СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Страна Вообразилия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Страна Вообразилия"»

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа №73»

(МБОУ СОШ №73)

630108, Новосибирск, Котовского, 39; тел./факс: (383) 353-60-83

ИНН 5404141983, ОКПО 23642333, БИК 04500400





Рабочая программа

«Страна Вообразилия»















Составитель: Артемова И.А.

учитель высшей

квалификационной категории

















Новосибирск

Пояснительная записка


Рабочая программа кружка «Страна Вообразилия» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторских программ С. А. Кузнецовой «Уроки сказок», Л.Б. Фесюковой «Воспитание сказкой» и В.Г. Благодер «Развитие креативных способностей младших школьников»

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования.

Программа разработана для развития творческого воображения младших школьников, снятия их эмоционального и физического напряжения.

Выбор данной программы был не случаен, так как в процессе обучения включение воображения имеет очень большое значение, без него невозможно восприятие и понимание учебного процесса в целом.

Кроме того, у младших школьников воображение все теснее связано с его жизненным опытом, который постепенно является побудителем к его деятельности. Включая свою фантазию, ребенок преобразует мысли и образы в реальные предметы.

На занятиях дети придумывают сказочную историю на игровой основе, или сочиняют концовку, вносят новую ситуацию в сказку, после чего работают, создавая иллюстрации, схемы аппликации и т.д.. Занятия включают также разминки-минутки, направленные на снятие физического напряжения и повышение позитивного настроя детей. Общение детей, обсуждение историй друг с другом и педагогом помогают ребятам наладить межличностное общение и поделиться своими эмоциями и переживаниями.

Творчеству можно и нужно учить, не способных к творчеству нет. Таким образом, способность творить заложена в ребенке с раннего детства. И проблема в том, что никто не занимается целенаправленно и осознанно развитием этих способностей.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических данных у учащихся слабо развиты воображение, память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, быстрота реакции.




1.1. Цели и задачи программы

Цель данной программы: развитие творческого воображения и мышления детей, позволяющих решать проблемные задачи и создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.).

Курс ориентирован на развитие творческого неординарного мышления у детей младшего школьного возраста, формирование умений решать изобретательские (проблемные) задачи, воспитание интереса к собственному творчеству, к поиску рациональных решений.

Особенность курса в том, что обучение детей используются приемы и методы Теории Решения Изобретательских Задач.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • убедить детей в том, мир полон тайн и загадок, которые они способны раскрыть собственными силами;

  • обучить основным механизмам творческого воображения, позволяющим находить и раскрывать эти тайны;

  • использовать механизмы развития творческого воображения для психологической коррекции, развития восприятия, внимания, памяти, эмоций, мышления.

  • развивать стремление к совершенствованию своих произведений;

  • воспитывать способность адекватно выражать различные эмоции и чувства;

  • воспитывать художественный и эстетический вкус.

Основные принципы построения учебного занятия.

  • Принцип доступности основан на необходимости учета возрастных особенностей детей.

  • Принцип наглядности способствует приобретению достоверных знаний на основе восприятия конкретных данных.

  • Принцип творчества. Творческий подход к выполнению некоторых заданий.






1.2. Методическое обеспечение

Учителем создаются условия для формирования интереса к самому себе, в первую очередь, путем использования следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:

- Словесные методы: рассказ, беседа, сказка;

- Методы практической работы: упражнения, испытания, рассматривание, обсуждение, экспериментирование и практическая работа;

- Метод игры: викторины, познавательные, развивающие игры;

- Наглядный метод обучения - наглядные материалы (картинки, рисунки, журналы с комиксами), демонстрационные материалы (образцы моделей, плакаты);

- Проектные методы – проектирование и моделирование комиксов.

Программа предоставляет большие возможности для развития каждого ребенка, сохраняет свое значение - воспитательная направленность проводимых занятий, связанная с развитием у детей основ любознательности.

Для реализации программы нужно следующее материально-техническое обеспечение:

  • материалы и инструменты для каждого учащегося (альбом, цветные карандаши, фломастеры, картинки из журналов);

  • дополнительный материал для воспитателя при проведение занятий (журналы с комиксами, презентации, цветная бумага, цветной картон, фломастеры, цветные карандаши, альбом, интернет ресурсы).

    1. Характеристика программы



Тип: внеурочная деятельность.

Вид: моделированная

Направленность: творческая

Срок реализации: 4 года.(135 ч.)

Год обучения

Возраст детей

Количество занятий в неделю

Продолжительность занятия

4

6-10

1

35 минут в 1 класс

45 минут во 2- 4 классах








    1. Содержание программы

Данная программа направлена на обучение младших школьников навыкам творческого мышления и управляемого воображения с использованием методов ТРИЗ для решения творческих задач в самых различных областях: декоративно-прикладное, литературное творчество, изобретательские задачи, решение психологических задач.

Обучение элементам ТРИЗ в начальной школе имеет две существенные особенности: с одной стороны, это особенности самой начальной школы. Именно в эти годы основным вектором обучения является развитие мышления. Знания, получаемые в школе, могут оказаться малоэффективными без умения использовать их в нестандартных ситуациях, при решении творческих задач. С другой стороны, это особенности тех разделов ТРИЗ, которые направлены в первую очередь на развитие творческого воображения (РТВ), развитие системного мышления, приемы фантазирования и другие разделы ТРИЗ, связанные не со специальными приемами анализа и решения творческих задач, а с развитием мышления в целом. Методологической основой кружка являются приемы нахождения новых идей.

Из многообразия тем был отобран материал, позволяющий достаточно быстро и легко научить детей алгоритмам создания собственных творческих продуктов: сочинению загадок, игр, сказок и др.

Состоит из 4 разделов:

1 класс - «Сказка и фантазия»

2 класс – «Моя Вообразилия»

3 класс – «Комикс - класс»

4 класс - Играем, фантазируем, сочиняем

Приемы фантазирования – центральная тема кружка. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для

его познания.


Модель занятий:

  • Вход в урок (игры, упражнения, соответствующие теме занятия).

  • Новая тема.

  • Упражнения на создание творческого продукта.

  • Защита, подведение итогов.

  • Упражнение – разминка, оно призвано не только снять напряжение, но и поставить своеобразную «точку» в занятии.

«Сказка и фантазия»

В качестве учебного материала для учеников 1 класса выбрана сказка. Выбор сделан

не случайно. Учащиеся 1 класса – слушатели особенные. Они больше эмоциональны, чем рассудительны, и поэтому поэтические образы сказки для них убедительны и реальны.

Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя детей в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка – это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей шести – восьми лет являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Работа над сказками о животных рассматривается как подготовительный этап к работе над разработанной специальной универсальной схемой, помогающей отрабатывать механизм самостоятельной творческой работы со сказкой (волшебной, бытовой, о животных), в целях гармоничного развития детей

Данная схема была разработана с опорой на творческое наследие Д. Родари, ТРИЗ, работы Л.Б. Фесюковой и собственный опыт. Она помогает нетрадиционно подойти

к использованию сказочного материала в начальных классах и составляет второй

этап работы (2-4 класс).

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему

не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования. Придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, то есть все то, что развивает творческое воображение и подводит к сочинительству.

Специальная универсальная схема работы со сказкой:

I. Речевая зарядка.

II. В мире Сказки:

  1. Я читаю – я узнаю.

  2. Нравственный урок, воспитание добрых чувств.

  3. Секреты сказки.

  4. В мире слов.

III. Сказка и математика.

IV. Сказка и экология.

V. В мастерской сказки.

VI. Развиваем мышление и воображение.

Понятно, что разделы выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных и художественных произведений. Их может быть больше или меньше. Кроме того, разделы данной схемы связаны между собой так, что между ними невозможно провести чёткую границу, так как одно вытекает из другого. Эти разделы помогают перейти от воссоздающего воображения к творческому. Потому что образы базируются на тех представлениях и впечатлениях, которые получает ребёнок в реальной жизни и на своём опыте. Причём, несомненно, и то, что каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные остаются второстепенными, то есть можно выбирать из схемы те разделы, которые покажутся важными.

Можно перестроить и творчески переработать сказку на любое, важное на данный момент направление, например, «Историческое прошлое», «Географическое

путешествие» и т.д. Таким образом, это модель, по которой отрабатывается механизм творческой работы учителя со сказкой, в целях гармоничного развития детей и которая обеспечивает метапредметную связь.

Сказочные сюжеты и рассказы детей можно не только оставлять в словесной форме, но и воплощать в материальную форму. Сказку можно нарисовать, главного героя изготовить из любого подручного материала. Стул станет ширмой. И вот

буквально из ничего появляется сказка, своя сказка. А когда ребенок сам включен в деятельность, происходит множество незаметных, но очень для личного развития вещей.

В программу первого года вошли следующие разделы:

  • Русские народные сказки.

  • Сказки разных народов.

  • Литературные сказки.

«Моя Вообразилия»



Программа предполагает построение обучения через уроки-сказки, уроки-открытия. Даже маленькие успехи в познании самого себя и окружающего мира делают необыкновенно привлекательным весь процесс обучения.

