Департамент Смоленской области по образованию и науке
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
КАРДЫМОВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят на заседании педагогического совета МБОУ «Каменская основная школа» Протокол № 1 от 08.06.2022год | УТВЕРЖДАЮ Директор школы МБОУ «Каменская основная школа» ___________ Е.А. Минаева Приказ № 26 от « 30 » августа 2022 года |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Школа памяти. Мнемотехника»
Возраст обучающихся: 7-9 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Полякова Анна Васильевна,
учитель.
Каменка
2022 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования социально-гуманитарной деятельности с детьми 7,8,9 лет «Школа памяти. Мнемотехника» разработана в соответствии с основными нормативными документами:
- Приказом Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года);
- Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 2 июля 2021 года); - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы));
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом МБОУ «Каменская основная школа»
Актуальность программы.Существенную отрицательную роль в отставании мнемической деятельности школьников, по мнению А.А.Смирнова, играет неумение построить способ эффективного осмысленного запоминания.
Современный мир компьютерных технологий и информации требует огромного количества запоминания точной информации. Это могут быть пароли электронной почты, цифровой код программы или файла. В этом случае просто необходимо точно запоминать и воспроизводить числовую и буквенную информацию.
У младших школьников преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника предполагает решение задач по речевому развитию, развитию мелкой моторики рук, развитию основных психических процессов: памяти, внимания, мышления и воображения. Кроме того, у детей формируются навыки перекодирования информации, то есть преобразование ее из символов в образы, что облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Адресат программы
«Школа памяти. Мнемотехника» ориентирована на обучающихся в возрасте 7-9 лет.
Заниматься по данной программе имеют возможность дети, проявляющие выдающиеся способности, а также дети, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, так как данная программа не предусматривает дорогостоящих материалов и специального оборудования и дети с ОВЗ, которым по рекомендациям МППК рекомендованы занятия по дополнительным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности в общих группах. Работа по мнемотаблицам с детьми с ОВЗ является наиболее продуктивной, так как задействует одновременно слуховую, двигательную и зрительную память.
Срок реализации программы - 1 год в объеме 1 ч в неделю.
Объем программы: 36 академических часов;
1 год обучения-36 часов.
Форма организации образовательного процесса: очная.
Занятия индивидуальные, подгрупповые, групповые. Формы работы с детьми меняются в зависимости от поставленных задач.
Методы обучения.
Метод крокирования: кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Когда дети рисуют кроки, то легко восстанавливают мысленно всё, что зарисовали. При решении разнообразных умственных задач используются заместители реальных предметов и явлений, т.е. знаки и символы.
Эйдейтизм (образное запоминание):его развитие происходит в играх. Например: «Дети, крепко зажмурьте глаза и представьте, что вы превратились в кошек. Какая у кого в воображении кошка появилась? Где у вас ушки? Сколько у вас лапок? Поймайте себя за хвостик!, т.е. происходит оживление образа. Таким образом, при восстановлении в памяти какого-либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития:
-обозначение (кошка);
-расцвечивание (вспомнили какую-то конкретную кошку, её цвет);
-оживление (уже увидели, чем она занимается);
-обогащение деталями (где кошка находится);
-вхождение в образ (теперь кошка – это ты, что ты чувствуешь?);
-управление образом (уселась кошка на окошко и стала лапой уши мыть).
Метод Цицерона(мест или комнаты): он основан на зрительных ассоциациях. Нужно ясно представить себе предмет, который следует запомнить, и объединить его образ с образом места, которое легко вспоминается. Этот метод базируется на ассоциациях, диктуемых последовательностью предметов и мест.
Метод трансформации:его можно объяснить на примерах. Вспомним любой «пластилиновый» мультфильм: как ворона превращается на глазах в корову, страуса, а избушка – в старичка. Детям предлагается представить и почувствовать, как происходит превращение одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своём воображении, например, из колбаски вылепить мостик, из мостика – баранку и т.д. 5. Метод ассоциативных цепочек (мультиков, чепухи): ассоциация связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое, - то, что поражает воображение. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. В качестве пособий по мнемотехнике используются коллажи и мнемотаблицы.
