СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Рукоделие"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Рукоделие"»

Ростовская область, Мартыновский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов



«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»

на педагогическом совете Директор МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов

Протокол №1 от 25.08.2021г. Приказ от 31.08.2021г. № 151

_______________ Т. В. Колесникова



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

детского объединения

дополнительного образования

« Рукоделие »


68 час.

Руководитель: Дьяченко С.И.



2021-2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения)).



Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:


  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"

( с изменениями от 30.09.2020г. Приказ МП РФ №533)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

  • Расписание МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.



Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.


Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 8-10 лет. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю (68 часов). Продолжительность занятий 40 минут.



Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5. Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:

  • Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

  • Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

  • Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);

  • Беседы, диалоги;

  • Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

  • Репродуктивный (воспроизводящий);

  • Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

  • Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие)

  • Индивидуальная работа;

  • Экскурсии;

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)

- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты.

- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии.

- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.

- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;

  • Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);

  • Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

  • Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • Тестирование;

  • Анкетирование;

  • Демонстрации;

  • Выставки творческих работ;

  • Участие в творческих конкурсах разного уровня.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебно-материальная база

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Обеспечение программы:

Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.

Материалы:

  • Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;

  • Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам;

  • Природный материал;

  • Краски, гуашь;

  • Клей ПВА

  • Проволока

Инструменты и приспособления:

Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу включены следующие разделы:

1.Работа с природными материалами

2. Лепка

3.Бумагопластика

4.Работа с тканью и нитками

5.Выставки, экскурсии

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

1.Исторический аспект

2.Связь с современностью

3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  68 часов

 Учащиеся закрепляют свои умения на основе представлений о многообразии материалов, их видов, свойствах, происхождении, учатся подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.

1.Вводное занятие – 1 час

Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы не год.

2.Работа с природным материалом – 14 часов

Что такое «флористика»? Понятия «композиция», «цвет», «фон». Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Создание композиции из листьев, сюжетных картин. Аппликация из яичной скорлупы.

3. Лепка – 12 часов

Особенности русской народной глиняной игрушки и ее изготовление из пластилина. Лепка из соленого теста и из снега. Знакомство с элементом интерьера: подсвечник, его виды и лепка.

4.Бумагопластика – 30 часов

История происхождения ножниц. Правила пользования. Резание по прямой, косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок из них. Понятия «плоскостная» и «объемная» аппликации и технологии их выполнения. Игрушка с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Складывание животных из бумаги. Объемное изделие из треугольных модулей. Силуэтное вырезание. Изготовление открыток, объемных фигур в технике «киригами».

5.Работа с нитками и тканью – 10 часов

Аппликация из резаных нитей. Технология изготовления кистей и помпонов из ниток. Знакомство с техникой «изонить». Отработка навыков заполнения различных элементов в этой технике на картонной основе.

6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 час



























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

68 часов

п/п



ТЕМА ЗАНЯТИЯ



КОЛ-ВО

ЧАСОВ

ДАТА

ПРОВЕДЕНИЯ

План

Факт

1

Вводное занятие

1

03.09


Работа с природным материалом

2-4

Что такое флористика? Правила сбора, сушки и хранения природного материала.

Инструменты для работы. Понятия «композиция», «цвет», «фон»

2

1

07.09

10.09

14.09


5-7

Создание композиции из листьев

3

17.09

21.09

24.09


8-10

Сюжетная картина по выбору «Осенний лес», «Морское дно» и др.

3

28.09

01.10

05.10


11-13

Изготовление картины «Цветы в вазе»

3

08.10

12.10

15.10


14-15

Техника «аппликация из яичной скорлупы»

2

19.10

22.10


Лепка


16

Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных народных промыслов.

1

26.10


17-18

Изготовление игрушек из пластилина

2

29.10

09.11


19-21

Изготовление игрушек из соленого теста и их роспись

3

12.11

16.11

19.11


22-23

Лепка из соленого теста «Заядлый охотник»

2

23.11

26.11


24-25

Подсвечник (пластинография)

2

30.11

03.12


26-27

Лепка из снега. Сказочные фигуры

2

07.12

10.12


Бумагопластика

28

История происхождения ножниц. Вырезание геометрических фигур и картинок

1

14.12


29

Рисование ватой по бархатной бумаге

1

17.12


30

Игрушка из картона с подвижными деталями.

1

21.12


31

Моделирование из конусов (кошка)

1

24.12


32

Понятие «плоскостная аппликация». Аппликация с использованием элементов круга «Рыбки»

1

28.12


33-34

Понятие «объемная аппликация», технология ее выполнения. Аппликация «Цветы в вазе»

2

11.01

14.01


37

Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом.

1

18.01


38-39

Простое торцевание на бумажной основе.

2

21.01

25.01


40-42

Многослойное торцевание (коллективная работа)

3

28.01

01.02

04.02


43

Аппликация из ватных шариков

1

08.02


44-45

Складывание из бумаги. Кошка. Собака

2

11.02

15.02


46-48

Модульное оригами. Объемное изделие из треугольных модулей.

3

18.02

22.02

25.02


49-50

Силуэтное вырезание

2

01.03

04.03


51-52

Изготовление открыток в технике «киригами»

2

11.03

15.03


53-56

Вырезание объемных фигур в технике «киригами»

4

18.03

29.03

01.04

05.04


57

Вырезание бабочек

1

08.04


Работа с нитками и тканью

58

Аппликация из резаных нитей

1

12.04


59

Технология изготовления кистей и помпонов из ниток

1

15.04


60-61

Знакомство с техникой «изонить». Материалы, инструменты, приспособления.

Отработка навыков заполнения различных элементов в технике «изонить» на картонной основе.

2

19.04

22.04


62

Работа в технике «изонить»

1

26.04


63-64

Аппликация из нитяных валиков. Бабочка

2

29.04

06.05


65

Приклеивание ниток по спирали

1

13.05


66

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

1

17.05


67

Аппликация из сжатой ткани

1

20.05


68

Отчетная выставка-ярмарка работ школьников

1

24.05






СОГЛАСОВАНО


Педагог-организатор:


___________/ Н.О Бессонова/

_____________






























ЛИТЕРАТУРА

  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения).

  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  • Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-104 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений)

  • Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.

  • Т. Давыдова Лепим из пластилина и соленого теста. Стрекоза-Пресс 2005г.

Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.

Интернет – ресурсы

http://masterclassy.ru/tilda/igrushki-tilda/5439-tilda-ulitka-master-klass.html

http://stranamasterov.ru/

http://detpodelki.ru/



22