МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Хабаровского края
Вяземский муниципальный район
МБОУ ООШ с. Котиково
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ________________________ Л.Л. Отченаш Протокол №1 от «30» августа2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Е.В. Салиновская Приказ №29 от «30» августа2024 г. |
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Загляни в глубину истории»
для обучающихся 4-9 классов
с. Котиково 2024
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП
Пояснительная записка
Программа кружка направления «Загляни в глубину истории» составлена на основе:
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726-р;
- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённый приказом Минтруда России от 5.03.2018 № 298н;
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 года № 3);
- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
I
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.
Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Направление: туристко-краеведческое
Программа “Загляни в глубину истории”, являясь стартовой, модульной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами реставрации музейных экспонатов. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Работа по программе “Загляни в глубину истории» ” планируется с учащимися с. Котиково Вяземского района Хабаровского края. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы музееведения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии и т.д.
Возраст обучающихся – 12-15 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов (1 раз в неделю по 1 часу).
Цель программы: формирование интереса к музейному краеведению, исследовательской деятельности.
Задачи:
познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;
дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
побудить учащихся к созидательной деятельности;
способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, блока, модуля. | Количество часов | Форма аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Введение в музееведение | 3 | 1 | 2 | |
2 | Раздел 2. История музейного дела в России | 3 | 1 | 2 | |
3 | Раздел 3. Краеведение и школьные музеи России | 2 | 1 | 1 | |
4 | Раздел 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети | 2 | 1 | 1 | |
5 | Раздел 5 . Краеведческая работа школьных музеев | 3 | 1 | 2 | |
6 | Раздел 6. Учет и хранение фондов школьного музея | 3 | 1 | 2 | |
7 | Раздел 7. Музейный экспонат и его реставрация | 8 | 1 | 7 | |
8 | Раздел 8. Экспозиции школьного музея | 8 | 2 | 6 | |
9 | Раздел 9. Массовая и экскурсионная работа школьного музея | 3 | 1 | 2 | |
10 | Раздел 10. Литературные источники по краеведению и музееведению | 1 | 1 | | |
итого | | 36 | | | |
Учебно-тематический план
месяц | дата | Тема занятия | Форма проведения | Кол-во часов | Форма контроля | примечание |
Раздел 1. Введение в музееведение (3 часа) |
сентябрь | | Введение. Классификация музейных предметов | лекция | 1 | тестирование | |
| Практическое занятие | 1 | |
| Практическое занятие | 1 | |
октябрь ноябрь | | | | |
Раздел 2. История музейного дела в России (3 часа) |
| Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в. | Виртуальные экскурсии | 1 | | |
| Практическое занятие «Музеи г. Хабаровска и г. Вяземский | 1 | | |
| Практическое занятие «Музеи г. Хабаровска и г. Вяземский | 1 | Создание буклета | |
Раздел 3. Краеведение и школьные музеи России (2часа) |
| Краеведение и школьные музеи на современном этапе | лекция | 1 | | |
| Практическое занятие в школьном музее | 1 | Создание буклета | |
Раздел 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети (2 часа) |
| Школьный музей в системе образования. Нормативная база музея | Лабораторное занятие | 1 | | |
декабрь | | Практическое занятие в школьном музее | 1 | Проведение инвентаризации | |
Раздел 5 . Краеведческая работа школьных музеев (3 часа) |
| Музей - хранитель местной истории | Лабораторное занятие | 1 | | |
| Практическое занятие - работа в фонде школьного музея. | 1 | | |
| Практическое занятие - работа в фонде школьного музея. | 1 | тестирование | |
январь | Раздел 6. Учет и хранение фондов школьного музея (3 часа) |
| Состав фондов. Акты приема и передачи музейных предметов | Лабораторное занятие | 1 | | |
| Практическое занятие: заполнение документации музея | 1 | | |
| Практическое занятие: заполнение документации музея | 1 | Журнал актов | |
Раздел 7. Музейный экспонат и его реставрация (8 часов) |
| Классификация музейных предметов и их реставрация | лекция | 1 | | |
февраль | | Археология | Лабораторное занятие | 1 | Отреставрированные экспонаты | |
| Ткани | 1 | |
| Металл | 1 | |
| Дерево | 1 | |
| Керамика. Стекло | 1 | |
| Нумизматика | 1 | |
март | | Документы | 1 | |
| Раздел 8. Экспозиции школьного музея (8 часов) |
| Концепция и художественный замысел экспозиции. | | 1 | | |
| Выставка, возможности ее организации в условиях школы | | 1 | | |
| Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея | | 1 | | |
| Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея | | 1 | | |
Апрель май | | Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея | | 1 | | |
| Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея | | 1 | | |
| Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея | | 1 | Новые экспозиции музея | |
| Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея | | 1 | Новые экспозиции музея | |
Раздел 9. Массовая и экскурсионная работа школьного музея (3 часа) |
| Формы работы музея | | 1 | | |
| Практическое занятие: Организация и проведение экскурсий | | 1 | Проведение экскурсий по новым экспозициям, мастер- классы | |
| Практическое занятие: Организация и проведение экскурсий | | 1 | |
Раздел 10. Литературные источники по краеведению и музееведению (1 час) |
| Литературные источники по краеведению и музееведению | | 1 | | |
Всего | | | | 36 | | |
Содержание программы
Предмет и задачи кружка. Понятия: музей — музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука.
Предмет и задачи музееведения.
Понятие о музее Понятие “музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции.
Понятие о типе и профиле музея. Этнография, военно-патриотическое направление, мемориальные музеи.
