Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 74
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждаю»
на заседании ШМО зам. директора по ВР директор МБОУ СОШ № 74
протокол № 1 ___ Кочеткова И.Г. ____М.Н. Галкина
от «31 » 08. 2022 г. протокол № 1
Руководитель ШМО от «31 » 08 2022 г.
____ Рубцова Н.В.
Дополнительная
образовательная общеразвивающая программа
«Удивительный мир природы»
(биологическое направление)
Возраст обучающихся (13-14лет)
Сроки реализации программы (2022-2023гг.)
Количество часов: (4 ч.-год; 1ч –месяц)
Автор-составитель:
Пугачева Галина Александровна,
учитель биологии, ВКК,
педагог дополнительного образования
Воронеж 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Удивительный мир природы» для 7 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Программа разработана в соответствии с:
Федеральным законом РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
«Концепцией развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. №1726-р);
Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г.№09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 14.10.2015 г. №1194 «Об утверждении модельных дополнительных общеразвивающих программ»;
Постановлением от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196"
Направленность
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Удивительный мир природы» направлена на формирование у учащихся интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении. На дополнительных занятиях по биологии закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии.
Программа кружка «Удивительный мир природы» – биологической направленности. Она является продолжением урочной деятельности, опирается на идеи образовательной системы (предмет «Биология» 7 класс). В единстве с основным школьным курсом биологии кружок «Удивительный мир природы» будет обеспечивать сознательное усвоение учащимися основных биологических понятий, фактов, методов биологической науки с опорой на внутри - и межпредметные связи и на этой основе формировать естественнонаучное мировоззрение и восприятие учащимися биологического образования как элемента общечеловеческой культуры. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Рабочая программа учебного предмета «Удивительный мир природы» для 7 классов составлена на основе примерной программы, рекомендованной Управлением развития общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.
Актуальность и новизна
Программа «Удивительный мир природы» ориентирована на формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся. Содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Программа рассчитана 7 класс - 4 часа в год, 1 час в месяц
Цели и задачи
Цель: овладение учениками основами практико-ориентированных знаний о живых организмах и экологической безопасности.
Задачи:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с природой;
привитие интереса к исследовательской и творческой деятельности;
повышение активности учащихся посредством применения вспомогательного учебного оборудования;
развитие у учащихся познавательных, творческих, коммуникативных способности;
формирование модели безопасного поведения в природе.
Возрастные особенности
Программа ориентирована на обучающихся 7 класса, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность. Возраст детей седьмого класса можно назвать переходным к подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования подростка. В этом возрасте происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Ученики 7 классов находятся в том возрасте, когда их сознание максимально открыто к восприятию любой информации.
Формы и режим занятий
Режим занятий- 4 часа, 1 раз в месяц.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, практические и лабораторные работы, экскурсии, коллективные и индивидуальные исследования, проектная деятельность, в том числе с использованием ИКТ, самостоятельная работа, доклад, выступление, консультации, выставка, участие в конкурсах и т.д. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Для реализации программы имеется необходимая материальная и информационная база, обеспечивающая организацию всех видов деятельности обучающихся, соответствующая санитарно-эпидемиологическим и противопожарным правилам и нормам.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее количество часов | В том числе |
теоретических | практических |
1. | Природа под микроскопом (Клетка, ткани, органы и системы органов). Изучение капли воды из аквариума под микроскопом | 1 | 0 | 1 |
2. | Познавательно — интеллектуальная игра «Люди, звери, рыбы, птицы на Земле должны ужиться!» Итоговая викторина «Загадки природы» | 1 | 1 | 0 |
3. | Жизнь организмов на планете Земля «Почувствуй себя экологом» | 1 | 1 | 0 |
4. | Необычные животные - поле чудес | 1 | 0 | 1 |
| Итого часов: | 4 | 2 | 2 |
Содержание программы
Раздел 1. Природа под микроскопом. «Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое» (1)
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка — наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов.
Исследование «Использование живых организмов человеком». Создание гербария «Культурные растения». Практикум «Изучение строения увеличительных приборов». Изготовление модели – аппликации «Строение растительной и животной клеток». Практикум «Знакомство с клетками растений». Опыты, раскрывающие химический состав клетки. Биологическая викторина «Наука о живом».
Раздел 2. Многообразие живых организмов
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. Естественные и искусственные биоценозы на примере биоценозов.
Экскурсии
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля «Почувствуй себя экологом» (1)
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Мини-исследование «Среды жизни живых организмов». Экологический турнир «Факторы среды». Наблюдение за приспособлением организмов к жизни в природе. Виртуальное путешествие «Природные зоны России. Конкурс рисунков «Животный мир разных материков». Презентация « Жизнь живых организмов».
