Рабочая программа кружка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. Дополнительная образовательная программа кружка «Светофорчик» рассчитана на школьников 3-8 классов. Данный курс относится к социально-педагогической направленности: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
1. Закона 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года.
2. На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 года № 1897.
3. На основании разработанного Положения «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Загорненская средняя общеобразовательная школа» реализующая программы общего образования, утвержденного приказом директора от 30.05.2017 года № 92.
• Убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
• Здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенствования.
• Основная часть работы кружка полагается на подготовку детей к соревнованиям «Безопасное колесо».
• правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
• техническое устройство велосипеда.
• управлять велосипедом.
• дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
• участия в конкурсах, соревнованиях.
• активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.
В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:
1. Викторины. тесты.
2. Создание ситуации выбора ( разбор дорожно-транспортных происшествий).
4. Тренировки, соревнования, состязания (по вождению велосипеда, по оказанию первой медицинской помощи пострадавшему в ДТП).
правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
• техническое устройство велосипеда.
• дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;
• Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике
• Обобщение знаний. Проверочная работа
№ п/п | № урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты изучения темы | Дата |
личностные | Метапредметные: познавательные УУД (П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р). | предметные | Планируемая | Фактическая |
Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по правилам безопасного поведения (1 час) | |
1. | 1 | Инструктаж по правилам поведения на кружке. | 1 | Развитие личностной рефлексии, толерантности | П: работа с плакатами, ответы на вопросы викторины. Р: определение алгоритма действий К: взаимопомощь другим учащимся | Знать основные правила поведения школьника на кружке | 04.09 | |
Правила дорожного движения. Основные термины и понятия (49 часов) |
2. | 2-3 | Что такое улица и дорога. Элементы. Жилая зона. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р.: составление плана последовательности действий. П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К.: с помощью учителя выявляет проблему и оценивает предлагаемые способы её разрешения. | Научиться объяснять значение понятий улица и дорога. | 06.09 11.09 | |
3. | 4-5 | Регулировщик. Сигналы регулировщика. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р.: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П.: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. К.: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. | Регулировщик и его сигналы. Как правильно переходить и ехать по дороге по сигналам регулировщика
| 13.09 18.09 | |
4. | 6-7 | Перекрёсток и его виды. Проезд перекрёстков. | 2 | | К: Р.: принятие практической задачи. П.: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. К.: участвовать в коллективном обсуждении проблем. С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Научиться находить на иллюстрациях и описывать перекрестки. Проезд перекрестков. Как правильно характеризовать улицы, переулки, на которых живут учащиеся | 20.09 25.09 | |
5 | 8-9 | Пешеходные переходы. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р.: с помощью учителя определяет то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. П.: с помощью учителя создаёт модель поведения, отображающую учебную задачу. К.: с помощью учителя создаёт устные высказывания, формулирует проблему. С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивов. | Пешеходные переходы. Как правильно определить, где находится «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина» | 27.09 02.10 | |
5. | 10-11 12.13 14 | Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. История дорожных знаков. Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки. | 5 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. П: уметь объяснять роль географии в изучении Земли. | Формирование представлений дорожных знаках, его роли в жизни участников дорожного движения. | 04.10 09.10 11.10 16.10 18.10 | |
6 | 15-16 | Практические занятие: рисуем на макете главной улицы большого города дорожную разметку | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: принятие практической задачи. П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. К: участвовать в коллективном обсуждении проблем. С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Почему на улице опасно? Как правильно характеризовать улицы, перекрестки. Почему важны дорожные знаки и дорожная разметка. | 23.10 25.10 | |
7 | 17-18 | Регулируемая дорога. Практическое занятие | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: с помощью учителя дифференцирует известное и неизвестное. П: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Как нужно переходить дорогу. Приоритеты при движении транспорта. | 06.11 08,11 | |
8 | 19-20 | Нерегулируемые перекрестки. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: волевая саморегуляция. П: с помощью учителя выстраивает иерархию имеющихся знаний. К: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками. С помощью учителя устанавливает связи между целью учебной деятельности и её мотивом. | Как правильно переходить дорогу с нерегулируемыми перекрёстками | 13.11. 15.11 | |
8 | 21 | Где можно и где нельзя играть | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: учиться работать по предложенному учителем плану. П: умение использовать наглядные модели. К:анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций в запрещённых для игр местах. Формировать потребность соблюдать и осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности . | Как правильно выбрать безопасное место для игр | 20.11 | |
9 | 22 | Особенности дорожного движения зимой | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: использование речи для регуляции своего действия. П: знать наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП. К:формулировать собственное мнение и позицию.Осознание ответственности человека за общее благополучие | Как вести себя пешеходам и водителям на дорогах в зимний период | 22.11 | |
10 | 23 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р:действовать по плану и планировать свою деятельность.П: применение методов информационного поиска.К: договариваться, находить общее решение практической задачи. | Как правильно вести себя на дороге, чтобы избежать дорожно-транспортные происшествия | 27.11 | |
11 | 24 | Ты - велосипедист | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: постановка задач на усвоение готовых знаний и действий. П: выбор наиболее эффективных способов в зависимости от конкретных условий. К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Как устроен велосипед, как правильно ездить на нём | 29.11 | |
12 | 25 | Ты - пассажир. | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи. П: пользоваться личным и общественным транспортом. К: договариваться и приходить к общему решению. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально- нравственная отзывчивость. | Как правильно перевозить людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине | 04.12 | |
13 | 26 | Обязанности пассажира - ролевая игра | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. П: с помощью учителя выстраивать иерархию имеющихся знаний. К: с помощью учителя адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. С помощью учителя подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. | Как правильно вести себя пассажирам в транспорте | 06.12 | |
14 | 27 | Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства. | 1 | Изучить обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге. | К; Знать требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда. Р; Уметь правильно действовать в случае аварии, использовать правила поведения велосипедиста на дороге. П; изучить обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге. | Познакомить с понятием - водитель, велосипедист. Формировать знания о требованиях, предъявляемых к техническому состоянию велосипеда. | 11.12 | |
15 | 28 | Виды транспортных средств | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р.: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи. П.: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. К.: договариваться и приходить к общему решению. | Автомобили разделяются на транс-портные (грузовые и пассажирские). и специальные.(автокраны, пожарные машины, машины «скорой помощи». | 13.12 | |
16 | 29 30 | Виды общественного транспорта.
Правила поведения в общественном транспорте | | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения. | Р.: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи. П.: выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий. К.: договариваться и приходить к общему решению. | Знакомство с видами современного транспорта, их особенностями с точки зрения безопасности. | 18.12 20.12 | |
17. | 31-32 | Знаки приоритета. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | К: добывать недостающую информацию из интернета. Р: Учить совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. П: Ориентироваться в системе дорожных знаков (разрешающие, предупреждающие, запрещающие. | Знать дорожные знаки. | 10.01 15.01 | |
18 | 33-34 | Запрещающие знаки. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Знать дорожные знаки. | 17.01 22.01 | |
19 | 35-36 | Предписывающие знаки. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Знать дорожные знаки. | 24.01 29.01 | |
20 | 37-38 | Знаки особых предписаний. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Знать дорожные знаки. | 31.01 05.02 | |
21 | 39-40 | Информационные знаки. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Знать дорожные знаки. | 07.02 12.02 | |
22 | 41-42 | Знаки сервиса. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Знать дорожные знаки. | 14.02 19.02 | |
23 | 43-44 | Расположение транспортных средств на проезжей части. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Знать дорожные знаки. | 21.02 26.02 | |
24 | 45-46 | Остановка. Стоянка. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: умение анализировать дорожные ситуации. П: умение выдвигать гипотезы и проверять их. К: умение слышать и слушать друг друга | Знать дорожные знаки. | 28.02 05.03 | |
25 | 47-48 | Решение тестов на знание ПДД. | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи. П.: знать название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки. К.: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Развитие морального сознания. | Разбор дорожных ситуаций. Практическое занятие. Как правильно разбирать дорожные ситуации, в которые попадают дети | 07.03 12.03 | |
26 | 49-50 | Игра - викторина по правилам дорожного движения «Счастливый случай». . | 2 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Р.: умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи. П.: знать название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки. К.: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.. | Как правильно пользоваться правилами дорожного движения в повседневной жизни . | 14.03 19.03 | |
Фигурное вождение велосипеда (5 часов) |
27 | 51 | Фигурное вождение велосипеда «Восьмерка». | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | К: формировать навыки вождения велосипеда. Р: Учить совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. П:формулировать собственное мнение и позицию. Осознание ответственности человека за общее благополучие | Научиться составлять презентацию о космонавтах. | 21.03 | |
28 | 52 | Фигурное вождение велосипеда «Квадрат». | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | Как правильно пользоваться правилами дорожного движения в повседневной жизни . | 02.04 | |
29 | 53 | Фигурное вождение велосипеда «Слалом». | 1 | 04.04 | |
30 | 54 | Фигурное вождение велосипеда «Качели». | 1 | 09.04 | |
31 | 55 | Фигурное вождение велосипеда «Кривая дорожка». | 1 | 11.04 | |
Первая медицинская помощь ( 11 часов) |
32 | 56 | Первая медицинская помощь. Транспортировка пострадавших. | 1 | Формирование мотивации в изучении первой медицинской помощи | П; Знать порядок действий первой помощи Р; Уметь быстро вызывать бригаду скорой помощи. К; сформировать понимания ценности безопасного образа жизни. . | Сформировать умение оказывать ПМП | 16.04 | |
33 | 57 | Раны, их виды, оказание первой помощи. | 1 | Формирование мотивации в изучении первой медицинской помощи | 18.04 | |
34 | 58 | Виды кровотечений. Оказание первой помощи. | 1 | Формирование мотивации в изучении первой медицинской помощи | П; Знать способы остановки артериального кровотечения; точки пальцевого прижатия артерий. Р; Уметь оказывать ПМП при капиллярном, венозном, артериальном кровотечении. К; Уметь различать виды кровотечений. | 23.04 | |
35 | 59 | Виды и техника наложения повязок. | 1 | Формирование мотивации в изучении первой медицинской помощи | Сформировать умение оказывать ПМП. | 25.04 | |
36 | 60 | Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | 1 | Усвоение правил ПМП при: солнечном и тепловом ударе, отморожении, ожоге. | К; Знать правила личной гигиены в походных условиях. Р; Уметь оказывать ПМП при: солнечном и тепловом ударе, отморожении, ожоге. П; уметь различать виды ударов и ожогов. | Сформировать умение оказывать ПМП при: солнечном и тепловом ударе, отморожении, ожоге. | 30.04 | |
37 | 61 | Оказание помощи пострадавшему при травме головы, грудной клетки, живота. | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь характеризовать природу шести материков Земли. | Сформировать умение оказывать ПМП. | 02.05 | |
38 | 62 | Шок, обморок. | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | К: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Р: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. П: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов. | Сформировать умение оказывать ПМП. Формировать умение оказывать ПМП при ушибе и переломе | 07.05 | |
39 | 63 | Ушибы, вывихи и переломы. | 1 | Формирование мотивации в изучении правил дорожного движения | П; Уметь накладывать повязки.Р; Знать ПМП при ушибе, вывихе и переломе.К; Уметь оказывать первую медицинскую помощь | Формировать умение оказывать ПМП при ушибе, вывихе и переломе | 14.05 | |
40 | 64 | Общие правила транспортировки пострадавшего. | 1 | Усвоение правил транспортировки пострадавшего. | П; Уметь транспортировать пострадавшего различными способами Р; Способы транспортировки. К;Общие правила транспортировки пострадавшего | Усвоение правил транспортировки пострадавшего | 16.05 | |
41 | 65 | Оказание первой медицинской помощи при носовом кровотечении. | 1 | Правила оказания первой медицинской помощи при носовом кровотечении. | К; Уметь оказывать первую медицинскую помощь носовом кровотечении. Р; Познакомить с характеристиками повреждений и их причинами;. П; Формировать умение оказывать ПМП. | Научиться определять тип почв по натуральным образцам. | 21.05 | |
42 | 66 | Решение тестов по медицинской подготовке. | 1 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности. | К: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Р: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности. П: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе. | Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности. | 23.05 | |
Итоговое занятие ( 2 часа) |
43 | 67 | Итоговое занятие. | 1 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в индивидуальной и коллективной учебной деятельности. | К: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры. Р:применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Научиться самодиагностике. | 28.05 | |
44 | 68 | Обобщение знаний. Проверочная работа | 1 | Формирование навыков самоанализа и самокоррекции в учебной деятельности при консультативной помощи учителя. | К: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Р: применять методы информационного поиска, в т.ч. с помощью компьютерных средств. П: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. | Научиться самодиагностике и самокоррекции. | 30.05 | |