Для младших школьников очень важно, чтобы каждый урок приносил конкретный результат.

Приемы фантазирования – центральная тема курса. Применяя приемы фантазирования для изменения окружающего мира, мы даем ребенку инструмент для его познания. Хорошо известно, что для познания устройства игрушки, ребенок разделяет ее на части. Человек, природа, город слишком велики и сложны, чтобы «разобрать» их, как игрушку. Сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно и, что очень важно, осознанно, дети получают возможность «разобрать» весь мир по частям, чтобы затем, соединив, получить свой, оригинальный, нестандартный взгляд на мир, понять, как он устроен.

На примере применения приема «Наоборот» в художественных произведениях («Королевство Кривых Зеркал», «Сказка о потерянном времени» и др.) можно показать, как с помощью приемов фантазирования получить

фантастические ситуации и построить на их основе сказку или фантастическую повесть.

Прием «ускорение – замедление» предоставляет хорошую возможность организовать для детей веселые, подвижные упражнения, причем использовать такие упражнения для отдыха, снятия напряжения, переключения на другой вид деятельности, можно на любом другом уроке.

«Перемещение во времени» – еще один хороший пример для того, чтобы


показать взаимосвязи внутри сложной системы: что было бы, если в современном городе появился старинный экипаж или шарманщик запел свою грустную песню?

Работа о программе «Моя Вообразилия» предполагает как парную, так и групповую формы организации познавательной деятельности учащихся.

Базовыми компонентами каждого занятия являются: работа по формированию и расширению знаний учащихся; выполнение упражнений, в игровой форме; организация общения детей.

Схема построения занятия одинаковая: повторение пройденного материала

изучение новой темы закрепление.

Использование игры «Поменяйтесь местами те, кто…», «Добавь слово», «Кто это был?», «Да – нетки», «Хорошо – плохо», «Раз, два, три – фигура оживи», «Быстро – медленно», «Замедление – ускорение», «Карлики, великаны», «Наоборот», «Я твой кусочек», «Измени свойство», «Реши проблему», «Найди применение», «Спаси положение», «Всё будет хорошо», «Весёлые объяснялки», «Грустные объяснялки», «Кто прав»,

«Чего раньше не было», «Превращалки», «Кто, с кем, где, когда…» и др.

Некоторые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.

«Комикс – класс»

Программа занятий «Комикс – класс» разработана для развития творческого воображения младших школьников, снятия их эмоционального и физического напряжения.

На занятиях дети придумывают сказочную историю на игровой основе, после чего

рисуют её в виде комикса.

То, что комикс оказывает положительное влияние на развитие фантазии ребенка подтверждается в книге Дж. Родари «Грамматика фантазии». Ребенок, читающий комиксы, выполняет ряд сложных задач. «Воображение ребенка не остаётся пассивным, комикс его все время подстегивает, заставляет анализировать и синтезировать, классифицировать, делать выводы. Раз от ребячьей головы требуется усиленное внимание, а от фантазии – выполнение самого высокого ее назначения, для пустопорожних домыслов места нет» (Дж. Родари. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй»)


Основной целью является создание сказочной истории, в которой будет отражен

его внутренний мир, эмоции и переживания. Задача научит рисовать комиксы дополнительная. Существует несколько основных принципов, по которым строится комикс. Их соблюдение придает занятиям «серьезность» с точки зрения ребенка. Поэтому в занятия «Комикс – класса» показывается как просто рисовать те или иные предметы, разных героев.

Учебные занятия в каждом разделе проводятся в форме игры. Использование на

занятиях различных игровых моментов позволяет удовлетворить базовые возрастные потребности ре­бенка в игре, подражании, движении, практическом действии. Это способствует продуктивному усвоению обсуждаемой темы занятий. 

По мере проведения занятий рекомендуется проводить экспресс-диагностику эмоционального состояния детей («Градусник настроения», «Красный-желтый-зеленый» и т.п.).

Данные занятия могут значительно повысить самооценку детей, если их комиксы подшивать в «журналы». Здесь включается очень важный принцип оценки сверстников.

Можно организовать даже выпуск такого комикс-журнала по окончанию всех занятий.

Использование игры «Поменяйтесь местами те, кто…», «Добавь слово», «Кто это был?», «Да – нетки», «Хорошо – плохо», «Раз, два, три – фигура оживи» и т. д.


Упражнения «Макароны», «Сенокос», «Сдвинь стенку с места» , «Ёжик и море», «Дотянись до потолка», «Светофор», «Скелеты и приведения», «Задувание свечи», «Одна рука длиннее другой», «Крылатая разминка», «Пальма», «Потянулись, улыбнулись», «Ледяные фигуры», «Я стеклянный – я шоколадный», «Звёздочка», «Слоны – жирафы – цапли», «Маленькая моль», «Мягкая разминка», «Отряд кошачьих», «Шнурки»

Играем, фантазируем, сочиняем


Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Занятия по данной программе имеют разработанную структуру

  1. Вводная. Цель этой части занятий – настроить на совместную работу, установить эмоциональный контакт. Эта часть включает игры, упражнения


на снятие первичной и физической зажатости.

  1. Рабочая. Тема. На эту часть приходится основная нагрузка всего занятия. Самостоятельно решаются поставленные проблемы, сочиняются сказочные истории, идет творческое воплощение задуманного. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях; активно развивается воображение, мышление, память, художественные способности, мелкая моторика рук. Дети учатся работать в группе, учитывать настроение и желания других.

  2. Завершающая. Подводятся итоги, происходит обсуждение и проводятся упражнения. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Это разминки, упражнения, ритуал прощания.

Структура и последовательность занятий не являются жёсткими.

Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.

Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

















1.5 Предполагаемые результаты реализации программы Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Личностные универсальные учебные действия



Базовый уровень

Повышенный уровень

Формирование:

-положительного отношения к исследовательской деятельности;

-широкой мотивационной основы исследовательской деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;

-интереса к новому содержанию и новым способам познания;

  • развитие способности к самооценке на основе критериев успешности

исследовательской деятельности;

  • ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной

задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей.

Формирование:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании

познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

  • выраженной познавательной мотивации;

-устойчивого интереса к новым способам познания;

-адекватного понимания причин успешности/неуспешности исследовательской деятельности;

-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Регулятивные универсальные учебные действия


Базовый уровень

Повышенный уровень

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-различать способ и результат действия;

-оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок






-проявлять познавательную инициативу;

-самостоятельно учитывать

выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

-преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.



Познавательные универсальные учебные действия



Базовый уровень

Повышенный уровень

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

-владеть основами смыслового чтения текста;

-анализировать объекты, выделять главное;

-осуществлять синтез (целое из частей);

-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения об объекте;

-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

-устанавливать аналогии;

-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов

библиотек и сети Интернет;

-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

-использовать исследовательские методы обучения в основном учебном процессе и повседневной практике.

Коммуникативные универсальные учебные действия


Базовый уровень

Повышенный уровень

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-задавать вопросы по существу;

-использовать речь для регуляции своего действия;

-контролировать действия партнера;

-владеть монологической и

диалогической формами речи.

-учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;

-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую

информацию как ориентир для построения действия;

-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.


Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:


  1. Линия восприятия - представления - воображения.

    • представлять ранее воспринятые объекты в 3-х каналах восприятия (визуальном, аудиальном, кинестетическом) и сохранять их в памяти;

    • представлять ранее воспринятый объект меняющим свойства, фиксировать свои представления в рисунке.

  2. Линия инструментария.

    • мысленно делить целое на части, устанавливать простые связи между частями, объединять объекты в новое целое;

    • «видеть» объект во времени (в прошлом, настоящем, будущем), фиксировать последовательность изменений объекта или ситуации;

    • классифицировать объекты по значениям основных признаков;

    • получать фантастические идеи различными способами;

    • изменять свойства, функции, структуру систем с помощью приемов фантазирования.

  3. Линия информационного обеспечения.

    • знать основные признаки объектов, воспринимаемые непосредственно человеком: цвет, форму, размер, характер, высоту, громкость и длительность звучания, температуру, рельеф поверхности, массу, запах, вкус;

    • научить преодолевать действие психологической инерции и стремиться к новизне.

  4. Продуктивная линия.

    • рисовать несложные образы по описанию;

    • использовать различные приёмы и методы для сочинения загадок, метафор, сказок;

    • применять приемы фантазирования для решения простых изобретательских задач.


Система оценки достижений учащихся.

ФГОС большое внимание уделяет формированию у младших школьников самооценки, поэтому в ходе обсуждения этих работ мы с ребятами разработали критерии оценки и самооценки. Работа оценивается по следующим критериям:

  • Последовательность и законченность изложенного.

  • Яркость и оригинальность образов.

  • Необычность сюжета, его развёрнутость.

  • Неожиданность концовки.

В программе предусматривается система оценивания по критерию новизны и степени оригинальности. Можно выделить несколько уровней выполнения заданий.

1 уровень (высокий): неожиданные, оригинальные идеи: «Так придумал один!»

2 уровень (средний): интересные, необычные идеи: «Так придумали некоторые!»

3 уровень (низкий): неоригинальные, стандартные идеи: «Так могут придумать все!» Могут проводиться выставки работ, создание самодельной книги с лучшими работами.

Формы и виды контроля

(выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др.)


Контрольные материалы

Контрольная работа по курсу «Моя Вообразилия» проводится в начале и конце изучения курса с одним и тем же содержанием в течение 12-15 минут (проверка эффективности обучения).

Примерное содержание работы


  1. Дорисуй фигуры и подпиши, что получилось.

  2. Сочини загадку о школьных принадлежностях.

  3. Нарисуй фантастическое животное.

  4. Что будет необычного в школе будущего?

Календарно – тематическое планирование

1 класс «Сказка и фантазия»»

Тема

Содержание деятельности учащихся

Дата

1

Знакомство

Ознакомить с основами кружка :

- анкетирование «Это я»

- презентация

- игры.


Русские народные сказки (19 ч.)

2

Русская народная сказка

« Маша и медведь»

Слушание, пересказ, просмотр м/ф, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра


3

Русская народная сказка «Три медведя» в обработке. Н. Толстого)

Чтение, просмотр м/ф, пересказ, иллюстрирование, озвучивание героев. Сказка наоборот : медведи заблудились и попали к девочке.


4

Русская народная сказка «Пых»

Слушание, чтение, показ сказки с помощью пантомимы.


5

Русская народная сказка «Рукавичка»

Слушание, рассказывание, изображение сказки с помощью схем. Фокус в сказке: рукавичка стала летучим кораблем


6

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

Слушание, просмотр м/ф, выборочный пересказ, инсценирование

Придумывание условного знака для мамы и козлят. Сказка наоборот «Семь волков и один козлик»


7

Русская народная сказка

«Кот -серый лоб, козел да баран»

Слушание, чтение, рисование с помощью схем.

Составление сказки наоборот: злые стали добрыми


8

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Слушание, чтение, иллюстрирование, просмотр м/ф «Три мешка хитростей», сочиним новое начало и конец сказки, а середину не трогать


9

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Чтение, рассказывание, просмотр мультфильма. Придумываем новую сказку, в которой Пузырь помогает друзьям


10

Русская народная сказка

«Старик и волк»

Слушание, чтение, коллаж из сказок


11

Русская народная сказка «Колосок»

Чтение, рассказывание, обсуждение, изменение концовки сказки. С помощью пантонимы показ сказки


12

Русская народная сказка «Кот и лиса»

Слушание, чтение, обсуждение. Внесение новой ситуации6 как звери проучили кота. Рисунок кота по представлению.



13

Русская народная сказка «Солнце, мороз и ветер»

Слушание, чтение.

Сочинение по заданию: вы оказались на необитаемом острове, как бы вам помогли солнце, мороз и ветер. Придумать как изобразить героев с помощью фломастеров


14

Русская народная сказка «Хаврошечка»

Слушание, чтение, обсуждение. Рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне. Внесение в сказку новой ситуации: вместо яблони выросли…


15

Русская народная сказка «Баба Яга»

Слушание, чтение, обсуждение. Сказка, наоборот. Нарисовать добрую Бабу Ягу.


16

Русская народная сказка «Морозко»

Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра. Можно ли изменить конец сказки?


17

Русская народная сказка «Царевна - лягушка»»

Рассказывание, чтение, просмотр м/ф,


18

Русская народная сказка «Сивка Бурка»

Слушание, чтение, обсуждение. Внесение новой ситуации: потеря кольца.

Делаем коллаж к сказке


19

Русская народная сказка «Каша из топора»

Слушание, чтение, обсуждение. Инсценирование. Из чего можно сварить кашу?


Сказки разных народов (6ч.)

20

Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка»

Слушание, выборочный пересказ. С помощью схем изобразить сказки. Новые приключения медвежат


21

Японская народная сказка «Самый красивый наряд на свете»

Слушание, чтение, обсуждение. Методом монотипии изобразить черного ворона в лесу. Салат из сказок.


22

Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья»

Слушание, чтение, обсуждение. Внесение новой ситуации: месяц стал волшебным. Рисование а-ля прима по сырому.


23

Английская народная сказка «Именинный суп»

Слушание, выборочный пересказ, обсуждение. Изобразить своё день рождение.


24

Казахская народная сказка «Чудесная шуба»

Слушание, выборочный пересказ, инсценирование, создание книжки-малышки


25

Китайская народная сказка «Хитрая как лиса»

Слушание, чтение, обсуждение. С помощью пантомимы показать эпизоды сказки. Изменение конца сказки


Литературные сказки (8 ч.)

26

Сказки В.Сутеева

Просмотр м/ф «Дядя Миша», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Кот-рыболов», обсуждение. Что бы хотели изменить?


27

В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Просмотр м/ф, иллюстрирование-украшение кувшина, подвижная игра «У медведя во бору»


28

Сказки С. Маршака

Слушание, чтение, обсуждение. Коллаж из сказок


29

Ш. Перро «Кот в сапогах»

Слушание, чтение, обсуждение. Потерялись сапоги у кота, туфелька у Золушки, шапочка у Красной шапочки. Они встречаются и начинают поиски. Лепка из пластилина кота.


30

Г. Х Андерсен «Дюймовочка»

Слушание, чтение, обсуждение. Лепка из пластилина, поделки из природных материалов


31

Братья Гримм «Горшок каши»

Слушание, чтение, просмотр мультфильма. Изменение ситуации. Изобразить горшочек.


32

Сказки в мультфильмах

Просмотр м/ф «Варежка», «Старая игрушка», «Сказка старого дуба». Обсуждение


33

Урок -игра «Сказки гуляют по свету»

Викторина по сказкам, загадки, ребусы,








Итого: 33 занятия




Календарно – тематическое планирование 2 класс

«Моя Вообразилия»

Тема

Содержание деятельности учащихся

Дата

1

Знакомство

Ознакомить с основами кружка:

- анкетирование «Это я»

- презентация

- игры.


2

Что такое фантазирование?

Легко ли выдумывать?

Чем отличается фантазия и ложь



3

Моя Вообразилия

Придумывание страны Вообразилии. Игры «Хорошо, плохо», «На что похожи», «Кто это может быть»


4

Жители Вообразилии

Игры и упражнения». Игра «Теремок». Решение задач

«да-неток». Цепочка ассоциаций. Упражнение «Создай образ».



5

Время года в Вообразилии

Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…».



6

Волшебный мир растений

Упражнение по изменению свойств и признаков объектов. Игры упражнения


7

Во саду ли, в огороде

Упражнение по изменению свойств и признаков объектов. Игры упражнения. Придумывание новых овощей, фруктов путем соединения известных, защита


8

Чудо дома

Игры «Хорошо- плохо», «Чего раньше не было». Творческая работа: рисование домов


9

Эти необычные животные

Самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале, создание новых образов



10

Есть ли чудища на свете? Как победить страх

Групповая работа «Почемучкины сказки». Упражнение «А почему?» Игра «Превращалки»


11

Транспорт по душе

Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.


12

Вообразилия и бытовые предметы

Как придумывают новое? Настоящее, прошлое и будущее предмета. История возникновения предмета. Технология изготовления предмета. Фантазирование: Изменение скорости течения времени.


13

Игрушки - веселушки

Игра «Чего раньше не было». Создание необычной игрушки


14

Парки в Вообразилии



15

Театр, театр

Инсценирование.


16

Путешествие «Вниз по речке»

Фантазирование: Изменение скорости течения времени.


17

Рифмы, рифмочки

Сочинение стихов при помощи готовых рифм и «Буриме»;

- рисование иллюстраций к стихам


18

Праздники в Вообразилии

Придумывание свой праздник, презентация праздника


19

Предновогодняя чепуха

Игра «Живая капля»


20

Книжки- малышки для фантазеров

Создание книжек - малышек


21

Раз, два, три – фигура оживи.

Фантазии на тему: «Что думают предметы». Игра «Живое-неживое». Перевоплощение


22

Оживляем предметы

Игра «Живое-неживое». Перевоплощение. Путешествие по картине.



23

Прогуляемся по лесу

Игры «Я – твой кусочек», «Реши проблему», «Найди применение», «Всё будет хорошо»

Упражнение «А почему?» Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).


24

Самый необычный музей

Творческие работы «Необычный музей»


25

Школы в Вообразилии

Новый взгляд на старые вещи. Понятие о ресурсах (без введения термина). Творческая работа «Школа будущего».



26

В магазине «Вкуснотища»

Игры , упражнения. Творческая групповая работа «Магазин»



27

Учимся сочинять сказку

Упражнение «А почему?» Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина). Игра «Превращалки».



28

Учимся сочинять сказку (продолжение)

Упражнение «А почему?» Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина). Игра «Превращалки».



29

Про хорошее и плохое

Игры «Я – твой кусочек», «Реши проблему», «Найди применение», «Всё будет хорошо»,

«Грустные объяснялки», «Веселые объяснялки».


30

Радужные мечты

Игра «Какого цвета мечта?» Рисуем цветик – семицветик


31

Какого цвета дружба?

Сочинение устной истории на основе игры

- дидактические игры


32

Знакомые герои в новых обстоятельствах

Сочинение рассказа на основе игры

- учебно-практическая игра;

- рисуем иллюстрацию


33

Проектная работа «Новый закон природы»

Самостоятельная работа над написанием, рисованием, лепкой, конструированием творческих продуктов на заданную тему


34

До свидания!





Итого: 34 занятия









































Календарно – тематическое планирование 3 класс

«Комикс - класс»

Тема

Содержание деятельности учащихся

Дата

1

Знакомство

Ознакомить с основами кружка «Комикс-класс»:

- анкетирование «Это я»

- презентация

- игры

- практическая работа


2

Мой любимый герой

-Создание правил поведений

-учебно-практическая игра


3

Разноцветная сказка

- Создание сказки;

- экспресс-тест «Мой любимый цвет»;

- учебно-практическая игра;

- придумывание рассказа на основе игры «Цветная сказка»;

-рисование комикса


4

Ежик и море

Сочинение рассказа на основе игры «Ежик и море»

- рисование комикса

- игры


5

Глокая гуздра

Знакомство со словесными моделями, придуманными Л.В. Щербой и Л. Кэрроллом;

- упражнения



6

Продолжи историю

-Сочинение рассказа на основе игры

- рисуем облака;

- учебно-практическая игра;

- сочинение рассказа и рисование комикса


7

Странное предложение

Сочинение рассказа на основе игры:

- рисование мультяшки

- игры

- упражнения

- экспресс-тест


8

Хэллоуин

Сочинение страшных историй при помощи карт


9

Буква – слово - сказка

Сочинение рассказа на основе игры:

- рисование комикса «Рисуем забавных животных»

- сочинение рассказа


10

Неоконченный комикс

Сочинение истории рисования комикса на основе игры «Неоконченный комикс»:

- учебно-практическая игра;



11

Горчичники

Сочинение устной истории на основе игры

- дидактические игры


12

33 картинки

Сочинение рассказа на основе игры «33 картинки»:

-комикс – класс «Рисуем птицу и улитку»

- учебно-практическая игра;


13

Как это произошло

Сочинение рассказа на основе игры «Как это произошло»:

- комикс – класс «Рисуем геометрические мультяшки»

- рисуем комикс


14

Рифмы, рифмочки, рифмищи

Сочинение стихов при помощи готовых рифм и «Буриме»;

- рисование иллюстраций к стихам


15

Готовим Новогоднюю газету

Сочинение новогодних историй на основе игры;

Рисование новогоднего комикса


16

Готовим газету

Создание новогодней газеты


17

Предновогодняя чепуха

Придумывание нелепых историй при помощи игры «Чепуха»

- учебно-практическая игра;


18

Стеклянный человечек

Сочинение рассказа на основе игры «Стеклянный человечек»;

- комикс – класс «Рисуем персонажей из разного материала»


19

Кто живет под кроватью

Сочинение рассказа на основе игры


20

Необычные превращения

Придумывание «новых слов» при помощи игры «Неологизмы»


21

Мой любимый марсианин

Сочинение рассказа и рисование комикса на основе игры;

- комикс – класс «Рисуем инопланетян»


22

Чудо-юдо из кусочков

Сочинение рассказа - описание на основе игры;

- учебно-практическая игра;


23

Неоконченная страшилка

Сочинение истории и рисования комикса на основе игры «Неоконченная страшилка»


24

Сказочная карта

Сочинение сказки на основе игры «Сказочные карты»

- учебно-практическая игра;

- рисуем комикс


25

Приключение моей любимой няни

Сочинение рассказа на основе игры;

- беседа «Моё любимое кино»

- учебно-практическая игра;

- рисуем комикс


26

Зодиак

Сочинение рассказа на основе игры «Гороскоп»;

- учебно-практическая игра;

-беседа «Что такое Зодиак»



27

Дневник моего хомяка

Сочинение рассказа на основе игры;

- беседа «Дневники бывают разные»

- рисуем комикс



28

Свободный комикс

Сочинение рассказа при помощи различных игр, пройденных раньше;

- рисуем комикс


29

Почему огурец в пупырышках

Сочинение рассказа на основе игры «Почему огурец в пупырышках»

- учебно-практическая игра;

- рисуем комикс


30

Старый башмак

Сочинение рассказов (истории) про различные вещи


31

Новый сценарий для старой сказки

Сочинение рассказа на основе игры

- учебно-практическая игра;

- рисуем комикс


32

Письмо из будущего

Ознакомление «Зачем нужны письма», с техникой оригами


33

Карта неизвестной планеты

Создание общего рисунка «Карта неизвестной планеты»


