Ростовская область, Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 14 х. Ильинов
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
на педагогическом совете Директор МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов
Протокол №1 от 25.08.2021г. Приказ от 31.08.2021г. № 151
_______________ Т. В. Колесникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
детского объединения
дополнительного образования
« Рукоделие »
68 час.
Руководитель: Дьяченко С.И.
2021-2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения)).
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12,28);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
( с изменениями от 30.09.2020г. Приказ МП РФ №533)
Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Расписание МБОУ-ООШ №14 х. Ильинов на 2021-2022 учебный год.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.
Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Возрастная группа обучающихся, объем часов. Программа разработана для обучающихся 8-10 лет. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю (68 часов). Продолжительность занятий 40 минут.
Цель программы - создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремесел и включая их в сферу декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса
Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4.Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмысление технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.
5. Формирование умения решать творческие задачи.
6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Методы работы:
Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
Исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);
Беседы, диалоги;
Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);
Репродуктивный (воспроизводящий);
Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).
Формы проведения занятий:
Коллективное творчество (парное, микрогрупповое, межгрупповое взаимодействие)
Индивидуальная работа;
Экскурсии;
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»)
- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты.
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества, о видах декоративно – прикладного творчества и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
Результативность курса. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своим учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
Удовлетворенность учеников, посещающих занятия;
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);
Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
Результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно.
Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:
Тестирование;
Анкетирование;
Демонстрации;
Выставки творческих работ;
Участие в творческих конкурсах разного уровня.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Учебно-материальная база
Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.
В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40 – 60%.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.
На окнах должны быть занавески для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.
Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенности кабинета.
При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.
Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.
Обеспечение программы:
Необходимые материалы, инструменты и приспособления приобретаются за счет родительских средств.
Материалы:
Бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;
Ткани и нитки различные по фактуре, цвету, видам;
Природный материал;
Краски, гуашь;
Клей ПВА
Проволока
Инструменты и приспособления:
Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисточки.
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
В программу включены следующие разделы:
1.Работа с природными материалами
2. Лепка
3.Бумагопластика
4.Работа с тканью и нитками
5.Выставки, экскурсии
Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Содержание разделов построено по следующему алгоритму:
1.Исторический аспект
2.Связь с современностью
3.Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
4.Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).
Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.
Программой предусмотрены посещение музея, участие в выставках.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
68 часов
Учащиеся закрепляют свои умения на основе представлений о многообразии материалов, их видов, свойствах, происхождении, учатся подбирать доступные в обработке материалы и технологические приемы для изделий в соответствии с поставленной задачей.
1.Вводное занятие – 1 час
Правила техники безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с планом работы не год.
2.Работа с природным материалом – 14 часов
Что такое «флористика»? Понятия «композиция», «цвет», «фон». Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Создание композиции из листьев, сюжетных картин. Аппликация из яичной скорлупы.
3. Лепка – 12 часов
Особенности русской народной глиняной игрушки и ее изготовление из пластилина. Лепка из соленого теста и из снега. Знакомство с элементом интерьера: подсвечник, его виды и лепка.
4.Бумагопластика – 30 часов
История происхождения ножниц. Правила пользования. Резание по прямой, косой, по кругу. Вырезание геометрических фигур и картинок из них. Понятия «плоскостная» и «объемная» аппликации и технологии их выполнения. Игрушка с подвижными деталями. Рисование ватой по бархатной бумаге. Простое торцевание на бумажной основе. Многослойное торцевание. Складывание животных из бумаги. Объемное изделие из треугольных модулей. Силуэтное вырезание. Изготовление открыток, объемных фигур в технике «киригами».
5.Работа с нитками и тканью – 10 часов
Аппликация из резаных нитей. Технология изготовления кистей и помпонов из ниток. Знакомство с техникой «изонить». Отработка навыков заполнения различных элементов в этой технике на картонной основе.
