Рабочая программа
кружка
«Творческая мастерская»
учителя начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
Завгородней Галины Викторовны
Саратов 2020 г.
Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального развития личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Занятие в творческой мастерской – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Программа «Творческая мастерская» полностью посвящена работе с бумагой..
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, с ним можно работать в разных техниках.
Цель программы – создание условий для всестороннего развития личности ребёнка, его творческого потенциала в процессе овладения приемами различных техник работы с бумагой, развитие мотивации к познанию и творчеству, творческому самовыражению.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умения использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление и воображение, фантазию ребенка;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- развивать аналитическое мышление и самоанализ;
- развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность, побуждать к творчеству и самостоятельности;
Воспитательные:
- формировать творческое мышление, стремление к самовыражению через творчество, личностные качества: память, внимательность, аккуратность;
- воспитывать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- создавать комфортную среду общения между педагогом и обучающимися.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
Программа направлена на развитие у детей художественного вкуса, творческих способностей, раскрытие личности, воспитание внутренней культуры, приобщение к миру искусства.
Отличительной чертой программы является то, что кроме обучающего и развивающего характера, данная программа воспитывает трудовые навыки и умения, учит эстетически относиться к труду, пробуждает и развивает интерес к декоративной деятельности, а художественная деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения.
Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет максимально интегрировать самые разные виды и техники изобразительного и декоративно-прикладного творчества.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она дает возможность овладеть широким набором техник работы с бумагой, что позволит разбудить в каждом ребенке стремление к художественному самовыражению и творчеству.
Актуальность данной программы в том, что она, является комплексной по набору техник работы с бумагой, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому ребенку открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного творчества, проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни, стимулирует творческое отношение к труду.
В процессе деятельности развивается:
- Мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
- Сенсорное восприятие, глазомер;
- Логическое и оббразное мышление, воображение, память, внимание;
- Волевые качества (усидчивость, терпение, аккуратность, умение доводить работу до конца);
- Художественные способности и эстетический вкус;
- Способствует формированию добрых чувств к близким, и даёт возможность выразить эти чувства, позволяет сделать подарок своими руками;
- Влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышение самооценки;
Предлагаемая программа содержит 6 технологических направлений и представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному». При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками:
- Простая и объемная аппликация
- Плетение из полосок бумаги
- Ажурное вырезание
- Бумагопластика
- Айрис фолдинг
- Квиллинг.
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.
Тематика занятий подбирается с учетом интересов и возможностей обучающихся. В ходе освоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать подход к изготовлению изделий: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность осваивать программу каждому обучающемуся в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Планируемые результаты.
Знания:
Различные приемы работы с бумагой;
Историю возникновения бумаги, а также каждого вида искусства.
Линии сгиба;
Условные обозначения, принятые в каждой технике;
Основные базовые формы.
Умения и навыки:
Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с ножницами и клеем.
Правильно сидеть за столом, держать лист бумаги и карандаш;
Уметь применять различные приемы работы с бумагой;
Составлять аппликационные композиции;
Создавать поделки, с использованием вышеперечисленных техник;
Соединять детали из бумаги с помощью клея;
Работать со схемами, шаблонами и трафаретами.
Формы и методы работы
Для достижения целей и реализации задач предлагаются различные формы обучения:
- беседы,
- практические работы,
- диалоги,
- экскурсии,
- индивидуальные консультации,
Формы и методы контроля
самоанализ творческих работ обучающихся;
разбор типовых ошибок и способы их устранения;
анализ и оценка работ педагогом.
Описание места кружка в учебном плане
Сроки реализации программы - 4 года обучения, занятия проводятся - 1 раз в неделю по 40 минут. Наполняемость группы 11-15 человек. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися 1-4 класов. Тематическое планирование рабочей программы «Творческая мастерская» рассчитано на 136 часов. Программа соответствует возрастным особенностям младших школьников.
Содержание программы «Творческая мастерская»
1 год обучения (34 часа)
Введение (1 ч.)
Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
2. Бумага и ее свойства ( 1 ч)
Знакомство с возможностями бумаги. Изготовление бумаги, ее свойства. Виды бумаги. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для работы с бумагой и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги. Их различия. Знакомство со схемами и чертежами.
3. Аппликация (7 ч.)
Знакомство с понятием "аппликация». Простая и объемная аппликация. Просмотр работ выполненых в этой технике. Изготовление поделок.
4. Плетение из полосок бумаги ( 6 ч)
Технология изготовления поделок с использованием полос бумаги. Просмотр работ выполненых в этой технике. Изготовление поделок.
5. Ажурное вырезание ( 18 ч)
Технология изготовления поделок. Просмотр работ выполненых в этой технике. Изготовление поделок.
6. Итоговое занятие. (1 ч.)
Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
2 год обучения (34 часа)
1. Введение (1 ч.)
Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
2. Бумага и ее свойства ( 1 ч)
Знакомство с возможностями бумаги. Изготовление бумаги, ее свойства. Виды бумаги. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для работы с бумагой и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги. Их различия. Знакомство со схемами и чертежами.
3. Бумагопластика ( 31 ч)
Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пластика. Изготовление Изготовление поделок.
4. Итоговое занятие. (1 ч.)
Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
3 год обучения (34 часа)
1. Введение (1 ч.)
Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
2. Бумага и ее свойства ( 1 ч)
Знакомство с возможностями бумаги. Изготовление бумаги, ее свойства. Виды бумаги. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для работы с бумагой и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги. Их различия. Знакомство со схемами и чертежами.
3. Айрис-фолдинг ( 31 ч)
История возникновения. Просмотр работ выполненых в этой технике. Необходимые материалы и инструмент. Основные правила выполнения поделок. Выбор шаблона, изготовление полосок.
Изготовление поделок в технике айрис фолдинг.
4. Итоговое занятие. (1 ч.)
Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
4 год обучения (34 часа)
1. Введение (1 ч.)
Правила поведения на занятиях. Инструктаж по ТБ при работе с инструментами и материалами.
Знакомство с историей возникновения декоративно-прикладного искусства.
2. Бумага и ее свойства ( 1 ч)
Знакомство с возможностями бумаги. Изготовление бумаги, ее свойства. Виды бумаги. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для работы с бумагой и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги. Их различия. Знакомство со схемами и чертежами.
3. Квиллинг ( 31 ч)
История возникновения. Просмотр работ выполненых в этой технике. Необходимые материалы и инструмент. Основные правила выполнения поделок. Изготовление базовых элементов (плотная спираль, свободная спираль, открытая спираль, слеза-капля, изогнутая капля, глаз, лист, полукруг, изогнутый полукруг, стрела, завитки, треугольнык, квадрат, утиная лапка).
Изготовление поделок в технике квиллинг.
4. Итоговое занятие. (1 ч.)
Подведение итогов работы за год. Выставка творческих работ.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
| Всего | Теория | Практика | |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | |
2 | Бумага и ее свойства | 1 | 1 | 0 | |
3 | Знакомство с понятием "аппликация». Простая и объемная аппликация. | 1 | 1 | 0 | |
4-5 | Поделка «осенние листья» | 2 | 0 | 2 | |
6-7 | Поделка «Букет цветов в кувшине» | 2 | 0 | 2 | |
8-9 | Поделка «Объемная открытка» | 2 | 0 | 2 | |
10 | Технология изготовления поделок с использованием полос бумаги. | 1 | 1 | 0 | |
11 | Плетение ковриков, закладок | 1 | 0 | 1 | |
12-13 | Плетение корзин | 2 | 0 | 2 | |
14-15 | Изготовление открытки | 2 | 0 | 2 | |
16 | Ажурное вырезание | 1 | 1 | 0 | |
17-25 | Изготовление снежинок | 9 | 0 | 9 | |
26-28 | Силуэтное вырезание | 3 | 0 | 3 | |
29-33 | Изготовление открытки | 5 | 0 | 5 | |
34 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ. | 1 | 0 | 1 | |
2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
| Всего | Теория | Практика | |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | |
2 | Бумага и ее свойства | 1 | 1 | 0 | |
3 | Знакомство с разнообразием изделий в технике бумажная пластика. | 1 | 1 | 0 | |
4-8 | Изготовление объемных птиц | 5 | 0 | 5 | |
9-15 | Изготовление объемных цветов | 7 | 0 | 7 | |
16-20 | Изготовление различных игрушек | 5 | 0 | 5 | |
21-23 | Изготовление объемных открыток | 3 | 0 | 3 | |
24-33 | Изготовление панно | 10 | 0 | 10 | |
34 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ. | 1 | 0 | 1 | |
3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
| Всего | Теория | Практика | |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | |
2 | Бумага и ее свойства | 1 | 1 | 0 | |
3 | Айрис фолдинг. История возникновения. Просмотр работ выполненых в этой технике. | 1 | 1 | 0 | |
4 | Необходимые материалы и инструмент. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | 0 | |
5 | Основные правила выполнения поделок. Выбор шаблона, изготовление полосок. | 1 | 1 | 0 | |
6-8 | Геометрические фигуры выполненые в технике Айрис фолдинг. (Круг, квадрат, треугольник), яйцо | 3 | 0 | 3 | |
9 | Изготовление листьев в технике Айрис фолдинг | 1 | 0 | 1 | |
10-11 | Овощи и фрукты в технике Айрис фолдинг: «Тыква, груша, яблоко» | 2 | 0 | 2 | |
12 | Поделка в технике Айрис фолдинг "Бабочка». | 1 | 0 | 1 | |
13 | Поделка в технике Айрис фолдинг "Барышня». | 1 | 0 | 1 | |
14 | Поделка в технике Айрис фолдинг "Парусник». | 1 | 0 | 1 | |
15 | Поделка в технике Айрис фолдинг "Сердце». | 1 | 0 | 1 | |
16 | Поделка в технике Айрис фолдинг "Лебедь». | 1 | 0 | 1 | |
17 | Поделка в технике Айрис фолдинг «Кошка, собака» | 1 | 0 | 1 | |
18-19 | Поделка в технике Айрис фолдинг «Заяц, снегирь на ветке» | 2 | 0 | 2 | |
20-21 | Поделка в технике Айрис фолдинг «Снеговик, варежка, сапожок» | 2 | 0 | 2 | |
22 | Поделка в технике Айрис фолдинг «Звезда» | 1 | 0 | 1 | |
23-24 | Поделка в технике Айрис фолдинг «Ангел» | 2 | 0 | 2 | |
25-27 | Поделка в технике Айрис фолдинг «Дед мороз, елка, символ года» | 3 | 0 | 3 | |
28-30 | Коллективная работа Поделка в технике Айрис фолдинг «Чайный набор» | 3 | 0 | 3 | |
31-33 | Коллективная работа Поделка в технике Айрис фолдинг «Ваза с цветами» | 3 | 0 | 3 | |
34 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ. | 1 | 0 | 1 | |
4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
| Всего | Теория | Практика | |
1 | Введение | 1 | 1 | 0 | |
2 | Бумага и ее свойства | 1 | 1 | 0 | |
3 | Квиллинг. История возникновения. Просмотр работ выполненых в этой технике. | 1 | 1 | 0 | |
4 | Необходимые материалы и инструмент. Правила техники безопасности. | 1 | 1 | 0 | |
5-7 | Основные правила выполнения поделок. Изготовление базовых элементов (плотная спираль, свободная спираль, открытая спираль, слеза-капля, изогнутая капля, глаз, лист, полукруг, изогнутый полукруг, стрела, завитки, треугольнык, квадрат, утиная лапка). | 3 | 3 | 0 | |
8-11 | Выполненые в технике квиллинг цветы | 4 | 0 | 4 | |
12-13 | Изготовление листьев в технике квиллинг | 2 | 0 | 2 | |
14 | Поделка в технике квиллинг «рыбка» | 1 | 0 | 1 | |
15 | Поделка в технике квиллинг: "бабочка». | 1 | 0 | 1 | |
16-19 | Изготовление открыток в технике квиллинг | 4 | 0 | 4 | |
20-25 | Изготовление панно в технике квиллинг | 6 | 0 | 6 | |
26-31 | Изготовление декоративных объемных ваз в технике квиллинг | 6 | 0 | 6 | |
32-33 | Изготовление снежинок в технике квиллинг. | 2 | 0 | 2 | |
34 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ. | 1 | 0 | 1 | |
Материально-техническое обеспечение
1. Художественные материалы:
Бумага белая, цветная, гофрированная бумага и картон, ватман, калька, цветные карандаши, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры, нитки, фольга, пуговицы, бисер, стразы, шелковые ленты.
2. Инструменты для работ:
Ножницы, иглы, кнопки, линейка, шаблоны, ластик.
3. Технические средства:
ПК, мульти – медийный проектор, фотоаппарат.
4. Наглядные пособия:
– стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);
– демонстрационные работы и образцы;
5. Методические разработки, пособия по изготовлению различных работ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Быстрицкая А. И. «Бумажная филигрань»/ М.: Айрис-пресс, 2011.- 128 с.: ил.+ цв. вклейка 16 с. – (Внимание: дети!).
Грушина Л.В. Озорные игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В. Живые игрушки. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Грушина Л.В., Лыкова И.А. Азбука творчества. Учебно – методическое пособие. ООО «Карапуз-Дидактика», 2006г.
Зайцева А. А. «Искусство квиллинга». Магия бумажных лент/ М.: Эксмо, 2010.- 64с.: ил.-(Азбука рукоделия).
Кулакова Л. Цветы и вазы из бумаги. «Аст-Пресс книга», М.
Белякова О.В. Лучшие поделки из бумаги./ Ярославль: Академия развития, 2009.- 160с., ил.- (Умелые руки).
Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.