Коллаж- плотный картон или фланелеграф, на которых рисуются или наклеиваются различные картинки, цифры, буквы, а кажущийся беспорядок составляет суть коллажа. Таким образом идёт отработка сюжетного метода запоминании.
Мнемотаблица– схема, структура, в которую можно вложить различную информацию. Она позволяет решать дидактические общеобразовательные задачи, развивать память, логику, образное мышление, уметь связно мыслить, перекодировать информацию, анализировать, вычленять части, объединять в пары, группы, целое, систематизировать.
Метод ключевых словпомогает запомнить цепочку информации (текст). При этом ключевые слова должны отражать смысл отрывка и быть логически связаны между собой. Таким образом, формируется некий костяк текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти цепочку ключевых слов.
Виды занятий:
1. Мастер – классы – это занятия, где с помощью различных интерактивных средств с применением приемов мнемотехники проходит изучение основ процессов памяти, её тренировки и развития.
2. Игровые занятия – занятия, проводимые в игровой форме.
3. Индивидуальные занятия – беседы, консультации.
4. Показ собственных мастер-классов – публичные выступления обучаемых с целью демонстрации собственных достижений.
Срок освоения программы- программа рассчитана на 1 год обучения- от 7 до 9 лет.
Режим занятий: рабочая программа рассчитана на 36 учебных часа: занятия проходят 1 раз в неделю.
Длительность занятий 45 минут.
Количество учащихся в группе – 7-10 человек.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Кружок «Школа памяти. Мнемотехника» для детей от 7 до 9 лет. Учитываются возрастные и психологические особенности детей этого возраста.
Образовательная деятельность осуществляется на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой школьного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).
Новизна программы заключается в разработке создании системы непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего школьного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.
Особенностью программы также является использование особых форм работы с школьниками:
- самостоятельное кодирование литературных произведений;
- создание картотек в мнемодорожках и мнемотаблицах стихов, пословиц, скороговорок, загадок;
- создание коллажей к буквам, сказкам и временам года;
- использование психогимнастик и дидактических развивающих игр и упражнений;
- кодирование слов и составление ребусов.
Цели программы:
- Развитие памяти обучаемых путем формирования у них специальных приёмов и навыков запоминания информации различного рода (числовой, текстовой, запоминание формул, исторических дат, имён собственных, иностранных слов и т.д.)
- Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
·
Развивать возможности памяти, воображения, логического и творческого мышления каждого ребенка
изучить науку «Мнемотехника», применять основные её методы при развитии памяти
воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества
популяризация приобретённых знаний
создание банка мнемотехнических приемов (приёмов запоминания информации)
Формировать коллектив
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результатом данной программы является развитие у обучаемых, наряду с развитием речи, таких важных качеств личности, как память, внимание, мышление, воображение, творческие способности. И как следствие формирование полноценной, всесторонне развитой личности.
Метапредметными результатами изучения курса данного курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение)
в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения.
Условие реализации программы
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 7-10 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки.
Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок. В дополнение к общему освещению должно быть предусмотрено местное освещение. Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона.
Столы необходимо расположить таким образом, чтобы свет падал с левой стороны или слева и спереди рисующего ребенка.
Столы и стулья.
Оформление кабинета для занятий.
Формы аттестации/контроля
- открытые занятия в кабинете Кружковой работы с обязательным присутствием родителей;
- результаты диагностики.
Мониторинг результатов освоения программы проводится в естественных условиях. Для фиксации результатов составляется единая сводная таблица. В ней должны быть указаны критерии оценки и список обучаемых детей. Первичный опрос педагог проводит в начале года и фиксирует в таблице. Итоговая проверка осуществляется в конце года. Результаты заносятся в таблицу, которая позволяет осуществлять систематический контроль за успешным обучением детей, вовремя принять меры по устранению пробелов в знании.
Уровни усвоения материала
Низкий уровень.
Ребенок не называет особенности времени года, закодированные в таблице, затрудняется рассказать сказку, опираясь на мнемотаблицу и провести аналогию между символом и образом. Испытывает затруднения при пересказе произведения даже при помощи наводящих вопросов. Затрудняется работать с мнемотаблицами к загадкам. Не способен закодировать информацию без помощи взрослого, не участвует в коллективном пересказе сказки. Не отгадывает ни одного элемента ребуса. Составляет простое предложение, распространяя его только при наводящих вопросах. Затрудняется подбирать рифмы к словам.
Средний уровень.
Не все символы в таблице преобразовывает в образы. Составляет пересказ сказки, пропуская события, происходящие в сюжете. Прочитывает загадку, но затрудняется дать ответ. Затрудняется пересказать текст литературного произведения после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке при помощи взрослого. Составляет мнемотаблицы при незначительной помощи взрослого. Не расшифровывает ребусы без помощи взрослого. Ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, не соблюдая хронологический порядок событий сказки, или начиная сказку рассказывать сначала. Подбирает рифму к любому предложенному слову, но срифмованные слова не имеют смыслового значения.
Высокий уровень.
Узнает и называет все особенности времени года закодированные в таблице. Составляет последовательный пересказ сказки. Прочитывая смысл зашифрованной загадки, предлагает правильный ответ. Преобразовывает символы в таблице в образы (люди изображены геометрическими фигурами, волк – зубы и т.д.). Пересказывает текст рассказа после однократного знакомства с мнемотаблицей и текстом произведения, ребенок участвует в коллективном пересказе, говоря 2 - 3 предложения, соблюдая хронологический порядок событий сказки. Продолжает пересказ сказки с момента, на котором закончил предыдущий ребенок. Отгадывает элементы, но не составляет целое слово, при разгадывании ребусов. Самостоятельно составляет мнемотаблицы к коротким рассказам. Составляет распространенное согласованное предложение по мнемодорожке без помощи взрослого, с удовольствием образовывает достаточное количество однокоренных слов. Подбирает рифму к любому предложенному слову, все срифмованные слова имеют смысл.
Освоение части содержания кружка «Школа памяти. Мнемотехника» в случае необходимости возможно с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в следующих формах: общедоступные образовательные электронные ресурсы, онлайн-платформы (https://poliglotiki.com/polugodovoj-kurs-mnemotexnika.html; https://iklife.ru/samorazvitie/mnemotekhniki-dlya-razvitiya-pamyati.html;
https://temiday.ru/mnemotexnika-dlya-detej-1-4-klassov/; https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/12/11/metodicheskaya-kopilka-sbornik-mnemotehnika)
Учебный план кружка «Школа памяти. Мнемотехника»
№ п/п | Тема раздела (занятия) | Дата | Кол-во часов |
| | | теория | практика | всего |
I | Введение | | 1ч. | | 2 ч. |
1 | Вводное занятие «Что такое память? Особенности человеческого мозга» | | 1 ч. | | |
2 | Наука «Мнемотехника». Её цели и приёмы. Игра «Открытки». | | 1 ч. | | |
II | Приёмы запоминания «Ассоциация» | | | 3ч. | 3ч. |
3 | Создание ассоциативных образов для запоминания. Групповая игра ассоциация «Придумай себе образ» Приём «Я беру с собой в поход» - для запоминания имён, отчеств, фамилий. | | | П 1ч. | |
4 | Приём «рассказ» или «весёлая история» - для запоминания картинок. Запоминание длинных последовательностей изображений в определенном порядке. | | | П1 ч | |
5 | Приём «Цепочка» - для запоминания слов. «Последовательное соединение образов» -т.е.запоминания длинного списка несвязанных между собой слов. | | | П1 ч | |
III | Приём «Интерьер» - для запоминания слов в определённой последовательности под заданными номерами. | | Т 1 ч. | П 1Ч. | 2Ч. |
6 | Изучение приема «Интерьер» | | Т 1 ч. | | |
7 | Запоминание последовательности слов с помощью приёма «Интерьер». | | | П 1 ч. | |
IV | Цифро-образы | | Т. 1ч. | П. 2ч. | 3ч. |
8 | Цифро - образы. Запоминание числовой информации на основе цифро-образов. | | Т 1 ч. | | |
9-10 | Практические занятия – запоминание числового ряда, состоящего из 20-ти и более цифр. | | | П 2 ч | |
V | Приём «Календарик» (Запоминание дат календаря) | | Т 1 ч | П 1ч. | 2ч. |
11 | Кодирование месяцев года в ассоциативные образы. | | Т 1 ч. | | |
12 | Кодирование и запоминание дат календаря на 2022 год. Приём «Календарик». | | | П 1 ч | |
VI | Повторение пройденного материала. | | | П 2 ч | 2ч. |
13-14 | Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | | | П 2 ч | |
VII | Приём «ЦБК» (Цифро-буквенный код) | | Т 1 ч | П 6ч. | 7ч. |
15 | Цифро-буквенный код. Запоминание чисел на основе ЦБК. | | Т 1 ч | | |
|
16 | Кодирование двухзначных чисел от 10 до 25 в образы и их запоминание. | | | П 1 ч | |
17 | Кодирование двухзначных чисел от 26 до 50 в образы и их запоминание. | | | П1 ч | |
18 | Кодирование двухзначных чисел от 11 до 75 в образы и их запоминание. | | | П 1 ч | |
19 | Кодирование двухзначных чисел от 76 до 100 в образы и их запоминание. | | | П 1 ч | |
20-21 | Запоминание числа «Пи» с помощью символов-кодов двухзначных чисел по ЦБК.. | | | П2 ч | |
VIII | Повторение пройденного материала. | | | П 5 ч | 5ч. |
22 | Индивидуальные занятия по пройденному материалу. | | | П 1 ч | |
23 | Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу. | | | П 1 ч | |
24 | Повторение приёма «Календарик». Мастер-класс на воспроизведение по памяти всех дат 2023 года. | | | П 1 ч | |
25-26 | Повторение приёма «Интерьер». Мастер-класс по запоминанию с однократного произнесения 25 слов в заданном порядке. | | | П 2 ч | |
IX | Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации | | | П 2 ч | 2ч. |
27 | Приём «формула»- для запоминания знаковой информации формул, таблиц и т.д. | | | П 1 ч | |
28 | Прием запоминания исторических дат. | | | П 1 ч | |
X | Запоминание иностранных слов | | Т 1ч. | П 1 ч | 2ч. |
29 | Прием запоминания иностранных слов. | | Т 1ч. | | |
30 | Практические занятия по запоминанию иностранных слов. | | | П 1 ч | |
XI | Приём «Пиктограмма» для запоминания стихов и текстов. | | | П4ч. | 4ч. |
31-32 | Запоминание стихотворений с помощью приёма «Пиктограмма» Шифрование стихов. | | | П 2 ч | |
33-34 | Запоминание текстов с помощью приёма «Пиктограмма» | | | П 2 ч | |
XII | Повторение пройденного материала. | | Т 1 ч. | П 1 ч | 2ч. |
35-36 | Итоговые занятия. Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | | Т 1ч. | П 1 ч | |
| Итого: | | | | 36 ч. |
IV Содержание программы
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка предусматривает обучение основным приёмам мнемотехники.
Практическая подготовка.
Практическая подготовка предусматривает перенесение полученных теоретических знаний в практику: развитие навыков запоминания информации различного рода.
Вводное занятие.(1ч.)
Знакомство с планом работы кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности. Вводное занятие «Что такое память? Особенности человеческого мозга»
Наука «Мнемотехника» (1 ч.)
Мнемоника, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций. Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Также термин «мнемоника» (аналог пиктограммы) употребляется как обозначение визуализации (в виде изображения, набора символов либо предметов) некоего объекта, субъекта либо явления, достаточно полно описывающей его и облегчающей его запоминание.
Слова с неизвестным, абстрактным значением запомнить большинству людей сложно. Если такое слово «зазубрить», то оно исчезает из памяти через несколько дней. Для прочного и одновременно лёгкого запоминания следует наполнить слово содержанием — чем-то, что связано с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями.
Мнемотехника — система «внутреннего письма», основанная на непосредственной записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемой информации. Мнемоническое запоминание состоит из четырёх этапов: кодирование в образы, запоминание (соединение двух образов), запоминание последовательности, закрепление в памяти.