Фонд музея.
Понятие о музейном предмете. Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет. Каталог,фонд, система учета
Классификация музейных предметов. Правила учета музейных предметов, Собирание, учет, хранение и использование экспонатов.
Музейная терминология.Музейный фонд - основа музея.
2. История музейного дела в России. Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.
Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи.
Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Новая сеть советских
музеев. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России
Перспективы развития музеев России.Музей на службе человека. Новые возможности музея. Тенденции развития музейного дела.
3. Краеведение и школьные музеи России.Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения.
Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова.
Краеведение, предметный подход в обучении, школьные музеи.Краеведение и школьные музеи на современном этапе. Сеть школьных музеев. Экспедиции, поисково -исследовательская деятельность.
Собирание, учет, хранение и использование экспонатов.
4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети. Школьный музей в системе образования.
Основные признаки школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Музейная сеть, тип и профиль музея. Нормативная база музея. «Положение о школьном музее». Музейная сеть, тип и профиль музея. Правила ведения документации. Паспорт музея, каталоги, картотека
5 . Краеведческая работа школьных музеев. Музей - хранитель местной истории.Уровни краеведческой деятельности. Поисково-исследовательская деятельность.
Краеведческие источники. Виды источников. Устные. Письменные, археологические, этнографические.
Формы краеведческой работы. Разнообразие форм работ по краеведению. Переписка. Встречи, обследования, экскурсии, походы и др.
Результаты краеведческой деятельности. Разнообразие форм работ по краеведению. Отчеты, доклады, рефераты, выставки, экспозиции.
6. Учет и хранение фондов школьного музея. Состав фондов Структура фондов. Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды. Акты приема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Книга учета, картотеки, запасники.
7. Экспозиции школьного музея Концепция и художественный замысел экспозиции.
Экспонат - главная структурная единица экспозиции. Тематико - экспозиционный план, проект.
Выставка, возможности ее организации в условиях школы. Главные структурные единицы выставки. План и
проект выставки. Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов. Тематико - экспозиционный план, проект.
8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея.
Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник.
Литературные источники по краеведению и музееведению.Путеводители по специальной и методической литературе.
Библиотеки, архивы, личные собрания, аннотирование, выписки, конспекты.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У учащихся будет формироваться:
чувство уважения к национальным традициям малых народов Дальнего Востока, патриотизм и потребность сохранить художественные и культурные традиции;
интерес к краеведческой научно-исследовательской деятельности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.
Метапредметные результаты:
Учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;
находить и обрабатывать информацию;
анализировать объекты, выделять главное;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
прогнозировать и оценивать конечный результат;
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
ориентироваться в краеведческой терминологии;
составлять план творческого проекта;
навыкам работы с различными материалами;
комплектовать материал для выставки;
умению составления презентаций;
Учащиеся получат возможность научиться:
основам проведения проектной работы,
готовить и проводить презентации по защите своего проекта.
Практический результат:
разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;
обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;
участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;
встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;
подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;
Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Методы обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.
2.2. Условия реализации программы
Помещение: кабинет истории и дополнительного образования, музейный уголок.
Оборудование: столы, шкафы, тумбы.
Инструменты: карандаш, линейка, калька, ножницы, спицы, канцелярский нож, игла.
Материалы: ткань, газета, металл , дерево.
Наглядные пособия: экспонаты музея: фотографии, альбомы, образцы готовых изделий.
Техническое оснащение: компьютер.
2.3. Формы аттестации
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
I. Промежуточный контроль.
Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Цифровой, графический и терминологический диктанты.
Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
Решение кроссвордов.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.
II. Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
2.4. Оценочные материалы
Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов.
№ | Направленность методики | Название диагностической методики |
1. | Личностное развитие (личностная сфера) | Методика определения личностного развития ребёнка (Клёнова, Буйлова) |
2. | Уровень сформированности толерантности, нравственной культуры | Методика оценки социализации учащихся в системе дополнительного образования. |
Методика для изучения степени социализации (М.И.Рожков) |
3. | Личностное развитие (познавательная сфера) | Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» |
4. | Личностное развитие (регулятивная сфера) | Методика результатов развития личности |
5. | Личностное развитие (коммуникативная сфера) | Модифицированная методикаЛ.А.Головей «Анкета оценки коммуникативных способностей учащихся» |
6. | Эмоционально-ценностные отношения. Гражданская ответственность. Нравственность | Методика «Социокультурное развитие учащихся» |
7. | Оценка уровн ясформированности компетентности социального взаимодействия | Методика «Оценка уровня конфликтности личности» |
9. | Изучение широты сферы интересов | Методика для изучения интересов учащихся (М.П.Нечаев) |
10. | Сформированность у учащихся опыта творческой деятельности | Методика диагностики уровня творческой активности (М.И.Рожков) |
11. | Уровень сформированности у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к объектам | Методика «Направленность личности» |
12. | Сформированность у учащихся компетентности деятельности. | Методика изучения мотивов учащихся в деятельности (Л.В.Байбородова) |
13. | Уровень освоения образовательной программы | Карта оценки результативности реализации образовательной программы |
Список литературы
1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.
2. Все музеи Москвы. — М., 1997;
3. «Домашнее воспитание» - Приложение к журналу «сельская школа», №№1-4, 2000 г.;
4. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.
5. Музейный мир России. — М., 2003;
6. «Народное образование» - Общественно-педагогический журнал, 2001, 2002, 2003 гг.
7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразительное искусство, 1998.
8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.
9. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
10. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.
11. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.
12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.
13. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.