь быть здоровым

9

2

7

6.

Нарушение осанки

4

2

2

7.

Спортландия

5

1

4

Итого:

35

9

26



Содержание программы

Программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.

1 год обучения (33 часа)

Организационное занятие (1 ч):

Формирование у школьников заинтересованности к изучению правил игр, гигиены и здорового образа жизни. Ознакомление с содержанием занятий объединения, диагностика уровня гигиенических знаний.
Здоровье в порядке- спасибо зарядке (2 ч):

Советы проведения утреней гимнастике. Комплексы упражнений утренней гимнастики.
Профилактика травматизма (2 ч):

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения на спортивной площадке.

Правила поведения в команде. Правила ТБ.

Игры на развитие внимания, речи (7 ч):

Игры: «Класс, смирно», «За флажками»,  «Карлики –великаны» «Запомни- порядок». Игры на развитие воображения: «Море волнуется», «Запрещенное движение». Ору с использованием скороговорок. Игры на развитие мышления: «Угадай, чей голосок»»,  «Определим игрушку».
Полезное и вредное (5 ч):

Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», Кроссворд «Вредно и полезно», «Найди лишнее», «Отгадай загадки – напиши отгадки!», «Рисуй  и пиши». Формирование у учащихся устойчивый интерес к своему здоровью; прививать основные гигиенические умения и навыки; воспитывать чувство коллективизма, уважение и любовь к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Нарушение осанки (4 ч):

Комплексы упражнения для укрепления осанки. Игры для укрепления мышечного карсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».
Любимые игры детей (7 ч):

Все игры коллективные. Дети выступают в роли ведущих, объясняют и проводят игру. Педагог следит за ходом игры, дает советы. У детей появляется интерес к самостоятельному проведению игры, сохраняется эмоционально-положительное настроение и хорошие взаимоотношения играющих. Дети приучаются ловко и стремительно действовать в игровой ситуации, оказывать товарищескую помощь, добиваться достижения цели и при этом испытать радость.
Спортландия (5 ч): Игры, эстафеты, весёлые минутки, эстафеты с надувными шарами, эстафеты с предметами без, «Фестиваль подвижных игр», «Большие гонки, «Олимпийские игры».












































Календарно – тематическое планирование 1 год обучения


п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Результативность обучения

Оборудо-вание

план

Факт

личностные

метопредметные

1.



1

Организационное занятие

Обосновать значение здоровья жизни человека, объяснять зависимость качества здоровья от образа жизни человека

К: Слушать и понимать речь.
П: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместное работы всего класса.

Фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал

Раздел 1. Здоровье в порядке- спасибо зарядке

2.



1

Советы проведения утреней гимнастике

Научатся:- правильно взаимодействовать с другими людьми.
- подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки

П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

К: Слушать и понимать речь других.

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Фотоматериалы, презентация, иллюстрация, скакалка

3.



1

Комплексы упражнений утренней гимнастики

Раздел 2. Профилактика травматизма

4.



1

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.

Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Р: Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.


Плакаты, презентация, мячи, кегли, шведская стенка

5.



1

Правила поведения на спортивной площадке

Раздел 3. Игры на развитие внимания, речи

6.



1

Беседа: «Мир движений и здоровье». Правила игр.

Получат возможность узнать:


- правила игрового общения


- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению


- особенности воздействия двигательной активности на организм человека

Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.


К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни

Кегли, мячи, мел, скакалки, шведская стенка

7.



1

Игры на развитие воображения: «Море волнуется», «Запрещенное движение».

8.



1

Ору с использованием скороговорок.

9.



1

Игры на развитие мышления: «Угадай, чей голосок»»,  «Определим игрушку».

10.



1

Строевые упражнения

11.



1

Игры: «Класс, смирно», «За флажками»,  

12.



1

«Карлики –великаны» «Запомни- порядок».

Раздел 4. Полезное и вредное

13.



1

Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра».

Правильно осуществлять приём различных водных процедур (душ, ванна, умывание, баня).

Подводить самостоятельный итог занятия. Анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

Р: Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

К: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

П: Добывать новые знания и перерабатывать их. Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Кегли, мячи, мел, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат, презентация.

14.



1

Режим дня.

15.



1

Кроссворд «Вредно и полезно».

16.



1

Водные процедуры как воздух нужны.

17.




1

Игры: «Найди лишнее», «Отгадай загадки – напиши отгадки!».