Приёмы запоминания «Ассоциация» (3 ч.)
Понятие «ассоциация» - центральное понятие в мнемотехнике. В большинстве случаев для запоминания создаются связи только между зрительными образами. В основном, в мнемотехнике ассоциации применяются для формирования в памяти большого количества вспомогательных (опорных) образов, с помощью которых осуществляется запоминание и припоминание любой другой информации. Метод выделения отличительного признака. Механизм образования естественных ассоциаций можно использовать сознательно. В частности, с таким методом мы познакомимся в технике запоминания лиц людей. Метод запоминания лиц очень простой. Необходимо несколько секунд разглядывать фотографию (или лицо человека), обращая внимание на выделенный вами ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК. Никаких специальных действий при этом делать не нужно. Так как глаза воспринимают уже соединенные образы - связь между ними фиксируется автоматически. И в дальнейшем, по отличительному признаку мозг воспроизведет образ лица. Вот так все просто. Таким же способом, используя механизм автоматического запоминания воспринимаемых взаимосвязей, можно запоминать последовательность иллюстраций в учебнике.
Приём «весёлая история» - для запоминания длинной последовательности образов
Приём заключается в следующем: для того, чтобы запомнить длинную последовательность несвязанных между собой (образов) картинок нет смысла запоминать их по отдельности, как мы обычно поступаем. Так как память работает только тогда, когда есть СВЯЗЬ образов, то в данном случае необходимо связать все образы между собой с помощью придуманной истории, которая будет их все объединять в один рассказ. Желательно, чтобы получившаяся придуманная «весёлая история» была необычной и красочной. Так как, чем ярче образы, тем лучше работает процесс запоминания.
Приёмы запоминания «Интерьер» (2 ч.)
Данный приём основан на знаменитом методе «Цицерона» В нём для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещения или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице. Данный приём применяется для последовательного запоминания длинного списка слов, путём соединения образов, обозначающих данные слова с имеющимися предметами интерьера в определенном помещении(хорошо знакомом и фиксированном).
Цифро-образы. (3 ч.)
Данный приём основан на ассоциативном соответствии каждой цифре определенного образа – символа (картинки) и в дальнейшем при запоминании длинного числа запоминается не само это число (т.к. наш мозг не способен запоминать числовую информацию в большом количестве), а определенная последовательность образов (картинок). Ниже на рисунке изображены все цифры и соответствующие им образы, с помощью которых цифровая информация перекодируется в образную
Прием «Календарик» (Запоминание дат) (2 ч.)
Повторение пройденного материала (2 ч.)
Цифро-буквенный код (ЦБК) (7 ч.)
В данном приёме каждой цифре ставится в соответствие пара согласных букв, а затем с помощью данного кода все двухзначные числа кодируются в слова (образы.)
ЦБК
1 – ГЖ 6 - ШЛ
2 – ДТ 7 - СЗ
3 – КХ 8 - ВФ
4 – ЧЩ 9 - ЦР
5 – ПБ 0 – МН
Например, используя данный код, число 25 кодируется словом ТоПор (по согласным буквам): т.к. 2-Т, 5-П. Гласные буквы в словах не учитываются. Вместо числа 10 запоминаем образ ГНездо : т.к. 1- Г, 0-Н и т.д. При кодировании таким образом чисел, у детей очень сильно развивается правое полушарие мозга и как следствие улучшается память, воображение, логика и. т.д.
Мозг может запоминать связи непроизвольно, автоматически. В этом случае человеку нет необходимости прикладывать какие-либо усилия для запоминания. Автоматически запоминается дорога на улице, интерьер помещения. Автоматически запоминаются внутренние связи объектов. Самопроизвольно образуются связи между образами и словами, их обозначающими, при многократном восприятии связи в течение жизни.
Однако, когда речь идет о запоминании знаковой (точной) информации, которая при восприятии не вызывает зрительных образов в воображении, автоматическое, непроизвольное запоминание не срабатывает. Если нет образов - мозг не может образовать связи. И тогда психологи говорят о произвольном, сознательном запоминании.
