МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. НЕМАНА»
«Рассмотрено» «Утверждаю»
Руководитель МО Директор
учителей начальных классов МАОУ « СОШ №1 г.Немана»
МАОУ «СОШ №1 г.Немана» _______________/Ф.И.О./
________________ /Ф.И.О./
Протокол № ___ от «____» _______ 2018г. Приказ №___ от «__»_______2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
Изобразительное искусство, 2 класс
Составитель:
Норвидене Светлана Николаевна
г. Неман, 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ №1 г. Немана», с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Учебник «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского для 2 класса входит в федеральный перечень учебников (приказ № 253 от 31.03.2014 г. МО РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования») и является составной частью системы учебников «Школа России», издательство «Просвещение», где концептуальной основой является духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.
Цели и задачи курса
Курс «Изобразительное искусство» направлен на достижение следующих целей:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные УУД
Обучающиеся научатся:
• эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
• с гордостью относиться к произведениям искусства выдающихся художников толерантному принятию разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• с гордостью и уважением относиться к творчеству великих художников, рассказывающих в своих произведениях о Родине, о красоте природы.
• оценивать свои и чужие поступки, явления окружающей жизни.
• применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
• использовать различные художественные материалы для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся
• видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптур и др.);
• общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• использовать язык изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;
• ключевым компетенциям художественно-эстетического содержания;
• организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
• читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);
• составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;
• выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;
•оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
• определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?»);
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);
• фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре;
• предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
• оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• использовать различные художественные материалы, приёмы и техники;
отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;
• изображать предметный мир, мир природы и человека в процессе работы с натуры, по памяти, по представлению и на основе фантазии;
• передавать характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• выражать настроение художественными средствами;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• компоновать на плоскости листа и в объеме задуманного художественного образа;
• использовать в художественно-творческой деятельности основы цветоведения;
• использовать знания графической грамоты;
• моделировать из бумаги, лепки из пластилина, навыков изображения средствами аппликации и коллажа;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;
• прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;
• не конфликтовать, использовать вежливые слова;
• в случае спорной ситуации проявлять терпение, идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
• употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения сверстников по выработанным критериям;
Предметные
Обучающиеся научатся:
• понимать цели изучения темы
• ориентироваться в учебной книге, её элементах;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осуществлять подготовку к праздникам; и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями;
• элементарным практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
• коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;
•сотрудничеству с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.
Содержание курса «Изобразительное искусство»
2 класс (34ч)
Как и чем работает художник?
Три основных цвета — желтый, красный, синий.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
Проект: «Фантастический замок».
О чем говорит искусство?
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чем говорят украшения?
Образ здания.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство?
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок.
Проект: Парк аттракционов своей мечты.
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце учебного года в форме творческой работы. Отметки за работу в рамках промежуточной аттестации учитываются в ходе итогового оценивания выпускника начальной школы.
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Методическое обеспечение | Коррекционная работа с обучающимися по АООП НОО с ЗПР |
1 | Модуль. Три основные краски, строящие многоцветье мира. «Цветочная поляна». | 1 | Обучающиеся научатся правилам работы с кистью, смешиванию красок, строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Учебник с.24-27. Демонстрационные: живые цветы, таблицы «Смешение красок»; музыка Чайковского из балета «Спящая красавица». | |
2 | Пять красок - всё богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | 1 | Обучающиеся научатся умению изображать настроение природы, природных стихий, работать с инструментами и материалами художника. Понимать разницу в изображении природы. | Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ смешения цветов; П.И. Чайковский. Осенняя песня. Октябрь. | |
3 | Пастель, цветные мелки, акварель; их выразительные возможности. «Осенний лес». | 1 | Обучающиеся научатся наблюдать за природой, различать её характер и эмоциональное состояние. Умение пользоваться мелками и пастелью и реализовывать с их помощью, свой замысел. | Учебник с.14-17; с.36-37. Демонстрационные: слайды с явлениями природы, репродукции картин И. Левитана и др., практический показ смешения цветов; П.И. Чайковский. Осенняя песня. Октябрь. | |
4 | Модуль. Выразительные возможности аппликации. «Осенний листопад». | 1 | Обучающиеся научатся правил техники безопасности при работе с ножницами. Умение передавать настроение композиции цветом, работать в группе, распределять обязанности, планировать свою работу. | Слайды осеннего леса; асфальта с осенними листьями; осенние листья; Чайковский. Сентябрь, вальсы Шопена. Цветная бумага, листья, клей, ткань, нитки, ножницы, бумага или холст. | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. «Графика зимнего леса». | 1 | Обучающиеся научатся пользоваться новыми материалами для выразительности изображения, пользоваться правилами работы с графическими материалами. | Слайды и фото зимнего леса, репродукции картин с изображением зимнего леса. П. Чайковский. Декабрь. Святки. Г. Гладков. Колыбельная. Черная гуашь, тушь, перо, палочка, тонкая кисть, белая или тонированная бумага, уголь. | |
6 | Выразительность материалов для работы в объёме. «Звери в лесу». | 1 | Обучающиеся научатся различать произведения искусства на плоскости и в пространстве, подбирать материалы для изображения животного в пространстве. | Учебник с.18-19. Образцы малой пластики, репродукции работ В. Ватагина, выразительные объёмы природных материалов (корни, камни, коряги). С. Прокофьев. Петя и Волк. Пластилин, стеки, дощечки, салфетки тканевые. | |
7 | Выразительные возможности бумаги. «Птицы в лесу». | 1 | Обучающиеся научатся применять правила работы с бумагой, планировать свои действия в соответствии с замыслом, работать в группе. | Слайды произведений архитектуры, фото макетов или макеты прошлых лет, выполненные учениками, методические таблицы. Бумага, тонкий картон, ножницы, клей. | |
8 | Модуль Композиции из сухих трав и цветов. | 1 | Обучающиеся научатся использовать различные приёмы и способы выразительности в изображении природы и животных. | Слайды, фото украшенного города, аппликации из засушенных растений. Д. Шостакович. Праздничная увертюра. Клей, ножницы, серпантин, конфетти, сухие травы, песок, крупа и т. д. | |
9 | Изображение и реальность. «Наши друзья - птицы». | 1 | Обучающиеся научатся соблюдать пропорции при изображении животного, передавать характерные черты изображаемого объекта. Умение пользоваться правилами художника (начинать изображение с общего абриса). | Фото с изображениями животных, иллюстрации художников – анималистов К. Сен-Санс. Карнавал животных. Гуашь, цветная бумага, для фона, кисти. | |
10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | 1 | Обучающиеся научатся рисовать с натуры, выражать свои чувства, настроение с помощью света, насыщенности оттенков, изображать форму, пропорции, соединять воедино образы животных и птиц. | Фото и репродукции с изображениями реальных и фантастических животных. М. Глинка. Фрагменты из оперы «Руслан и Людмила». Гуашь, кисти, большой лист бумаги. | |
11 | Украшение и реальность. «Веточки деревьев с росой и паутинкой». | 1 | Обучающиеся научатся рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности - форму, величину, расположение игл; правильно разводить гуашевые краски. | Учебник с.66-69. Слайды, фото объектов природы, ветки деревьев. С. Прокофьев. Утро. Вечер. Дождь и радуга. Уголь, тушь или гуашь (одного цвета), палочка, тонкая кисть, бумага. | |