Раздел 5. Нарушение осанки

18.



1

Комплексы упражнения для укрепления осанки.

Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы

Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат.

19.



1

Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок».

20.



1

Комплексы упражнения для укрепления осанки.

21.



1

Игры для укрепления мышечного корсета: «Дерево», «Передай мяч».

Раздел 6. Любимые игры детей

22.



1

«Увернись от мяча», «Сильный бросок»

Получат возможность узнать:

- правила игрового общения

- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека

Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни

Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат.

23.



1

Комплексы упражнения для укрепления осанки.

24.



1

«Космонавты», «Второй лишний»

25



1

«Два мороза», «Большой мяч»

26.



1

Комплексы упражнения для укрепления осанки.

27.



1

«Шлепанки», «Охотники и утки»

28.



1

«Гуси-лебеди», «Попробуй поймай»

Раздел 7. Спортландия

29.



1

Эстафеты без спортивного инвентаря: «Наездника», «Тачка»

Научатся: -подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.

Правильно взаимодействовать с другими людьми.

Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других.

П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.

Скакалки, обруч, кегли, мячи.



30.



1

«Сиамские близнецы», «Змейка»

31.



1

Эстафеты со скакалкой и обручем: «Три прыжка», «Спасательный круг»

32.



1

«Прохождение болота», «Тонель»

33.



1

Комбинированная эстафета




























2 год обучения (35 часов)


Здравствуйте! (1 ч):

Обеспечить понимание важности сохранения и поддерживания положительного эмоционально – психического состояния для здоровья человека. Ознакомление с практическими способами поддерживания хорошего настроения.


О пользе утренней гимнастики (3 ч):

Польза утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья учащегося. Советы проведения утреней гимнастике. Комплексы упражнений утренней гимнастики.


Народные игры (8 ч):
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания подрастающего поколения. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора: движения точны и образны, часто сопровождаются считалками, потешками, веселыми моментами. Игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а действия требуют от детей умственной деятельности. Русская народная игра «Краски», «Стадо».Дагестанская народная игра «Достань шапку». Казахская народная игра «Конное состязание».
Личная гигиена (4 ч):
Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», загадки, основные правила составления режима дня, составление режима дня. Формирование у учащихся устойчивый интерес к своему здоровью; прививать основные гигиенические умения и навыки; воспитывать чувство коллективизма, уважение и любовь к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Нарушение осанки (4 ч):
Комплексы упражнения для укрепления осанки «Здоровый позвоночник». Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».
Тренируем тело - укрепляем дух (7 ч):
Развитие практических навыков двигательной активности и физкультуры как важного фактора сохранения и укрепления здоровья. Эти упражнения даны нам природой (повседневные движения и упражнения, их не случайность). Массаж. Виды массажа. «Правила и приёмы самомасажа», Комплексы упражнений «Доброе утро», «Равновесие». Упражнения при плоскостопии, для снятия напряжения с кистей рук.
Подвижные игры (8 ч):
Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, кнопка», «Космонавты», Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый». Эстафеты  с баскетбольным мячом, Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка», весёлые старты со скакалкой, игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде», игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». Игра «Перемена мест» Игра «Удочка», «Бой петухов», «Салки с мячом», «Прыгай через ров».













Календарно – тематический 2 год обучения

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Результативность обучения

Оборудо-вание

план

Факт

личностные

метопредметные

1.



1

Здравствуйте!

Обосновать значение здоровья жизни человека, объяснять зависимость качества здоровья от образа жизни человека

П: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместное работы всего класса.

К: Слушать и понимать речь.

Фотоматериалы, иллюстрации, игровой материал.

Раздел 1. О пользе утренней гимнастики

2.



1

Польза утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья учащегося.

Научатся : - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки

- правильно взаимодействовать с другими людьми.

П: Научатся: добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

Применять полученные знания в области здорового образа жизни.

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других.

Фотоматериалы, презентация, иллюстрация, скакалка

3.



1

Советы проведения утреней гимнастике.

4.



1

Комплексы упражнений утренней гимнастики.

Раздел 2. Народные игры

5.



1

Русская народная игра «У медведя во бору», «Горелки»

Получат возможность узнать:


- правила игрового общения


- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению


- особенности воздействия двигательной активности на организм человека


-подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.

П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни

Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

* проговаривать последовательность действий на уроке

* учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка.
















