Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Балашова Саратовской области»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель ШМО _________Магамедова Н.И. Протокол №___________ От « »___________2018г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР______ Алехина И.А. Протокол №____________ От « »___________2018г. | «УТВЕЖДЕНО» Директор МОУ СОШ №3 ___________Зенкевич Л.А. Приказ №____________ От « » _________2018г. |
Рабочая программа
Кружок «ИЗО-студия»
Разработана Репиной Ж.А.
учителем первой квалификационной категории
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Задачи внеклассной работы состоят в том, чтобы улучшить навыки, полученные учащимися в часы классных занятий, расширить кругозор и направить творческую активность, на наблюдение и изучение окружающей действительности.
Для осуществления указанных задач необходимо использовать присущую детям любовь к изобразительному искусству и организовать интересные и содержательные занятия.
Условия внеклассных занятий позволяют широкое применение таких методов, которые довольно сложно осуществить в часы классных занятий. К таким методам следует отнести экскурсии, прогулки для наблюдений и зарисовки с натуры и по памяти. Важно так же использовать разные формы работы: выполнять аналитическую работу, работа в творческих группах, выпуск стенгазеты, оформление школы.
Современное изобразительное искусство многогранно и многолико. Наряду с традиционными формами изображения-рисунком, живописью, скульптурой возникают новые формы, порожденные техникой, -это фотография, кино, видео. Их расширило изобразительные и творческие возможности художника. Новые формы искусства строятся и развиваются на фундаменте многовекового опыта и наследия изобразительного искусства.
Фотография, видеоизображение, компьютер вошли в практику нашей жизни, и важно владеть ими не только технологически, но и творчески, как художникам. Важно осознать их не как забаву, а как средство художественного творчества.
Работа кружка направлена, чтобы стать творчески грамотными авторами своих фото- и видеоработ и художественно подготовленными зрителями. Степень понимания искусства во многом зависит от культуры и художественных знаний. Художник-не только тот, кто рисует, но и тот, кто видит мир по-своему, художнически. Нужно научить пользоваться имеющимся запасом наблюдений в своей работе, накапливать самостоятельно новые впечатления, сознательно отбирать из своих наблюдений существенное и важное, отбрасывая все второстепенное и неважное. Важной особенностью синтетических искусств является коллективность творчества. В фильме. или спектакле соединяются не только выразительные средства различных искусств, но и сами творцы-носители разных художественных профессий.
Открывая мир экранных искусств, убедимся, что фотография и кино-удел не только мастеров искусства, но и каждого из нас. Наша жизнь без них бедна и невозможна. При этом важно усвоить, что не фотоаппарат или видеокамера диктуют, что и как снимать, а мы им. Для этого надо овладеть азбукой этих искусств. Тогда любая съемка станет не баловством, а важнейшим средством понимания себя и мира, помощником в жизни. Никакая новая техника не отменяет природу творчества художника и создания художественного образа. Она едина при создании картины, фотографии или фильма.
Такой набор является необходимым условием развития зрительного восприятия и образных представлений, расширить панораму своих представлений об искусстве, задуматься о его роли в обществе и своей жизни. Работа учащихся должна иметь определенное содержание, должна носить характер учебный, с определенными воспитательными задачами: умение наблюдать, анализировать и осознавать увиденное, выявлять свое отношение к виденному, доводить начальную работу до конца. Все это должно быть положено в основу кружковой работы.
Программа включает в себя следующие разделы:
Разделы предмета | Кол-во часов |
Часть 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусств. | 16 |
Часть 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 16 |
Часть 3. Фильм-творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 20 |
Часть 4. Телевидение-пространство культуры? Экран-искусство-зритель | 16 |
Итого | 68 |
Раздел «Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.» расширяет представления о культуре прошлого и настоящего. Искусства, соединяющие, синтезирующие в себе образно-выразительные языки разных искусств, получили название синтетические искусства. Важной особенностью синтетических искусств является коллективность творчества. В фильме или спектакле соединяются не только выразительные средства различных искусств, но и сами творцы-носители разных художественных профессий. Открывая мир экранных искусств, убедимся, что фотография и кино-удел не только мастеров искусства, но и каждого из нас. При этом важно усвоить, что не фотоаппарат или видео камера диктуют, что и как снимать, а мы им. Для этого надо овладеть азбукой этих искусств. Тогда любая съемка станет не баловством, а важнейшим средством понимания себя и мира, помощником в жизни.
Раздел «Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий». В этом разделе рассматривается другое синтетическое искусство-кино, а также предтечу кинематографа-фотографию. Фотография не относится к синтетическим искусствам. Она говорит со зрителем только на языке изображения. Поэтому она и стоит в одном ряду с живописью, рисунком и другими изобразительными искусствами. В этом разделе разберемся, что делает фотографию искусством и почему снимок из «фотки» и забавы превращается в творчество. Для этого надо постичь грамоту операторского мастерства. Фотография позволяет каждому запечатлеть неповторимое мгновение и, создать свою картину мира.
Раздел «Фильм-творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?». Среди массы разнообразных зрелищ больше всего привлекает кино. В мире кино вы можете быть и в роли зрителя, и в роли творца. Овладение зрительской и творческой грамотой кино и составляет содержание этого раздела. Язык кино строится на монтаже избирательно снятых и соединенных по воле автора кадров. Кино наследует опыт живописи и фотографии, движет его дальше, меняя характер видения человеком мира. Ничто так быстро не стареет, как фильм, но ничто так не сохраняет наши мысли и наш мир, как кино. Снимайте, снимайте, смотрите лучшее и опять снимайте! Потому что ничто не расскажет о вас больше, чем ваше видео!
Раздел «Телевидение-пространство культуры? Экран-искусство-зритель.» В этом разделе попробуем понять природу телевидения: это новое искусство или что-то иное? Задумаемся над положительными и отрицательными последствиями телеэкранного вторжения в жизнь человека. Современные съемочно-электронные технологии позволяют включаться в бескрайний круг авторов телесюжетов и интернет-посланий. И важно овладеть азами визуальной грамоты и художественно-информационной культуры.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения предмета «Изобразительное искусство»: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественной творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках и различных видах визульно-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусств;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование
устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения курса "Изобразительное искусство. " учащиеся должны:
освоить азбуку фотографирования;
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Тематический план
№ | Наименование темы | Количество часов | Количество практ. работ |
Часть 1. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. |
1. | Изображения вокруг нас. | 1 | |
2. | Спектакль и фильм. | 1 | |
3. | Роль изображения в синтетических искусствах. | 1 | |
4. | Изображение в театре. | 1 | |
5. | Изображение в кино. | 1 | |
6. | Театральное искусство и художник. | 1 | |
7. | Сценография-особый вид художественного творчества. | 1 | |
8. | Архитектурно-конструктивные декорации. | 1 | |
9. | Сценография-особый вид художественного творчества. | 1 | |
10. | Актерское перевоплощение. | 1 | |
11. | Грим. | 1 | |
12. | Костюм. | 1 | |
13. | Художник в театре кукол. | 1 | |
14. | Современный театр кукол. | 1 | |
15. | Любительские кукольные спектакли. | 1 | |
16. | Спектакль: от замысла к воплощению. | 1 | |
Часть 2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. |
1. | Фотография-новое изображение реальности. | 1 | |
2. | Условия художественного творчества в фотографии. | 1 | |
3. | Основа операторского мастерства: умение видеть и вбирать. | 2 | |
4. | Точка съемки, ракурс и крупность плана. | 1 | |
5. | Вещь: свет и фактура. | 1 | |
6. | Свет и тень в композиции натюрморта. | 1 | |
7. | Искусство фотопейзажа. | 1 | |
8. | Искусство интерьера. | 1 | |
9. | Операторское мастерство фотопортрета. | 1 | |
10. | Репортажный портрет. | 1 | |
11. | Искусство фоторепортажа. | 1 | |
12. | Событийно-репортажный портрет. | 1 | |
13. | Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. | 2 | |
14. | Жанр коллаж в фотографическом деле. | 1 | |
Часть 3. Фильм-творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? |
1. | Синтетическая природа фильма и монтаж. | 1 | |
2. | Пространство и время в кино. | 1 | |
3. | Художественное творчество в игровом фильме. | 1 | |
4. | Изобразительная сторона фильма. | 1 | |
5. | Образ в кино. | 1 | |
6. | Азбука киноязыка. | 1 | |
7. | Монтаж-язык киноискусства. | 1 | |
8. | Фильм-рассказ в картинках. | 1 | |
9. | Сценарная покадровая запись. | 1 | |
10. | Воплощение замысла. | 1 | |
11. | Режиссерский сценарий и раскадровка. | 1 | |
12. | Чудо движения: увидеть и снять. | 1 | |
13. | Искусство видеть-основа операторского мастерства. | 1 | |
14. | От большого кино к твоему видео. | 1 | |
15. | Искусство анимации. | 1 | |
16. | Отечественная мультипликация. | 1 | |
17. | Разнообразие жанров в современном кино. | 1 | |
18. | Живые рисунки на твоем компьютере. Техника перекладки. | 2 | |
19. | Титры и текстовое оформление. | 1 | |
Часть 4. Телевидение-пространство культуы? Экран-искусство-зритель |
1. | Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 | |
2. | Сценографический дизайн и компьютерная графика. | 1 | |
3. | Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа. | 1 | |
4. | Фильм-это монолог, обязательно становящийся диалогом. | 1 | |
5. | Кинонаблюдение-основа документального видеотворчества. | 1 | |
6. | Видеоэтюд в пейзаже. | 1 | |
7. | Видеосюжет в портрете. | 1 | |
8. | Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью. | 2 | |
9. | Актуальное искусство. Видеоклип. | 1 | |
10. | Телевидение, видео. Интернет… | 2 | |
11. | Современные формы экранного языка. | 1 | |
12. | Роль визуально-зрелищных искусств в жизни общества и человека. | 2 | |
13. | Искусство-зритель-современность. | 1 | |
| Итого | 68 | |
Информационные источники
http://edufuture.biz/index.php.
http://fb.ru/article/170095/sintez-iskusstv-v-teatre-kino-muzyike-sintez-iskusstv-v-pravoslavnom-hrame
http://uslide.ru/mhk/20170-sintez-iskusstv-v-teatre-kino-na-televidenii.html
https://www.ronl.ru/referaty/kultura-i-iskusstvo/125705/
http://www.artcontext.info/articles-about-art/520-kino-iskusstvo.html
http://magref.ru/televidenie-kak-vid-iskusstva/
https://thequestion.ru/questions/199647/izobrazitelnoe-iskusstvo-i-televidenie-zachem-na-televidenii-khudozhnik
https://presentacii.ru/presentation/sintez-iskusstv-v-teatre--kino--na-televidenii
http://www.ng.ru/style/2004-09-15/8_hollywood.html
Список литературы.
1.Алехин А. Д. Когда начинается художник. — М., 2009.
2.Баскаков В.Е. Фильм – движение эпохи. – М.: Искусство, 1989.
3. Беляев Т. Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. М., 1983.
4.Богомолов Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино: 20-е годы // Искусство кино. 1995. – №11 - с.16.
5. Вайсфельд Илья Вениаминович. Так начиналось искусство кино. - [2-е изд.] - М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение "Киноцентр", 1988. 6.Зак Марк Ефимович. Кино как искусство, или Настоящее кино – М.: Материк, 2004. – 438.
7. Карцер Ю. М. Рисунок и живопись. — М., 2002.
8.Клер Р. Кино вчера, кино сегодня. – М.: Прогресс, 1981.
9. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.
10. Кузин В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки: учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов и университетов. М., 2004.
11. Ле Бон. Психология масс // http://www.lib.ru
12. Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино. – М.: Искусство, 1965.
13. Медведев А. Только о кино.- Кино в России - история ХХ век // Искусство кино. 1999.- №2
14. Садуль Ж. Всеобщая история кино.- М.: Искусство, 1958.
15.Теплиц Е. История киноискусства 1928-1933. – М.: Прогресс, 1971.
16. Толстых В. Муза века: 100 лет кино // Правда.- 28 декабря 1995.
17. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я».- М.: Наука, 1990.