6.Отчетная выставка – ярмарка работ школьников – 1 час
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
68 часов
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЯ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ |
План | Факт |
1 | Вводное занятие | 1 | 03.09 | |
Работа с природным материалом |
2-4 | Что такое флористика? Правила сбора, сушки и хранения природного материала. Инструменты для работы. Понятия «композиция», «цвет», «фон» | 2 1 | 07.09 10.09 14.09 | |
5-7 | Создание композиции из листьев | 3 | 17.09 21.09 24.09 | |
8-10 | Сюжетная картина по выбору «Осенний лес», «Морское дно» и др. | 3 | 28.09 01.10 05.10 | |
11-13 | Изготовление картины «Цветы в вазе» | 3 | 08.10 12.10 15.10 | |
14-15 | Техника «аппликация из яичной скорлупы» | 2 | 19.10 22.10 | |
Лепка |
16 | Русская народная глиняная игрушка. Особенности игрушек традиционных народных промыслов. | 1 | 26.10 | |
17-18 | Изготовление игрушек из пластилина | 2 | 29.10 09.11 | |
19-21 | Изготовление игрушек из соленого теста и их роспись | 3 | 12.11 16.11 19.11 | |
22-23 | Лепка из соленого теста «Заядлый охотник» | 2 | 23.11 26.11 | |
24-25 | Подсвечник (пластинография) | 2 | 30.11 03.12 | |
26-27 | Лепка из снега. Сказочные фигуры | 2 | 07.12 10.12 | |
Бумагопластика |
28 | История происхождения ножниц. Вырезание геометрических фигур и картинок | 1 | 14.12 | |
29 | Рисование ватой по бархатной бумаге | 1 | 17.12 | |
30 | Игрушка из картона с подвижными деталями. | 1 | 21.12 | |
31 | Моделирование из конусов (кошка) | 1 | 24.12 | |
32 | Понятие «плоскостная аппликация». Аппликация с использованием элементов круга «Рыбки» | 1 | 28.12 | |
33-34 | Понятие «объемная аппликация», технология ее выполнения. Аппликация «Цветы в вазе» | 2 | 11.01 14.01 | |
37 | Моделирование из цветной бумаги. Открытка с сюрпризом. | 1 | 18.01 | |
38-39 | Простое торцевание на бумажной основе. | 2 | 21.01 25.01 | |
40-42 | Многослойное торцевание (коллективная работа) | 3 | 28.01 01.02 04.02 | |
43 | Аппликация из ватных шариков | 1 | 08.02 | |
44-45 | Складывание из бумаги. Кошка. Собака | 2 | 11.02 15.02 | |
46-48 | Модульное оригами. Объемное изделие из треугольных модулей. | 3 | 18.02 22.02 25.02 | |
49-50 | Силуэтное вырезание | 2 | 01.03 04.03 | |
51-52 | Изготовление открыток в технике «киригами» | 2 | 11.03 15.03 | |
53-56 | Вырезание объемных фигур в технике «киригами» | 4 | 18.03 29.03 01.04 05.04 | |
57 | Вырезание бабочек | 1 | 08.04 | |
Работа с нитками и тканью |
58 | Аппликация из резаных нитей | 1 | 12.04 | |
59 | Технология изготовления кистей и помпонов из ниток | 1 | 15.04 | |
60-61 | Знакомство с техникой «изонить». Материалы, инструменты, приспособления. Отработка навыков заполнения различных элементов в технике «изонить» на картонной основе. | 2 | 19.04 22.04 | |
62 | Работа в технике «изонить» | 1 | 26.04 | |
63-64 | Аппликация из нитяных валиков. Бабочка | 2 | 29.04 06.05 | |
65 | Приклеивание ниток по спирали | 1 | 13.05 | |
66 | Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу | 1 | 17.05 | |
67 | Аппликация из сжатой ткани | 1 | 20.05 | |
68 | Отчетная выставка-ярмарка работ школьников | 1 | 24.05 | |
СОГЛАСОВАНО Педагог-организатор: ___________/ Н.О Бессонова/ _____________ |
ЛИТЕРАТУРА
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2013.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.
Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.-104 с.:ил. – (Золотая библиотека увлечений)
Лючия Пацци: Лепим из соленого теста. Забавные фигурки и оригинальные композиции. Издательство: Контэнт, 2012 г.
Гульянц Э. К. Что можно сделать из природного материала/ Э. К. Гульянц. – М., 1991.
Интернет – ресурсы
http://masterclassy.ru/tilda/igrushki-tilda/5439-tilda-ulitka-master-klass.html
http://stranamasterov.ru/
http://detpodelki.ru/
22