СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Загляни в глубину истории"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа предназначена для кружка туристко-краеведческой направленности при школьном музее

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Загляни в глубину истории"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Хабаровского края

Вяземский муниципальный район

МБОУ ООШ с. Котиково




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

________________________

Л.Л. Отченаш

Протокол №1 от «30» августа2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Е.В. Салиновская

Приказ №29 от «30» августа2024 г.



дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Загляни в глубину истории»


для обучающихся 4-9 классов



с. Котиково 2024


Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП

    1. Пояснительная записка


Программа кружка направления «Загляни в глубину истории» составлена на основе:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Концепция развития дополнительного образования детей от 4.09.2014 № 1726-р;

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждённый приказом Минтруда России от 5.03.2018 № 298н;

- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому планированию и национальным проектам (протокол от 18 марта 2019 года № 3);

- Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

I


В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической самобытности, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира.

Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Направление: туристко-краеведческое

Программа “Загляни в глубину истории”, являясь стартовой, модульной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами реставрации музейных экспонатов. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Работа по программе “Загляни в глубину истории» ” планируется с учащимися с. Котиково Вяземского района Хабаровского края. В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы музееведения учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, естествознания, физики, химии и т.д.

Возраст обучающихся – 12-15 лет. Программа рассчитана на 1 год обучения – 36 часов (1 раз в неделю по 1 часу).

Цель программы: формирование интереса к музейному краеведению, исследовательской деятельности.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

  • дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

  • побудить учащихся к созидательной деятельности;

  • способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

  • сформировать эстетический и художественный вкус.


    1. Учебный план

п/п

Название раздела, блока, модуля.

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение в музееведение

3

1

2


2

Раздел 2. История музейного дела в России

3

1

2


3

Раздел 3. Краеведение и школьные музеи России

2

1

1


4

Раздел 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети

2

1

1


5

Раздел 5 . Краеведческая работа школьных музеев

3

1

2


6

Раздел 6. Учет и хранение фондов школьного музея

3

1

2


7

Раздел 7. Музейный экспонат и его реставрация

8

1

7


8

Раздел 8. Экспозиции школьного музея

8

2

6


9

Раздел 9. Массовая и экскурсионная работа школьного музея

3

1

2


10

Раздел 10. Литературные источники по краеведению и музееведению

1

1



итого


36





    1. Учебно-тематический план


месяц

дата

Тема занятия

Форма проведения

Кол-во часов

Форма контроля

примечание

Раздел 1. Введение в музееведение (3 часа)

сентябрь


Введение. Классификация музейных предметов

лекция

1

тестирование



Практическое занятие

1



Практическое занятие

1


октябрь












ноябрь





Раздел 2. История музейного дела в России (3 часа)


Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.

Виртуальные экскурсии

1




Практическое занятие «Музеи г. Хабаровска и г. Вяземский

1




Практическое занятие «Музеи г. Хабаровска и г. Вяземский

1

Создание буклета


Раздел 3. Краеведение и школьные музеи России (2часа)


Краеведение и школьные музеи на современном этапе

лекция

1




Практическое занятие в школьном музее

1

Создание буклета


Раздел 4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети (2 часа)


Школьный музей в системе образования. Нормативная база музея

Лабораторное занятие

1








декабрь


Практическое занятие в школьном музее

1

Проведение инвентаризации


Раздел 5 . Краеведческая работа школьных музеев (3 часа)


Музей - хранитель местной истории

Лабораторное занятие

1




Практическое занятие - работа в фонде школьного музея.

1




Практическое занятие - работа в фонде школьного музея.

1

тестирование












январь

Раздел 6. Учет и хранение фондов школьного музея (3 часа)


Состав фондов. Акты приема и передачи музейных предметов

Лабораторное занятие

1




Практическое занятие: заполнение документации

музея

1




Практическое занятие: заполнение документации

музея

1

Журнал актов


Раздел 7. Музейный экспонат и его реставрация (8 часов)


Классификация музейных предметов и их реставрация

лекция

1






февраль


Археология

Лабораторное занятие

1

Отреставрированные экспонаты



Ткани

1



Металл

1



Дерево

1



Керамика. Стекло

1



Нумизматика

1


март


Документы

1



Раздел 8. Экспозиции школьного музея (8 часов)


Концепция и художественный замысел

экспозиции.


1




Выставка, возможности ее организации в условиях школы


1




Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея


1




Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея


1



Апрель













май


Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея


1




Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея


1




Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея


1

Новые экспозиции музея



Практическое занятие: Оформление экспозиций школьного музея


1

Новые экспозиции музея


Раздел 9. Массовая и экскурсионная работа школьного музея (3 часа)


Формы работы музея


1




Практическое занятие: Организация и проведение экскурсий


1

Проведение экскурсий по новым экспозициям, мастер- классы



Практическое занятие: Организация и проведение экскурсий


1


Раздел 10. Литературные источники по краеведению и музееведению (1 час)


Литературные источники по краеведению и музееведению


1



Всего




36




Содержание программы


  1. Предмет и задачи кружка. Понятия: музей — музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука.

Предмет и задачи музееведения.

Понятие о музее Понятие “музей”. Основные задачи, стоящие перед музеем. Музей и общество. Социокультурная функция музея. Музейная коммуникация как основа реализации музеем социокультурной функции. Социальные функции музея. Условия реализации музеем социокультурной функции.

Понятие о типе и профиле музея. Этнография, военно-патриотическое направление, мемориальные музеи.

Фонд музея.

Понятие о музейном предмете. Экспонаты, выставки, экспозиции, раритет. Каталог,фонд, система учета

Классификация музейных предметов. Правила учета музейных предметов, Собирание, учет, хранение и использование экспонатов.

Музейная терминология.Музейный фонд - основа музея.

2. История музейного дела в России. Из истории музеев России с момента их зарождения до начала XXI в.

Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата — государева сокровищница XVI—XVII вв. Коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. Эрмитаж. Их роль в становлении российских музеев. Музеи первой половины ХIХ в. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в. и его влияние на развитие музеев. Формирование сети музеев России. Музейная сеть России к концу XIX в. Развитие музеев в начале XX в. Влияние революционных событий 1917 г. на музеи.

Становление советской системы музеев. Изменение принципов музейной работы. Новая сеть советских

музеев. Восстановление традиций и принципов работы музеев. Развитие музейной сети. Виды и типы музеев нового периода развития страны. Музеи к началу 1990-х гг. Причины музейной реформы 1990-х гг. Музеи России

Перспективы развития музеев России.Музей на службе человека. Новые возможности музея. Тенденции развития музейного дела.

3. Краеведение и школьные музеи России.Развитие культуры, образования, их влияние на развитие краеведения.

Зарождение отечественного краеведения. Деятельность Петра 1, М.В. Ломоносова.

Краеведение, предметный подход в обучении, школьные музеи.Краеведение и школьные музеи на современном этапе. Сеть школьных музеев. Экспедиции, поисково -исследовательская деятельность.

Собирание, учет, хранение и использование экспонатов.

4. Школьный музей: его специфика и место в музейной сети. Школьный музей в системе образования.

Основные признаки школьного музея. Роль и место музея в образовательном учреждении. Музейная сеть, тип и профиль музея. Нормативная база музея. «Положение о школьном музее». Музейная сеть, тип и профиль музея. Правила ведения документации. Паспорт музея, каталоги, картотека

5 . Краеведческая работа школьных музеев. Музей - хранитель местной истории.Уровни краеведческой деятельности. Поисково-исследовательская деятельность.

Краеведческие источники. Виды источников. Устные. Письменные, археологические, этнографические.

Формы краеведческой работы. Разнообразие форм работ по краеведению. Переписка. Встречи, обследования, экскурсии, походы и др.

Результаты краеведческой деятельности. Разнообразие форм работ по краеведению. Отчеты, доклады, рефераты, выставки, экспозиции.

6. Учет и хранение фондов школьного музея. Состав фондов Структура фондов. Основной и научно-вспомогательный фонды, обменный, дуплетный фонды. Акты приема и передачи музейных предметов. Условия хранения фондов. Книга учета, картотеки, запасники.

7. Экспозиции школьного музея Концепция и художественный замысел экспозиции.

Экспонат - главная структурная единица экспозиции. Тематико - экспозиционный план, проект.

Выставка, возможности ее организации в условиях школы. Главные структурные единицы выставки. План и

проект выставки. Экспонаты и выставки, принципы их создания и методы решения проектов. Тематико - экспозиционный план, проект.

8. Массовая и экскурсионная работа школьного музея.

Экскурсия, лекция, беседа. Урок в музее, консультация, встреча, праздник.

Литературные источники по краеведению и музееведению.Путеводители по специальной и методической литературе.

Библиотеки, архивы, личные собрания, аннотирование, выписки, конспекты.


    1. Планируемые результаты


Личностные результаты:

У учащихся будет формироваться:

  • чувство уважения к национальным традициям малых народов Дальнего Востока, патриотизм и потребность сохранить художественные и культурные традиции;

  • интерес к краеведческой научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

  • способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.

Метапредметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;

  • находить и обрабатывать информацию;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • прогнозировать и оценивать конечный результат;

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • ориентироваться в краеведческой терминологии;

  • составлять план творческого проекта;

  • навыкам работы с различными материалами;

  • комплектовать материал для выставки;

  • умению составления презентаций;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • основам проведения проектной работы,

  • готовить и проводить презентации по защите своего проекта.

Практический результат:

  • разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

  • обновление экспозиций музея; презентация музея или защита проекта;

  • участие в конкурсе экскурсоводов; работа в библиотеке, архиве;

  • встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

  • подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов;


  1. Комплекс организационно-педагогических условий


2.1 Методы обучения.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Основной дидактический принцип - обучение в предметно-практической деятельности.


2.2. Условия реализации программы

Помещение: кабинет истории и дополнительного образования, музейный уголок.

Оборудование: столы, шкафы, тумбы.

Инструменты: карандаш, линейка, калька, ножницы, спицы, канцелярский нож, игла.

Материалы: ткань, газета, металл , дерево.

Наглядные пособия: экспонаты музея: фотографии, альбомы, образцы готовых изделий.

Техническое оснащение: компьютер.


2.3. Формы аттестации

С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:

I уровень – репродуктивный с помощью педагога; 
II уровень – репродуктивный без помощи педагога; 
III уровень – продуктивный; 
IV уровень – творческий.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

I. Промежуточный контроль.

  • Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.

  • Фронтальная и индивидуальная беседа.

  • Цифровой, графический и терминологический диктанты.

  • Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

  • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.

  • Решение кроссвордов.

  • Игровые формы контроля.

  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

II. Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на III – IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

2.4. Оценочные материалы

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения учащимися планируемых результатов.

Направленность методики

Название диагностической методики

1.

Личностное развитие (личностная сфера)

Методика определения личностного развития ребёнка (Клёнова, Буйлова)

2.

Уровень сформированности толерантности, нравственной культуры

Методика оценки социализации учащихся в системе дополнительного образования.

Методика для изучения степени социализации (М.И.Рожков)

3.

Личностное развитие (познавательная сфера)

Методика «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса»

4.

Личностное развитие (регулятивная сфера)

Методика результатов развития личности

5.

Личностное развитие (коммуникативная сфера)

Модифицированная методикаЛ.А.Головей «Анкета оценки коммуникативных способностей учащихся»

6.

Эмоционально-ценностные отношения. Гражданская ответственность. Нравственность

Методика «Социокультурное развитие учащихся»

7.

Оценка уровн ясформированности компетентности социального взаимодействия

Методика «Оценка уровня конфликтности личности»

9.

Изучение широты сферы интересов

Методика для изучения интересов учащихся (М.П.Нечаев)

10.

Сформированность у учащихся опыта творческой деятельности

Методика диагностики уровня творческой активности (М.И.Рожков)

11.

Уровень сформированности у учащихся опыта эмоционально-ценностного отношения к объектам

Методика «Направленность личности»

12.

Сформированность у учащихся компетентности деятельности.

Методика изучения мотивов учащихся в деятельности (Л.В.Байбородова)

13.

Уровень освоения образовательной программы

Карта оценки результативности реализации образовательной программы



  1. Список литературы



1. Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях. – М.: Народное образование, 2002.

2. Все музеи Москвы. — М., 1997;

3. «Домашнее воспитание» - Приложение к журналу «сельская школа», №№1-4, 2000 г.;

4. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.

5. Музейный мир России. — М., 2003;

6. «Народное образование» - Общественно-педагогический журнал, 2001, 2002, 2003 гг.

7. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. – М.: Изобразительное искусство, 1998.

8. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.

9. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.

10. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.

11. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.

12. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.

13. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.