ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юнармия» для учащихся 7-11классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»;
Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В.И. Блинов, И.С. Сергеев (и др.) – М., Федеральный институт развития образования;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.
Цель программы – сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках.
Задачи:
дать начальные знания по основам обороны государства, познакомит со структурой Вооружённых сил;
назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения.
научить действовать в строю;
научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель;
научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне.
Место программы в образовательном процессе
Программа органично вписывается в сложившуюся систему военно-патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях, ориентирована на социальный заказ обучающихся и родителей к подготовке будущих защитников Отечества, у детей формируются личностные качества, знания, умения и навыки необходимые на службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, способствует личностному развитию подростка, укреплению его физического здоровья, профессиональному самоопределению детей, их адаптации к жизни в обществе.
Содержание программы
Материал программы дается в трех разделах, которые взаимосвязаны между собой.
Раздел I. Юный патриот. (10ч)
Цель и задачи: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у обучающихся уважительное отношение к символам своего государства; вызвать у детей интерес к познанию родного города; познакомить с символикой города, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма, формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.
Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот, герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов, достопримечательность, улица, дом, ученик, традиция, семья, родословная, труд, отдых, семейная традиция, праздник.
Раздел II. Живые страницы прошлого. (20 ч)
Цель и задачи: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность; пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах; расширить знания обучающихся об истории родного города в годы Великой Отечественной войны, земляках Героях Советского Союза; познакомить с историей памятника погибшим в годы ВОВ и их героическими подвигами; воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений; расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формирование чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения; дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства; познакомить с историей праздника День Победы, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость обучающихся; знакомство с детской библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг; формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам людей родного города.
Понятия: предки, друг, заповедь, город – герой, защитник, война, подвиг, награда, памятник, память, дети войны, космос, космонавт, ученый, ветеран, поклонение, библиотека, выставка, каталог.
Раздел III. Военная и специальная подготовка. Заключение. (5ч)
Цель и задачи: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения; подвести итоги работы за весь курс.
Понятия: военная подготовка, строевая подготовка, военно-спортивная игра «Зарница».
Методы и формы обучения
В основе методики программы «ЮНАРМИЯ» лежит проблемно-поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы воспитания. Проводятся дидактические и ролевые игры, строевые смотры, диалоги. Для решения задач программы важны экскурсии и воспитательные прогулки, встречи с ветеранами войн, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия по 2 часа в неделю могут проходить не только в классе, но и на улице.
В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, республики, города, школы; портреты участников Великой Отечественной войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.
Итоги освоения программы подводятся в форме игр – состязаний, в форме зачёта по освоению содержания программы.
Программа кружка «ЮНАРМИЯ» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – воспитательной, по форме организации – групповой. Работа кружка «ЮНАРМИЯ» основывается на различных видах деятельности. Основные формы деятельности кружка по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по патриотическому воспитанию, реализуемая через конкурсы, викторины, мастер-классы, соревнования.
Ожидаемый результат
В результате обучающиеся должны знать:
Название страны, региона, родного города, где живет обучающийся;
Символику страны, области, города, школы.
Государственные праздники.
Имена великих полководцев и названия городов-героев.
В результате обучающиеся должны уметь:
Описывать изученные события истории Отечества.
Оценивать поступки других с позиции добра и зла.
Уважительно относиться к своему дому семье истории русского народа.
Воспитательные результаты работы по данному кружку можно оценивать по двум уровням.
Результаты первого уровня приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; приобретение школьниками знаний о своей стране, о родном городе, о героях и героических событиях в истории.
Результаты второго уровня формирование гражданской ответственности и правового самосознания; на воспитание патриотизма, чувства любви к Родине и отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности.
Система формы контроля уровня достижений
учащихся и критерии оценки
Умения и навыки проверяют во время участия учащихся в межшкольных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта, строевой подготовке, во время итоговых практических занятий, олимпиад.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Содержание | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Раздел I. Юный патриот |
| Вводное занятие. Устав юнармейцев. Общие положения. Требования Устава школы и Уставы ВС РФ. Внутренний порядок и дисциплина юнармейцев. | 2 | | |
| Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 2 | | |
| Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. | 2 | | |
| Родной город – частица России. Символика города. | 2 | | |
| История Вооруженных Сил РФ. | 2 | | |
| История Вооруженных Сил РФ. | 2 | | |
| Боевые традиции Вооруженных Сил РФ. | 2 | | |
| Символы Воинской Чести. | 2 | | |
| Дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России. | 2 | | |
| Дни воинской славы России – дни славных побед, сыгравших решающую роль в истории России. | 2 | | |
Раздел II. Живые страницы прошлого. |
| Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. | 2 | | |
| Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. | 2 | | |
| Огневая подготовка. Автомат Калашникова, устройство, решение огневой задачи. | 2 | | |
| Огневая подготовка. Автомат Калашникова, устройство, решение огневой задачи. | 2 | | |
| Огневая подготовка. Автомат Калашникова, устройство, решение огневой задачи. | 2 | | |
| Путешествие по городам-героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). | 2 | | |
| Путешествие по городам-героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск). | 2 | | |
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. | 2 | | |
| Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. | 2 | | |
| Огневая подготовка. Автомат Калашникова, устройство, решение огневой задачи. | 2 | | |
| Огневая подготовка. Автомат Калашникова, устройство, решение огневой задачи. | 2 | | |
| Земляки – герои. | 2 | | |
| История памятника. Экскурсия в Музей истории школы. | 2 | | |
| Проект «Военная летопись нашей семьи». | 2 | | |
| Дети войны. | 2 | | |
| День космонавтики. Экскурсия в Музей истории школы. | 2 | | |
| День Победы. | 2 | | |
| Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. | 2 | | |
| Экскурсия в библиотеку . | 2 | | |
| Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия к Вечному огню. | 2 | | |
Раздел III. Военная и специальная подготовка. Заключение. |
| Строевая подготовка. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. | 2 | | |
| Военно–спортивная игра «Зарница». | 2 | | |
| Военно–спортивная игра «Зарница». | 2 | | |
| Итоги. Что мы узнали и чему научились за год. | 2 | | |
| Итоги. Что мы узнали и чему научились за год. | 2 | | |
Литература.
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г. (5-9 класс).
Воробьёв Ю.Л. «Основы безопасности жизнедеятельности» - М, 2018г. (8 класс).
Выдрин И.Ф. «Начальная военная подготовка» - М, 2017г.
Синяев А.Д. «В помощь призывнику» - М, 2017г.
Дому шин А.П. «Первые и впервые» - М, 2014г.
Зырянов А.А. «Общевоинские уставы» - М, 2014г.
Лутовинов В.И. «Подготовка учащейся молодёжи к защите Отечества и военной службе» - М, 2003г.
Махальцов В.Д. «Проблемы патриотического воспитания: опыт, перспективы» - Новосибирск, 2005г.
Боярский В.И. «Партизаны и армия» - М, 2011г.
Яроцкий А.П. «Знай стрелковое оружие» - М, 2017г.
Яроцкий А.П. «Наставление по стрелковому делу. Автомат Калашникова (АК)» - М, 2017г.
Казаков Д.Ф. «Виды Вооружённых Сил Российской Федерации» - М, 2017 г.