Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением английского языка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
Рассмотрено На заседании МО ___________/С.В.Писарева/ Протокол № 1 от 27 .08.2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №5 г. Азнакаево» ____________________ А.А. Хабибуллина приказ № 230 от 31 .08.2021 г. |
Рабочая программа
по платным образовательным услугам
в 3 «А» классе
спортивно-оздоровительной направленности
«СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ»
Гатиевой Гульназ Разаэловны,
учителя высшей квалификационной категории,
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением
Английского языка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1 от
«31» августа 2021 г.
г. Азнакаево, 2021 год
Пояснительная записка
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации, танцевальные композиции. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.
В настоящее время спортивный танец завоёвывает всё более широкую популярность в России и во всём мире. Это объясняется высокой культурой и красотой его исполнения, зрелищностью и безграничными возможностями. Человек, увлекающийся спортивными танцами в течении всей жизни, может хорошо владеть телом, укреплять нервную и дыхательную системы, поддерживать мышечный тонус, наслаждаясь при этом прекрасной музыкой.
Актуальность программы. Спортивный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем и не хочет обладать какими-то правилами, канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму, окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Спортивные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому спортивный танец - современный и интересен и близок молодому поколению.
Педагогическая целесообразность программы объясняется основными принципами, на которых основывается вся программа, это – принцип взаимосвязи обучения и развития; принцип взаимосвязи эстетического воспитания с хореографической и физической подготовкой, что способствует развитию творческой активности детей, дает детям возможность участвовать в постановочной и концертной деятельности. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Отличительные особенности программы основу данной программы составляет, с одной стороны ориентация на общечеловеческие ценности мировой танцевальной культуры, а с другой – установка на развитие творческой индивидуальности ребёнка. В данной программе использованы последние идеи и правила преподавания спортивных танцев с использованием новых разработок, методик и нормативных документов.
Цель: создание условий для духовного и физического развития, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребенка в целом и его определенных способностей, оказание помощи в реализации своих потребностей в сфере спортивных танцев, посредством хореографической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
формировать у детей музыкально-ритмических навыков;
формировать навыков правильного и выразительного движения в области классической, народной и современной хореографии;
организовать процесс постановочной работы и концертной деятельности; Развивающие:
развивать чувство ритма и музыкальность,
моторно-двигательную и логическую память;
развивать рабочий «аппарат» (опорно-двигательную систему) обучающихся;
развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные:
Создать базу для творческого мышления детей;
формировать коммуникативные навыки;
воспитывать музыкально-хореографическую и общую культуру;
Развивать активность и самостоятельность общения;
Формировать общую культуру личности ребенка, способную адаптироваться в современной жизни.
Оздоровительные:
улучшать функциональное состояние организма;
повышать физическую и умственную работоспособность;
способствовать снижению заболеваемости.
Методы занятий:
Словесный (объяснения, замечания)
Наглядный (личный показ педагога)
Практический (выполнение движений)
Структура занятий :
Подготовительная часть (разминка)
Основная часть (разучивание нового материала)
Заключительная часть (закрепление выученного материала)
Описание места курса в учебном плане
Тип программы: образовательный. Программа составлена для учащихся 9-10 лет. Количество учащихся в группе: до 15 человек. Программа рассчитана на 1 год (на 2021-2022 учебный год). Общее количество часов - 64 (2 часа в неделю).
Методическое обеспечение образовательной программы
Учитывая, что заниматься данной программой часто принимаются дети без специального отбора, одной из задач хореографа является исправление дефектов осанки. Следует обращать внимание на положение всей ноги и стопы, в полной и неполной выворотность, чтобы не было наклона в голеностопном суставе ни снаружи, ни внутри.
Учащиеся во время обучения должны получать представление выразительности танцевальных движений, отражающих внутренний мир человека, стремиться к совершенствованию своих движений – выразительности, легкости, стиле, грации.
Ученики, прошедшие определенный курс по данной программе, должны получить также общие сведения об искусстве хореографии, ее специфике и особенностях.
Отчеты по программе могут проходить как концертное выступление и как открытое занятие. Вместе с тем выступления на сценической площадке можно сочетать с выступлениями детей на воздухе, на открытой площадке в майские празднике, в дни зимних каникул хореографический коллектив принимает участие в играх и танцах детей вокруг елки.
В мероприятиях воспитательного характера входит подготовка и проведение отчетных концертов, выступлений детей в школе, клубах, на избирательных участках, помощь товарищам по коллективу в различных танцев, замена заболевших, самостоятельная работа по созданию, исполняемых в своей школе, в лагерях.
Материально-техническое обеспечение:
танцевальный зал,
DVD -проигрыватель.
Условия реализации программы
На занятия дети должны приходить в специальной форме (в спортивной) это их дисциплинирует. Обувь (кроссовки) и для мальчиков, и для девочек.
Также в классе должна быть своя фонотека и видеотека. Для выступлений необходимо иметь костюмы и танцевальную обувь.
