Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дракинская средняя общеобразовательная школа»
(МКОУ «Дракинская СОШ»)
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО «Воспитание и социализация» _______ /Шайкина Е.Г./ подпись ФИО «___» августа 20___ г. | « СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР _______ /Блощицына Т.М./ подпись ФИО «___» августа 20___ г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МКОУ «Дракинская СОШ» _______ /Скоробогатов В.А./ подпись ФИО Приказ № ______ «___» августа 20 ___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
для одаренных детей
«В мире обществознания»
Срок реализации программы: 1 год
Класс – 9
2022-2023 учебный год
Разработчик: учитель истории и обществознания Медведев П. Ю.
с. Дракино
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире обществознания» составлена на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.10 No1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный No19644);
-приказа Минобрнауки России:от 31.12.2015 No 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. No 1897» (зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г. No 40937);
- методических рекомендаций обучающимся по организации индивидуальной подготовки к ОГЭ обществознание. Авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире обществознания» разработана для одаренных детей.
Изучение обществознания в настоящее время предстает и раскрывается как учебный диалог между наставником и учащимся, в ходе которого имеется более высокая вероятность формирования активной жизненной позиции, гражданского самосознания, национальной идентичности.
Сегодня работа с одаренными и талантливыми учащимися, их поиск, выявление и развитие на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, памяти, логического мышления являются одним из важнейших аспектов деятельности педагогов.
Обществознание способствует становлению и развитию личности, т. к. помогает познать самого себя, определить какие качества ценятся в обществе, подталкивает к самовоспитанию, помогает занять достойное место в обществе, самореализоваться, состояться.
Предметная олимпиада – это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического материала в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления. Олимпиада для школьников – это конкурс на лучшее знание по предмету. Ученики стремятся на олимпиадах проверить свои знания, померяться силами, узнать неизвестное. Олимпиады проводятся по заданиям, составленным на основе основных общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.
Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления. Возникла необходимость найти такую форму организации подготовки к олимпиадам, которая бы соответствовала всем требованием Стандарта и отличалась от классно -урочной системы.
Для решения этой проблемы разработана программа курса «В мире обществознания» для подготовки одаренных детей к олимпиадам по обществознанию. Представленная программа направлена на выявление мотивированных обучающихся 9-х классов, обладающих наиболее высоким уровнем знаний и умений, выявление степени владения культурой мышления, способности к восприятию.
Программа курса внеурочной деятельности «В мире обществознания» способствует теоретической и практической помощи в подготовке к экзаменам по обществознанию. Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к экзаменам. Кроме того, экзамены по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.
Программа «В мире обществознания» предназначена для обучающихся 9-х классов и рассчитана на 34 часа.
Цель курса – создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей в интересах личности, общества, государства; обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи:
Воспитательные: воспитать понимание ценности образования, как средства развития культуры личности. Научить, ответственно, оценивать свои учебные достижения, черты своей личности, учитывать мнение других людей при определении собственной позиции в самооценке. Воспитать умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности. Курс помогает выработать навыки организации и участия в коллективной деятельности, умению постановки общей цели и определения средств её достижения, конструктивно воспринимать иные мнения и идеи, учитывать индивидуальности партнёров по деятельности, объективно определять свой вклад в общий результат. Воспитывает умение отстаивать свои гражданские позиции, формировать свои мировоззренческие взгляды, умение осознанно выбрать путь продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Образовательные: коррекция и углубление имеющихся знаний по предмету, ликвидация пробелов, обучение решению олимпиадных задач, систематизация знаний, выработка целостного взгляда на предмет, усвоение материала повышенного уровня сложности, развитие творческой активности и инициативности, повышение ИКТ компетенции.
Развивающие: создать условия для подготовки учащихся к олимпиадам; Предоставить учащимся возможность реализации предметных способностей; Способствовать развитию логического мышления; Развивать познавательные интересы и способности самостоятельно добывать знания. Выбирать наиболее удобный способ выполнения задания.
Данные цели реализуется через следующие задачи:
развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой;
обобщение и систематизация знаний по учебным предметам;
формирование информационной культуры учащихся;
привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований;
повышение мотивации обучающихся к изучению образовательной области;
развитие творческих способностей учащихся
расширение кругозора обучающихся;
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты воплощают традиционные российские социокультурные и духовно-нравственные ценности, принятые в обществе нормы поведения, отражают готовность обучающихся руководствоваться ими в жизни, во взаимодействии с другими людьми, при принятии собственных решений. Они достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в процессе развития у обучающихся установки на решение практических задач социальной направленности и опыта конструктивного социального поведения по основным направлениям воспитательной деятельности.
Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания программы, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются в сфере:
познавательной
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч)
Содержание раздела:
Виды Олимпиад. Основные требования к Олимпиадам и основные виды Олимпиадных заданий. Задания с выбором одного и множества правильных ответов.
Раздел 1. Принцип образования рядов (5ч)
Содержание раздела:
Задания по принципу образования и продолжения рядов. Заполнение пропуска в ряду. Задания на выявление лишнего (общего) элемента.
Раздел 2. Классификация событий, понятий, явлений (3ч)
Содержание раздела:
Определение правильности и ошибочности утверждений. Установление соответствия.
Раздел 3. Обществоведческие термины (6 ч)
Содержание раздела:
Словарь терминов. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний. Лингвистический конструктор (определение термина и составление его характеристики из предложенных слов и словосочетаний). Обществоведческий кроссворд.
Раздел 4. Работа со схемами (2ч)
Содержание раздела:
Составление схемы отношений обществоведческих понятий. Заполнение пропусков в предложенных схемах.
Раздел 5. Работа с обществоведческими текстами (6ч)
Содержание раздела:
Заполнение пропущенных слов и словосочетаний. Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу. Поиск и исправление ошибок в тексте.
Раздел 6. Работа с иллюстративным рядом (4ч)
Содержание раздела:
Группировка приведенных изображений по определенным признакам. Культурологическая тематика. Работа с картой. Выделение признаков объединения выделенных на карте государств.
Раздел 7. Обществоведческие задачи (7ч)
Содержание раздела:
Социологические задачи. Правовые задачи. Экономические задачи. Логические задачи. Итоговая Олимпиадная работа.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Общее количество часов | Из них практич. работа | Дата |
| Введение. Общая характеристика олимпиадных заданий по обществознанию и праву. Задания с выбором одного и множества правильных ответов. | 1 | | |
1. | Принцип образования рядов | 5 | 4 | |
1.1 | Общая характеристика заданий данного типа | 1 | 1 | |
1.2 | Задания по принципу образования и продолжения рядов | 1 | 1 | |
1.3 | Заполнение пропуска в ряду | 1 | 1 | |
1.4 | Задания на выявление общего элемента | 1 | 1 | |
1.5 | Задания на выявление лишнего элемента | 1 | | |
2. | Классификация событий, понятий, явлений | 3 | 2 | |
2.1 | Определение правильности и ошибочности утверждений. | 1 | 1 | |
2.2 | Установление соответствия. | 1 | 1 | |
2.3 | Установление соответствия | 1 | | |
3. | Обществоведческие термины | 6 | 4 | |
3.1 | Словарь терминов. | 1 | 1 | |
3.2 | Лингвистический конструктор. Определение обществоведческого термина на основе известных высказываний. | 1 | 1 | |
3.3 | Лингвистический конструктор | 1 | | |
3.4 | Обществоведческий кроссворд. | 1 | 1 | |
3.5 | Составление кроссворда по данным терминам. | 1 | | |
3.6 | Мини-проект «История обществоведческого термина» | 1 | 1 | |
4. | Работа со схемами | 2 | | |
44.1 | Составление схемы отношений обществоведческих понятий. | 1 | | |
4.2 | Заполнение пропусков в предложенных схемах | | | |
5. | Работа с обществоведческими текстами | 6 | 5 | |
5.1 | Общая характеристика заданий этого типа | 1 | | |
5.2 | Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте | 1 | 1 | |
5.3 | Заполнение пропущенных слов и словосочетаний в тексте | 1 | 1 | |
5.4 | Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу | 1 | 1 | |
5.5 | Выделение в тексте положений, характеризующих различные позиции задания к тексту по его анализу | 1 | 1 | |
5.6 | Поиск и исправление ошибок в тексте | 1 | 1 | |
6. | Работа с иллюстративным рядом | 4 | 3 | |
6.1 | Общая характеристика заданий | 1 | | |
6.2 | Группировка приведенных изображений по определенным признакам | 1 | 1 | |
6.3 | Культурологическая тематика | 1 | 1 | |
6.4 | Работа с картой. Выделение признаков объединеня выделенных на карте государств | 1 | 1 | |
7. | Обществоведческие задачи | 6 | 5 | |
7.1 | Виды обществоведческих задач | 1 | 1 | |
7.2 | Социологические задачи. | 1 | 1 | |
7.3 | Правовые задачи | 1 | 1 | |
7.4 | Экономические задачи | 1 | 1 | |
7.5 | Логические задачи. | 1 | 1 | |
7.6 | Решение всех видов задач. | 1 | | 1 |
| Итоговая олимпиадная работа. | 1 | | |
Всего | 34 | 23 | |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Основная:
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.; под ред. Боголюбова Л.Н. и др. Обществознание. (Академический школьный учебник). 7-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. – М.: Просвещение, 2014.
Чернышева О.А. Обществознание, 9-11 класс, Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, Задания с графиками, диаграммами и таблицами. – Ростов – на – Дону, «Легион», 2015.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Бехтенова, Е. Ф. Методика преподавания региональной и локальной истории в школе: учебно-методическое пособие / Бехтенова, Е. Ф.; М-во образования и науки РФ, Новосибирский гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд- во НГПУ, 2013. – 49 с.
Володина, С. И. Обществознание. Основы правовых знаний: учебник для 8-9-х классов: в 2 ч.: с электронным приложением / С. И. Володина, А. М. Полиевктова, В. В. Спасская. – Москва: Академкнига/Учебник, 2010. – 22 см + CD ROM.
Долинина, Ирина Геннадьевна. Правоведение. Введение в правоведение [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие: (электронно-образовательный ресурс) / И. Г. Долинина. – Пермь: Изд-во Пермского нац. исследовательского политехнического ун-та, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD–ROM).
ЕГЭ. Обществознание. Интенсивный курс / Александрова И. Ю. и др. – Москва: Айрис–пресс, 2009. – 232 с.
Калачева, Е. Н. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий уровня А, В, С / Е. Н. Калачева. – Москва: Экзамен, 2014. – 111 с.
Кацубо, С. П. Изучаем право: практ. пособие для клас. руководителей, соц. педагогов, учителей шк. / С. П. Кацубо, Н. А. Сивицкая.
Москва: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006 (Минск: ООО Дикта). – 274 с.
Ковалева, Л. А. Правоведение: правоведение / Л. А. Ковалева; М-во образования и науки Российской Федерации, Южно–Уральский гос. ун-т, Фил. в г. Златоусте, Каф. гражданского и уголовного права и процесса. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2013. – 66 с.
Королькова, Е. С. ЕГЭ. Практикум по обществознанию. Экономика. Социология: подготовка к выполнению заданий А, В, С / Е. С. Королькова, Е. Л. Рутковская. – Москва: Экзамен, 2013. – 142 с
Крыштоп, Л. Э. Методика преподавания обществознания в школе: учебно-методическое пособие / Л. Э. Крыштоп; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов». – Москва: Российский ун-т дружбы народов, 2018. – 10 с.
Лазебникова, А. Ю. Обществознание. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. – Москва: Экзамен, 2014. – 104 с.
Левкин, В. Е. Социально–психологический тренинг для психолога: учебное пособие. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 208 с.
Методика преподавания истории и обществознания в школе: практикум для лабораторных занятий / авт.-сост. Т. А. Сычева; Фед. гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования
Дополнительная:
Афанасьева О. В., Ловаков А. В., Сорвин К. В. Сборник заданий межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба». Обществознание. Психология [Текст] / под общ. ред.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015г. – 240 с.
Эффективные образовательные методики и практики в преподавании истории и обществознания в современной школе: сборник учебно-методических материалов / С. В. Головаш, С. В. Зуева, Т. А. Зюрина и др.; под научной редакцией кандидата педагогических наук Е. В. Корчагиной; Высшая школа экономики, национальный исследовательский университет, Пермский филиал. – Пермь: НИУ ВШЭ – Пермь, 2017. – 119 с.
НТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека