Пояснительная записка.
Направленность программы: Физкультурно-спортивная.
Профиль: Футбол
Вид программы: Модифицированная.
Уровень: Базовый.
Отличительные особенности программы: Развитие у детей нравственных и волевых качеств: дисциплинированности, доброжелательному отношению к товарищам, отзывчивости, смелости в выполнении упражнений.
Актуальностью данного кружка является обучение школьников основными видами спорта, развитие физических качеств.
Целью занятий в кружке являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной техникой игры в мини-футбол; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия, дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма;
привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом;
обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол;
освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола;
участие в соревнованиях по мини-футболу;
изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории мини-футбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.
Адресат программы: кружок рассчитан на мальчиков 7-11 лет.
Объем программы: на кружок по футболу отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели, 34 часа.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Виды занятий: Игры, соревнования.
Ожидаемые результаты: ожидаемый результат обучения по данной программе предполагает:
Успешную сдачу контрольных нормативов по ОФП
Индивидуальный рост физподготовки учащихся
Высокий уровень морально-волевых качеств и систему ценностных ориентаций.
Готовность дальнейшего совершенствования спортивного мастерства в других учебных заведениях по данному виду спорта.
Обучающиеся знают:
- теорию игры в футбол
- гигиену спортсмена
- историю развития футбола
Обучающиеся умеют:
- владеть основами техники и тактики игры в каждой возрастной группе.
- участвовать в соревнованиях разного уровня.
Учащиеся смогут решать следующие жизненно-практические задачи:
- правильно организовать свой досуг
- вести здоровый образ жизни
Воспитанник способен проявить следующие отношения:
- уважительно вести себя по отношению к преподавателю и др. членам кружка
- доброжелательно относиться к сопернику
- уметь правильно реагировать на похвалу и критику
Методы отслеживания результативности:
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ результатов участия в мероприятиях
(соревнованиях )
Формы подведения итогов представлены в виде портфолио достижений обучающихся.
2. Учебно-тематический план.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля |
всего | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации |
1 | | Раздел 1 «Техника передвижений» |
1.1 | Тема: «Бег» | 2 | 1 | 1 | | | Учёт |
1.2 | Тема: «Прыжки» | 2 | 1 | 1 | | | Учёт |
1.3 | Тема: «Остановки» | 3 | 1 | 2 | | | Учёт |
1.4 | Тема: «Комбинации из освоенных элементов техники передвижений» | 2 | | 2 | | | Контроль |
2 | | Раздел 2 «Техника владения мячом» |
2.1 | Тема: «Техника и обучение технике владения мячом» | 4 | 1 | 3 | | | Учёт |
2.2 | Тема: «Удары по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъема» | 2 | | 2 | | | Учёт |
2.3 | Тема: «Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы» | 2 | 1 | 1 | | | Учёт |
2.4 | Тема: «Остановка катящегося мяча подошвой» | 2 | | 2 | | | Учёт |
2.5 | Тема: «Ведение мяча внешней и внутренней частью подъема» | 2 | 1 | 1 | | | Учёт |
2.6 | Тема: «Выбивание мяча ударом ногой» | 2 | | 2 | | | Учёт |
2.7 | Тема: «Ловля катящегося мяча вратарем» | 1 | | 1 | | | Учёт |
2.8 | Тема: «Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом» | 2 | | 2 | | | Контроль |
| Раздел 3 «Тактические действия в футболе» |
3.1 | Тема: «Тактика игры» | 2 | 1 | 1 | | | Учёт |
3.2 | Тема: «Индивидуальные тактические действия» | 2 | 1 | 1 | | | Учёт |
3.3 | Тема: «Групповые тактические действия» | 2 | 1 | 1 | | | Учёт |
3.4 | Тема: «Игра по правилам» | 2 | | 2 | | | Контроль |
Итого часов | 34 | 9 | 25 | | | |
Бег. Техника безопасности. Ходьба с переходом на бег по прямой. Бег с переходом на ходьбу и вновь на бег. Бег с изменением направления или обеганием поворотных стоек, кеглей, конусов. Эстафеты с бегом спиной вперед, скрестным и приставным шагом, с обеганием препятствий.
Прыжки. Прыжки на одной или двух ногах с продвижением вперед. Многократные прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. Прыжки на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90*, 180*, 360*. Прыжки с доставанием головой высоко подвешенного предмета
Остановки. Остановка выпадом после бега с ускорением и рывком. Остановка выпадом после бега приставным шагом. Медленный бег и остановка выпадом.
