муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Утверждаю:
Заместитель директора школы Директор МБОУ «Санномыская сош»
_______/ Мартынова И.А. ________/Рекунова Н.В.
от « _____» _______2017г. Приказ № ______ от «_____» ______2017 г.
Рабочая программа
кружок «Шашки»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: 12-16 лет
Программу составил:
Романов В.В.- педагогог-организатор
ОБЖ, допризывной подготовки,
учитель физической культуры.
квалификационная категория: I.
2017г.
Пояснительная записка.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка и предусматривает изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.
Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию у них общественной активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
В процессе занятий шашками учащиеся получают целый комплекс полезных
умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия
шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое
воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений.
На протяжении всего периода обучения юные шашисты овладевают важными
логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением,
обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой –источником самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться
справочной литературой.
При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных
кружковцев, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса
занимающихся также усваивала данный материал.
В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого кружковца.
Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания кружковцев то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической
подготовки нельзя добиться серьѐзных результатов в шашках. Эту мысль тренер
– педагог должен постоянно подчѐркивать во время занятий в кружке.
Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение
оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска,
аудитория для занятий, шашечная литература для начинающих и шашистов
низких разрядов.
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратком, описательном виде
усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом
отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить
начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить
на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С
дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и
терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
Наряду с теоретическими знаниями обучаемые должны приобрести опыт
практической игры, выступая в различных спортивных соревнованиях.
Программа на всех этапах обучения предусматривает также знакомство с
многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с
организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны
учащимся не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для
понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Цель и задачи программы:
Цель программы:
- раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам шашечной игры;
- подготовка квалифицированных спортсменов;
- обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
- воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
- воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
- выработка у учащихся умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
- развитие стремления детей к самостоятельности;
- развитие умственных способностей учащихся: логического мышления, умения
производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое
мышление;
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Особенности возрастной группы детей.
Возраст детей: 5 - 11 класс.
Педагог должен учитывать возрастные психологические особенности детей.
Если в возрасте 6-7 лет память, внимание, мышление, восприятие, воображение
сформированы, то в раннем возрасте они, как правило, носят произвольный
характер.
В процессе занятий выявляются индивидуальные психологические
особенности детей, которые педагог, по возможности, корректирует в нужном
направлении.
Набор детей – свободный.
Режим занятий.
Общее количество часов в год – 34.
Количество часов в неделю – 1.
Периодичность занятий – еженедельно.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
По окончании первого года обучения учащийся должен знать:
- правила игры, стадии партии, принципы равновесия сил, понятия оппозиции, размена, темпа, наиболее простые, часто встречающиеся ловушки в начале партии, простейшие приемы выигрыша шашки, понятия «угроза», «застава», «столбняк», построение «петель» в окончаниях, «треугольник Петрова», три отличия международных шашек от русских, что такое концовка, задача, этюд;
- уметь применять правила игры на практике;
- рассчитывать соотношение сил в любой момент партии, производить размены, проводить простейшие комбинации, ставить известные ловушки и самому не попадаться на них, доводить до конца простые выигрышные окончания, выигрывать окончания построением «треугольника Петрова», решать одноходовые и двухходовые концовки, играть в международные шашки.
В результате занятий предполагается развить следующие качества личности:
целеустремленность, настойчивость, уверенность, умение логически мыслить, память, силу воли, радость творчества.
Возможные способы оценки личностных качеств учащихся: беседы с родителями и детьми, наблюдение в период учебы, при подготовке и участии в соревнованиях, при обсуждении успехов и анализе ошибок, выявление характера взаимоотношений учащихся в коллективе.
Уровень подготовки учащихся в основном определяется результатами и занятыми местами в квалификационных турнирах.
Форма проведения занятий.
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей и подростков, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий.
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, т.е.
шефство старших учащихся, имеющих более высокий разряд над младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района,
соревнований с выездом в другие города, родителей, преподавателей других кружков, спонсоров;
- связь с общественными организациями.
План изучения отдельных тем:
а) объяснение педагогом задачи данной темы;
б) объяснение материала;
в) проведение собеседования с целью проверки усвоения материала;
г) проведение практических занятий на данную тему.
Условия для реализации программы:
Оборудование, материалы.
Для занятий необходимы: учебный класс со столами и стульями. Класс должен отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы:
- комплекты шашек и досок (4-5 комплектов);
- шахматные часы (2-3 комплекта); тетради, ручки;
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | История развития шашек | 1 | 1 | |
2 | Русская шашечная школа | 1 | 1 | |
3 | Правила шашечной игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | Что изучает теория шашечной игры | 1 | 1 | |
5 | Турнирная дисциплина, правила соревнований | 1 | 1 | |
6 | Основы шашечной игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Основы шашечной игры: сила флангов | 1 | 0,5 | 0,5 |
8 | Основы шашечной игры: как выиграть шашку | 1 | 0,5 | 0,5 |
9 | Основы шашечной игры: как пройти в дамки | 1 | 0,5 | 0,5 |
10 | Основы шашечной игры: ловушки | 1 | 0,5 | 0,5 |
11 | Основы шашечной игры: ловушки и короткие партии | 1 | 0,5 | 0,5 |
12 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: оппозиция | 1 | 0,5 | 0,5 |
13 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: связка | 1 | 0,5 | 0,5 |
14 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: зажим | 1 | 0,5 | 0,5 |
15 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: жертва | 1 | 0,5 | 0,5 |
16 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: угроза | 1 | 0,5 | 0,5 |
17 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: окружение | 1 | 0,5 | 0,5 |
18 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: роздых | 1 | 0,5 | 0,5 |
19 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: самообложение | 1 | 0,5 | 0,5 |
20 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: заключение (запирание) | 1 | 0,5 | 0,5 |
21 | Основные приемы борьбы на шашечной доске: центр | 1 | 0,5 | 0,5 |
22 | Комбинации | 1 | 0,5 | 0,5 |
23 | Комбинации: комбинация для прохождения в дамки | 1 | 0,5 | 0,5 |
24 | Комбинации: комбинация для получения материального преимущества | 1 | 0,5 | 0,5 |
25 | Комбинации: комбинация для получения лучшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
26 | Комбинации: комбинация для достижения ничьей в худшей позиции | 1 | 0,5 | 0,5 |
27 | Окончание | 1 | 0,5 | 0,5 |
28 | Окончание: нормальные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
29 | Окончание: треугольник Петрова | 1 | 0,5 | 0,5 |
30 | Окончание: три дамки против дамки с простой | 1 | 0,5 | 0,5 |
31 | Окончание: эстафетные окончания | 1 | 0,5 | 0,5 |
32 | Тренировочные и соревновательные турниры | 1 | | 1 |
33 | Анализ сыгранных партий | 1 | 1 | |
34 | Решение задач и комбинаций | 1 | 0,5 | 0,5 |
Итого за год | 34 | 19 | 15 |
Описание материально-техничесого обеспечения образовательного процесса
Список использованной литературы
1. В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, «ФИС», 1981.
Список рекомендованной литературы для детей и родителей
1. В.Я. Вигман. Радость творчества, «ФИС» ,1986.
2. А.Н. Виндерман, Б.М.Герцензен. Шашки для всех, «ФИС»,1963.
3. Д. Саргин, П. Бодянский, А. Шошин. Русские шашисты, «ФИС»,1987.
4. Э.Г. Цукерник. Антология шашечных комбинаций, «ФИС» 1987.
5. И. Козлов. Самоучитель игры в стоклеточные шашки, «ФИС»,1965.
6. Б.М. Блиндер, Избранные партии, окончания и этюды, «ФИС»,1963
Оборудование: Доски, шашки (4 комплекта)