Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для основной общеобразовательной школы 5-6 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 с последующими изменениями;
Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная федеральным, учебно-методическим объединением по общему образованию 2015 года
Примерной программы основного общего образования и авторской программы Ю.Н. Макарычева; Математика. М.: Просвещение, 2010.
Сборника рабочих программ АЛГЕБРА 7-9 классы: пособие для учителей образовательных организаций. Составитель Т.А. Бурмистрова. – Москва: Просвещение 2014 год
Используемый учебно-методический комплект
Алгебра: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2015
Мартышова С.И. Контрольно-измерительные материалы. Алгебра. 7 класс. М.: ВАКО, 2014;
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. и др. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 7 класса. М.: ИЛЕКСА, 2014;
Звавич, Л. И. Дидактические материалы по алгебре. 7 класс. М. : Просвещение, 2013.
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план на изучение алгебры в 7 классе отводит 4 часа в неделю, в течение 35 недель обучения ,всего – 140 часов (учебных занятий). Из них контрольных работ – 9ч. + итоговая контрольная работа. В 8 классе 4 часа в неделю, в течении 35 недель, всего 140 часов. Из них тематических контрольных работ 9ч. + итоговая. В 9 классе 4 часа в неделю, в течении 35 недель, всего 140 часов. Из них тематических контрольных работ 7 часов + пробный экзамен.
Временные затраты
класс | Количество часов в неделю | Количество часов в год по примерной программе | Количество часов в год по рабочей программе |
7 класс | 4 | 140 | 134 |
8 класс | 4 | 140 | 130 |
9 класс | 4 | 140 | 136 |
Итого: | 420 | 400 |
Срок реализации рабочей учебной программы – три учебных года.
Цели обучения
1) формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
2) развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
3) формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности.
Задачи:
овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин;
способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные математической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формировать представления об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средствах моделирования явлений и процессов;
воспитывать культуру личности, отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
выявление и формирование математических и творческих способностей.
Содержание программы алгебры 7 класса на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Глава и ее содержание | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года. |
1 | Выражения, тождества, уравнения. Выражения. Преобразование выражений. Уравнения с одной переменной. Статистические характеристики. | 26 | 26 |
2 | Функции. Функции и их графики. Линейная функция. | 18 | 18 |
3 | Степень с натуральным показателем. Степень и ее свойства. Одночлены. | 18 | 19 |
4 | Многочлены. Сумма и разность многочленов. Произведение одночлена и многочлена. Произведение многочленов. | 23 | 24 |
5 | Формулы сокращенного умножения. Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Сумма и разность кубов. Преобразование целых выражений. | 23 | 23 |
6 | Системы линейных уравнений. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы. Решение систем линейных уравнений. | 17 | 18 |
10 | Повторение | 11 | 9 (с учетом повторения в начале учебного года) |
11 | Резерв | 4 | - |
| Итого | 140 | 137 |
Требования к результатам освоения содержания курса алгебры 7 класса
В предметном направлении:
умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
умение решать линейные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных;
умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Содержание программы алгебры 8 класса на 2018-2019 учебный год
№ п/п | Глава и ее содержание | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года. |
1 | Рациональные дроби. Рациональные дроби и их свойства. Сумма и разность дробей. Произведение и частное дробей. | 30 | |
2 | Квадратные корни. Действительные числа. Арифметический квадратный корень. Свойства арифметического квадратного корня. Применение свойств арифметического квадратного корня. | 25 | |
3 | Квадратные уравнения. Квадратное уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. | 30 | |
4 | Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Неравенства с одной переменной и их системы. | 24 | |
5 | Степень с целым показателем. Элементы статистики. Степень с целым показателем и ее свойства. Элементы статистики. | 13 | |
10 | Повторение | 14 | |
11 | Резерв | 5 | |
| Итого | 140 | |
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию 8 класса
В ходе преподавания алгебры 8 класса, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
-составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соотв. вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-решать линейные, квадратные уравнения и рациональных уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений;
-решать линейные с одной переменной и их системы;
-решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-изображать числа точками на координатной прямой;
-определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-выполнения расчётов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-описания зависимостей между физическими величинами соотв. формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
Элементы статистики
-извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-вычислять средние значения результатов измерений;
-находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц; -решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объёмов, времени, скорости;
-понимания статистических утверждений.