Комбинации из освоенных элементов техники передвижений. Бег, остановка, поворот на 180*- ускорение 15-20 метров. Прыжок с поворотом на 180* - ускорение 10 метров, медленный бег (или ходьба) Бег лицом вперед - поворот на 180*, бег спиной вперед, поворот на 180*, скоростной рывок 10-15 метров
Техника и обучение технике владения мячом. Удары, остановки, ведение мяча. Обманные движения (финты), отбор мяча. Подход к мячу и замах, удар по мячу, сопровождение мяча (вынос ноги вперед).Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Имитация удара по мячу стоя на месте с разворотом стопы наружу на 90*.Имитация удара по мячу стоя слева от мяча на расстоянии одной ступни. Удары по неподвижному мячу с прямого разбега с одной или нескольких шагов в стену с расстояния 5-7 метров Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10 м. после разбега. Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу (после передачи партнером).
Удары по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъема. Имитация удара по неподвижному мячу. Удар по неподвижному мячу с места и с шага. Удар по неподвижному мячу с разбега. Удар средней частью подъема в руки партнера.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы. Имитация остановки катящегося мяча. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы после передачи партнера. В парах Остановки и передачи мяча. Встречная эстафета с остановкой и передачей мяча на 8-10 м.
Остановка катящегося мяча подошвой. В парах. Стоя на месте, остановка подошвой катящегося навстречу мяча после передачи партнера с 5-6 м. направить мяч низом в стену и остановить его подошвой после отскока. Остановка и передача мяча. Встречная эстафета с остановкой и передачей мяча на 8-10м.
Ведение мяча внешней и внутренней частью подъема. Ведение слабо накачанного мяча по прямой линии в ходьбе и медленном беге. Ведение мяча по «коридору» шириной 1м, поочередно подбивая мяч правой и левой ногой. Ведение мяча по кругу диаметром 3-4 м, правой ногой влево, левой ногой вправо. Ведение мяча «змейкой», огибая с правой и с левой стороны поворотные стойки.
Выбивание мяча ударом ногой. Отбор мяча в момент приема мяча соперником. Отбор мяча в момент приема мяча соперником или во время его ведения. В парах. Выбивание мяча у партнера на ограниченной площадке. В парах Выбивание мяча у партнера на ограниченной площадке
Ловля катящегося мяча вратарем. Бросок мяча в стенку так, чтобы отскочив, он катился по земле, сомкнуть ноги и подобрать мяч. Ловля мяча вратарем в воротах.
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Передачи мяча во встречных колоннах. Передача мяча в треугольнике со сменой мест. Передача мяча в беге без смены мест. Передача мяча друг другу после ведения.
Тактика игры. Восприятие и анализ соревновательной ситуации. Мысленное решение тактической задачи. Двигательное решение тактической задачи.
Индивидуальные тактические действия. Перемещения игроков по полю произвольно, меняя направление и скорость движения. Отбор мяча у владеющего игрока на ограниченной площадке.
Групповые тактические действия. Игра два против одного (2:1).Игра три против одного (3:1) на ограниченной площадке Игра 3:1 в одни ворота на ограниченной площадке. Игра (3:2) на площадке 20х20 м.
Игра по правилам. Игра по правилам.
4. Календарный учебный график
№ | Наименование раздела, тема урока | Количество часов | Дата |
план | факт. |
| 1. Техника передвижений |
1 | 1.1. Бег (2 часа) Техника безопасности. Ходьба с переходом на бег по прямой. Бег с переходом на ходьбу и вновь на бег. Бег с изменением направления или обеганием конусов. | 1 | 1.09 | |
2 | 1 | 8.09 | |
3 | 1.2. Прыжки (2 часа) Многократные прыжки с ноги на ногу с продвижением вперед. Прыжки на двух ногах с поворотом в разные стороны на 90*, 180*, 360*. | 1 | 15.09 | |
4 | 1 | 22.09 | |
5 | 1.3. Остановки (3 часа). Остановка выпадом после бега с ускорением и рывком. Остановка выпадом после бега приставным шагом. Медленный бег и остановка выпадом. | 1 | 29.09 | |
6 | 1 | 06.10 | |
7 | 1 | 13.10 | |
8 | 1.4. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (2 часа) Бег, остановка, поворот на 180*- ускорение 15-20 метров. Прыжок с поворотом на 180* - ускорение 10 метров, медленный бег (или ходьба) | 1 | 20.10 | |
9 | 1 | 10.11 | |
| 2.Техника владения мячом | |
10 | 2.1. Техника и обучение технике владения мячом (4 часа) Удары, остановки, ведение мяча. Подход к мячу и замах, удар по мячу, сопровождение мяча (вынос ноги вперед). Удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Удары по неподвижному мячу с прямого разбега с одной или нескольких шагов в стену с расстояния 5-7 метров Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10 м. после разбега. | 1 | 17.11 | |
11 | 1 | 24.11 | |
12 | 1 | 01.12 | |
13 | 1 | 08.12 | |
14 | 2.2. Удары по неподвижному и катящемуся мячу серединой подъема (2 часа) Имитация удара по неподвижному мячу. Удар по неподвижному мячу с места и с разбега. | 1 | 15.12 | |
15 | 1 | 22.12 | |
16 | 2.3. Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы (2 часа) Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы после передачи партнера. Встречная эстафета с остановкой и передачей мяча на 8-10 м. | 1 | 29.12 | |
17 | 1 | 12.01 | |
18 | 2.4. Остановка катящегося мяча подошвой (2 часа) Остановка подошвой катящегося навстречу мяча после передачи партнера с 5-6 м. Остановка и передача мяча. | 1 | 19.01 | |
19 | 1 | 26.01 | |
20 | 2.5. Ведение мяча внешней и внутренней частью подъема (2 часа) Ведение мяча по «коридору» шириной 1м, поочередно подбивая мяч правой и левой ногой.. Ведение мяча «змейкой», огибая с правой и с левой стороны поворотные конусы. | 1 | 02.02 | |
1 | 09.02 | |
21 |
22 | 2.6. Выбивание мяча ударом ногой (2 часа) Отбор мяча в момент приема мяча соперником или во время его ведения. Выбивание мяча у партнера на ограниченной площадке | 1 | 16.02 | |
23 | 1 | 02.03 | |
24 | 2.7. Ловля катящегося мяча вратарем (1 час) Бросок мяча в стенку так, чтобы отскочив, он катился по земле, сомкнуть ноги и подобрать мяч. Ловля мяча вратарем в воротах. | 1 | 09.03 | |
25 | 2.8. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом (2 часа) Передача мяча в треугольнике со сменой мест. Передача мяча друг другу после ведения. | 1 | 16.03 | |
26 | 1 | 30.03 | |
| 3.«Тактические действия в футболе» | |
27 | 3.1. Тактика игры (2 часа) Восприятие и анализ соревновательной ситуации. Двигательное решение тактической задачи | 1 | 6.04 | |
28 | 1 | 13.04 | |
29 | 3.2. Индивидуальные тактические действия (2 часа) Перемещения игроков по полю произвольно, меняя направление и скорость движения. Отбор мяча у владеющего игрока на ограниченной площадке. | 1 | 20.04 | |
30 | 1 | 27.04 | |
31 | 3.3. Групповые тактические действия (2 часа) Игра два против одного (2:1). Игра 3:1 в одни ворота на ограниченной площадке. | 1 | 4.05 | |
32 | 1 | 11.05 | |
33 | 3.4. Игра по правилам (2 часа) Игра по правилам. Игра (3:2) на площадке 20х20 м. | 1 | 18.05 | |
34 | 1 | 25.05 | |
5.Методическое обеспечение
1.Методическое сопровождение программы
Объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приёма), разучивание (повторения упражнения, анализ выполненных движений).
Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости.
2.Диагностические материалы
Тесты-упражнения
Игра
Контрольная работа
3.Дидактические материалы
Спортивный зал
Открытое футбольное поле
Комплект индивидуальной экипировки футболиста (спортивная форма соревновательная)
Комплект футбольных накидок (для товарищеских игр);
Комплект футбольных мячей (на команду);
Набивные мячи;
Скакалки;
Насос для накачки мячей;
Стойки и «пирамиды» для обводки;
Гимнастические маты;
Ворота для отработки точности передач;
6. Список литературы
Список использованной литературы:
1. Андреев С.Н., Лапшин О.Б., Ежов П.Ф. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ: Минск, 1992
2. Программа и методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортивных школах. Госкомспорт, Олимпийский Комитет России, РФС М.: 1996.
3. Системы подготовки спортивного резерва / под общ.ред.Никитушкина В.Г.- М.: Квант-С,1994.
4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: Акт, -1998
Список литературы для педагогов:
Б.Г. Чирва «Футбол. Игровые упражнения при сближенных воротах для тренировки техники игры» Изд-во: ТВТ Дивизион 2008 г.
Массимо Люкези «Обучение системе игры 4-3-3» Изд-во: ТВТ Дивизион 2008 г.
Б.Г. Чирва «Футбол. Концепция технической и тактической подготовки футболистов» Изд-во: ТВТ Дивизион 2008 г.
Робин Джоунс, Том Трэнтер «Футбол. Тактика защиты и нападения» Изд-во: ТВТ Дивизион 2008 г.
Мартин Бидзинский « Искусство первого касания мяча. Как подготовить техничного футболиста». Изд-во: ООО «РА Квартал» Фонд «Национальная академия футбола», 2009 г
Хан Бергер «Уроки футбола для молодежи 6-11 лет. Овладеть мячом и учиться играть в команде». Изд-во: ООО «Агентство «КРПА Олимп»» Фонд «Национальная академия футбола», 2010 г.
Список литературы для учащихся:
Учебник по физкультуре В. И. Ляха, А. А. Зданевича
Список литературы для родителей:
«Разминка футболиста» В.Варюшин ,М.,РГАФК, 2000
Список интернет-ресурсов:
1. www.football.kulichki.net
2. www.soccer.ru