СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса духовно - краеведческой направленности «Мой край»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса духовно - краеведческой направленности «Мой край»»

Рабочая программа

курса духовно- краеведческой направленности «Мой край»


Возраст – 7-8лет

Сроки реализации –1 год


Пояснительная записка


Рабочая программа курса «Мой край» разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,

- Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М.: Вентана - Граф;

- в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа курса духовно- краеведческой направленности « Мой край» разработана на основе и в поддержку курса «Окружающий мир» УМК «Школа России», авторская программа А.А. Плешакова «Окружающий мир», Сборник рабочих программ «Школа России» под редакцией Е.С. Галанжиной. М. 2013.

-основной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год.

- годового календарного учебного графика МКОУ СОШ с. Филиппово на 2017-2018 учебный год.


Актуальность программы заключается в том, что для современного человека важнейшей стала задача восстановления культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребёнка, жизни его семьи. Именно в этом возрасте в силу его психологических особенностей необходимо формировать представления о малой родине, Отечестве, показывать неразрывную связь истории семьи с историей страны. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времён, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание духовно-нравственных, патриотических чувств, следует проводить через осознание ребёнком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через осознание своей значимости, неповторимости.

Основная педагогическая идея - воспитание, со­циально-педагогическая поддержка становления и разви­тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования - высоконравственный, творчес­кий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответ­ственность за настоящее и будущее своей страны, уко­ренённый в духовных и культурных традициях многона­ционального народа Российской Федерации.

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу является динамичность её форм. Принципиальное изменение форм организации занятий заключается в том, что они из класса, по возможности переносится в ту среду, которая изучается (парк, водоём, пришкольный участок, музей, улица, дом, место отдыха, учреждение, предприятие). Как можно больше экскурсий, целевых прогулок, тематических игр и праздников на воздухе, т. е. необходимо расширение образовательного пространства. В ходе воспитательной работы проводится глубокое изучение систем правил поведения и жизнедеятельности детей.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего об­разования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы:

-принцип следования нравственному примеру;

-принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей;

 -принцип научной организации;

 -принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;

 -принцип системности во взаимодействии урочного и внеурочного образования;

 -принцип непрерывности и преемственности процесса образования;

 -принцип личностно-деятельностного подхода;

 -принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка);

 -принцип идентификации (персонификации);

 -принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов;

-принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детям разного уровня социализации;

 - принцип вариативности, предусматривающий учет интересов детей;

- принцип следования нравственному примеру. Следова­ние примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным со­держанием национальный воспитательный идеал. Особое зна­чение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя;

-принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос­приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яр­кие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че­ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Описание ценностных ориентиров содержания курса.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

- патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

- социальная солидарность - свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность- долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;

- семья - любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- личность- саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

- труд и творчество- уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

- наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

- традиционные религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетичес­кое развитие;

- природа- эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

Содержание курса отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно- обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Одной из основных задач обучения в рамках курса является формирование деятельности наблюдения. Основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие. Оно включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Главным приёмом становится приём сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.

В курсе широко используются местные ресурсы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Сроки реализации программы и режим занятий.

Данная программа курса «Мой край» рассчитана на 4 года : 35 часов в год (1 час в неделю) для обучающих 1 классов и 36 часов для обучающихся 2 – 4 классов. Продолжительность занятий 35 минут (1-е полугодие 1 класс) и 45 мин (2-е полугодие 1 класс, 2-4 классы), в рамках вне учебного компонента. Возраст детей, участвующих в реализации программы, 7-10 лет.

Форма организации работы по программе в основном - коллективная, но также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, презентаций, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, игры с использованием компьютерной техники, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, поделок для ветеранов, родителей, выставки, создание творческих проектов, подготовка мини-проектов, составление и разгадывание кроссвордов, ребусов; консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, выступлению), участие в акциях.

В условиях необходимости формирования универсальных учебных действий чаще предполагается использование методов, организующих  самостоятельную  работу учащихся - активных методов, по сравнению с пассивными, при которых учащиеся  только слушают и смотрят.

Наряду с традиционными методами (словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный и др.), в программе используются современные технологии и методики: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, краеведческо-туристские технологии, проектные технологии.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает метод проектов.  Он способствует формированию положительной мотивации учащихся, самостоятельному овладению знаниями, развитию универсальных учебных действий. Проект- это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это - детская самостоятельность, это - конкретное практическое творческое дело, это метод практически организованного освоения ребёнком окружающей среды. Эта технология предполагает получение знаний через исследовательскую деятельность, и поэтому её необходимо осваивать в практике краеведческой деятельности. В соответствии с возрастом обучающихся, наиболее используемыми являются: информационные проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения; игровые проекты, в которых, участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Предлагаемая проектная деятельность, как наиболее отвечающая современным реалиям, даёт выход за границы учебной деятельности.

Не только при работе над проектом, но и на других занятиях широко используется исследовательская деятельность - это исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей учащихся. Это, прежде всего, наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, известных взрослым, но неизвестных младшему школьнику.

Требования к уровню подготовки учащихся осуществляются  в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы  «Мой край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате реализации программы «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные универсальные учебные действия:

- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, свой край, народ и его историю, осознание ответственности за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- чувства прекрасного на основе знакомства с культурой родного края;

- уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов;

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей.

Регулятивные универсальные учебные действия, т.е. школьники научатся: 

- принимать и выполнять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия;

-понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

-овладеть основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов;

- выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

- отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- узнавать символику РФ, Кировской области, города Кирова, города Кирово-Чепецка

- описывать достопримечательности города Кирова и родного края;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной, сельской библиотек, ресурсов  Интернет;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы  при работе с картой контурной, картой Кировской области и атласом;

- работать с картой;

- находить на карте свой регион и его главный город;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- устанавливать аналогии.

Коммуникативные универсальные учебные действия, т.е. научатся: 

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности в группе, паре;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

- задавать вопросы;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Прогнозируемые результаты:

Обучающиеся должны знать:

- название страны, региона, где живет учащийся, районного города, своего села, улицы;

- символику страны, края, города, села;

- традиции русского народа, населения края и семьи;

- достопримечательности родного края, известных людей края, земляков;

- правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в Красную книгу;

- окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие  цветочно-декоративных растений, занесенных в Красную книгу Кировской области

- существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;

- водоемы, их значение и меры охраны;

- полезные ископаемые, особенности почв региона;

- технологию изготовления поделок из природного материала.

- правила ТБ на занятия, правила поведения в музее.

Обучающиеся должны научиться :

- работать с картой;

- собирать, анализировать, оформлять информацию, результаты простейшей исследовательской и поисковой деятельности;

- видеть и понимать красоту живой природы;

- вести простейшие наблюдения в природе;

- воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;

- проводить самостоятельно наблюдения в природе;

- распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;

- сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;

- самостоятельно находить в литературе и дополнительных источниках сведения по определенной тематике и излагать их в виде сообщений или рассказа;

- составлять небольшие рассказы, мини-проекты о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины.

Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

- патриотизм и гуманизм;

- любовь к людям и природе;

- ответственное отношение к окружающей среде;

- доброжелательность к живым существам;

- стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;

-доброта, взаимопонимание, милосердие, вера в созидательные способности человека,

-культура общения

-стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:

- приобретение практических навыков поведения в природе;

- активная жизненная позиция детей;

- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;

- разумное отношение к своему здоровью;

-сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;

-способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;

- направленность личности в профессиональном выборе;

- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;

- выбор личных, жизненных приоритетов.

Воспитательные результаты обу­чающихся распределяются по трём уровням.

  Первый уровень результатов - приобретение обучаю­щимися социальных знаний (об общественных нормах, уст­ройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понима­ния социальной реальности и повседневной жизни. Для дос­тижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основ­ном и дополнительном образовании) как значимыми для не­го носителями положительного социального знания и повсе­дневного опыта.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня резуль­татов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практи­ческое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным че­ловеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представите­лями различных социальных субъектов за пределами образо­вательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому су­щественно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;   на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной соци­ально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реаль­но действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обу­чающихся достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

 Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинга.

К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:

-    ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);

-   характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);

-  индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).

 Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой, морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (рассказами, стихами и т.д.).

Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения и навыки при составлении кроссвордов.

Формы подведения итогов:

Формы подведения итогов реализации данной программы:

- участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального),

- участие в социальных акциях,

- выставки рисунков;

- защита проектов;

- создание и пополнение папки «История моей семьи»;

- выпуски тематических стенгазет, оформление тематических выставок;

- оформление страниц Портфолио ученика.

- конференции  (участие  обучающихся в классных, школьных мероприятиях)

Материально-техническое обеспечение курса.

1.Карты:

Карта Кирово-Чепецкого района

Карта Кировской области.

2. Презентации, электронные ресурсы.

3. Компьютер.

4. Проектор, экран.

5. Материалы для оформления и творчества детей.

6. Канцелярские принадлежности.

7. Гербарии   растений нашего края.

Учебно - тематический план.

темы

Название темы

Всего часов

  1.

Моя маленькая родина. Наш район, районный город

44часа

  2.

Наша область

67 часов

  3.

Люди нашего края

20 часов

  4.

Итоговое занятие

12 часов


Итого

143 часа



Программа содержит три основных раздела: «Моя маленькая родина. Наш район, районный город», «Наша область», «Люди нашего края».  Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться  и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы. Таким образом, программа дает материал по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком уровне. 

Программа первого года обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живешь, району, области. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности деревни, города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа  предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях Кирово-Чепецкого района и Кировской области, о богатстве растительного и животного мира.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ “Мой край”

 1 КЛАСС

1. Введение (1ч)

Что такое “Краеведение”, что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.

2.



Учебно - тематический план. 1 класс.

Тема

Содержание занятия

Форма проведения

Теория

Практика

Дата

Тема 1.Моя маленькая родина. Наш район, районный город.

1

Введение. Что мы будем изучать?


Где мы живем. Край твоих предков. История села Филиппово. Экскурсия по селу на тему «Мой край».

0,5

0,5


2

Моя школа – мой дом.


Рассказ - экскурсия о нашей школе.

Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

0,5

0,5


3

Из истории школы. Традиции школы.

Беседа о школе, история школы, символика. Правила поведения.

1



4

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живет) Практическая работа:  индивидуальная, самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой.

0,5

0,5


5

Учреждения нашего села.

Экскурсия на почту, в библиотеку.

0,5

0,5


6

Где и кем работают родители.

Работа в парах: где работают мои родители. Практическая работа: Общение с родителями как способ получения информации об их профессии.

0,5

0,5


7

Символы нашего села, города Кирово-Чепецка.

Беседа. Наблюдения. Практическая работа: раскрашивание герба города  Кирово-Чепецка, герба села Филиппово

0,5

0,5


8-9

Заочная экскурсия по городу Кирово-Чепецку. Учреждения и предприятия.

Беседа. Работа в парах: вопросы по содержанию. Заочное путешествие по г. Кирово-Чепецку. Просмотр презентаций

1

1


10

Четыре времени года в нашем крае. Осень.Осенние приметы.

Экскурсия. Наблюдение. Приметы и признаки осени. Народные приметы осени. Осенние изменения в неживой и живой природе.


0,5

0,5


11

Конкурс рисунков «Наше село»


Практическая работа: организация конкурса рисунков. Проектная деятельность. Подведение итога конкурса.


1



17

Тема 2.Наша область.




12

Географическое положение Кировской области. Наша область на карте России

Беседа. Сформировать  представление   о  территории  области, городах  и  поселках. Практическая работа: Кировская область на карте России, обучение умению находить и показывать на физической карте. Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

0,5

0,5


13

История края, его границы, герб, гимн, флаг.

Сформировать  представление   об  истории возникновения и развития Кировской области. Практическая работа: раскрашивание герба, флага нашей области.

0,5

0,5


14-15

Знакомство с народными промыслами Вятского края.

Заочная экскурсия. Практическая работа: рисование на тему «Дымковская игрушка». Раскрашивание матрешки.


1

1


16

Традиции и праздники родного края.

Ролевая игра, подвижные игры.

0,5

0,5


17-18

Проектная работа.

«Родной край» Выставка

Проектная работа.

Выставка (рисунки, поделки). Организация выставки.

1

1


19

Четыре времени года в нашем крае. Зима.

Экскурсия. Наблюдение. Снег и снежинки. Опасные явления природы зимой в нашем крае. Гололёд, снегопад.

 

0,5

0,5


20-21

Растительность нашего края. Разнообразие растений.

Беседа: создать  у  учащихся  представление  о  флоре области. Разнообразие  растений. Практическая работа: рассматривание  гербарных  экземпляров  растений  встречающихся  на  территории  области. Наши леса. Многообразие древесных растений нашей местности. Знакомство с внешним видом и распознавание местных видов древесных растений (всего 3–5 видов).

Берёза — символ России.

1

1


22

Красная книга Кировской области. Растения.

Беседа: значение  растений  в  жизни  человека. Практическая работа: передача своих впечатлений об окружающем мире в рисунках, поделках, устных рассказах.

0,5

0,5


23

Животный мир Кировской области

Разнообразие животного мира нашей области. Кто живет в наших лесах? Знакомство с многообразием животного мира лесов. Приспособления к жизни в лесу. Ролевая игра «Кто где живет?»

0,5

0,5


24

Красная книга Кировской области. Животные.

Животные и птицы «Красной книги». Просмотр презентации. Беседа: живые организмы, занесённые в Красную Книгу нашей области, обитающие на её территории

0,5

0,5


25

Проектная работа. Составление Красной книги своего края на основе рисунков детей.

Проектная работа.


1


26-27

Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки.

Фронтальная беседа. Обучение работы с картой, умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа:  составление правил  поведения  на  водоемах.

1

1


28

Четыре времени года в нашем крае. Весна.

Экскурсия. Наблюдения. Приметы и признаки весны. Весенние явления в жизни природы.


1


29

День птиц.

Проектная работа.


1


30

Что растет на полях нашей области.

Практическая работа: разгадывание загадок о растениях, которые выращивают на полях и огородах  нашего края. Устное описание растения (по выбору)

0,5

0,5


31

Четыре времени года в нашем крае. Лето.

Опасные явления природы летом в нашем крае, их последствия. «Шутки» молнии. Град, ливень, наводнение, смерч, засуха.


0,5

0,5



3

Тема3. Люди нашего края.




32

Труд людей нашего  края. Знатные труженики села и района.

Фронтальная беседа: Дать  первичные  сведения  о крупных  предприятиях области, о людях, работающих на них. Встреча с тружениками села.

Беседа. Посещение школьного музея.



33

Известные люди Кировской области.

Заочное знакомство с людьми, прославившими наш край. Презентация.

0,5

0,5



1

Итоговое занятие





34

Мы хотим Вам рассказать…

Индивидуальная подготовка сообщений, презентаций на тему, показавшуюся самой интересной.