Пояснительная записка
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу по технологии всех учащихся. Внеурочная работа по технологии – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении
Цель программы: помочь ученикам начальной школы проявить себя в декоративно-творческой деятельности.
Задачи:
- развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде творческих работ;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать творческие работы;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Программа рассчитана на учащихся 4 класса начальной школы, увлекающихся декоративно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время один раз в неделю. В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.
Задания направлены на освоение языка декоративно-творческой деятельности и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с текстильными материалами.
Участники кружка «Своими руками»
1. Королёва Валя
2.Павлюченкова Ангелина
3.Полторапавлов Кирилл
4. Селиванова Лена
5. Харитонова Лена
6. Федорова Соня
Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и заданной области.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы;
Психологическое обеспечение программы.
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.
Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично - поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.
Содержание работ
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы ,с расписанием работы кружка.
Работа с природным материалом
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: виды природных материалов (солома, листья, плоды, семена, ягоды и др.); их природные свойства (форма, цвет); основы экологического сбора природных материалов; об инструментах и приспособлениях: нити, тесьма, иглы, ножницы; о декоре изделий из природных материалов с помощью плетения, цветных нитей, тесьмы.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке природных материалов: приемы заготовки и хранения природных материалов; приемы изготовления изделий с помощью скручивания, связывания, сгибания, нанизывания, наклеивания, склеивания, скрепления на пластилине; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы. Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Работа с пластилином.Техника: лепка, аппликации, пано.
Работа с бумагой и картоном. Техника :оригами , аппликации , квиллинг.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Изделия объёмные фигуры (сердечки, кристаллы. кашпо, овощи, фрукты и т.д), упаковка для подарков, подвесные мобили из бумаги, техника квиллинг(основные формы) «Цветы.» Многослойная аппликация вытынанки (новогодняя тематика),ёлочные украшения.
Работа с крупой
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. «Чудо-дерево». «Ежик». «Пингвин». «Хризантема».
Работа с тканью.
Приобретение начальных технологических знаний о материалах: ткани из натуральных растительных волокон (хлопчатобумажные, льняные); нитки (швейные, вышивальные, вязальные, штопальные); об инструментах и приспособлениях: ножницы, иглы, булавки; выкройки, игольницы; о способах декоративного оформления изделий из ткани: вышивка, аппликация.
Овладение начальными трудовыми умениями по обработке ткани: выбор ткани (по цвету, рисунку, плотности); разметка по шаблону; выкраивание деталей в разворот; выполнение изделий из ткани с помощью скручивания, присборивания, связывания; вышивка швами «вперед иголку» с вариантами «веревочка», «змейка», швом «за иголку», организация рабочего места; практическая работа по технологической карте; коллективная оценка результатов работы.
В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
Папье – маше. Техника: моделирование.
Аппликации из яичной скорлупы, фольги, картона.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Тюльпаны из яичной скорлупы, мозаика из яичной скорлупы, различные фигурки из фольги, «Космонавт из пластилина и фольги». Пано из фольги, поделки к пасхе из скорлупы и фольги, кулоны из фольги.
Поделки из различных материалов
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с инструментами и приспособлениями для работы. Поделки из бумажных и картонных коробок, игрушки из «киндер-сюрприза», поделки из пенопласта, поделки из пластиковых бутылок.
Тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности на занятиях. | 2 |
2 | Поделки на тему «Золотая осень, осенние дары.» | 8 |
3 | Материал для лепки – пластилин | 6 |
4 | Работа с бумагой и картоном .Техники: оригами, аппликации, квиллинг. | 14 |
5 | Крупа – материал для отделки | 4 |
6 | Работа с тканями и волокнистыми материалами | 6 |
7 | Папье–маше и работа с ним | 6 |
8 | Аппликации из скорлупы, фольги, картона. | 14 |
9 | Поделки из различных материалов. Итоговое занятие. | 4 |
| Итого: | 64 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
70 часов из расчёта 2 часа в неделю
№ п/п | Кол-часов | Тема занятия | Техника | Дата проведения |
1. | 2 часа | Вводное занятие. Знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности на занятиях. | Беседа, экскурсия в парк. | 02.09 |
Поделки на тему «Золотая осень, осенние дары».
