РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
За страницами учебника географии
5 класс
Количество часов | 34 часов (1 часа в неделю) |
Программа | Клюшников Н.М. Программа кружка по географии «Внеклассная работа»- Волгоград: Корифей, 2000. |
Ступень образования | Основное общее образование |
Учитель: Шустова Е.В.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе ФГОС ООО, рабочей программе по географии( География 5-9 кл. М.:Просвещение,2012), рабочей программе И.И.Баринова, В.П.Дронов. Программы основного общего образования по географии 5-9 кл. –М.:Дрофа,2014, авторской программы Клюшников Н.М. Программа кружка по географии «Внеклассная работа»- Волгоград: Корифей, 2000, соответствует образовательной программе школы.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна, если на изучение основного предмета в 6классе в школьном учебном плане дан 1час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
В основе кружка лежит метод проектной деятельности учащихся .
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Программа предназначена для детей 6кл. Объём программы составляет 34часов, 1 час
в неделю и рассчитана на 1 год.
Цели и задачи программы:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
4. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники
5. Закрепление и применение ранее полученных знаний по окружающему миру и природоведению, информатике, математике.
6. Формирование навыков использования интернет ресурсов по географии.
7. Выработка навыков работы в группе, в коллективе, умение высказывать свое мнение и логически обосновывать,
8. Развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Основные направления и содержание деятельности.
Усвоение ряда общих понятий, предусмотренных программой начального курса физической географии представляет некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых случаях отрицательно сказываются на усвоении программного материала и тормозят развитие интереса к географии.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с расчетом повышения интереса к изучению трудных вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем конкретизации общих понятий, которая осуществляется посредством изучения определенных географических объектов и явлений.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры, теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с детьми.
Прогнозируемые результаты
В результате обучения на занятиях кружка учащиеся приобретут знания о природных и антропогенных достопримечательностях мира и России:
- истории их возникновения,
- их архитектуре,
- их географии;
приобретут практические навыки и умения:
- работы с картой,
- работы со справочной, научно- популярной литературой, Интернет- ресурсами,
- навыки организации работы в группе.
- правила поведения при выходе на экскурсии.
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.);
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. д.);
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
объяснять, для чего изучают географию;
использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
строить простые планы местности;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и про водить их простейшую классификацию;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией;
• описывать воздействие какого-либо процесс а или явления на
географические объекты;
• называть отличия в изучении Земли с помощью географии по
сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой,
химией, экологией);
• называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее
время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и
путешествий;
• показывать по карте маршруты путешествий разного времени и
периодов;
• описывать представления древних людей о Вселенной;
• называть и показывать планеты Солнечной системы;
• приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
• описывать уникальные особенности Земли как планеты;
• находить и называть сходства и различия в изображении элементов
градусной сети на глобусе и карте;
• работать с компасом;
• ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных
признаков;
• называть и показывать по карте основные географические объекты;
• наносить на контурную карту и правильно подписывать
географические объекты;
• приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
• объяснять особенности строения рельефа суши;
• описывать погоду своей местности;
• объяснять значение ключевых понятий. Использовать приобретенные
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
• сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения
• сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения
в ней;
• адаптации к условиям проживания на определенной территории;
• самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей
среды как сферы жизнедеятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Ученик научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля.
Основное содержание программы
Тема 1. Введение – 1 час
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
Тема 2. Ориентирование на местности - 11 часов
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
- определение направлений, расстояний по плану местности и карте
- решение географических задач на определение координат.
Тема 3. Жизнь земной коры – 5 часов
- современные гипотезы о происхождении гор на земле.
- вулканы, гейзеры, горячие источники.
- землетрясения.
- разнообразие форм рельефа на Земле.
- рельеф своей местности.
Тема 4. Голубая планета -7часов.
- современные способы изучения морей и океанов.
- водяные смерчи, бури и ураганы в море..
- растительный и животный мир океанов и морей.
- тайны Мирового океана.
- крупнейшие реки Земли.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
Тема5. Воздушное покрывало – 5часов.
- современные методы изучения атмосферы.
- обработка и оформление результатов наблюдения за погодой.
- грозные явления в атмосфере.
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
Тема 6: Зеленая планета -5часов.
- удивительные растения и животные, растения и животные рекордсмены.
- уникальный подводный мир,планктон,его значение, морские сообщества, коралловые рифы.
- крупные заповедники и охраняемые природные территории
- экстремальные условия в природе и приспособление человека и живых организмов к жизни в сложных природных условиях.
Тематическое планирование.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Экскурсии | Практическая работа |
1. | Вводное занятие | 1 1 0 | | |
2. | Ориентирование на местности | 11 | 2 | 2 |
3. | Жизнь земной коры | 7 | 1 | 1 |
4. | Голубая планета | 5 | - | 1 |
5 | Воздушное покрывало. | 5 | - | 2 |
6. | Зеленая планета | 5 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 4 | 7 |
Приложение №1
Рабочая программа
Кружка «Занимательная
география»
Утверждена 08.2017
Учитель:Шустова Е.В.
Календарно-тематическое планирование работы кружка: «Занимательная география»
5 класс -34ч 1час/неделю
№ п/п | Тема | Вид деятельности | Умения и навыки | дата |
1. | Введение | Обсуждение, планирование тестирование | Высказывать свои мысли, предложения для интересной работы кружка. | |
1 | Тема: Ориентирование 11ч. | | | |
2. | Время по которому мы живем. | Работа с источниками географической информации | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | |
3. | Солнце как маяк. Определяем время по солнцу | Экскурсия на местность | Уметь определять время суток по расположению солнца | |
4. | Ориентирование по звездам и луне. | Обсуждение полученной информации | | |
5. | Кто придумал компас | Сбор информации и подготовка к созданию презентации | Уметь распределять цели и задачи в группе | |
6. | Загадочная стрелка | Обсуждение полученной информации | Уметь выражать свои мысли высказывать предположения, выдвигать гипотезы. | |
7. | Компасы без магнитной стрелки | Обсуждение полученной информации | | |
8. | Движение по азимутам | Практическая работа на определение азимута школьных обьектов | Умение общаться, работать в группе, помогать товарищам. | |
9. | Географические координаты | Решение географических задач на определение координат | Применять полученные знания | |
10. | Местность и карта | Практическая работа по составлению плана своей местности, используя условные обозначения | Уметь читать и пользоваться планом и картой, знать отличие и их назначение | |
11. | Подготовка к походу | Составление правил безопасного похода в природу. | Знать что необходимо брать в поход. Уметь определять главное. | |
12. | Местные ориентиры, приметы и признаки. | Экскурсия на местность | Уметь применять полученные знания по ориентированию в природе. | |
| Тема: Жизнь земной коры 5ч | | | |
13. | Плавают ли материки | Знакомство с гипотезами о движения земной коры | Уметь высказать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. | |
14. | Как растут горы | Просмотр видеофильма. Обсуждение. | | |
15. | О чем расскажут камни | Экскурсия. | Уметь сравнивать, определять, предполагать. | |
16. | Как ищут полезные ископаемые. | Практическая работа по сбору коллекции горных пород своей местности.. | Уметь определять вид горной породы по свойствам и признакам. | |
17. | Есть ли бесполезные ископаемые | Сбор информации, работа с географическими источниками информации Обсуждение темы | Уметь работать с атласами, справочниками. статистическим материалом. | |
| Тема: Голубая планета 7ч. | | | |
18. | Великие реки Земли | Практическая работа по составлению каталога крупных рек мира и их характеристик. | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | |
19 | Удивительные озера мира | Сбор информации и совместная подготовка презентации | Умение применять полученные знания работать в группе, распределять обязанности. | |
20 | Твердый океан | Работа с атласами картами, таблицами, интернет ресурсами. | Уметь делать выводы по данной теме. | |
21 | «Белая смерть» - лавины | Обсуждение полученной информации | Уметь сопоставлять, логически мыслить, делать выводы. | |
22 | Бермудский треугольник | Выступление с сообщениями. Обсуждение | Уметь находить информацию, выделять главное, высказывать свое мнение. | |
23. | Водяное отопление материков | Работа с картами, атласами, использование интернет ресурсов. | Уметь работать с источниками информации | |
24. | Опасный океан: смерчи, цунами. | Просмотр видеофильма, обсуждение | Находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | |
| Тема: Воздушное покрывало -5ч. | | | |
25. | Одежда Земли | Обсуждение полученной информации | | |
26. | Миф или правда: искусственный дождь. | Работа с источниками географической информации | Уметь находить нужную информацию и применять ее в учебной деятельности | |
27. | Учимся предсказывать погоду | Практическая работа. Как работает школьная метеостанция. | Уметь наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы | |
28. | Живые барометры | Выступление с сообщениями. Обсуждение. примеры из жизни. Практическая работа по наблюдению за поведением живых организмов перед изменением погоды. | Уметь применять полученные знания в жизни. | |
29. | Грозные явления в атмосфере. | Сбор информации через географические источники и ресурсы интернета. Обсуждение. | Умение применять полученные знания на уроках информатики. | |
| Тема: Зеленая планета -5ч. | | | |
30. | Уникальные растения и животные | Практическая работа определение взаимосвязей и приспособлений растений и животных к окружающей среде. | Уметь выделять главное, анализировать, делать выводы. | |
31. | Зеленое богатство океанов | Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Обсуждение темы, работа с интернет ресурсами. | Уметь работать в группе, распределять обязанности, ставить цели и выполнять их | |
32. | Природные лаборатории-заповедники. | Экскурсия | Знать правила поведения во время групповых экскурсий. Уметь собирать | |
33. | Человек и природа. Экстремальные условия жизни. | Просмотр видеофильма. Сбор информации подготовка к созданию презентации. Работа с источниками информации, атласами, интернет ресурсами. | Применять полученные знания, сопоставлять, исследовать, предполагать. | |
34. | Обобщение полученных знаний. | Урок-конференция Выступление с защитой презентаций. | | |
Список литературы.
Для учащихся:
1. Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.
2. ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.
3. Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.
4. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
5. Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002
6. Максимов Н.А. «За страницами учебника географии» -М. «Просвещение» 1988г.
7. Куприн А.М. Занимательно об ориентировании» -М. «Просвещение» 1990г
Для учителя:
1.Пичугин Б.В. ФисуненкоО.П. Школьные геологические экскурсии –М. «Просвещение» 1981г.
2.Разумовская О.К. Веселая география –Ярославль «Академия развития»1997г.
3.. Новенко Д.В. Практические работы на местности –М. «Дрофа» 1997г.
4. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
6. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
4. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
5. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
6. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru