Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением английского языка» города Азнакаево Азнакаевского муниципального района
Республики Татарстан
Принято Педагогическим советом МБОУ «СОШ №5 г. Азнакаево «РТ Протокол № 1 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №5 г. Азнакаево» ____________________ А.А. Хабибуллина приказ № 230 |
от «31» августа 2021г. от «31 » августа 2021 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Умелые ручки»
художественной направленности
Возраст обучающихся: 9 лет
Срок реализации: 1 год
| Автор-составитель: Гатиева Гульназ Разаэловна, учитель начальных классов |
г. Азнакаево, 2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Направленность программы кружка «Умелые ручки»:
развитие творческих способностей детей;
развитие креативного мышления;
формирование разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Новизна учебной программы состоит в том, чтобы не дублировать программный материал по технологии, а с помощью внеклассных занятий расширять и углублять сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовать навыки и умения, получаемые детьми на уроках.
Актуальность программы в том, что на современном этапе есть необходимость в развитии творчества, фантазии, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.
Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования в том, что она имеет широкие возможности в решении задач общеобразовательного характера.
Цель программы: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.
Задачи:
развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);
формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;
расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.
Отличительные особенности данной программы кружка от уже существующих в том, что содержательное направление усилено на развитие творческих способностей ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы дополнительного образования: 9-12 лет.
Срок реализации: 1 год.
Режим занятий: 1 занятие в неделю.
Продолжительность занятий: 45 минут.
Всего в год 34 занятия.
Формы занятий: коллективная, групповая, индивидуальная.
Ожидаемые результаты: развитие эстетического и художественного вкуса детей, совершенствование трудовых навыков и умений.
Способы проверки: организация проектов, выставок работ.
Формы подведения итогов: участие в конкурсах и выставках на школьном, районном уровнях.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
контролировать действия партнёра.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
владеть монологической и диалогической формой речи;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
I. | Вводный раздел. | 2 | 2 | - | Текущая |
II. | Работа с пластилином. | 28 | 7 | 21 | Промежуточная |
| Прямая пластилинография | 4 | 1 | 3 | Текущая |
| Обратная пластилинография (витражная). | 4 | 1 | 3 | Текущая |
| Контурная пластилинография. | 4 | 1 | 3 | Текущая |
| Модульная пластилинография. | 4 | 1 | 3 | Текущая |
| Мозаичная пластилинография. | 4 | 1 | 3 | Текущая |
| Рисование смешанными техниками шариками, валиками, жгутиками. | 6 | 1 | 5 | Текущая |
| Многослойная пластилинография. | 2 | 1 | 1 | Текущая |
III. | Бумагопластика. | 36 | 6 | 30 | |
1. | Мир бумагопластики. | 4 | 1 | 3 | Текущая |
2. | Удивительный мир аппликации. | 6 | 1 | 5 | Текущая |
3. | Торцевание. | 6 | 1 | 5 | Текущая |
4. | Квиллинг. | 4 | 1 | 3 | Текущая |
5. | Оригами. | 12 | 1 | 11 | Текущая |
6. | Работа с фоамираном. | 4 | 1 | 3 | Текущая |
IV. | Подведение итогов творчества за год. | 2 | 2 | - | Итоговая |
Всего | 68 | 17 | 51 | |
Содержание учебного плана
Вводный раздел | Вводное занятие. Беседа о целях и задачах работы кружка. Правила техник безопасности. |
Работа с пластилином. | Основы техники прямой пластилинографии. Панно "Цветы и бабочка". Основы техники обратная пластилинография (витражная). Картина «Натюрморт». Основы контурной пластилинографии. Аппликация «Аквариум». Основы модульной пластилинографии. Изготовление изделия «Смешарики». Основы мозаичной пласилинографии. Пластилиновые шарики… «Изготовление изделия «Дельфин». Основы контурной пласилинографии. Изготовление панно ««Божья коровка». Основы фактурной пластилинографии. Изготовление изделия «Синичка на ветке». Основы многослойной пластилинографии. Многослойная пластилинография «Павлин». |
Бумагопластика. | Знакомство с понятием «Бумагопластика». Правила ТБ. Художественное моделирование из бумаги путем складывания из квадрата. Фигурки к стихотворению «Путаница». Аппликация из геометрических фигур. «Сова». Аппликация обрывная. «Поросенок». Аппликация обрывная. «Пейзаж». Объемная аппликация из гофрированной бумаги. «Филин на ветке». Торцевание. Открытка «Снегирь на ветке». Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Основные формы “капля”, “треугольник”, “квадрат”, “прямоугольник”. Панно «Волшебный цветок». Оригами. Схемы, условные обозначения. «Идем в зоопарк». Объемные оригами. «Кошка». Объемные оригами. «Сердечко». Коллективная работа. Композиция из основных форм. «Лебедь». Работа с фоамираном. «Птицы». Работа с фоамираном. «Цветы». |
Подведение итогов творчества за год. | Выставка работ учащихся. |
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-2. | Сентябрь | 07 | 12:00-13:40 | Лекция | 2 | Вводное занятие. Беседа о целях и задачах работы кружка. | 12 кабинет | Вопросно-ответные упражнения, обсуждения |
3-6. | Сентябрь | 14 21 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Основы техники прямой пластилинографии. Изготовление панно "Цветы и бабочка". | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