(8 часов)
2. | 2 часа | Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав. Беседа: «Береги природу». Экскурсия в парк. | Моделирование | 09.09 |
3. | 2 часа | Изделия из шишек, желудей, веточек, семян. Беседа: «Про зеленые леса и лесные чудеса». | Моделирование | 16.09 |
4. | 2 часа | Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины из листьев и семян. | Аппликация | 23.09 |
5. | 2 часа | Коллективные композиции индивидуального панно. Букет « Краски осени» | Моделирование | 30.09 |
«Материал для лепки – пластилин» (6 часов)
6. | 2 часа | Историческая справка. Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. Показ простейших форм. | Беседа, наглядные примеры. | 7.10 |
7. | 2 часа | Пластилин вместо карандашей и красок. Панно ромашки. | Лепка | 14.10 |
8. | 2 часа | Викторина «Сказки, сказки ...». Лепка сказочных героев.» | Лепка | 21.10 |
Работа с бумагой и картоном (14 часов)
9. | 2 часа | Объёмные фигуры (сердечки, кристаллы. кашпо, овощи, фрукты и т.д) | Моделирование | 28.10 |
10. | 2 часа | Упаковка для подарков | Моделирование | 18.11 |
11. | 2 часа | Подвесные мобили из бумаги | Моделирование | 25.11 |
12. | 2 часа | Техника квиллинг(основные формы) «Цветы» | Квиллинг | 02.12 |
13. | 2 часа | Многослойная аппликация | Аппликация | 9.12 |
14. | 2 часа | Вытынанки (новогодняя тематика) | Моделирование | 16.12 |
15. | 2 часа | Ёлочные украшения | Моделирование | 23.12 |
«Крупа – материал для отделки». (4 часа)
16. | 2 часа | Историческая справка. Ёлочные игрушки. | Моделирование | 13.01 |
17. | 2 часа | . Пейзаж из круп | Моделирование | 20.01 |
«Работа с тканями и волокнистыми материалами»
(6 часов)
18. | 2 часа | Историческая справка. Витражи из ткани. | | 27.01 |
19. | 2 часа | Аппликация из ткани. | Аппликация | 03.02 |
20. | 2 часа | Поделки из клубков ниток | Плетение. | 10.02 |
Папье–маше и работа с ним (6 часов)
21. | 2 часа | Историческая справка. Изделия из папье-маше: - шкатулка. | Моделирование | 17.02 |
22. | 2 часа | Фрукты из папье – маше. | Моделирование | 02.03 |
23. | 2 часа | Планета. | Моделирование | 16.03 |
Аппликации из скорлупы, фольги, картона.(14 часов)
24. | 2 часа | Тюльпаны из яичной скорлупы. | | 30.03 |
25. | 2 часа | Мозаика из яичной скорлупы. | | 06. 04 |
26. | 2 часа | Различные фигурки из фольги. | | 13.04 |
27. | 2 часа | «Космонавт из пластилина и фольги». Мастер-класс | | 20.04 |
28. | 2 часа | Пано из фольги. | | 27.04 |
29. | 2 часа | Поделки к пасхе из скорлупы и фольги. | | 04.05 |
30. | 2 часа | Кулоны из фольги. | | 11.05 |
Поделки из различных материалов(4 часа)
31. | 2 часа | Поделки из бумажных и картонных коробок. | | 18.05 |
32. | 2 часа | Игрушки из «киндер-сюрприза». Итоговое занятие. | | 25.05 |
Используемая литература
1. Шухова С.-Поделки из всякой всячины.-М.:Айрис-пресс,2004.-192 с.:ил.-(Внимание: дети!).
2.Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.
3. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.
4. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.
5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г
6. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.
7. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г
8. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. М.: Легпромбытиздат, 1993.
9. Гомозова Ю. Б., Гомозова С. А. Праздник своими руками. Поделки к осенним и зимним праздникам.
- Ярославль: Академия развития, КАкадемия Холдинг, 2001. – 144 с.
10. Гусарова Н.Н. Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие – 2-е. издание, исправленное. Детство-Пресс., 2008.
11. Лазарева Л.А. Большая энциклопедия поделок. - М.: Росмэн, 2005. – 255 с.
12. Леонова О. В. Рисуем нитью: Ажурные картинки. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005.г128с
13. Лоскуток. Книга для кукодельниц. Молина Н.В. Орлова И.Н. 1992г.,
14. Лыкова И., Коротеева Е. и др.. Большая книга детского творчества. - М.: Олма Медиа Групп2007.– 288Морская лепилка. Лыкова И.А. Издательство: Карапуз.,2001
15. Оригами. Сборник.(13 подборок). Издательство: Дом МСП,2004
16. Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами», М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
17. Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
18. ПросняковаТ.Н.Творческая мастерская.// Изд. Учебная литература. 2004.
19. Силаева К., Михайлова И. Соленое тесто. - М.: Издательство Эксмо, 2004. – 224 с.
20. Чибрикова А. Забавные подарки по поводу и без. – М.: Издательство Эксмо