Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 40» имени Народного учителя СССР
Овсиевской Руфины Серафимовны
Программа внеурочной деятельности «Кукольный театр»
(1-4 классы)
Составили: Иванова Наталья Александровна,
Скидченко Галина Владимировна,
учителя начальных классов
город Барнаул
Содержание
Содержание 2
Пояснительная записка 3
Содержание учебного предмета, курса 9
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 19
Календарно-тематический план 1 класс 20
Календарно-тематический план 2 класс 22
Календарно-тематический план 3 класс 24
Календарно-тематическое планирование 4 класс 26
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 28
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 29
Перечень ключевых слов 30
Список использованных источников 31
П

ояснительная записка
Программа разработана в соответствии со статьей 12 п.7 Федерального закона «Об образовании РФ» и на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования. Игра различных направлений, игра с куклой – основной вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста. Именно в игре развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Кукольный театр – стартовая дорожка для формирования успешности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Кукольный театр способствует всестороннему развитию личности ребёнка. Театр как сценический вид искусства соединяет все виды художественной деятельности, помогает создать систему комплексного гуманитарно-эстетического образования, в которой стираются границы между отдельными дисциплинами: литературой, окружающим миром, музыкой, изобразительным искусством. Работа над созданием спектакля объединена значимой для всех участников целью и направлена на конечный результат, где просматривается успех, как всего коллектива, так и каждого ребёнка отдельно. Театральная деятельность, дающая простор воображению ребёнка, наполняет внутреннюю жизнь ребёнка особым смыслом, помогает вырабатывать определённое отношение к коллективу, выполнять самостоятельно простые и сложные задачи. Творческая атмосфера способствует развитию индивидуальных способностей детей, помогает развивать межличностные отношения. Театральная деятельность даёт шанс на успех и удачу каждому ребёнку.
Цель. формирование навыков сотрудничества, творчества, коммуникативности, самореализации через постановку спектаклей.
Задачи.
Ознакомить с особенностями театрального искусства, с историей театра.
Развивать творческие способности, наблюдательность, внимание, технику и культуру речи, воображение.
Воспитывать уважение друг к другу, культуру поведения
Привлечь родителей к интересам детей.
Театральная деятельность способствует всестороннему развитию личности, способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
Общая характеристика учебного предмета, курса:
Данная программа включена в общекультурное направление.
Участие в театрализации повышает мотивацию обучения. Помогает решению задач образовательной программы по литературному чтению. У детей повышается темп чтения, выразительность. Развивается художественный вкус. Использование различных театральных постановок закрепляет знания детей по правилам дорожного движения, экологии, русскому языку, окружающему миру.
Предлагаемая программа построена в соответствии с требованиями ФГОС.
Программа «Кукольный театр» общим объемом 34 часа изучается в течение года. 1 час в неделю.
Виды деятельности: изготовление декораций, кукол, постановка спектаклей. Выступления на школьных праздниках, в детских домах.
При проведении занятий используются методы: словесные, демонстративно-наглядные, практические, проблемно-поисковые.
Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы: отзывы о спектаклях; оформление летописи театра; детские рисунки. Главной формой подведения итогов является показ спектакля.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Программа «Кукольный театр» рассчитана на детей младшего школьного возраста. Общее количество часов 135. 1 класс – 33 часа, 2 класс – 34часа, 3 класс – 34часа, 4 класс – 34часа.
Освоение курса предполагает, посещение коллективных занятий, посещение театра, выступления перед детьми и родителями.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (4 год) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Курс ориентирован на достижение личностных результатов.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
Личностные УУД: готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качеств.
В процессе обучения наградой за старание служит радость от выступления перед публикой, мнение окружающих о спектакле. Причём важна не, только оценка в целом, но и индивидуальная оценка каждого участника. После премьеры спектакля каждый ребёнок высказывает мнение о том, что у него получилось очень здорово, а где ему ещё надо поработать.
Содержание учебного предмета, курса
1 класс
Основы театральной культуры, культуры общения (4ч.)
Тема. Особенности театрального искусства.
Изучение особенностей театрального искусства. Театр использует и объединяет другие виды искусства – литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в кукольном театре кукла.
На практических занятиях дети познают, что театральное искусство коллективное, так как создаётся усилиями всех участников творческого процесса, и, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново, в присутствии и при поддержке зрителей. Дети создают небольшие отрывки из знакомых произведений.
Тема. Культура поведения в театре.
Эту тему рассматривают в практической деятельности, используя театральные игры и этюды: «Мы идём в театр», «Покупка театрального билета», « О чём рассказала театральная программка». Дети разыгрывают различные ситуации по данным темам, вспоминают правила поведения в театре, правила культуры поведения. Учатся находить выход из возникших конфликтных ситуаций.
Дети вспоминают слова, которые называют «волшебными». Учатся произносить их с особой интонацией, выполняя определённые правила при произношении. Анализируют состояние, поведение человека, который оказывается в различных ситуациях. Сравнивают поведение разных людей, делают соответствующие выводы.
Сценическая речь (6ч.)
1 класс
Тема. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Обучение бесшумному вдоху через нос, не поднимая плеч, и плавному, ровному, без напряжения и толчков выдоху. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или частоту звучания. Проводится артикуляционная гимнастика для развития мышц губ, челюсти и языка.
Тема. Работа над дикцией.
Большое внимание уделяется работе над дикцией, диапазоном звучания и силой голоса, темпом речи. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях. Дети понимают, что голос похож на музыкальный инструмент и может звучать то низко, то высоко, то повышаться, то понижаться. С разной силой голоса можно читать стихотворения от имени тех или иных сказочных героев.
Закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов.
Тема. Рифмы.
Ознакомление с определением рифмы. Дети учатся подбирать рифмы вначале с помощью картинок.
Проводятся игры «Складные картинки», «Рифмочки и нерифмушки». Дети легко осваивают правила и алгоритм данных игр.
Следующим шагом проводится работа по формированию у детей умения на договаривание слова в рифму. Используются такие игровые приѐмы, как «Доскажи словечко», «Отгадывание загадок», «Чудесный мешочек», «Кто кем становится» и др.
С целью развития такой особенности как «рифмотворчество», проводим такие виды работ, как: множественное повторение одного и того же слова; манипулирование словом путём его изменения; составление нелепых рифм
Кукловождение (6ч.)
Тема. Виды кукол. Основные правила вождения кукол.
Знакомство с четыре основными видами театральных кукол: ручные, или перчаточные (верховые), тростевые, теневые и куклы на нитках (марионетки) Любое кукольное представление начинается со знакомства актера со своим « внешним образом », то есть с куклой, с ее возможностями (что она умеет делать, а что не умеет). Но вначале необходимо хорошо знать свою куклу, знать ее строение и правила вождения.
Тема. Жесты – важное средство выразительности.
При работе с куклой жесты являются важными средствами выразительности. Ребёнок не только должен знать основные правила вождения куклы, но и применять их на практике. Кукла может делать то, чего не может делать человек, и наоборот, человек не может делать то, что может кукла. Простое, но самое главное и необходимое для работы с куклой правило. Оно зависит от устройства куклы, и поэтому при работе с ней всегда надо «выжимать» максимум движений и возможностей. Например, в любом состоянии у человека действует мимика, а у куклы её нет. Зато в волшебных сказках куклы могут летать, легко превращаться в любые предметы, повторять недоступные человеку движения. Театр кукол находится в постоянном движении.
Работа над кукольным спектаклем (17 ч.)
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка – кульминация – развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие – промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
2класс. Основы театральной культуры, культуры общения (4ч.)
Тема. Ознакомление с профессиями: гримёр, костюмер. Золотое правило общения.
Ознакомление с особенностями профессий гримёра и костюмера, их роли в создании спектакля. Профессия гримера – это воображение, художественная культура и способность адаптации к новым методам. Чтобы стать хорошим профессиональным гримером, необходимо научиться соответствовать стандартам и требованиям производства. Эта профессия требует высокий уровень художественной культуры.
Костюмер. Одежда может рассказать о человеке многое: о характере, о недостатках и даже о сфере деятельности. Костюмер – это садовник в своем мире. Он должен постоянно следить за тем, чтобы театральные костюмы всегда были в отличном состоянии и прослужили как можно дольше. Изучение правил общения. «Золотое правило общения»: в любой жизненной ситуации ведите себя так, как Вам хотелось бы, чтобы другие вели себя по отношению к Вам».
Тема. Спектакль глазами актёров и зрителей.
Ребята узнают, что проблема общения актера со зрительным залом – это проблема времени и пространства, в котором находятся зритель, актер, режиссер и автор. Достигнуть гармонии в звучании «квартета» – задача очень сложная. Место и время диктует постоянное «переобучение» и создателей спектакля, и зрителей.
Сценическая речь (6ч.)
Тема. Логическое ударение.
Ознакомление с логическими паузами. Их длительностью и характером. Логические ударения и приемы их практического осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длительности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритмические пауз.
Практические навыки
1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не учащенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гнусавить). Соблюдать нормы орфоэпии.
2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: громче – тише, выше – ниже, быстрее – медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.
Тема. Интонация
Ознакомление с интонацией конца предложения, вопроса, восклицания, обращения, перечисления. Упражнения на правильное интонирование фразы в зависимости от характера синтаксической единицы. Проводятся практические наблюдения над интонацией чтения рассказов, сказок, стихотворений с опорой на содержание и смысл простых текстов, а, следовательно, уже включаются умения обеспечивающие эмоциональное, восприятие текста, умение «видеть», чувствовать, оценивать содержание текста – события, факты, героев.
Кукловождение (2ч.)
Тема. Гармоническое слияние актёра с куклой.
Куклы-актёры приводятся в действие и управляются актерами-кукольниками. Куклы-актёры могут быть либо не быть художественными произведениями. Но даже простые (не художественные) предметы (зонтики, трость щеголя, мяч, кубик, коряга, кувшин) или скульптурные изображения кого-либо в системе спектакля, фильма и т. д. без изменения своей формы становятся полноценными куклами-актёрами. Если, конечно, выполняют полагающиеся куклам-актёрам функции. И наоборот: любые куклы-актёры с утратой своих самобытных функций либо становятся деталями или частями оформления места действия персонажей, либо переходят в разряд обыкновенных кукол-игрушек, декоративных кукол и т. д. или обычных природных или искусственных предметов.
Работа над кукольным спектаклем (22ч.)
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка – кульминация – развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие – промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
3 класс.
Основы театральной культуры, культуры общения (5ч.)
Тема. Ознакомление с профессиями: осветитель, звукорежиссёр. Повседневный этикет.
Изучение особенностей профессий осветителя и звукорежиссёра. Все начинается именно со света. Создается паспорт спектакля, куда записывается вся световая партитура, постановка света, направка аппаратуры. Во время спектакля световой феерией руководит начальник осветительной службы, которому подчиняются операторы по свету. Профессия звукорежиссера – очень оригинальна. Эта профессия, как и любое другое искусство не имеет готовых рецептов. Кроме того, творческий процесс звукозаписи очень индивидуален.
Знакомясь с повседневным этикетом, ребята узнают, что повседневный этикет включает в себя то, как Вы себя ведете на протяжении дня. Любое общественное место требует индивидуального подхода. Поэтому не теряйтесь и будьте вежливыми.
Тема. Различные виды театрального искусства
Ознакомление с различными видами театрального искусства: водевилем, драмой, комедией, мелодрамой.
На практике дети ставят, хорошо знакомую сказку, используя различные виды театрального искусства.
Сценическая речь (6ч..)
Тема. Логическое ударение. Ключевые слова.
Говоря о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих её смысл и выразительность. Когда дети поймут, что такое логическое ударение, при работе над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля обращаю внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях.
Тема. Сюжетные рассказы.
Обучение составлению предложений и небольших сюжетных рассказов.
На первых этапах обучения детей сюжетному рассказу, определяю последовательность сюжетной линии. Но постепенно отступаю от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
Кукловождение (2ч.)
Тема. Всё может быть всем.
Показываю детям, что любой предмет может «ожить» и заговорить голосом актёра, будь то книга или шарфик. Здесь действует принцип «всё может быть всем».
Своеобразие театра кукол состоит в том, что на сцене действуют куклы. Актеры же, которые приводят кукол в движение, управляют ими и говорят за них, должны оставаться невидимыми для зрителей.
