Рабочая программа
курса духовно- краеведческой направленности «Мой край»
Возраст – 7-8лет
Сроки реализации –1 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Мой край» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф;
- в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа курса духовно- краеведческой направленности « Мой край» разработана на основе и в поддержку курса «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.
-основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год.
- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год.
Актуальность программы заключается в том, что для современного человека важнейшей стала задача восстановления культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребёнка, жизни его семьи. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств, следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через осознание своей значимости, неповторимости.
Основная педагогическая идея - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является динамичность её форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что они из класса, по возможности переносится в ту среду, которая изучается (парк, водоём, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждение, предприятие). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе, т. е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы проводится глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.
В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:
-принцип следования нравственному примеру;
-принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;
-принцип научной организации;
-принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
-принцип системности во взаимодействии урочного и внеурочного образования;
-принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
-принцип личностно-деятельностного подхода;
-принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);
-принцип идентификации (персонификации);
-принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;
-принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;
- принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей;
- принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя;
-принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Описание ценностных ориентиров содержания курса.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность- долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- личность- саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
- труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
- природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Содержание курса отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно- обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Одной из основных задач обучения в рамках курса является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие. Оно включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главным приёмом становится приём сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.
В курсе широко используются местные ресурсы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.
Сроки реализации программы и режим занятий.
Данная программа курса «Мой край» рассчитана на 4 года : 35 часов в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 36 часов для обучающихся 2 – 4 классов. Продолжительность занятий 35 минут (1-е полугодие 1 класс) и 45 мин (2-е полугодие 1 класс, 2-4 классы), в рамках вне учебного компонента. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.
Форма организации работы по программе в основном - коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, презентаций, заочные путешествия.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, игры с использованием компьютерной техники, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, поделок для ветеранов, родителей, выставки, создание творческих проектов, подготовка мини-проектов, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов; консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, выступлению), участие в акциях.
В условиях необходимости формирования универсальных учебных действий чаще предполагается использование методов, организующих самостоятельную работу учащихся - активных методов, по сравнению с пассивными, при которых учащиеся только слушают и смотрят.
Наряду с традиционными методами (словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный и др.), в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, краеведческо-туристские технологии, проектные технологии.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает метод проектов. Он способствует формированию положительной мотивации учащихся, самостоятельному овладению знаниями, развитию универсальных учебных действий. Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это - детская самостоятельность, это - конкретное практическое творческое дело, это метод практически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность, и поэтому её необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. В соответствии с возрастом обучающихся, наиболее используемыми являются: информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения; игровые проекты, в которых, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, даёт выход за границы учебной деятельности.
Не только при работе над проектом, но и на других занятиях широко используется исследовательская деятельность - это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных младшему школьнику.
Требования к уровню подготовки учащихся осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате реализации программы «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия:
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;
- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край, народ и его историю, осознание ответственности за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувства прекрасного на основе знакомства с культурой родного края;
- уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;
- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.
Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. школьники научатся:
- принимать и выполнять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия;
-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
-овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику РФ, Кировской области, города Кирова, города Кирово-Чепецка
- описывать достопримечательности города Кирова и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной, сельской библиотек, ресурсов Интернет;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Кировской области и атласом;
- работать с картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности в группе, паре;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся должны знать:
- название страны, региона, где живет учащийся, районного города, своего села, улицы;
- символику страны, края, города, села;
- традиции русского народа, населения края и семьи;
- достопримечательности родного края, известных людей края, земляков;
- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;
- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу Кировской области
- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
- водоемы, их значение и меры охраны;
- полезные ископаемые, особенности почв региона;
- технологию изготовления поделок из природного материала.
- правила ТБ на занятия, правила поведения в музее.
Обучающиеся должны научиться :
- работать с картой;
- собирать, анализировать, оформлять информацию, результаты простейшей исследовательской и поисковой деятельности;
- видеть и понимать красоту живой природы;
- вести простейшие наблюдения в природе;
- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
- проводить самостоятельно наблюдения в природе;
- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
- самостоятельно находить в литературе и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;
- составлять небольшие рассказы, мини-проекты о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.
Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:
- патриотизм и гуманизм;
- любовь к людям и природе;
- ответственное отношение к окружающей среде;
- доброжелательность к живым существам;
- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
-доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека,
-культура общения
-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- приобретение практических навыков поведения в природе;
- активная жизненная позиция детей;
- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
- разумное отношение к своему здоровью;
-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
-способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;
- направленность личности в профессиональном выборе;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
- выбор личных, жизненных приоритетов.
Воспитательные результаты обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинга.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
- ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
- характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
- индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (рассказами, стихами и т.д.).
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения и навыки при составлении кроссвордов.
Формы подведения итогов:
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),
- участие в социальных акциях,
- выставки рисунков;
- защита проектов;
- создание и пополнение папки «История моей семьи»;
- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;
- оформление страниц Портфолио ученика.
- конференции (участие обучающихся в классных, школьных мероприятиях)
Материально-техническое обеспечение курса.
1.Карты:
Карта Кирово-Чепецкого района
Карта Кировской области.
2. Презентации, электронные ресурсы.
3. Компьютер.
4. Проектор, экран.
5. Материалы для оформления и творчества детей.
6. Канцелярские принадлежности.
7. Гербарии растений нашего края.
Учебно - тематический план.
№ темы | Название темы | Всего часов |
1. | Моя маленькая родина. Наш район, районный город | 44часа |
2. | Наша область | 67 часов |
3. | Люди нашего края | 20 часов |
4. | Итоговое занятие | 12 часов |
| Итого | 143 часа |
Программа содержит три основных раздела: «Моя маленькая родина. Наш район, районный город», «Наша область», «Люди нашего края». Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Таким образом, программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне.
Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живешь, району, области. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности деревни, города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Кирово-Чепецкого района и Кировской области, о богатстве растительного и животного мира.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “Мой край”
1 КЛАСС
1. Введение (1ч)
Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.
2.
Учебно - тематический план. 1 класс.
№ | Тема | Содержание занятия Форма проведения | Теория | Практика | Дата |
Тема 1.Моя маленькая родина. Наш район, районный город. |
1 | Введение. Что мы будем изучать? | Где мы живем. Край твоих предков. История села Филиппово. Экскурсия по селу на тему «Мой край». | 0,5 | 0,5 | |
2 | Моя школа – мой дом. | Рассказ - экскурсия о нашей школе. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. | 0,5 | 0,5 | |
3 | Из истории школы. Традиции школы. | Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения. | 1 | | |
4 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. | Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет) Практическая работа: индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой. | 0,5 | 0,5 | |
5 | Учреждения нашего села. | Экскурсия на почту, в библиотеку. | 0,5 | 0,5 | |
6 | Где и кем работают родители. | Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии. | 0,5 | 0,5 | |
7 | Символы нашего села, города Кирово-Чепецка. | Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города Кирово-Чепецка, герба села Филиппово | 0,5 | 0,5 | |
8-9 | Заочная экскурсия по городу Кирово-Чепецку. Учреждения и предприятия. | Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. Заочное путешествие по г. Кирово-Чепецку. Просмотр презентаций | 1 | 1 | |
10 | Четыре времени года в нашем крае. Осень.Осенние приметы. | Экскурсия. Наблюдение. Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой и живой природе. | 0,5 | 0,5 | |
11 | Конкурс рисунков «Наше село» | Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса. | | 1 | |
| 17 | Тема 2.Наша область. | | | |
12 | Географическое положение Кировской области. Наша область на карте России | Беседа. Сформировать представление о территории области, городах и поселках. Практическая работа: Кировская область на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. | 0,5 | 0,5 | |
13 | История края, его границы, герб, гимн, флаг. | Сформировать представление об истории возникновения и развития Кировской области. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области. | 0,5 | 0,5 | |
14-15 | Знакомство с народными промыслами Вятского края. | Заочная экскурсия. Практическая работа: рисование на тему «Дымковская игрушка». Раскрашивание матрешки. | 1 | 1 | |
16 | Традиции и праздники родного края. | Ролевая игра, подвижные игры. | 0,5 | 0,5 | |
17-18 | Проектная работа. «Родной край» Выставка | Проектная работа. Выставка (рисунки, поделки). Организация выставки. | 1 | 1 | |
19 | Четыре времени года в нашем крае. Зима. | Экскурсия. Наблюдение. Снег и снежинки. Опасные явления природы зимой в нашем крае. Гололёд, снегопад. | 0,5 | 0,5 | |
20-21 | Растительность нашего края. Разнообразие растений. | Беседа: создать у учащихся представление о флоре области. Разнообразие растений. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории области. Наши леса. Многообразие древесных растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов). Берёза — символ России. | 1 | 1 | |
22 | Красная книга Кировской области. Растения. | Беседа: значение растений в жизни человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах. | 0,5 | 0,5 | |
23 | Животный мир Кировской области | Разнообразие животного мира нашей области. Кто живет в наших лесах? Знакомство с многообразием животного мира лесов. Приспособления к жизни в лесу. Ролевая игра «Кто где живет?» | 0,5 | 0,5 | |
24 | Красная книга Кировской области. Животные. | Животные и птицы «Красной книги». Просмотр презентации. Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу нашей области, обитающие на её территории | 0,5 | 0,5 | |
25 | Проектная работа. Составление Красной книги своего края на основе рисунков детей. | Проектная работа. | | 1 | |
26-27 | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки. | Фронтальная беседа. Обучение работы с картой, умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах. | 1 | 1 | |
28 | Четыре времени года в нашем крае. Весна. | Экскурсия. Наблюдения. Приметы и признаки весны. Весенние явления в жизни природы. | | 1 | |
29 | День птиц. | Проектная работа. | | 1 | |
30 | Что растет на полях нашей области. | Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах нашего края. Устное описание растения (по выбору) | 0,5 | 0,5 | |
31 | Четыре времени года в нашем крае. Лето. | Опасные явления природы летом в нашем крае, их последствия. «Шутки» молнии. Град, ливень, наводнение, смерч, засуха. | 0,5 | 0,5 | |
| 3 | Тема3. Люди нашего края. | | | |
32 | Труд людей нашего края. Знатные труженики села и района. | Фронтальная беседа: Дать первичные сведения о крупных предприятиях области, о людях, работающих на них. Встреча с тружениками села. | Беседа. Посещение школьного музея. | | |
33 | Известные люди Кировской области. | Заочное знакомство с людьми, прославившими наш край. Презентация. | 0,5 | 0,5 | |
| 1 | Итоговое занятие. | | | |
34 | Мы хотим Вам рассказать… | Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной. | | | |