1.Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Спортивные игры» по физической культуре в 1-4 классах составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, Программы Министерства образования РФ: авторской программы В. И. Лях, А.А. Зданевич, «Физическая культура» издательство «Просвещение», Москва – 2010 г., утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта.
Рабочая программа опирается на УМК: В.И. Лях, А.А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (М.: Просвещение, 2010г.)
Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Занятия спортивными играми способствуют улучшению физического развития, повышению физической работоспособности и функциональных возможностей основных жизнеобеспечивающих систем организма: дыхания, кровообращения, энергообмена. Увеличивается жизненная ёмкость легких, сеть капиллярных сосудов, мощность и энергоемкость мышц, утолщается сердечная мышца, улучшаются её сократительные свойства, повышаются возможности совершать работу при относительно недостаточном поступлении кислорода к действующим мышцам, возрастает скорость восстановления энергии после интенсивной мышечной работы.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации кружковой деятельности учащихся. Рассчитана программа на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей – учащиеся 1-4 классов с разным уровнем физической подготовленности. Количество обучающихся – до 15 человек. Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу.
Целью программы является формирование у обучающихся сознательного отношения к своему здоровью, к занятиям физической культурой, овладение навыками игры в баскетбол, волейбол и футбол, достижение гармоничного развития учащихся в целом.
Задачи:
– воспитание у учащихся, высоких нравственных, волевых качеств, трудолюбия, активности;
– подготовка физически крепких, ловких, здоровых, сильных и способных преодолевать любые трудности в жизни;
– формирование жизненно важных умений и навыков
--развитие двигательных качеств в спортивных играх- координации, ловкости, выносливости.
- привить обучающимся любовь и потребность к занятиям физкультурой и спортом.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
По окончании учебного года ученик научится:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке
2. Учебно-тематический план на 2022-2023 учебный год
Программа деятельности кружка «Спортивные игры» состоит из 4 разделов:
Физическая культура и спорт, предупреждение травм – 2 часа.
Футбол – 11 часов.
Волейбол – 12 часов.
Баскетбол – 9 часов
Содержание рабочей программы
Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения российских спортсменов.
Гигиена, предупреждение травм, личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и физических упражнений.
Футбол.
Техника передвижения. Удары по мячу головой, ногой. Остановка мяча. Ведение мяча. Обманные движения. Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Техника игры вратаря. Тактика игры в футбол. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча, с мячом. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Групповые действия. Тактика вратаря.
Волейбол.
Техника нападения. Действия без мяча. Перемещения и стойки. Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. Техника защиты. Блокирование. Взаимодействие игроков передней линии при приеме Контрольные игры и соревнования.
Баскетбол.
Основы техники и тактики. Техника передвижения Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. Ловля мяча одной рукой на уровне груди. Броски мяча двумя руками с места. Штрафной бросок. Бросок с трехочковой линии. Ведение мяча с изменением высоты отскока. Ведение мяча с изменением скорости. Обманные движения. Обводка соперника с изменением высоты отскока. Групповые действия. Учебная игра.
4. Методическое обеспечение программы
(оценочные и методические материалы)
Учебно-методическое обеспечение:
- рабочая программа деятельности кружка;
- тематическое планирование кружка «Спортивные игры»;
- годовой план-график прохождения материала;
- диагностический материал;
- журнал учёта работы, посещаемости.
Способы проверки результатов
Диагностика знаний обучающихся по теоретическим вопросам проводится с помощью различных тестов, викторин, игр. Сформированность практических навыков определяется правильностью участия в проведённых играх.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
текущий, промежуточный и итоговый контроль.
5. Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий по спортивным играм необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
футбольное поле, площадка для игры в баскетбол, волейбол; спортивный зал;
инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, гимнастические маты, скамейки, секундомер.
6. Список литературы
1. Андреев С.Н., Лапшин О.Б., Ежов П.Ф. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ: Минск, 1992
2. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996.
3. Системы подготовки спортивного резерва / под общ.ред.Никитушкина В.Г.- М.: Квант-С,1994.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Акт, -1998
7.Календарно-учебный график
№ | Тема | Кол-во час | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
| Физическая культура и спорт, предупреждение травм | 2 | | | |
1 | Возникновение и история физической культуры. Достижения российских спортсменов. | 1 | 04.09 | | |
2 | Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное и закаливающее влияние естественных факторов природы | 1 | 11.09 | | |
| Футбол | 11 | | | |
3 | Техника передвижения. | 1 | 18.09 | | |
4 | Удары по мячу головой, ногой | 1 | 25.09 | | |
5 | Остановка мяча. Ведение мяча. | 1 | 02.10 | | |
6 | Обманные движения. | 1 | 09.10 | | |
7 | Отбор мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. | 1 | 16.10 | | |
8 | Техника игры вратаря | 1 | 23.10 | | |
9 | Тактика игры в футбол. Тактика нападения. | 1 | 13.11 | | |
10 | Индивидуальные действия без мяча, с мячом. | 1 | 20.11 | | |
11 | Тактика защиты. | 1 | 27.11 | | |
12 | Индивидуальные действия вратаря. | 1 | 04.12 | | |
13 | Учебная игра. | 1 | 11.12 | | |
| Волейбол | 12 | | | |
14 | Техника нападения. Действия без мяча. | 1 | 18.12 | | |
15 | Перемещения и стойки. | 1 | 25.12 | | |
16 | Действия с мячом. Передача мяча двумя руками. Передача на точность. | 1 | 15.01 | | |
17 | Передача на точность. Встречная передача. | 1 | | |
18 | Подача мяча: нижняя прямая, нижняя боковая, | 1 | 22.01 | | |
19 | Подача сверху | 1 | 29.01 | | |
20 | Прием мяча: сверху двумя руками, снизу двумя руками. | 1 | 05.02 | | |
21 | Техника защиты. Блокирование. | 1 | 12.02 | | |
22 | Групповые действия игроков. | 1 | 19.02 | | |
23 | Взаимодействие игроков передней линии при приеме от подачи | 1 | 26.02 | | |
24 | Командные действия. Прием подач. | 1 | 04.03 | | |
25 | Расположение игроков при приеме | 1 | 11.03 | | |
| Баскетбол | 9 | | | |
26 | Основы техники и тактики. Техника передвижения. | 1 | 18.03 | | |
27 | Повороты в движении. Сочетание способов передвижений. | 1 | 01.04 | | |
28 | Техника нападения. | 1 | 08.04 | | |
29 | Техника владения мячом. Ловля мяча двумя руками с низкого отскока. | 1 | 15.04 | | |
30 | Ловля мяча одной рукой на уровне груди. | 1 | 22.04 | | |
31 | Броски мяча двумя руками с места. | 1 | 29.04 | | |
32 | Штрафной бросок. Бросок с трех очковой линии. | 1 | 06.05 | | |
33 | Ведение мяча с изменением высоты отскока. | 1 | 13.05 | | |
34 | Ведение мяча с изменением скорости. | 1 | 20.05 | | |