СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "В мире обществознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "В мире обществознания"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дракинская средняя общеобразовательная школа»

(МКОУ «Дракинская СОШ»)


«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО «Воспитание и социализация»

_______ /Шайкина Е.Г./

подпись ФИО

«___» августа 20___ г.

« СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по ВР

_______ /Блощицына Т.М./

подпись ФИО


«___» августа 20___ г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МКОУ «Дракинская СОШ»

_______ /Скоробогатов В.А./

подпись ФИО

Приказ № ______

«___» августа 20 ___ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

для одаренных детей

«В мире обществознания»



Срок реализации программы: 1 год

Класс – 9

2022-2023 учебный год

Разработчик: учитель истории и обществознания Медведев П. Ю.





с. Дракино



2022 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире обществознания» составлена на основе:

-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.10 No1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный No19644);

-приказа Минобрнауки России:от 31.12.2015 No 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г. No 40937);

- методических рекомендаций обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ обществознание. Авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова


Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире обществознания» разработана для одаренных детей.

Изучение обществознания в настоящее время предстает и раскрывается как учебный диалог между наставником и учащимся, в ходе которого имеется более высокая вероятность формирования активной жизненной позиции, гражданского самосознания, национальной идентичности.

Сегодня работа с одаренными и талантливыми учащимися, их поиск, выявление и развитие на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, памяти, логического мышления являются одним из важнейших аспектов деятельности педагогов.

Обществознание способствует становлению и развитию личности, т. к. помогает познать самого себя, определить какие качества ценятся в обществе, подталкивает к самовоспитанию, помогает занять достойное место в обществе, самореализоваться, состояться.

Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять  знания фактического материала  в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления.  Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное. Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования. 

Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Возникла необходимость найти такую форму организации подготовки к олимпиадам, которая бы соответствовала всем требованием Стандарта и отличалась от классно -урочной системы.

Для решения этой проблемы разработана программа курса «В мире обществознания» для подготовки одаренных детей к олимпиадам по обществознанию. Представленная программа направлена на выявление мотивированных обучающихся 9-х классов, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений, выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию.

Программа курса внеурочной деятельности «В мире обществознания» способствует теоретической и практической помощи в подготовке к экзаменам по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к экзаменам. Кроме того, экзамены по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.

Программа «В мире обществознания» предназначена для обучающихся 9-х классов и рассчитана на 34 часа.


Цель курса – создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства; обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.

Задачи:

Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Образовательные: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.

Развивающие: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам; Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей; Способствовать развитию логического мышления; Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.

Данные цели реализуется через следующие задачи:

  • развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;

  • обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;

  • формирование информационной культуры учащихся;

  • привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

  • повышение мотивации обучающихся к изучению образовательной области;

  • развитие творческих способностей учащихся

  • расширение кругозора обучающихся;


Практические работы в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения проявляются в:

  • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  1. использование элементов причинно-следственного анализа;

  2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  6. объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Предметными результатами являются в сфере:

познавательной
  • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

           ценностно-мотивационной
  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой
  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (1ч)

Содержание раздела:

Виды Олимпиад. Основные требования к Олимпиадам и основные виды Олимпиадных заданий. Задания с выбором одного и множества правильных ответов.

Раздел 1. Принцип образования рядов  (5ч)

Содержание раздела:

Задания по принципу образования и продолжения рядов. Заполнение пропуска в ряду. Задания на выявление лишнего (общего) элемента.

Раздел 2. Классификация событий, понятий, явлений (3ч) 

Содержание раздела:

 Определение правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия.

Раздел 3.  Обществоведческие термины (6 ч)

Содержание раздела:

  1. Словарь терминов. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний). Обществоведческий кроссворд.

Раздел 4.  Работа со схемами (2ч)

Содержание раздела: 

Составление схемы отношений обществоведческих понятий. Заполнение пропусков в предложенных схемах.

Раздел 5. Работа с обществоведческими текстами (6ч) 

Содержание раздела:

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск и исправление ошибок в тексте.

Раздел 6. Работа с иллюстративным рядом (4ч)

Содержание раздела:

Группировка приведенных изображений по определенным признакам. Культурологическая тематика. Работа с картой. Выделение  признаков объединения выделенных на карте государств.

Раздел 7. Обществоведческие задачи (7ч) 

Содержание раздела:

Социологические задачи. Правовые задачи. Экономические задачи. Логические задачи.  Итоговая Олимпиадная работа.
















Календарно-тематическое планирование


№ п/п

Название раздела, темы

Общее количество часов

Из них практич. работа

Дата




Введение.

Общая характеристика олимпиадных заданий по обществознанию и праву. Задания с выбором одного и множества правильных ответов.

1



1.

Принцип образования рядов

5

4


1.1

Общая характеристика заданий данного типа

1

1


1.2

Задания по принципу образования и продолжения рядов

1

1


1.3

Заполнение пропуска в ряду

1

1


1.4

Задания на выявление общего элемента

1

1


1.5

Задания на выявление лишнего элемента

1



2.