Содержание программы алгебры 9 класса на 2019-2020 учебный год
№ п/п | Глава и ее содержание | Кол-во часов по примерной программе | Кол-во часов по рабочей программе с учетом особенностей календарного графика учебного года. |
1 | Квадратичная функция. Функции и их свойства. Квадратный трехчлен. Квадратичная функция и ее свойства. Степенная функция. Корень п-й степени. | 29 | |
2 | Уравнения и неравенства с одной переменной. Уравнения с одной переменной. Неравенства с одной переменной. | 20 | |
3 | Уравнения и неравенства с двумя переменными. Уравнения с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными и их системы. | 24 | |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Арифметическая прогрессия. Геометрическая прогрессия. | 17 | |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Элементы комбинаторики. Начальные сведения из теории вероятностей. | 17 | |
10 | Повторение | 29 | |
11 | Резерв | | |
| Итого | 140 | |
Планируемые результаты изучения курса алгебры 9 класса
В ходе преподавания алгебры в 9 классе следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Планируемые результаты выпускника за курс алгебры 7-9 класс
Изучая действительные числа,
выпускники должны научиться:
использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
оперировать понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускники смогут развить:
Изучая измерения, приближения, оценки,
выпускники должны научиться:
Выпускники смогут понять:
что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближенными, что по записи приближенных значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Изучая алгебраические выражения,
выпускники должны научиться:
преобразование», решать задачи, содержащие буквенныеданные; работать с формулами;
выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускники смогут научиться:
выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приемов;
применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего и наименьшего значений выражения).
Изучая уравнения,
выпускники должны научиться:
yрешать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускники смогут:
овладеть специальными приемами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Изучая неравенства,
выпускники должны научиться:
понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускники смогут научиться:
разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Изучая основные понятия, числовые функции,
выпускники должны научиться:
понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускники смогут научиться:
проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
Изучая числовые последовательности,
выпускники должны научиться:
понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускники смогут научиться:
решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Изучая описательную статистику,
выпускники должны научиться:
Выпускники смогут приобрести:
первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы.
Изучая случайные события и вероятность,
выпускники должны научиться:
Выпускники смогут приобрести:
Изучая комбинаторику,
выпускники должны научиться:
Выпускники смогут научиться:
Календарный график контрольных работ по алгебре 7 класс
| Тема | Дата проведения в 7А | Дата проведения в 7Б |
№ 1 | Выражения. Тождества. | 25.09.17 | 25.09.17 |
№ 2 | Уравнения с одной переменной. | 11.10.17 | 11.10.17 |
| Входная контрольная работа. | 21.10.17 | 21.10.17 |
№ 3 | Линейная функция. | 28.11.17 | 29.11.17 |
| Полугодовая контрольная работа. | 16.12.17 | 16.12.17 |
№ 4 | Степень с натуральным показателем. | 13.01.18 | 13.01.18 |
№ 5 | Сложение и вычитание многочленов. | 05.02.18 | 05.02.18 |
№ 6 | Умножение многочленов. | 24.02.18 | 24.02.18 |
№ 7 | Формулы сокращенного умножения. | 19.03.18 | 19.03.18 |
№ 8 | Преобразование целых выражений. | 11.04.18 | 11.04.18 |
№ 9 | Системы линейных уравнений. | 12.05.18 | 14.05.18 |
| Годовая контрольная работа. | 16.05.18 | 19.05.18 |
Календарный график контрольных работ по алгебре 8 класс
| Тема | Дата проведения |
№ 1 | Рациональные дроби. Сумма и разность дробей. | |
| Входная контрольная работа | |
№ 2 | Преобразования рациональных выражений. | |
№ 3 | Арифметический квадратный корень и его свойства. | |
№ 4 | Применение свойств арифметического квадратного корня. | |
| Полугодовая контрольная работа. | |
№ 5 | Квадратное уравнение и его корни. | |
№ 6 | Дробные рациональные уравнения. | |
№ 7 | Числовые неравенства и его свойства. | |
№ 8 | Неравенства с одной переменной и их системы. | |
№ 9 | Степень с целым показателем и ее свойства. | |
| Годовая контрольная работа. | |