7-10. | Сентябрь- октябрь | 28 05 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Основы техники обратная пластилинография (витражная). Картина «Натюрморт». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
11-14. | Октябрь | 12 19 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Основы контурной пластилинографии Аппликация «Аквариум». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
15-18. | Октябрь- ноябрь | 26 09 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Основы модульной пластилинографии. Изготовление изделия «Смешарики». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
19-22. | Ноябрь | 16 23 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Основы мозаичной пластилинографии. Пластилиновые шарики… «Изготовление изделия «Дельфин». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
23-24. | Ноябрь | 30 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 2 | Основы контурной пластилинографии. Изготовление панно «Божья коровка». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
25-28. | Декабрь | 07 14 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Основы многослойной пластилинографии. Многослойная пластилинография «Павлин». | | Проект |
29-30. | Декабрь | 21 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 2 | Основы фактурной пластилинографии. Изготовление изделия «Синичка на ветке». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
31-34. | Декабрь- январь | 28 18 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Знакомство с понятием «Бумагопластика». Правила ТБ. Художественное моделирование из бумаги путем складывания из квадрата. Фигурки к стихотворению «Путаница». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
35-36. | Январь | 25 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 2 | Аппликация из геометрических фигур. «Сова». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
37-38. | Февраль | 01 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 2 | Аппликация обрывная «Поросенок». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
39-40. | Февраль | 08 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 2 | Аппликация обрывная «Пейзаж». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
41-44. | Февраль | 15 22 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 4 | Объемная аппликация из гофрированной бумаги. «Филин на ветке». | 12 кабинет | Проект |
45-46. | Март | 01 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 2 | Торцевание. Открытка «Снегирь на ветке». | 12 кабинет | Конкурс творческих работ |
47-50. | Март | 08 15 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 4 | Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения – квиллинга. Основные формы “капля”, “треугольник”, “квадрат”, “прямоугольник”. Панно «Волшебный цветок». | 12 кабинет | Конкурс творческих работ |
51-52. | Март | 22 | 12:00-13:40 | Лекция, практическое занятие | 2 | Оригами. Схемы, условные обозначения. «Идем в зоопарк». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
53-56. | Апрель | 12 19 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 4 | Объемные оригами. «Кошка». | 12 кабинет | Проект |
57-58. | Апрель | 26 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 2 | Объемные оригами. «Сердечко». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
59-62. | Май | 03 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 4 | Коллективная работа. Композиция из основных форм. «Лебедь». | 12 кабинет | Проект |
63-64. | Май | 10 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 2 | Работа с фоамираном. «Птицы». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
65-66. | Май | 17 | 12:00-13:40 | Практическое занятие | 2 | Работа с фоамираном. «Цветы». | 12 кабинет | Рейтинг готового изделия. |
67-68. | Май | 24 | 12:00-13:40 | Презентация | 2 | Выставка работ учащихся. | 12 кабинет | Презентация |
Список литературы:
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно –методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2009. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
2. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразовательных школ и вне школьных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.: ил.
3. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 2011. - 112с., ил.
4. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 2008. – 112с. Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
5. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 105 стр.
6. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М.: ООО издательство «Скрипторий»,2013. 72стр.
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
8. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М: ООО «Скрипторий»,2015. 88стр.
9. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008. 94 стр.
10. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество в детском саду». Лепка и тестопластика - М.: 2008 2. 64 стр.
11. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. /Зимина Н. В. – М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010. - 192 с.: ил.
12. Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб.: издательство «Каро», 2008. 112 стр.
13. Лепка из пластилина/ сост. С.Ю. Ращупкина-М.: РИПОЛ Классик, 2010. -255 с.: ил.-(Поделки-самоделки) [Ф1-2 -Ф2-1 -Ф3-1]
14. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 48с. – (Город мастеров)
15. Агапова И., Давыдова М. «Аппликация», М., «Лада», 2008 г.