В кукольном спектакле именно кукла является тем художественным инструментом, благодаря которому идейное и эмоциональное содержание пьесы становится достоянием зрителей. Чем совершеннее этот инструмент, чем богаче, разнообразнее и выразительнее средства куклы и чем виртуознее владеет куклой артист, тем полнее и глубже раскрывается перед зрителями содержание спектакля.
Работа над кукольным спектаклем (21ч.)
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка – кульминация – развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие – промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
4 класс.
Основы театральной культуры, культуры общения (6ч.)
Тема. Знакомство с историей развития кукольных театров России.
Изучают историю развития Русского профессионального Театра кукол после Октябрьской революции 1917. Знакомятся с Центральным театром кукол под руководством С. В. Образцова.
Тема. Театр снаружи и внутри.
Знакомство с театральным зданием происходит при рассмотрении фотографий или иллюстраций с изображением известных театров. Дети узнают историю Большого театра в Москве.
Тема. Как правильно общаться.
Изучение правил общения. Независимо от типа отношений, всегда очень важно уметь общаться и общаться эффективно. Для этого необходимо не только знать, как следует подавать информацию, но и уметь слушать и, что самое важное, слышать собеседника. Выражать благодарность за стремление собеседника понять вашу точку зрения, а также за его открытость и откровенность.
Тема. Общие правила нравственности.
Дети вспоминают общие правила нравственности и проигрывают различные ситуации в играх. Учатся соблюдать правило:
Никого не обижай – ни словом, ни поступком; заботься о младших, помогай им, защищай тех, кто слабее тебя. Живи и поступай так, чтобы окружающим – взрослым и детям – было с тобой приятно и радостно.
Сценическая речь (6ч.)
Тема. Театральные игры: «Крокодил», «День-ночь», «Море волнуется раз»
Работа над кукольным спектаклем (22ч.)
Большое значение имеет выбор спектакля. Необходимо, чтобы он понравился ребятам. Идёт чтение и обсуждение нескольких пьес, затем подробный разбор и анализ. Анализ пьесы помогает ребёнку лучше понять назначение каждого героя, его характер. Ребёнок усваивает основную конструкцию спектакля: завязка – кульминация – развязка; экспозиция; эпилог; для чего они нужны в пьесе; какие события являются главными, а какие – промежуточными. Анализ пьесы помогает в создании речевой характеристики, речевого поведения персонажа. Дети определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Работа над образом может строиться по нескольким направлениям. Например, при работе над словесным образом героя, когда ребёнок сомневается, как правильно расставить логическое ударение, найти необходимый стиль, тон поведения героя, как сделать первый шаг. Дать толчок в нужном направлении помогают индивидуальные занятия «Выжать» из куклы все возможности помогает лишь сосредоточенная работа, когда никто не мешает. Эксклюзивные детали в изготовлении кукол требуют только индивидуального подхода. Каждый ребенок, работая с куклой, ищет свои способы для управления ею, пробует использовать чужие понравившиеся находки кукловождения. Педагог принимает в этом поиске активное участие, незаметно направляя его в нужном направлении.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля |
| Основы театральной культуры, культура общения | 4 | Показ спектакля |
| Сценическая речь | 6 |
| Кукловождение | 6 |
| Работа над кукольным спектаклем | 17 |
2 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Основы театральной культуры, культура общения | 4 | Показ спектакля |
2 | Сценическая речь | 6 |
3 | Кукловождение | 2 |
4 | Работа над кукольным спектаклем | 22 |
3 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Основы театральной культуры, культура общения | 5 | Показ спектакля |
2 | Сценическая речь | 6 |
3 | Кукловождение | 2 |
4 | Работа над кукольным спектаклем | 21 |
4 класс
№ п\п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Формы контроля |
1 | Основы театральной культуры, культура общения | 6 | Показ спектакля |
2 | Сценическая речь | 6 |
4 | Работа над кукольным спектаклем | 22 |
Календарно-тематический план 1 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
| |
| Основы театральной культуры, культура общения. | 4 | | |
1 | Особенности театрального искусства. Мини- постановки | 1 | | Знакомятся с особенностями театрального искусства, правилами поведения в театре. Отрабатывают дикцию, подбирают рифмы. |
2 | Мини- постановки | 1 | |
3 | Культура поведения в театре. | 1 | |
4 | Волшебные слова. | 1 | |
| Сценическая речь. | 6 | |
5 | Развитие дыхания. | 1 | |
6 | Развитие свободы речевого аппарата | 1 | |
7 | Работа над дикцией. | 1 | |
8 | Чистоговорки. | 1 | |
9 | Рифмы. | 1 | |
10 | Подбор рифм. | 1 | |
| Кукловождение. | 6 | | |
11 | Виды кукол: перчаточные, теневые. | 1 | | Осваивают правила вождения перчаточных кукол. |
12 | Виды кукол: марионетки, тростевые. | 1 | |
13 | Основные правила вождения кукол. | 1 | |
14 | Вождение перчаточных кукол. | 1 | |
15 | Жесты – важное средство выразительности. | 1 | |
16 | Жесты для перчаточных кукол. | 1 | |
| Работа над кукольным спектаклем. | 17 | | Знакомятся со сказками, делают декорации. Вживаются в образ. Взаимодействуют в группе. Выступают. Анализируют Игру. |
17 | Ознакомление со сказкой «Репка». Распределение ролей. | 1 | |
18 | Изготовление декораций. | 1 | |
19 | Работа с актёрами: дед, баба, внучка. | 1 | |
20 | Работа с актёрами: жучка, кошка, мышка. | 1 | |
21. | Репетиция сказки «Репка». | 1 | |
22 | Выступление перед родителями. Анализ игры. | 1 | |
23 | «Заюшкина избушка». Распределение ролей. | 1 | |
24 | Изготовление декораций | 1 | |
25 26 | Работа с актёрами: лиса, заяц, бык. Работа с актёрами: собака, медведь, петух. | 1 1 | |
27 | Репетиция сказки «Заюшкина избушка» | 1 | |
28 | Выступление перед ребятами. Анализ игры. | 1 | |
29 | Русская народная сказка «Рукавичка». Распре деление ролей. | 1 | |
30 | Изготовление декораций. | 1 | |
31 | Работа с актёрами: дед, лягушка, мышка. | 1 | |
32 | Работа с актёрами: заяц, лиса, волк, медведь | 1 | |
33 | Выступление на празднике перед родителями и детьми. Анализ игры. | 1 | |
Календарно-тематический план 2 класс
№ п/п | Название темы. | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
| Основы театральной культуры, культура общения. | 4 | | |
1 | Ознакомление с профессией гримёра. | 1 | | Ищут материал о театральных профессиях. Знакомятся с особенностями профессий. Выполняют упражнения на правильное интонирование. |
2 | Ознакомление с профессией костюмера. | 1 | |
3 | Золотое правило общения. | 1 | |
4 | Спектакль глазами актёров и зрителей. | 1 | |
| Сценическая речь. | 6 | |
5 | Логическое ударение. | 1 | |
6 | Логическая пауза. | 1 | |
7 | Работа над дикцией. | 1 | |
8 | Темп речи, сила голоса. | 1 | |
9 | Интонация. | 1 | |
10 | Упражнения на правильное интонирование | 1 | |
| Кукловождение. | 2 | | |
11 | Гармоничное слияние актёра с куклой. | 1 | | Отрабатывают правила вождения кукол |
12 | Маленькие хитрости кукловождения. | 1 | |
| Работа над кукольным спектаклем | 22 | | Знакомятся с пьесами, сравнивают,выбирают. Усваивает основную конструкцию спектакля: завязка – кульминация – развязка. Взаимодействуют в группе. Анализируют исправляют недочёты. |
13 | «Советы здоровья». Распределение ролей. | 1 | |
14 | Изготовление декораций. | 1 | |
15 | Работа с актёрами: лиса, медведь. | 1 | |
16 | Работа с актёрами: ёжик, волк, Доктор Айболит | 1 | |
17 | Репетиция сказки. «Советы здоровья» | 1 | |
18 | Выступление перед детьми и родителями. Анализ игры. | 1 | |
19 | Распределение ролей сказки «Красная книга». | 1 | |
20 | Изготовление декораций. | 1 | |
21 | Работа с актёрами: дед, баба, лиса. | 1 | |
22 | Работа с актёрами: колобок, заяц, волк, медведь. | 1 | |
23 | Репетиция сказки «Красная книга» | 1 | |
24 | Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры. | 1 | |
25 | Распределение ролей сказки «Колосок». Изготовление декораций. | 1 | |
26 | Изготовление декораций. | 1 | |
27 | Работа с актёрами: петрушка, петушок, мышата. | 1 | |
28. | Репетиция сказки «Колосок». | 1 | |
29 | Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры. | 1 | |
30 | Распределение ролей сказки «Петух и собака». | 1 | |
31 | Изготовление декораций. | 1 | |
32 33 | Работа с актёрами: петух, собака, лиса. Репетиция сказки «Петух и собака» | 1 1 | |
34 | Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры. | 1 | |
Календарно-тематический план 3 класс
№ п/п | Название темы. | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся |
| Основы театральной культуры, культура общения. | 5 | | |
1 | Рождение спектакля. Ознакомление с профессией осветителя. | 1 | | Подбирают материал о профессиях в театре. |
2 | Ознакомление с профессией звукорежиссёра. | 1 | |
3 | Повседневный этикет. | 1 | |
4 | Различные виды театрального искусства. | 1 | | Выделяют признаки драмы, комедии. Составляют сюжетные рассказы, инсценируют |
5 | Драма, комедия. | 1 | |
| Сценическая речь. | 6 | |
6 | Сюжетные рассказы. | 1 | |
7 | Составление сюжетных рассказов. | 1 | |
8 | Инсценировка сюжетных рассказов. | 1 | |
9 | Составление и инсценировка сюжетных рассказов | 1 | |
10 | Логическое ударение. Ключевые слова. | 1 | | |
11 | Логическая пауза, ритм | 1 | |
| Кукловождение. | 2 | |
12 | Всё может быть всем. | 1 | |
13 | «Ожившие» предметы. | 1 | |
| Работа над спектаклем. | 21 | | Подбирают и изготавливают декорации, костюмы для кукол. Выделяют главные и прмежуточные события в пьесе, анализируют, работают над образом. Взаимодействуют в коллективе. |
14 | Распределение ролей постановки «Пропавший торт». | 1 | |
15 | Изготовление декораций. | 1 | |
16 | Работа с актёрами: Иван, колобок, кот, Леший. | 1 | |
17 | Работа с актёрами: Змей Горыныч, медведь, Кикимора. | 1 | |
18 | Репетиция сказки «Пропавший торт» | 1 | |
19 | Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры. | 1 | |
20 | Распределение ролей сказки «Мороз Иванович». | 1 | |
21 | Изготовление декораций, костюмов для кукол. | 1 | |
22 | Работа с актёрами: Рукодельница, нянюшка, Ленивица, Мороз Иванович. | 1 | |
23 | Репетиция сказки «Мороз Иванович». | 1 | |
24 | Выступление перед ребятами. Анализ игры | 1 | |
25 | Распределение ролей постановки «Светофорик». | 1 | |
26 | Изготовление декораций. | 1 | |
27 | Работа с актёрами: Светофорик, медведь, волк, заяц. | 1 | | |
28 | Репетиция сказки «Светофорик» | 1 | |
29 | Выступление перед ребятами. Анализ игры. | 1 | |
30 | Распределение ролей сказки «Лисичка сестричка и волк». | 1 | |
31 | Изготовление декораций. | 1 | |
32 | Работа с актёрами: дед, баба, волк, лиса. | 1 | |
33 | Репетиция сказки «Лисичка сестричка и волк» | 1 | |
34 | Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры | 1 | |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п/п | Название темы. | Количество часов | Дата | Характеристик деятельности учащихся |
| Основы театральной культуры, культура общения. | 6 | | |
1 | Знакомство с историей развития кукольных театров России. | 1 | | Подбирают материал об истории развития театров России. Посещают представления Знакомятся с театральными играми |
2. | Театр снаружи и внутри. | 1 | |
3 | Как правильно общаться. | 1 | |
4 | Как правильно общаться. Мини сценки. | 1 | |
5 | Общие правила нравственности. | 1 | |
6 | Дари людям радость. | 1 | |
| Сценическая речь. | 6 | |
7 | Театральные игры. | 1 | |
8 | Игра: «Крокодил». | 1 | |
9 | Игра «День ночь». | 1 | |
10 | Игра «Море волнуется раз». | 1 | |
11 | Игра «Весёлые обезьянки». | 1 | |
12 | Игра: «Повар». | 1 | |
