СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Кружок "Веселая нотка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Кружок "Веселая нотка"»







Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Веселая нотка»


Возраст обучающихся: 11–17 лет

Срок реализации: 1 года


































Пояснительная записка


Направленность. Художественная

Программа внеурочной деятельности «Весёлая нотка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы внеурочной деятельности. Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культуры. Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время.

Актуальность программы.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Актуальность программы заключается в формировании ценностных эстетических ориентиров, развитии музыкального слуха и овладении навыками вокального пения.

Форма организации образовательного процесса: очная

Преподавание курса «Весёлая нотка» рассчитано на учащихся 5-11 классов, увлекающихся музыкой и музыкально-эстетической деятельностью.

Занятия проводятся по 1 часу 1 раз- в неделю, 34 часов - в год.

Цель:

- обучить основам элементарной теории музыки, техники пения.

- сформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.

- воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве и жизни, природе.

- воспитать потребность к творческому самовыражению.

Задачи:

- формировать целостное представление об искусстве.

- воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству.

- развивать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.

- создать условия реализации творческих способностей.

- формирование навыков творческой деятельности.

- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей.

- формировать вокально- хоровые навыки.

- развить память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение.

- развить уровень исполнительского мастерства.

-развить умение применять на практике полученные знания.



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Данная программа ориентирована на формирование и развитие УУД:


Личностные

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.


Регулятивные

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах


Коммуникативные

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Результаты первого уровня - приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах, на концертах.

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

- эмпатии, как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- строить музыкальную деятельность в разных жанрах.

Результаты второго уровня - получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика будут сформированы:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

Результаты третьего уровня - получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

У ученика будут сформированы:

- вносить необходимые коррективы;

- уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность для формирования:

- адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Результаты четвёртого уровня - целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования:

- осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах.


Выпускник научится:

- музыку разного эмоционального содержания;

- музыкальные жанры (песня, танец, марш);

- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов

- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;

- соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;

- делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);

- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;

- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);

- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;



Выпускник получит возможность научиться:


- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;

- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);

- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.

- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;

- освоить двухголосное пение;

- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;

- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);

- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;

- знать правила пения и охраны голоса;

- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,

- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;





Для реализации программы «Веселая нотка» необходимы следующие условия:


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

-Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

-Наличие звуковоспроизводящей аппаратуры (CD, DVD. аудио и др.);

-Наличие необходимого количества фонограмм;

-Наличие множительной техники для размножения текстов

-Литература и диски по жизни и творчеству композиторов и музыкантов.

-Музыкальный центр, компьютер.

-Записи выступлений, концертов.


Оценочный материал


Критерием оценки считается качество звука, свобода при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива, сольных исполнителей с концертами на сельских и районных мероприятиях.

Результатами подведения итогов реализации данной программы являются:

- выступления на общешкольных концертах и праздниках;

- участие в конкурсах;

 - выступления на сельских и районных праздниках.

Деятельность каждого ребенка отслеживается, проводится мониторинг результативности реализации дополнительной образовательной программы.


Мониторинг  результативности  реализации дополнительной образовательной  программы творческого объединения «Веселая нотка»


Ф, И.      

обучающегося

Участие в конкурсах

Участие в школьных мероприя-тиях

Выступление

на сельских и районных мероприятиях

1





2





Уровни: Высокий, Средний, Низкий


Аттестация  


Содержанием аттестации является итоговый контроль – содержание всей дополнительной образовательной  программы в целом.

Результат аттестации может фиксироваться на 3-х уровнях:

Низкий (минимальный) – воспитанник программу не освоил, т.е. не приобрел предусмотренную учебным планом сумму знаний, умений и навыков; не выполнил задач, поставленных перед ним педагогом.

Средний (базовый) – воспитанник стабильно занимается, выполняет учебную программу, свободно ориентируется в изученном материале.

Высокий (творческий) - воспитанник выполняет программу, дополнительно самостоятельно занимается, проявляет ярко выраженные способности к изучаемой дисциплине, стабильно участвует в конкурсах и занимает призовые места.

Предварительная аттестация проводится для выявления уровня музыкальных способностей обучающихся. Промежуточная аттестация в середине года проводится для того, чтобы проследить динамику развития творческих способностей детей, развития музыкального слуха и памяти. Тестирование дает возможность выявить знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Промежуточная аттестация в конце года проводится для того, что бы узнать, усвоена ли программа первого года обучения.

Практика: - выполнение диагностических тестов; - концерты, конкурсы






Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля



Всего

Теория

Практика


1.

Музыкально-теоретические дисциплины

5





Введение.

Ладовое многообразие

1

1


Устная проверка знаний




Темп- яркая интонационная особенность музыкального произведения

Динамика.

1

1


Устная проверка знаний




Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Музыкальная форма. Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.

1

1


Устная проверка знаний



Типы голосов.

Типы дыхания. Правила охраны детского голоса.

1

1


Устная проверка знаний



Части жанра песни: запев, куплет, припев, кода.

1

1


Устная проверка знаний


2.

Вокальная работа.


15





Формирование певческих навыков.

1


1

Прослушивание


Роль распевки

1


1

Прослушивание


Певческая установка

1


1

Прослушивание


Развитие слуха. Слух- регулятор голоса.

1


1

Прослушивание


Развитие музыкальной памяти. Дирижёрские жесты.

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками



Артикуляция. Упражнения для развития артикуляции дыхания

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками




Единство художественного образа и исполнительства

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками



Работа над тембровой окраской

1


1

Прослушивание


Звуковедение. Развитие чувства ритма.


1


1

Прослушивание


Отработка сценической постановки художественного номера. Работа с солистами

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками



Развитие певческого диапазона. Унисонное пение

1


1

Прослушивание


Пение фальцетом.

1


1

Прослушивание


Пение речитативом. Дикция

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками



Освоение придыхательного пения. Ансамблевое пение.

1


1

Прослушивание


Работа над музыкальным и сценическим образом.


1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками


3.

Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

6





Жанровое разнообразие музыки.

Роль песни в переломные моменты истории.


1

1

Тестовые задания



Песня в жизни человека.

История гимнов России.


1

1

Тестовые задания



Песня на войне.

Бардовская песня.


1

1

Тестовые задания




Современная музыка – что это?

Вокальные жанры в музыке


1

1

Тестовые задания




Творчество современных композиторов-песенников. Народное музыкальное творчество


1

1

Тестовые задания



Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего


1

1

Устная проверка знаний


4.


Работа с солистами

6






Владение своим голосовым аппаратом.

Использование певческих навыков.

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками




Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Освоение исполнения бэк-вокал.

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками




Расширение диапазона голоса.

Нотная грамота.

1


1

Устная проверка знаний



Дикция и артикуляция. Сценическая хореография. Выявление индивидуальных красок голоса.

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками



Вокально-хоровая работа. Творчество и импровизация. Движения под музыку.

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками



Постановка танцевальных движений

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

1


1

Самостоятельное выполнение упражнений воспитанниками

5.

Концертно-исполнительская деятельность

2





Открытый урок для родителей

1


1

Отчетные концерты


Работа исполнителя-вокалиста

Урок-концерт

1


1

Показательные выступления


ВСЕГО

34







Содержание учебного плана


Раздел I. Музыкально-теоретические дисциплины

Теория. 1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

Практика 1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Раздел II. Вокальная работа.

Формирование детского голоса.

Теория. 2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

Практика 2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Раздел III. Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

Теория 3.1. Работа с народной песней. Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем.

3.2. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

Практика 3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле.

Раздел IV. Работа с солистами

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

Теория 4.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

Практика 4.2. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности

Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

Раздел V. Концертно-исполнительская деятельность

Практика. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт). Отчетные выступления.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Формы проведения занятий.

Формы проведения занятий варьируется, в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности:

- вокально-хоровая работа.

-занятия по музыкальной грамоте.

- музыкально-дидактические игры.

- восприятие (слушание) музыки.

- дыхательная гимнастика.

- артикуляционные упражнения.

- фонопедические упражнения.

-игра в шумовом оркестре.

Формы занятий по количеству детей: групповые.

Формы занятий по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: мастерская, конкурс, отчетный концерт.

Форы занятий по дидактической цели: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы.

Формы организации вокальной деятельности:

- музыкальные занятия;

- занятия – концерт;

-репетиции;

-творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку. Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Успехи, результат.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт. Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.


Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные. Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Контроль за реализацией образовательной программы, а также за усвоением обучающимися определённых знаний, формированием навыков и умений - важная задача для педагога.


Литература:

1. Агапова И.А., Давыдова М.А.«30 музыкальных занятий для школьников»,

«Аквариум» ГИППВ, 2002 год.

2. Зарецкая Н.В. «Календарные музыкальные праздники», пособие для практических работников ДОУ, «Айрис – пресс», Москва, 2005 год.

3. Истомин С.В.«Я познаю мир», энциклопедия «Музыка»,

Москва, издательство «АСТ», «Арсель», 2002 год.

4. Кондратюк Н.Н. «Музыка в школе», методическое пособие,

творческий центр «Сфера», Москва, 2005 год.

5. Лидина Т.Б.«Я умею петь», большая книга о пении, издательство «Феникс, 2000 год.

6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» популярное пособие для родителей и педагогов, «Академия развития», Ярославль, 1997 год.

7. Соболев А.С. «Музыкальное воспитание во вспомогательной школе»,

Москва «Просвещение», 1968 год.



-Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

11.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/