34

Мой автопортрет

Создание коллажа «Мой автопортрет»;

- учебно-практическая игра;

- рисуем комикс




Итого: 34 занятия












Календарно – тематическое планирование 4 класс

«Играем в сказку»


Тема

Содержание деятельности учащихся

Дата

1

Знакомство

Ознакомить с основами кружка:

- презентация

- игры

- практическая работа


2

Сказочный автопортрет

-Создание правил поведений;

-учебно-практическая игра;

- рисунок «Сказочный автопортрет»


3

33 картинки

- Сочинение сказки в кругу при помощи игры «33картинки»;

- дидактические игры



4

Театр на бегу

Дидактические игры;

-импровизации


5

Куклы - оригами

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи кукол – оригами;

- изготовление кукол - оригами



6

Горчичники

Сочинение устной истории на основе игры «Горчичники»

- дидактические игры




7

Куклы на карандаше

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи кукол на карандаше;

- изготовление кукол на карандаше



8

Старый башмак

Сочинение историй про «Старый башмак» и их театрализация


9

Как это произошло

Сочинение рассказа на основе игры «Как это произошло»:

- комикс – класс «Рисуем геометрические мультяшки»

- рисуем комикс


10

Маски из пакета

Изготовление масок из пакетов, представление своих масок

- учебно-практическая игра;



11

Кукольный театр

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи готовых кукол;

- дидактические игры


12

Я - великан

Рисунок «Дерево с точки зрения великана»,

- рассказ «Я – великан»


13

Фантастическое животное из мусора

Изготовление фантастического животного из «мусора»;

- рассказ о своем животном


14

Кто живет под кроватью

Создание карт – рисунков на основе игры «Кто живет под кроватью», представление своих «карт»


15

Цветные куклы

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи плоских кукол;

- изготовление плоских кукол с подвижными частями из цветного картона


16

Неоконченный комикс

Сочинение историй – рисунков при помощи игры «Неоконченный комикс»


17

Новогодняя сказка

Сочинение новогодних историй и их театрализация при помощи кукол из носка

- изготовление кукол из носка


18

Маски и режиссеры

Сочинение сказочных историй и их театрализация с масками.



19

Куклы – бибабо на карандаше

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи кукол бибабо

-создание кукол - бибабо


20

Тарабарщина

Создание рисунков на основе игры «Тарабарщина», представление рисунков

- игры


21

Картинки - панно

Создание панно

- игры


22

Картинки – панно (продолжение)

Сочинение сказочных историй на основе панно;

- учебно-практическая игра;


23

В мире вещей

Сочинение письменного рассказа от имени вещи

- учебно-практическая игра;


24

Мой любимый марсианин

Создание рисунка «Житель другой планеты», представление своего рисунка


25

Маски

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи масок

- изготовление масок из картона



26

Карта неизвестного острова

Создание общего рисунка «Карта неизвестного острова»



27

Пальчиковая кукла

Сочинение сказочных историй и их театрализация при помощи пальчиковых кукол;

- изготовление пальчиковых кукол



28

Фоторобот

Создание фотороботов, представление


29

Стеклянный человечек

Игра – театрализация


30

Бабочки на нитке

Изготовление бабочек на нитке. Сочинение сказочных историй и их театрализация с помощью бабочек


31

Чудо – юдо из кусочков

Создание коллажа «Чудо – юдо из кусочков», рассказ о своем чудо - юдо

- учебно-практическая игр


32

История одного комара

Сочинение письменного рассказа от имени насекомого, цветка, животного


33

Театр на бегу

Игра – импровизация «Театр на бегу»


34

Мой автопортрет

Создание коллажа «Мой автопортрет»;

- учебно-практическая игра;

- рисуем комикс




Итого: 34 занятия



ЛИТЕРАТУРА

  • Кузнецова Светлана Алексеевна «Уроки сказок» программа по

творческому развитию детей, изд. Феникс, серия «Здравствуй, школа»,

2008г.

  • Благодер Витория Гариевна.; «Развитие креативных способностей

младших школьников» - Краснодар: изд. ОАО

«Кубанское полиграфическое объединение», 2014г.

  • Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» -Харьков «ФОЛИО», Москва

«АСТ», 2000 г.

  • Гин С. И. Мир фантазии. – М., 2007.

  • Родари Дж. Грамматика фантазии. – М., 1978.

  • Альтшуллер Г. С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития

творческого воображения. – М., 2011.

  • Журналы комиксов

  • Журналы «Непоседа», журналы с комиксами.

  • А.А . Гин « Задачи – сказки от кота Потряскина»