| Работа над спектаклем. | 22 | | |
13 | Распределение ролей спектакля «Козочка». | 1 | | Подбирают, анализируют пьесы. Определяют сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры, то, в какое время происходят действия в спектакле, какие приметы времени об этом говорят. Знакомят зрителей с экологическими проблемами. Дарят радость. |
14 | Изготовление декораций | 1 | |
15 | Работа с актёрами: козочка, бабушка, пёс. | 1 | |
16 | Работа с актёрами: волк, мышка, белочка, дятел. | 1 | |
17 | Репетиция сказки «Козочка» | 1 | |
18 | Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры. | 1 | |
19 20 | Распределение ролей сказки «По щучьему веленью». Изготовление декораций. | 1 1 | |
21 | Работа с актёрами: Емеля, царь, царевна, щука. | 1 | |
22 | Работа с актёрами: врач, боярин, нянька. | 1 | |
23 | Репетиция сказки «По щучьему веленью» | 1 | |
24 | Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры. | 1 | |
25 | «Жили-были». Распределение ролей. | 1 | |
26 | Изготовление декораций, костюмов для кукол. | 1 | |
27 | Работа с актёрами пьесы-сказки «Жили-были». | 1 | |
28 | Репетиция сказки «Жили-были» | 1 | |
29 | Выступление перед родителями и детьми. Анализ игры. | 1 | |
30 | Распределение ролей постановки «Урок вежливости». | 1 | |
31 | Изготовление декораций, костюмов для кукол. | 1 | |
32 | Работа с актёрами постановки «Урок вежливости». | 1 | |
33 | Репетиция кукольной постановки «Урок вежливости « | 1 | |
34 | Выступление перед родителями и ребятами. Анализ игры | 1 | |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для учителя:
Безымянная, О. Школьный театр [Текст] / О. Безымянная. – М.: Рольф, 2001.
Еценко, В. Г. Кукольный театр в школе [Текст] / В.Г.Еценко. – Новосибирск: Издательская компания «Лада», 2001
Караманенко, Т. Н. Кукольный театр – дошкольникам. Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек [Текст]: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов / Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1982.
Крутенкова, А. Д. Кукольный театр [Текст] / А. Д. Крутенкова – Волгоград: Учитель, 2009. – 200 с.
Лебединский, А. Театр в чемодане [Текст] / А. Лебединский. – М.: Искусство, 1977.
Мирясова, В. И. Играем в театр [Текст] / В. И. Мирясова. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Пособия для учащихся:
Начинающим актёрам [Текст] / ред.-сост. Л. И. Жук. – Минск: ООО «Красико-Принт», 2002.
Поляк, Л. Я. Театр сказок [Текст] / Л. Я. Поляк. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Плотников, В. Куклы. «История в картинках» [Текст] / В. Плотников. – Челябинск: Урал, 1996.
Оборудование: ширма, перчаточные куклы, декорации, ткань, картон, гуашь, ножницы, нитки, тесьма.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Первый уровень результатов (1 год) – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-3 год) – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов (4 год) – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которой немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Перечень ключевых слов
Театр, ширма, перчаточная кукла, декорации, гримёр, костюмер, актёр, осветитель, режиссёр, кукловод, звукорежиссёр, логическое ударение
Список использованных источников
Волкова, В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. – СПб.: Планета Музыки, 2016. – 160 c.
Голышева И. А., Сбитнева Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 659-662.
Григорьева, О.А. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / О.А. Григорьева. – СПб.: Лань, 2015. – 256 c.
Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. – СПб.: Планета Музыки, 2015. – 256 c.
Ронами Т. Ю. Театральная деятельность в начальной школе Текст. / Т. Ю. Ронами, //, -М.: Начальная школа, 2009, № 7 С.121–123.
Цукасова, Л.В. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы / Л.В. Цукасова, Л.А. Волков. – М.: КД Либроком, 2014. – 192 c.