Классификация событий, понятий, явлений

3

2


2.1

Определение правильности и ошибочности утверждений.

1

1


2.2

Установление соответствия.

1

1


2.3

Установление соответствия

1



3.

Обществоведческие термины

6

4


3.1

Словарь терминов.

1

1


3.2

Лингвистический конструктор. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний.

1

1


3.3

Лингвистический конструктор

1



3.4

Обществоведческий кроссворд.

1

1


3.5

Составление кроссворда по данным терминам.

1



3.6

Мини-проект «История обществоведческого термина»

1

1


4.

  Работа со схемами

2



44.1

Составление схемы отношений обществоведческих понятий.

1



4.2

Заполнение пропусков в предложенных схемах




5.

Работа с обществоведческими текстами

6

5


5.1

Общая характеристика заданий этого типа

1



5.2

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте

1

1


5.3

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте

1

1


5.4

Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу

1

1


5.5

Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу

1

1


5.6

Поиск и исправление ошибок в тексте

1

1


6.

Работа с иллюстративным рядом

4

3


6.1

Общая характеристика заданий

1



6.2

Группировка приведенных изображений по определенным признакам

1

1


6.3

Культурологическая тематика

1

1


6.4

Работа с картой. Выделение  признаков объединеня выделенных на карте государств

1

1


7.

Обществоведческие задачи

6

5


7.1

Виды обществоведческих задач

1

1


7.2

Социологические задачи.

1

1


7.3

Правовые задачи

1

1


7.4

Экономические задачи

1

1


7.5

Логические задачи.

1

1


7.6

Решение всех видов задач.

1


1


Итоговая олимпиадная работа.

1



Всего

34

23










ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Основная:

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.  и др.; под ред. Боголюбова Л.Н.  и др. Обществознание. (Академический школьный учебник). 7-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением  на электронном  носителе. –  М.: Просвещение, 2014.

  2. Чернышева О.А. Обществознание, 9-11 класс, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, Задания с графиками, диаграммами и таблицами. –  Ростов – на – Дону, «Легион», 2015. 

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  4. Кодекс об административных правонарушениях.

  5. Конституция Российской Федерации.

  6. Семейный кодекс РФ.

  7. Трудовой кодекс РФ.

  1. Бехтенова, Е. Ф. Методика преподавания региональной и локальной истории в школе: учебно-методическое пособие / Бехтенова, Е. Ф.; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд- во НГПУ, 2013. – 49 с.

  2. Володина, С. И. Обществознание. Основы правовых знаний: учебник для 8-9-х классов: в 2 ч.: с электронным приложением / С. И. Володина, А. М. Полиевктова, В. В. Спасская. – Москва: Академкнига/Учебник, 2010. – 22 см + CD ROM.

  3. Долинина, Ирина Геннадьевна. Правоведение. Введение в правоведение [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие: (электронно-образовательный ресурс) / И. Г. Долинина. – Пермь: Изд-во Пермского нац. исследовательского политехнического ун-та, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).

  4. ЕГЭ. Обществознание. Интенсивный курс / Александрова И. Ю. и др. – Москва: Айрис–пресс, 2009. – 232 с.

  5. Калачева, Е. Н. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий уровня А, В, С / Е. Н. Калачева. – Москва: Экзамен, 2014. – 111 с.

  6. Кацубо, С. П. Изучаем право: практ. пособие для клас. руководителей, соц. педагогов, учителей шк. / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая.

  7. Москва: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006 (Минск: ООО Дикта). – 274 с.

  8. Ковалева, Л. А. Правоведение: правоведение / Л. А. Ковалева; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно–Уральский гос. ун-т, Фил. в г. Златоусте, Каф. гражданского и уголовного права и процесса. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. – 66 с.

  9. Королькова, Е. С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию. Экономика. Социология: подготовка к выполнению заданий А, В, С / Е. С. Королькова, Е. Л. Рутковская. – Москва: Экзамен, 2013. – 142 с

  10. Крыштоп, Л. Э. Методика преподавания обществознания в школе: учебно-методическое пособие / Л. Э. Крыштоп; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов». – Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2018. – 10 с.

  11. Лазебникова, А. Ю. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – Москва: Экзамен, 2014. – 104 с.

  12. Левкин, В. Е. Социально–психологический тренинг для психолога: учебное пособие. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 208 с.

  13. Методика преподавания истории и обществознания в школе: практикум для лабораторных занятий / авт.-сост. Т. А. Сычева; Фед. гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования

Дополнительная:

  1. Афанасьева  О. В., Ловаков А. В., Сорвин К. В.   Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Обществознание. Психология [Текст] / под общ. ред.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».  – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015г. – 240 с. 

  2. Эффективные образовательные методики и практики в преподавании истории и обществознания в современной школе: сборник учебно-методических материалов / С. В. Головаш, С. В. Зуева, Т. А. Зюрина и др.; под научной редакцией кандидата педагогических наук Е. В. Корчагиной; Высшая школа экономики, национальный исследовательский университет, Пермский филиал. – Пермь: НИУ ВШЭ – Пермь, 2017. – 119 с.


НТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека