РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности кружка «Выжигай-ка»
Ступень обучения: основное общее, 7–8 классы
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Педагог: _______________________________________
Пояснительная записка
Одним из направлений внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ является общекультурное и общеинтеллектуальное направление, представленное в нашем учреждении детским кружком «Выжигай-ка».
Данная программа разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (ФГОС ООО-2010);
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (ФГОС ООО-2021);
Федеральная образовательная программа основного общего образования, утверждённая приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 370 (ФОП ООО);
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20»;
Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21»;
Локальные акты школы.
Выжигание по дереву – техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается всплеск интереса к выжиганию как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики: они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.
Программа научно-технической направленности, базового уровня сложности.
Актуальность и педагогическая целесообразность:
Обучаясь искусству выжигания, дети не только получают знания по способам оформления изделий, передачи объёмов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания – техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы становится художественное произведение детского творчества.
Новизна и отличие от существующих программ:
В программу включены новые темы: «Составление эскизов композиций для выжигания в разных художественных жанрах»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона».
Принципы построения программы:
Целевая аудитория:
Программа рассчитана на обучающихся 7–8 классов с ОВЗ, возможна индивидуализация для детей-инвалидов.
Цели и задачи программы
Цель:
Формирование интереса к выжиганию по дереву как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с народными промыслами, использующими древесину;
Научить разбираться в породах древесины, пригодной для художественной обработки;
Научить соблюдать правила техники безопасности;
Освоить приёмы выжигания и оформления изделий.
Коррекционно-развивающие:
Развить эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;
Расширить кругозор, развить творческое воображение, активность, интерес к предмету.
Воспитательные:
Воспитать уважение к труду и людям труда;
Сформировать чувство коллективизма;
Воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.
Формы и методы работы
Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков.
Используются коллективные и индивидуальные формы работы, объяснительно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация), наглядность (образцы изделий, фото, иллюстрации), практические методы (упражнения), творческие конкурсы, мини-выставки, обсуждение работ, индивидуальный подход.
Содержание программы
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Включает теоретические и практические занятия, поэтапное освоение техники выжигания, работу с шаблонами, создание композиций, оформление изделий, подготовку и проведение выставки.
Основные темы:
Введение. История и значение выжигания.
Инструменты, материалы, техника безопасности.
Основы работы с выжигателем: линии, штриховка, затенение.
Геометрические и растительные узоры, контуры, детали.
Работа с шаблонами, трафаретами.
Основы композиции, цветовое оформление.
Выжигание декоративных элементов.
Итоговые работы, оформление, презентация.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Правила безопасности работы с инструментами;
Виды и свойства материалов и инструментов;
Технологию выжигания;
Основы композиции и цветоведения.
Учащиеся должны уметь:
Работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;
Выбирать способы оформления и выжигания работы;
Оформлять плоские изделия по образцу и замыслу;
Контролировать качество работы, устранять дефекты.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Электровыжигатели с насадками, подставки;
Рабочие доски (липа, фанера), наждачная бумага;
Карандаши, копировальная бумага, кисти, краски, лак;
Шаблоны, трафареты, средства индивидуальной защиты.
Организация занятий:
Группы до 10 человек, занятия 1 раз в неделю по 40 минут.
Календарно-тематическое планирование
Курс внеурочной деятельности кружка «Выжигай-ка»
Класс: 7–8
Педагог: ____________________
Количество часов: 34 (1 час в неделю)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Краткое содержание |
1 | Введение в технику выжигания. Правила безопасности | 1 | История, значение выжигания, знакомство с инструментом, ТБ |
2 | Инструменты и материалы. Подготовка древесины | 1 | Виды древесины, подготовка поверхности, шлифовка, копировальная бумага, карандаш |
3 | Основы работы с выжигателем: линии и штрихи | 1 | Приёмы выжигания линий, штриховки, тренировка на пробных досках |
4 | Практика: выжигание простых геометрических фигур | 1 | Выжигание кругов, квадратов, треугольников |
5 | Техника штриховки и затенения | 1 | Виды штриховки, создание объёма, светотени |
6 | Практика: создание простого узора с использованием штриховки | 1 | Геометрические и растительные узоры, комбинирование штриховки |
7 | Выжигание контуров изображений (цветы, листья) | 1 | Контурное выжигание, перенос шаблонов |
8 | Практика: выжигание простого рисунка цветка | 1 | Выжигание цветка с деталями |
9 | Техника градиента и переходов | 1 | Плавные переходы, изменение плотности линий |
10 | Практика: создание плавных переходов в рисунке | 1 | Закрепление навыков градиента |
11 | Выжигание животных: контуры и детали | 1 | Контурное и детальное выжигание животных, работа с шаблоном |
12 | Практика: выжигание изображения птицы | 1 | Перенос и выжигание изображения птицы |
13 | Работа с шаблонами и трафаретами | 1 | Использование шаблонов и трафаретов, аккуратное перенесение |
14 | Практика: выжигание по шаблону | 1 | Закрепление навыков работы с шаблонами |
15 | Создание композиции: планирование рисунка | 1 | Основы композиции, планирование, размещение элементов |
16 | Практика: набросок композиции на дереве | 1 | Перенос композиции на дерево, подготовка к выжиганию |
17 | Основы цветового оформления (покраска после выжигания) | 1 | Виды красок, приёмы покраски, техника безопасности |
18 | Практика: покраска выжженного рисунка | 1 | Закрепление навыков аккуратной покраски |
19 | Выжигание декоративных элементов для поделок | 1 | Создание декоративных узоров, орнаментов |
20 | Практика: создание декоративной рамки | 1 | Оформление изделия рамкой, декоративные элементы |
21 | Изучение различных стилей выжигания | 1 | Реализм, орнамент, абстракция, сравнение стилей |
22 | Практика: выжигание в выбранном стиле | 1 | Самостоятельная работа в выбранном стиле |
23 | Создание подарочных изделий (подставки, брелоки) | 1 | Проектирование и изготовление простых подарков |
24 | Практика: выжигание на подарочных изделиях | 1 | Оформление и выжигание на подставках, брелоках |
25 | Уход за инструментами и материалами | 1 | Чистка, хранение, правила ухода, техника безопасности |
26 | Практика: самостоятельное выполнение небольшого проекта | 1 | Самостоятельная работа: выбор рисунка, перенос, выжигание, оформление |
27 | Обсуждение и анализ выполненных работ | 1 | Анализ, самооценка, коллективное обсуждение |
28 | Совершенствование техники: работа с деталями | 1 | Проработка мелких деталей, повышение мастерства |
29 | Практика: создание сложного рисунка с детализацией | 1 | Выполнение сложного рисунка с деталями |
30 | Итоговое задание: создание законченного изделия | 1 | Комплексная работа: от эскиза до оформления |
31 | Завершение и оформление работ | 1 | Нанесение лака, отделка, подготовка к выставке |
32 | Подготовка к выставке или презентации работ | 1 | Оформление, подготовка рассказа о работе, размещение работ |
33 | Проведение выставки или презентации | 1 | Презентация работ, публичное выступление, коллективное обсуждение |
34 | Итоговое занятие: обсуждение результатов, планы на будущее | 1 | Итоги, рефлексия, мотивация, планы на следующий год |
Список учебно-методической литературы
Андреева Е. Художественная работа по дереву. — М.: Риполклассик, 2009.
Борисов И.Б. Обработка дерева. — М., 2000.
Величко Н. Роспись. — АСТ-пресс, 1999.
Горяева Н., Островская О. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. — М., 2000.
Грегори Н. Выжигание по дереву. Практическое руководство. — М.: Ниола-Пресс, 2009.
Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. — М.: 1996.
Работы по дереву. Практическое пособие. — М., 2010.
Сокольникова Н. Основы композиции. — М., 1996.
Стильные штучки из дерева. Практическое пособие. — М.: АСТ Пресс, 2009.
Шевчук Л. Дети и народное творчество. — М., 1995.