Раздел 4. Человек на планете Земля «Почувствуй себя натуралистом» (1)
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Исследование «Влияние человека на природу». Виртуальная экскурсия в заповедники России. Создание презентации «По страницам Красной книги».
Ожидаемые результаты
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
потребность сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
формировать познавательные интересы и мотивы;
формировать интеллектуальные умения;
формировать эстетическое отношение к живым объектам;
сознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
формировать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе взаимодействия с природой;
формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов окружающего мира;
формировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
формировать интеллектуальные умения; эстетическое отношение к живым объектам;
формирование личностных представлений о ценности природы;
формировать потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместной задачи;
формировать эстетические чувства и впечатления, эмоционально- нравственную отзывчивость от восприятия живых организмов;
формировать первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
формировать эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.
Метапредметные результаты
Познавательные
Обучающийся научится:
получать биологическую информацию из различных источников; определять отношения объекта с другими объектами;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
анализировать объекты живой природы, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
оформлять результаты работы;
работать с разными источниками информации;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
овладение составляющими исследовательской деятельности;
проводить опыты, делать выводы и заключения;
устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
применять полученные знания при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности, анализировать объекты окружающего мира, проводить сравнение и классификацию;
понимать схемы, передавая содержание схемы в словесной форме;
анализировать объекты с выделением отличительных признаков;
находить и выделять необходимую информацию, применять ее при выполнении заданий;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
понимать и толковать условные знаки и символы для передачи информации.
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме занятия в соответствии с возрастными нормами.
Регулятивные
Обучающийся научится:
под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
работая по плану сравнивать свои действия с целью;
планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
оценивать качество усвоения пройденного материала;
сравнивать свои действия с целью;
сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
выделять из темы занятия известные знания и умения;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала;
определение последовательности действий для получения конечного результата;
выделять из темы занятия известные знания и умения, проявлять познавательную и творческую инициативы;
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия;
понимать цели своих действий;
адекватно воспринимать предложения товарищей;
фиксировать удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой;
позитивно относится к своим успехам/неуспехам;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу (воспроизводить её по просьбе учителя); планировать свои действия на отдельных этапах занятия;
формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
умение выражать свою точку зрения по данной проблеме;
уметь самостоятельно определять общие цели и распределять роли при работе в парах, группах;
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов темы;
излагать своё мнение;
постановка проблемных вопросов и их решение;
работать индивидуально и в группе;
находить общие решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций для человека и природы;
проявлять индивидуальные творческие способности при подготовке сообщения;
формулировать ответы на вопросы, интегрироваться в группу сверстников;
слушать партнёра по общению;
проявлять стремление ладить с собеседниками;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу работы в паре, в группе, распределять функции при выполнении задания;
строить монологическое высказывание по теме занятия.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов;
приводить примеры знакомых культурных растений ;
характеризовать свойства живых организмов, сравнивать их;
анализировать стадии развития растительных и животных организмов;
формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма;
изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним;
получать навыки работы с микроскопом и лупой;
сравнивать животную и растительную клетки;
обобщать результаты наблюдений;
изучение строения растительной клетки;
выявление частей клетки, характеристика их значения;
различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;
объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события;
обобщать и систематизировать знания по теме «Наука о живом», делать выводы;
различать основные таксоны классификации – «царство» и «вид»;
знать особенности строения бактерий, разнообразие форм бактериальных клеток;
характеризовать главные признаки растений, их разные систематические группы;
различать и называть части цветкового растения, характеризовать особенности строения побега сосны;
распознавать одноклеточных и многоклеточных животных;
характеризовать простейших, описывать их различие, называть части их тела;
наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движений, сравнивать передвижение двух-трёх особей;
описывать внешнее строение тела гриба, называть его части, называть виды грибов, характеризовать питание грибов;
распознавать съедобные и ядовитые грибы, участвовать в обсуждении правил сбора и использования грибов, объяснять значение грибов
доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
определять значение животных и растений в природе и жизни человека, доказывать на примерах ценность биологического разнообразия;
знать главную особенность строения лишайников, различать типы лишайников;
знать значение лишайников в природе и жизни человека;
характеризовать особенности условий сред жизни на земле;
приводить примеры обитателей различных сред жизни;
подбирать среду жизни для объектов, изображенных на рисунках
выявлять взаимосвязи между действием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организма, объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений;
характеризовать действия различных факторов среды на организмы, приводить примеры собственных наблюдений, аргументировать деятельность человека в природе;
анализировать элементы круговорота веществ на рисунках, объяснять роль организмов в круговороте веществ;
распознавать и характеризовать природные зоны России, различать и объяснять особенности животных разных природных зон;
описывать животное по плану, относить их к определенным группам, рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке;
выделять признаки приспособленности организмов к среде обитания, описывать разнообразие живого мира в морях и океанах;
проводить наблюдения в окружающем мире, различать изученные объекты природы, относить их к определенным группам;
применять первоначальные представления о биологических объектах в процессах, явлениях;
понимать схемы, интерпретировать смысл, передавать содержание схемы в словесной форме;
определять значение живых организмов в природе и жизни человека, доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
доказывать, что современный человек появился на Земле в результате длительного исторического развития;
деятельность человека в природе;
приводить доказательства воздействия человека на природу, аргументировать необходимость охраны природы;
объяснять значение заповедников;
характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных;
характеризовать состояние редких видов животных и растений, занесённых в Красную книгу, объяснять причины сокращения и истребления, приводить примеры.
Личностные результаты:
1. Знания основных принципов и правил отношения к живой природе.
2. Развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы.
3. Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое)
4. Формирование эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты
1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
2. Умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
3. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1. Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов.
2. Классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе.
3. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
4. Сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
5. Умение работать с определителями, лабораторным оборудованием.
6. Овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере:
1. Знание основных правил поведения в природе.
2. Анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
В сфере трудовой деятельности:
1. Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии.
2. Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
В эстетической сфере
Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Формирование способности эмоционального восприятия окружающего мира.
Материально- техническое обеспечение
Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
Гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп;
Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;
Измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;
Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.
Печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений», «Зоология».
Наборы картинок в соответствии с тематикой;
Микроскопы: световой и электронный;
Микропрепараты;
Персональные компьютеры;
Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ;
Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Растения. Бактерии. Грибы»;
Мультимедийный центр (Компьютер, принтер, доска)
Список используемой литературы для педагога.
Биология: материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В.Пахневич, И.А. Савинов. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
Браверман Э.М. Развитие метапредметных умений на уроках. Основная школа. М.: Просвещение, 2012.
Григорьев. Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011– (Стандарты второго поколения).
Денисов, Г.А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисов. - М.: Просвещение, 1981
Калинова, Г.С. Методика обучения биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники / Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
Пономарева И.Н. Биология: Растения. 5 класс : методическое пособие для учителя / ИН. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. — М.: Вентана-Граф, 2005.
Программы внеурочной деятельности. Познавательная активность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – (Работаем по новым стандартам).
Прохорова, С.Ю. Изучение растений с младшим школьниками / С.Ю. Прохорова, П.М. Фоминых, Т.В. Чистякова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005.
Тушина КА. Использование компьютерных технологий в обучении биологии / И.А. Тушина II Первое сентября. Биология, 2003.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действий к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011- (Стандарты второго поколения).
Шилова, С.Д. Растения (познавательные задания) / С.Д. Шилова; под редакцией Л.П. Анастасовой. - М.: Институт общего образования МО РФ, 1992.
Список используемой литературы для обучающихся.
Акимушкин И. И. Мир животных . (млекопитающие или звери) / И.И. Акимушкин. — М.:. Мысль, 2004.
Верзилин ИМ. По следам Робинзона / Н.М. Верзилин. М.: Просвещение, 1994.
«Атлас - определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
«Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001
«Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
Акимушкин И. И Невидимые нити природы / И.И. Акимушкин. М.: Мысль, 2000.
Акимушкин И.И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). - М.: Мысль, 2004.
Акимушкин И.И. Мир животных (насекомые, науки, домашние животные) / И.И. Акимушкин. — М.: Мысль, 2004.
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.
Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы / авт.-сост.М.М. Боднарук, КВ. Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения леса. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель) - М.: Дрофа, 2010.
Козлова, Т.А., Сивоглазов, В.И. Растения луга. – 2-е изд. Стереотип. (Твой первый атлас- определитель)- М.: Дрофа, 2010.
Кристиаи де Дюв. Путешествие в мир живой клетки / Кристиан де Дюв. — М.: Мир, 1987. Энциклопедия для детей. Биология. — М.: Аванта+, 1996.
Пономарева И.Н. Биология: Растения. 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. — М.: Вентана-Граф, 2013.
Интернет-ресурсы
http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Мотивация
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Сайт – обзор исследовательских и научно – практических юношеских конференций, семинаров, конкурсов. Организовано on–line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
Сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы, избранные тексты, информация по подписке. www.issl.dnttm.ru
Сайт Российского общеобразовательного Портал http://www.school.edu.ru (обмен педагогическим опытом, практические рекомендации).
Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ education
17