6.



1

Русские народные игры: «Зайка»,  «Прыгание с перевязанными ногами»

7.



1

Украинская народная игра «Хлебец». Казахская народная игра «Конное состязание»

8.



1

Русская народная игра «Горелки», «Наседка и коршун»

9.



1

Русская народная игра «Кот и мышь» «Локомотив»

10.



1

Чеченская народная игра «Игра в башню». Дагестанская народная игра «Достань шапку»

11.



1

Русская народная игра «Большой мяч», «Укротитель зверей»

12.



1

Русская народная игра « Удар по веревочке»

Раздел 3. Личная гигиена

13.



1

Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», загадки.

Правильно осуществлять приём различных водных процедур (душ, ванна, умывание, баня).

Подводить самостоятельный итог занятия. Анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

П: Добывать новые знания и перерабатывать их. Делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Р: Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

К: Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).


Кегли, мячи, мел, скакалки, письменные принадлежности, иллюстрация, презентация.

14.



1

Основные правила составления режима дня, составление режима дня.

15.



1

Водные процедуры как воздух нужны.

16.



1

Игры: «Найди лишнее», «Отгадай загадки – напиши отгадки!».

Раздел 4. Нарушение осанки

17.



1

Комплексы упражнения для укрепления осанки

Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Слушать и понимать речь других.

Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, плакат.

18.



1

«Здоровый позвоночник».

19.



1

Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок».

20.



1

«Дерево», «Передай мяч».

Раздел 5. Тренируем тело - укрепляем дух

21.



1

Эти упражнения даны нам природой (повседневные движения и упражнения, их не случайность).

Научатся: Определить правильность положения тела и его частей для сохранения здоровья, исправлять неправильные положения



Давать определение понятию «Массаж» «Правила и приёмы самомасажа».

Способствовать развитию навыков самостоятельного и систематического занятия физкультурой

Р: Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

П: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместное работы всего класса.

* конструктивное разрешение конфликтов;

* оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;

* принимать и сохранять учебную задачу;

* осуществление взаимного контроля

Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка.






22.



1

Массаж. Виды массажа. «Правила и приёмы самомасажа».

23.



1

Комплексы упражнений «Доброе утро», «Равновесие».

24.



1

Упражнения при плоскостопии, для снятия напряжения с кистей рук.

25.



1

Комплекс упражнений «Здоровый позвоночник».

26.



1

Упражнения для ног.

27.



1

Комплекс упражнений для укрепления брюшного пресса

Раздел 6. Подвижные игры

28.



1

Игра с элементами ОРУ «Кочка, дорожка, кнопка», «Космонавты»,

Научатся:

- Подводить самостоятельный итог занятия. Анализировать и систематизировать полученные умения и навыки


- Определить правильность положения тела и его частей для сохранения здоровья, исправлять неправильные положения


- правильно взаимодействовать с другими людьми.

П: Научатся: добывать новые знания: находить ответы на вопросы.


К: Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)


Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Научатся: высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

* оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;

Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка.



29.



1

Беседа «Я сильный, ловкий, быстрый».

30.



1

Эстафеты  с баскетбольным мячом,

31.



1

Игра с мячом «Охотники и утки», «Совушка»,

32.



1

весёлые старты со скакалкой,

33.



1

игра «не давай мяч водящему», «Зайцы в огороде»,

34.



1

игры на свежем воздухе «Два Мороза», «Метко в цель». Игра «Перемена мест»

35.



1

Игра «Удочка», «Бой петухов», «Салки с мячом», «Прыгай через ров».















































3 год обучения (35 часов)

Здоровый образ жизни (1 ч):
Формирование у школьников заинтересованности к изучению здорового образа жизни. Ознакомление с содержанием занятий объединения, диагностика уровня гигиенических знаний.

В здоровом теле – здоровый дух ( 2 ч):
Содействовать воспитанию навыков безопасного поведения. Интеллектуальная игра «За здоровый образ жизни». Комплексы упражнений по укреплению мышц спины и укрепления брюшного пресса. Беседа «В здоровом теле – здоровый дух». Игра «Горелки», «Ручеёк».

Игры-забавы (8 ч):
Учащимся даются понятия: игры-забавы, аттракционы, они часто проводятся на спортивных праздниках, на вечерах досуга. Двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (бежать в мешке, выполнить движение с закрытыми глазами). Игры: «Охота на тигра», «Донести рыбку», «Черепаха-путешественница», «Пролезь сквозь мешок», «Дриблинг», «Повяжу я шелковый платочек», «Собери орехи».