При произвольном запоминании человеку приходится прикладывать усилия для запоминания, осуществлять какие-то внутренние действия для преобразования знаковой информации в образную форму. Либо многократно повторять маленькие фрагменты информации до тех пор, пока она не запомнится - так называемая зубрежка. Поэтому , для того, чтобы запоминать информацию такого рода так же необходимо перекодировать её в образы, которые мозг запоминает автоматически.
Повторение пройденного материала (5 ч.)
Приёмы запоминания точной (цифровой и знаковой) информации( 2ч.)
Приём «формула» - применяется для запоминания символьной информации в виде формул. Принцип запоминания состоит в том, чтобы каждый символ в формуле перекодировать в зрительный образ, затем связать все придуманные образы в один общий с помощью приёма «весёлая история».
Приём «Пиктограмма»
Мнемотехника не требует дословного запоминания текстовой информации. Совершенно очевидно, что человек воспроизводит текстовые сведения по припоминаемым картинкам. Когда вы читаете книгу, воссоздающее воображение автоматически переводит слова в зрительные образы и создает СВЯЗИ между зрительными образами. Благодаря этому процессу вы запоминаете как бы отдельные кадры из "просмотренного кино", вызванного в вашем воображении читаемым текстом. Процесс пересказа прочитанного напоминает рассказ по картинкам.
Данный приём подразумевает запоминание стихов и больших текстов с помощью составления «пиктограмм», т.е. кратких «зарисовок» запоминаемого текста, который так же основан на основной функции памяти создания ассоциативных образов.
Запоминание иностранных слов и исторических дат (2 ч.)
Для того, чтобы запоминать иностранные слова, нужно разбивать его на слоги, созвучные с русскими словами, затем связывать полученные образы в одну общую картину, которая содержит общий групповой образ, состоящий из и самого иностранного слова и его перевода.
Приём «Пиктограмма» для запоминания стихов и текстов (4 ч.)
Повторение пройденного материала(2 ч.)
Календарный учебный график
1-год обучения
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие | 1 | Вводное занятие «Что такое память? Особенности человеческого мозга» | класс | Беседа. |
2 | сентябрь | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие. | 1 | Наука «Мнемотехника». Её цели и приёмы. Игра «Открытки». | класс | Игра |
3 | сентябрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие. | 1 | Создание ассоциативных образов для запоминания. Групповая игра ассоциация «Придумай себе образ» Приём «Я беру с собой в поход» - для запоминания имён, отчеств, фамилий. | класс | Игра. Беседа. |
4 | сентябрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие. | 1 | Приём «рассказ» или «весёлая история» - для запоминания картинок. Запоминание длинных последовательностей изображений в определенном порядке. | класс | Мастер-класс. Игра |
5 | октябрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие. | 1 | Приём «Цепочка» - для запоминания слов. «Последовательное соединение образов» -т.е.запоминания длинного списка несвязанных между собой слов. | Класс | Мастер-класс. Игра |
6 | октябрь | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие | 1 | Изучение приема «Интерьер». | класс | Беседа |
7 | октябрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Запоминание последовательности слов с помощью приёма «Интерьер». | класс | Игра |
8 | октябрь | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие | 1 | Цифро - образы. Запоминание числовой информации на основе цифро-образов. | класс | Беседа |
9 | ноябрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Практические занятия – запоминание числового ряда, состоящего из 20-ти и более цифр. | класс | Мастер-класс. Игра |
10 | ноябрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Практические занятия – запоминание числового ряда, состоящего из 20-ти и более цифр. | класс | Мастер-класс. Игра |
11 | ноябрь | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие | 1 | Кодирование месяцев года в ассоциативные образы. | класс | Беседа |
12 | ноябрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Кодирование и запоминание дат календаря на 2022 год. Приём «Календарик». | класс | Мастер-класс. Игра |
13 | декабрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | класс | Игра |
14 | декабрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | класс | Игра |
15 | декабрь | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие | 1 | Цифро-буквенный код. Запоминание чисел на основе ЦБК. | класс | Беседа |
16 | декабрь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Кодирование двухзначных чисел от 10 до 25 в образы и их запоминание. | класс | Игра. |