Результаты контроля учебной деятельности служат основанием для внесения корректив в содержание и организацию процесса обучения, а также для поощрения успешной работы воспитанников, развития их творческих способностей, самостоятельности и инициативы в овладении знаниями, умениями, навыками. Программа предусматривает связь с программой общеобразовательной школы: физкультурой.
Содержание изучаемого курса
Вводное занятие. История развития современного танца. Основные направления современного танца- 1 час.
Спортивный танец
В этом стиле танца активно используются элементы художественной гимнастики и акробатики.
Работа с этим направлением имеет свою концепцию, основой которой является: от частного к целому. Она включает такие аспекты:
спортивная и хореографическая подготовка,
техника работы тела (биомеханика танца),
красота линий и т.п.
Элементы спортивного танца – 4 часа.
Постановка спортивного танца – 10 часов.
Современная хореография – тот стиль танца, которому присуще ритмика, пластика, музыкальность и четкость движений под модную и актуальную музыку.
Элементы современной хореографии- 4 часа.
Постановка танца – 10 часов.
Уличные танцы
Уличный танец (street dance) – этим понятием определяется широкий спектр танцевальных стилей, которые исполняются вне специализированных танцевальных залов: на улицах, в школах, в ночных клубах. В street danceприветствуется импровизация и взаимодействие со зрителями и другими танцорами.
Элементы уличного танца – 4 часа.
Постановка уличного танца -12 часов.
Hip-Hop - это современное танцевальное направление, наиболее актуально для подвижных, активных детей.
Танец позволяет им:
научиться актерской игре;
добиться четкости в движениях;
демонстрировать удивительную гибкость;
быть грациозными и изящными.
Элементы хип – хопа – 4 часа.
Постановка танца – 10 часов.
Учебно — тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Элементы спортивного танца | 4 | 1 | 3 |
3 | Постановка спортивного танца | 10 | | 10 |
4 | Элементы современной хореографии | 4 | 1 | 3 |
5 | Постановка танца | 15 | | 15 |
6 | Элементы уличного танца | 4 | 1 | 3 |
7 | Постановка уличного танца | 12 | | 12 |
8 | Элементы хип - хопа | 4 | 1 | 3 |
9 | Постановка танца | 10 | | 10 |
| Итого | 64 | 5 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ТАНЦЕВАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ»,
3 КЛАСС
№ п. п. | Раздел, тема | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
| Вводное занятие. История развития современного танца. Основные направления современного танца. | 04.10 | |
Спортивные танцы (14 часов) |
| Элементы спортивного танца. Постановка корпуса. | 07.10 | |
| Элементы спортивного танца. Хореография изучаемых фигур (равнение, позиция ступней, шаги, величина поворота). | 11.10 | |
| Элементы спортивного танца. Работа стопы и колена. | 14.10 | |
| Элементы спортивного танца. Ритм и музыкальность. | 18.10 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 21.10 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 25.10 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 28.10 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 08.11 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 11.11 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 15.11 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 18.11 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 22.11 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 25.11 | |
| Постановка спортивного танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 29.11 | |
Современная хореография (19 часов) |
| Элементы современной хореографии. Изучение параллельных позиций ног; изучение положений рук и основных положений корпуса. | 02.12 | |
| Элементы современной хореографии. Изучение движений изолированных центров и техника их исполнения. | 06.12 | |
| Элементы современной хореографии. Движение грудной клеткой –диафрагмой: из стороны в сторону; вперед-назад; подъем и опускание. Бедра: движения из стороны в сторону, вперед-назад, круги, подъем бедра наверх. | 09.12 | |
| Элементы современной хореографии. Импровизация. | 13.12 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 16.12 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 20.12 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 23.12 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 27.12 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 30.12 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 10.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 13.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 10.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 17.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 20.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 24.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 27.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 31.01 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 03.02 | |
| Постановка танца. Исполнение танцевальных этюдов на основе комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации. | 07.02 | |
Элементы уличного танца (16 часов) |
| Элементы уличного танца. Основные танцевальные точки, шаги. Диагональ, середина. | 10.02 | |
| Элементы уличного танца. Хореографический текст (танцевальные движения, жесты, позы, ракурсы); логика развития танцевального рисунка и распределение его по сценической площадке. | 14.02 | |
| Элементы уличного танца. Игра «Мячик». | 17.02 | |
| Элементы уличного танца. Шаги по площадке через предметы; упражнение на точку, представление предмета в пространстве. | 21.02 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. | 24.02 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Сочинение простого рисунка. | 28.02 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 03.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 07.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 10.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 14.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 17.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 21.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 24.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 28.03 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 04.04 | |
| Постановка уличного танца. Разбор танца по записи. Отработка отдельных элементов танца. | 07.04 | |
Хип-хоп ( 14 часов) |
| Элементы хип-хопа. Подпрыгивания; скольжения, «слайды». | 11.04 | |
| Элементы хип-хопа. Изолированные движения отдельными частями тела. Движения, передающие эмоции. | 14.04 | |
| Элементы хип-хопа. Комбинации широких шагов, наклонов. «Контактные» комбинации движений . | 18.04 | |
| Элементы хип-хопа. Простые поддержки. Связки танцевальных элементов движений данного танцевального направления. | 21.04 | |
| Постановка танца. Сольная импровизация движений. | 25.04 | |
| Постановка танца. Сольная импровизация движений. | 28.04 | |
| Постановка танца. Парная и групповая синхронная импровизация движений. | 02.05 | |
| Постановка танца. Парная и групповая синхронная импровизация движений. | 05.05 | |
| Постановка танца. Выполнение упражнения «Музыкальная комедия». | 09.05 | |
| Постановка танца. Выполнение упражнения «Музыкальная комедия». | 12.05 | |
| Постановка танца. Упражнения для подготовки к импровизации. | 16.05 | |
| Постановка танца. Упражнения для подготовки к импровизации. | 19.05 | |
| Постановка танца. «Парные этюды». | 23.05 | |
| Подведение итогов. Концерт для родителей. | 26.05 | |
Планируемые результаты
По итогам года обучения обучающиеся должны
Знать:
правила поведения на занятиях, требования, предъявляемые к танцорам;
историю и особенности зарождения и развития спортивного танца;
ритмическое строение музыки с ее размером, частями и фразами;
способы и особенности движений, передвижений;
приемы и способы формирования правильной осанки и танцевального стиля;
основы общей и специальной физической подготовки;
основные принципы танцевальных передвижений;
терминологию разучиваемых движений.
Уметь:
Формой подведения итогов реализации данной дополнительной образовательной программы являются:
конкурсы на лучшее исполнение сольного и коллективного танца;
праздничные выступления («День знаний», «8 марта», «День пожилых людей», «Новый Год» и т. д)
отчётные концерты;
участие в конкурсах различного уровня.
Реализация программы опирается на следующие принципы:
постепенность развития профессиональных данных у учащихся;
постепенность увеличения физической нагрузки и технической трудности;
систематичность и регулярность занятий;
целенаправленность учебного процесса.
Методические аспекты освоения программы.
Общие теоретические понятия.
В течение всего курса учащиеся знакомятся со следующими понятиями
- позиция ног;
- позиция рук;
- позиции в паре;
- позиции уличных танцев;
- позиции современных танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
Общеразвивающие упражнения.
Движения на развитие координации, элементы ассиметричной гимнастики, движения по линии танца:
- на носках/каблуках;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени;
- выпады;
- ход лицом/спиной;
- бег с подскоками;
- галоп;
- перестроениями (хоровод, шахматы, змейка, круг).
Ставится задача через образное восприятие обогатить набор движений, развить координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале и выполнять различные команды тренера-преподавателя.
Разминка.
Проводится на каждом занятии в виде «спортивного танца» под современную популярную музыку, что создает благоприятный фон и повышает интерес к занятиям. Задача разминки – развитие координации, памяти и внимания. Последовательная разработка всех основных групп суставов и мышц. Общая продолжительность разминки – 10-15 минут. Нагрузка регулируется от степени подготовленности детей, их индивидуальных качеств и возраста.
Список литературы
Для педагогов
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М: Просвещение 2010.- 223с.
Роот З.Я. Танцы в начальной школе: практическое пособие. – М: Айрис – пресс, 2006. – 128с.
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)
Бекина С. И. «Музыка и движение» , М, «Просвещение» 1981
Полятков, С. С. Основы современного танца / С. С. Полятков. - 2-е изд. –Ростов- на-Дону : Феникс", 2006 – 80 с.
Неминущий Г.П., Дукальская А.В. Танцевальная нагрузка : ее сущность, структура, общая характеристика и методология исследования. – Ростов-на-Дону, 1996.
Полятков, С. С. Основы современного танца.- Москва: Феникс, 2009
Гавликовский Н.В. Руководство для изучения танцев. – СПб., 2010
Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. – М., 1997.
Ткаченко Т. «Работа с танцевальными коллективами» М., 1958 г.
Лабинцев К.Р. Характеристика нагрузок в танцевальном спорте. – М., 2001.
Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации /авт.-сост. Е.Х.Афанасенко и др. — Волгоград: Учитель, 2009. — с.76-98.
Для детей.
Луговская А. «Ритмические упражнения , игры, пляски», М,«Просвещение», 1991
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. 1983 г.
Васенина, Е. Российский современный танец. – Москва: Запасный выход, 2009
Полятков, С. С. Основы современного танца.- Москва: Феникс, 2009
Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)
Для родителей.
Касаткина Л.В. Танец – это жизнь. – СПб., 2006.
Попов В., Суслов Ф., Ливадо Е. Пластика тела. – М., 1997.
Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. 1983 г.
Васенина, Е. Российский современный танец. – Москва: Запасный выход, 2009
Ткаченко Т «Народные танцы» - М. 1975
Тарасов Н.И. «Классический танец» М. 1971.