Гигиена тела и души (4 ч):
Развитие знаний и практических навыков гигиены как важного фактора сохранения и укрепления здоровья. Обеспечение условий развития гигиенических навыков. Тесты, викторины, «Советы Мойдодыра», загадки, основные правила составления режима дня, составление режима дня.
Профилактика травматизма (2 ч):
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения на спортивной площадке.

Правила поведения в команде. Правила ТБ.

Игры на развитие воображения, мышления (7 ч):
Игры на развитие мышления и речи, «Угадай чей голосок»»,  «Определим игрушку». Игры на развитие воображения, «Море волнуется», «Запрещенное движение». ОРУ с использованием скороговорок. Беседа:«Мир движений и здоровье». Правила игр. Строевые упражнения.

Нарушение осанки (4 ч):
Комплексы упражнения для укрепления осанки «Здоровый позвоночник». Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».
Спортландия (7 ч):
Пионербол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Проведение игры. Спортивные эстафеты (наездники, сиамские близнецы, змейка). Игры: «Олимпиада», «Чемпион», «Переправа».

Календарно – тематический 3 год обучения

п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Результативность обучения

Оборудо-вание

плану

Факт

личностные

метопредметные


1.



1

Здоровый образ жизни

Научатся:- правильно взаимодействовать с другими людьми.
- подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

К: Слушать и понимать речь других.

Фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал

Раздел 1. В здоровом теле – здоровый дух

2.



1

Интеллектуальная игра «За здоровый образ жизни».

Беседа «В здоровом теле – здоровый дух».

Получат возможность узнать: - о правилах безопасного поведения;

Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни.

Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

Р: Перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

К: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;

Фотоматериалы, презентация, иллюстрация, скакалка, кегли.

3.



1

Комплексы упражнений по укреплению мышц спины и укрепления брюшного пресса. Игра «Горелки», «Ручеёк».

Раздел 2. Игры-забавы

4.



1

Игры: «Охота на тигра», «Донести рыбку».

Получат возможность узнать:
- правила игрового общения;


- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе поражению


проговаривать последовательность действий на уроках


- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах деятельности .

Р: Взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных видах игры. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

К: Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни.

Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

Кегли, мячи, мел, шведская стенка, плакат, скакалка.







5.



1

«Черепаха-путешественница», «Пролезь сквозь мешок».

6.



1

«Дриблинг», «Повяжу я шелковый платочек».

7.



1

«Собери орехи», «Шла коза по мостику».

8.



1

«Шишки, желуди, орехи»

«Белые медведи».

9.



1

«Кораблик», «Переход через болото».

10.



1

«Слушай сигнал» , «Чемпионы».

11.



1

«Караси и щука» , «Охотники и утки».

Раздел 3. Гигиена тела и души




«Борьба за флажки»

12.



1

Развитие знаний и практических навыков гигиены.

Научатся: -правильно взаимодействовать с другими людьми(терпимо, имея взаимовыручку)

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир.

- подводить самостоятельно итог занятия

Р: Научатся высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану

К: Совместно договариваться правилах обобщения и поведения в школе и следовать им

П:Давать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке

Правила личной гигиены буклет, плакаты, фишки, кегли, мяч.

13.



1

Факторы сохранения и укрепления здоровья.

14.



1

основные правила составления режима дня, «Советы Мойдодыра» .

15.



1

Составление режима дня. Правильное дыхание

Раздел 4. Профилактика травматизма

16.



1

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.

Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Р: Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.

Плакаты, презентация, кегли, шведская стенка.

17.



1

Правила поведения на спортивной площадке

Раздел 5. Игры на развитие воображения, мышления

18.



1

Беседа:«Мир движений и здоровье». Правила игр.

Получат возможность узнать:

- правила игрового общения

- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека.

Подводить самостоятельно итог занятия.

Научатся: анализировать и систематизировать полученные умения и навыки

Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

П: Научатся- применять полученные знания в области здорового образа жизни.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

Кегли, мячи, мел, скакалки, шведская стенка

19.



1

Строевые упражнения

20.



1

Игры на развитие мышления и речи, «Угадай чей голосок»»,  «Определим игрушку».

21.



1

ОРУ с использованием скороговорок.

22.



1

Игры на развитие воображения, «Море волнуется», «Запрещенное движение».

23.



1

Игры: «Класс, смирно», «За флажками»,  

24.



1

«Карлики –великаны» «Запомни- порядок».

Раздел 6. Нарушение осанки

25.



1

Комплексы упражнения для укрепления осанки.

Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.

Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Научатся: применять полученные знания .

К: Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы

Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат.

26.



1

«Здоровый позвоночник».

27.



1

Игры для укрепления мышечного корсета. «

28.



1

Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».

Раздел 7. Спортландия

29.



1

Игровые правила.


Научатся: -подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.

Правильно взаимодействовать с другими людьми

(терпимо, имея взаимовыручку)

Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других.

П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.

Скакалки, обруч, кегли, мячи.



30.



1

Отработка игровых приёмов.

31.



1

Проведение игры Пионербол.

32.



1

Спортивные эстафеты (наездники, сиамские близнецы, змейка).

33.



1

Игры: «Олимпиада», «Чемпион», . «Переправа».

34.



1

Комбинированные эстафеты

35.



1

Весёлые старты
























4 год обучения (35 часов)


Мы – здоровые дети (1 ч):
Способствовать формирование правильного отношения к возникающим трудностям и правил поведения при их преодолении. Создать условия для изучения своего «Я». Ознакомление с правилами поведения при возникновении трудностей.

Оздоровительные минутки (3 ч):
Привитие навыков оздоровления с помощью физических упражнений. Ознакомление с приёмами – профилактической физкультуры. Ориентировать обучающихся на активный и полезный досуг. Упражнения для глаз, для лица, полезная перемена.

Профилактика травматизма (2 ч):
Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса. Правила поведения на спортивной площадке. Правила поведения в команде. Правила ТБ.


Бессюжетные игры (11 ч):
Данные игры типа ловишек, перебежек, салок. Отличается наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Развиваются: самостоятельность, глазомер, быстрота и ловкость движений, ориентировка в пространстве. Дети учатся координировать свои действия. Упражняясь в играх данного раздела дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мяч, шар, скакалка). Использование простых движений: бега, ловля, прыжков. Игры: « Ловишки - перебежки», «Вороны и воробьи», «Паровозик», «Белые медведи», «На одной ноге», «Веселый бег» ,«Попади в след», «Петушиный бой».

Если хочешь быть здоровым (9 ч):
Содействовать укреплению позиции ценностного отношения к здоровью и ориентация ребят на здоровьесберегающее поведение. Практикум «правила закаливания». Выполнение оздоровительных пауз, «Правила приёма солнечных ванн», «Правила купания». Признаки здорового закаленного человека. Оздоровительные паузы. Игра - кричалка «Полезно - вредно». Работа в группах - объясните пословицы. Выбери слова для характеристики здорового человека. «Держи осанку».

Нарушение осанки (4 ч):
Комплексы упражнения для укрепления осанки «Здоровый позвоночник». Игры для укрепления мышечного корсета: «Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».


Спортландия (5 ч):
Пионербол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Проведение игры. Спортивные эстафеты (наездники, сиамские близнецы, змейка). Игры: «Олимпиада», «Чемпион», «Переправа».



Календарно – тематический 4 год обучения


п/п

Дата

Кол-во часов

Тема занятия

Результативность обучения

Оборудо-вание

план

Факт

личностные

метопредметные


1.



1

Мы – здоровые дети

Научатся:- правильно взаимодействовать с другими людьми.
- подводить самостоятельно итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

П: Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

К: Слушать и понимать речь других.

Фотоматериалы, иллюстрации, игровой дидактический материал

Раздел 1. Оздоровительные минутки

2.



1

Привитие навыков оздоровления с помощью физических упражнений.

Научатся: анализировать и систематизировать полученные умения и навыки

Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах деятельности

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

* проговаривать последовательность действий на уроке

* конструктивное разрешение конфликтов;

* осуществление взаимного контроля;

* оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;

* принимать и сохранять учебную задачу;

* учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Плакаты, кегли, обручи, мячи

3.



1

Ознакомление с приёмами – профилактической физкультуры.

4.



1

Ориентировать обучающихся на активный и полезный досуг. Упражнения для глаз, для лица, полезная перемена.

Раздел 2. Профилактика травматизма

5.



1

Инструкция по ТБ. Цели и задачи курса.

Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Р: Конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля.