17 | январь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Кодирование двухзначных чисел от 26 до 50 в образы и их запоминание. | класс | Мастер-класс |
18 | январь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Кодирование двухзначных чисел от 11 до 75 в образы и их запоминание. | класс | Игра |
19 | январь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Кодирование двухзначных чисел от 76 до 100 в образы и их запоминание. | класс | Мастер-класс |
20 | январь | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Запоминание числа «Пи» с помощью символов-кодов двухзначных чисел по ЦБК. | класс | Игра |
21 | февраль | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Запоминание числа «Пи» с помощью символов-кодов двухзначных чисел по ЦБК. | класс | Игра |
22 | февраль | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Индивидуальные занятия по пройденному материалу. | класс | Консультация |
23 | февраль | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу. | класс | Игра |
24 | февраль | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Повторение приёма «Календарик». Мастер-класс на воспроизведение по памяти всех дат 2023 года. | класс | Мастер-класс |
25 | март | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Повторение приёма «Интерьер». Мастер-класс по запоминанию с однократного произнесения 25 слов в заданном порядке. | класс | Мастер-класс |
26 | март | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Повторение приёма «Интерьер». Мастер-класс по запоминанию с однократного произнесения 25 слов в заданном порядке. | класс | Мастер-класс |
27 | март | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Приём «формула»- для запоминания знаковой информации формул, таблиц и т.д. | класс | Игра |
28 | март | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Прием запоминания исторических дат. | класс | Игра |
29 | апрель | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие | 1 | Прием запоминания иностранных слов. | класс | Беседа |
30 | апрель | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Практические занятия по запоминанию иностранных слов. | класс | Мастер-класс |
31 | апрель | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Запоминание стихотворений с помощью приёма «Пиктограмма» Шифрование стихов. | класс | Мастер-класс |
32 | апрель | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Запоминание стихотворений с помощью приёма «Пиктограмма» Шифрование стихов. | класс | Игра |
33 | май | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Запоминание текстов с помощью приёма «Пиктограмма» | класс | Игра |
34 | май | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Запоминание текстов с помощью приёма «Пиктограмма» | класс | Мастер-класс |
35 | май | среда | 13.20-14.05 | Теоретическое занятие | 1 | Итоговые занятия. Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | класс | Беседа |
36 | май | среда | 13.20-14.05 | Практическое занятие | 1 | Итоговые занятия. Групповые обобщающие уроки по пройденному материалу в форме изученных ранее игр. | класс | Игра |
Методические рекомендации.
Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей, восхищаться инициативой ребенка и мельчайшей самостоятельностью. Все это способствует формированию у ребенка уверенности в себе и в своих возможностях. Очень важно создать ситуацию успеха, главное чтобы предлагаемое задание было выполнено всеми детьми, независимо от того, делал ли он самостоятельно или с моей помощью. Важно поддержать не только действием, но и словами: «Какой ты молодец!».
Работа с родителями.
Работа с семьями обучающихся является одним из условий создания образовательного пространства в соответствии с ФГОС школьного образования, содействует увеличению результативности и качества образования и рассматривается в следующих направлениях:
Просветительская:
родительское собрание
анкетирование
Консультативная:
Информационная:
индивидуальные беседы;
консультации для родителей;
создание папок-передвижек.
Целью взаимодействия педагога с родителями проявляется в повышении речевой активности детей через взаимодействие с родителями.
Материально-техническое обеспечение:
проектор, экран
Материалы и инструменты для работы с детьми
- цветные карандаши, фломастеры
- ручки, маркеры цветные
- бумага для рисования
Литература:
Козаренко В.А. Учебник мнемотехники// Москва - 2002.
Гарибян С.А. Школа памяти (Суперактивизация памяти через возрождение эмоций) // Издательство «Цицеро», Москва-1992
Чепурной Г. А. Школа эйдотехники. //http://www.eidotehnika.org
Зиганов М.А., Козаренко В.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления // М.: Школа рационального чтения , 2001.- 173 стр.