Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Закаменская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Согласовано Утверждено
________________ _______________
Зам.директора по УВР Банзаракцаева Ж. М Директор школыГармаева Е.С
Протокол № 01 от 25 августа 2022 года Приказ № 132 от 01 сентября 2022года
Рабочая программа кружка « Умелые ручки»
на 2022-2023 учебный год
Учитель:Мудаева С.Д.
2022-2023 учебный год
г. Закаменск
ПРОГРАММА КРУЖКА « УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
«Декоративно-прикладное искусство»
художественно – эстетическое направление
1.Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Декоративно-прикладное искусство» является программой культурно - нравственной ориентации. Она носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися техники выполнения различных видов декоративно-прикладного искусства.
Настоящая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99 - ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ)
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599
- Примерная адаптированная основная образовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе ФГОС образования с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями) от 22 декабря 2015 г.
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 28.08.20 г №442
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 « Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 -20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Устав школы
-Учебным планом на 2022-2023 учебный год
Цель программы: приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
дать возможность научиться выполнять декоративные предметы, используя разные техники;
развивать конструктивное мышление;
тренировать внимание, память, воображение;
создать ситуацию успешности и положительного взаимоотношения в группе;
прививать настойчивость в достижении цели;
научить экономному и разумному использованию материалов;
обогащать и активизировать словарный запас;
учить самоанализу и умению представлять свой продукт, оценивать чужие успехи;
Актуальность программы в том, что использование проектных и проблемно-поисковых технологий при проведении занятий, способствует успешной социализации обучающихся. Личностно ориентированный подход повышает творческую активность, создаёт условия для самореализации личности.
Программа занятий рассчитана на 315 часов, 3 раза в неделю.
Тематическое планирование внеурочной деятельности для учащихся
№ | Наименование тем | Количество часов (140 часов) |
| | теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие. Правила безопасной работы. | 1 | 0 | 1 |
2 | Работа с бумагой. | 10 | 34 | 44 |
3 | Работа с нитками. | 10 | 35 | 45 |
4 | Художественная обработка бросового материала. | 6 | 24 | 30 |
5 | Бисероплетение. Изготовление украшений. | 10 | 70 | 80 |
6 | Работа с глиттерным фоамираном. | 10 | 70 | 80 |
7 | Работа с макаронными изделиями. | 5 | 30 | 35 |
| Итого | | | 315 |
Содержание внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности для учащихся кружка
№ п/п | Содержание Раздела | Форма организации | Вид деятельности |
1 | Введение. (1 ч) | Беседа | Знакомство. Введение в курс (цели и задачи изучаемого курса; ознакомление с планом работы на год; культура труда; техника безопасности). |
2 | Работа с бумагой(44 ч) | | |
2.1 | Работа с гофрированной бумагой(44ч) | Эвристическая беседа, коллективная работа. | Изучение свойств гофрированной бумаги. Варианты идеи изделий из гофробумаги. Зарисовка цветового сочетания композиции из гофробумаги. Научиться изготавливать цветы из гофробумаги. Техника изготовления нитяного шара. Создание композиции «Цветочный шар». |
3 | Работа с нитками (45 ч) | | |
3.1 | Изготовление игрушек различными способами(30 ч) | Беседа, индивидуальная работа. | Виды ниток, используемые для изготовления изделий. Варианты поделок. Разработка собственного эскиза поделки. Подбор цветового сочетания в изделии. Изготовление деталей изделия и его сборка. |
3.2 | Фоторамка (15 ч) | Рассказ, иллюстрация работ, индивидуальная работа | Уметь начертить контур рамки для фотографии по заданным размерам. Ознакомление с технологией выполнения изделия. Выполнение фоторамки. |
4 | Художественная обработка бросового материала(30ч) | | |
4.1 | Изделия из пластиковых бутылок (20 ч) | Рассказ, показ слайдов, индивидуальная работа. | Знакомство со способами утилизации пластиковых бутылок. Идеи изделий и поделок из них. Просмотр слайдов готовых поделок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок. Презентация идей изделий из пластиковых бутылок. Изготовление ваз из пластиковых бутылок; Изготовление цветов из пластиковых бутылок. Вырезание бабочек из пластиковых бутылок. Раскрашивание готовых изделий и поделок. |
4.2 | Изделия из пакетов (10ч) | Рассказ, показ слайдов, индивидуальная работа. | Знакомство со способами утилизации полиэтиленовых пакетов. Просмотр слайдов на тему «Идеи изделий из пакетов». Изготовление одежды из пакетов. Плетение обуви из пакетов. Презентация идей изделий из пакетов. Плетение ковриков из пакетов. |
5 | Бисероплетение. Изготовление украшений, вышивание из бисера (80 ч) | Беседа, практическая работа. | Из истории возникновения бисероплетения. Варианты изделий из бисера. Украшения из бисера на Руси, в Африканских странах, в культуре Хиппи, современные украшения. Способы создания украшений из бисера (браслеты, кулоны, серьги, кольца) Изготовление украшений из бисера |
6 | Работа с глиттерным фоамираном(80 ч) | Беседа, просмотр видеофильма, практическая работа | Знакомство с материалом- фоамиран и использование его в рукоделии. Просмотр видеоматериала при изготовлении различных поделок. |
6.1 | Изготовление елочных игрушек(40ч) | Беседа, демонстрация иллюстрированного материала, практическая работа. | Изготовление елочных игрушек различными способами и приемами используя разные техники при выполнении работы. |
6.2 | Изготовление цветов из фоамирана (40) | Эвристическая беседа, просмотр слайдов, коллективная работа. | Свит дизайн как вид искусства составления композиций из фоамирана). Глиттерная бумага как основной материал, для оформления букетов. Декоративные поделки для интерьера. Просмотр слайдов на тему «Применение глиттерной бумаги для создания декоративных поделок». |
7 | Работа с макаронными изделиями( 35 ч) | | |
7.1 | Ваза из макарон (20 ч) | Рассказ, показ слайдов, коллективная работа. | Знакомство с новым видом творчества – поделки из макаронных изделий. Идеи изделий и поделок. Просмотр слайдов готовых поделок. Расходные материалы для создания поделок. Виды макаронных изделий и поделок из них. Изготовление вазы из макаронных изделий. Методы покраски макарон и раскрашивание готовых изделий. |
7.2 | Топиарий из макарон (15ч) | Рассказ, показ слайдов, индивидуальная работа. | Топиарии – искусственные деревья. Техника выполнения, выбор материалов и основы для шара топиария. Просмотр слайдов на тему «Варианты изготовления топиариев».Научиться окрашивать детали для работы. Изготовление топиария из макаронных изделий. Эстетическое оформление готовой работы. |
В результате изучения программы ученик должензнать:
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
виды декоративно прикладного искусства их историю и современное развитие;
необходимые сведения о изученных видах декоративно-прикладного искусства, особенностях работы с материалами, инструментами.
уметь:
анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
соблюдать правила поведения и дисциплину;
правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т. д.).
выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителя и других людей
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
формулировать собственное мнение и позицию
работать с предлагаемыми материалами, применять полученный опыт работы в своей деятельности
импровизировать;
работать в группе, в коллективе.
применять:
полученные умения и знания на практике, в различных видах творческой деятельности и повседневной жизни.