К: Формулировать собственное мнение и позицию.

П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.

Плакаты, презентация, кегли, шведская стенка.

6.



1

Правила поведения на спортивной площадке

Раздел 3. Бессюжетные игры

7.



1

Игры: « Ловишки - перебежки»,

Получат возможность узнать:
- правила игрового общения;

- о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе поражению

проговаривать последовательность действий на уроках

- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для учащегося видах деятельности


Р:Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя- проговаривать последовательность действий на уроке. -конструктивное разрешение конфликтов; - осуществление взаимного контроля; - оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение  необходимых коррективов;- принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

К: Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

П: Взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и кооперация.

Мячи

Кегли

Шарики, гимнастическая палка,

Повязка на глаза, эстафетная палочка.


8.



1

«Петушиный бой».

9.



1

«Попади в след».

10.



1

«Веселый бег».

11.



1

«На одной ноге».

12.



1

«Белые медведи».

13.



1

«Паровозик».

14.



1

«Вороны и воробьи».

15.



1

«Найди своё цвет».

16.



1

«Береги предмет».

17.



1

«Где звенит колокольчик?».

Раздел 4. Если хочешь быть здоровым

18.



1

Практикум «правила закаливания».

Получат возможность узнать:

-Подводить самостоятельно итог занятия


- анализировать и систематизировать полученные умения и навыки


- быть сдержанным, терпеливым, вежливым, в процессе взаимодействия


Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

Научатся: применять полученные знания в области здорового образа жизни.

Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

Перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;


Мячи

эстафетная палочка.

Кегли

Шарики,

Повязка на глаза.



19.



1

Выполнение оздоровительных пауз, «Правила приёма солнечных ванн», «Правила купания».

20.



1

Признаки здорового закаленного человека. Оздоровительные паузы.

21.



1

Игра - кричалка «Полезно - вредно».

22.



1

Работа в группах - объясните пословицы.

23.



1

Выбери слова для характеристики здорового человека. «Держи осанку».

24.



1

«Море волнуется», «Запрещенное движение».

25.



1

Угадай чей голосок»»,  «Определим игрушку».

26.



1

«Карлики –великаны» «Запомни- порядок».

Раздел 5. Нарушение осанки

27.



1

Комплексы упражнения для укрепления осанки.

Научатся: - подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.

Способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности

Р: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-проговаривать последовательность действий на уроке

Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Научатся: применять полученные знания .

К: Слушать и понимать речь других.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы

Кегли, мячи, скакалки, шведская стенка, письменные принадлежности, плакат.

28.



1

«Здоровый позвоночник».

29.



1

Игры для укрепления мышечного корсета. «

30.



1

Меткий бросок», «Дерево», «Передай мяч».

Раздел 6. Спортландия

31.



1

«Прохождение болота», «Тонель»

Научатся: - Правильно взаимодействовать с другими людьми.

-подводить самостоятельно итог занятия; анализировать полученные умения и навыки.



П: Добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт.

Р: определять и формулировать цель деятельность на уроке с помощью учителя.

К: Слушать и понимать речь других.

Скакалки, обруч, кегли, мячи.



32.



1

«Сиамские близнецы», «Змейка»

33.



1

Комбинированная эстафета

34.



1

Эстафеты без спортивного инвентаря: «Наездника», «Тачка»

35.



1

Эстафеты со скакалкой и обручем: «Три прыжка», «Спасательный круг»

Материально-техническое обеспечение

Материально- техническая база

Для осуществления образовательного процесса по программе «Подвижные игры» имеются следующие принадлежности:

  • спортивный инвентарь;

  • компьютер, принтер, сканет, интерактивная доска, мультмедиапроектор;

  • набор таблиц,

  • муляжи,

  • дидактические карточки,

  • диски и ЭОР.


Литература

- ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.

- Тихомирова Л.Ф. 1. Зимние подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2009.

- Клуб здоровья и долголетия. http://www.100let.net/index.htmУроки здоровья. М.,2002

-Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2007.

-Подвижные игры: 1–4 классы./ Авт.-сост. А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2007.

- http://collegy.ucoz.ru/publ/6

-Дереклеева,Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО 2007 г. - / Мастерская учителя.

-Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)

-Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.

-Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.

-Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

-Колемаскина Л.В., Акимова Н.М. Игры для динамической паузы. Ж. «Начальная школа» 2012г, №11, с.18.






58