12 | Украшение и фантазия. «Кокошник». | 1 | Обучающиеся научатся выполнять узора на предметах декоративно - прикладного искусства; известных центров народных художественных промыслов, выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения кокошника. | Учебник с.70-73. Фото пуховых платков, кружев, образцы кружев. Перо, палочка, гелевая ручка, бумага. | |
13 | Постройка и реальность. «Подводный мир». | 1 | Обучающиеся научатся выполнять моделирование форм подводного мира, планировать свою работу и следовать инструкциям. | Учебник с.74-75. Слайды различных природных построек; Бетховен. Менуэт (часть 2 Сонаты № 20); Моцарт. Турецкий марш; Кабалевский. Рондо-марш. Бумага, ножницы, клей. | |
14 | Постройка и фантазия. «Фантастический замок». Проект. | 1 | Обучающиеся научатся выполнять моделирование фантастических зданий, передавать настроение в творческой работе. | Учебник с.76-77. Слайды или фото зданий, построенных знаменитыми архитекторами; слайды или фото природных конструкций. Плотная бумага, ножницы, клей, гуашь, кисти. | |
15 | Модуль. Конструирование елочных игрушек. | 1 | Обучающиеся научатся различать основные и составные, теплые и холодные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. | Детские работы за четверть, методические таблицы, пособия по бумажной пластике. Шостакович. Фрагмент «Праздничной увертюры». Бумага, ножницы, клей, кисти, гуашь. | |
16 | Изображение природы в различных состояниях. | 1 | Обучающиеся научатся изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел; правильно разводить и смешивать гуашевые краски. | Учебник с.88-91. Работы художников – анималистов, методические пособия, иллюстрации В. Серова к басням Крылова. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Прокофьев. Петя и Волк. Бумага, гуашь, кисти. | |
17 | Характер изображаемых животных. Создание яркого образа животного (веселого, стремительного, агрессивного и т. п.). | 1 | Обучающиеся научатся рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать гуашевые краски. | Учебник с.96-99. Работы художников-анималистов, методические пособия, фото кошек. К. Сен- Санс. Карнавал животных. Бумага, карандаш. | |
18 | Выражение характера изображаемых животных. Художники-анималисты. | 1 | Обучающиеся научатся рисовать силуэты животных; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать гуашевые краски. | Репродукция картины Врубеля «Царевна-Лебедь». Гуашь, пастель, бумага белая или тонированная. | |
19 | Выражение характера человека в живописи и графике. Женский образ. | 1 | Обучающиеся научатся изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Учебник с.100-105. Слайды произведений В. Васнецова, методические таблицы. Римский-Корсаков. Сказка о царе Салтане. Гуашь, кисти, оберточная бумага или «левая» сторона обоев. | |
20 | Выражение характера человека в изображении. Мужской образ. | 1 | Обучающиеся научатся изображать мужской образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Слайды произведений Васнецова. Врубеля, И. Билибина, методические таблицы. Гуашь, кисти, тонированная бумага. | |
21 | Модуль. Выражение характера человека в изображении. Сказочный образ. | 1 | Обучающиеся научатся изображать женский образ; выполнять творческую работу; передавать в рисунках пространственные отношения, реализовать свой замысел. | Слайды или фото скульптурных произведений С. Коненкова, А. Голубкиной, М. Врубеля (керамика), а также средневековой европейской скульптуры. Пластилин, стеки, дощечки, баночки. | |
22 | Образ человека в скульптуре. Сказочные персонажи, противоположные по характеру. | 1 | Обучающиеся научатся передавать образ человека и его характер, используя объём; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материалы для творчества; передавать в рисунках пространственные отношения. | Учебник с.106-107. Слайды с изображением различного состояния моря, репродукции картин Айвазовского, Ван-Гога, Моне. Римский-Корсаков. Окиян-Сине море. Шехерезада. Дебюсси. Сады под дождем. Акварель, кисти, большие листы бумаги. | |
23 | Выражение характера человека через украшения. Украшения заготовок мужского оружия или женских украшений. | 1 | Обучающиеся научатся сравнивать виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно- прикладное искусство); узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов. | Учебник с.108-111. Слайды кружев, старинного женского костюма, фрагментов деревянной резьбы, старинного оружия. Гуашь, тонкие кисти, заданные формы. | |
24 | Выражение намерений через украшение. Коллективно- индивидуальное создание панно. | 1 | Обучающиеся научатся правильно составлять орнаменты в теплых и холодных цвета, определять форму, размер, последовательность выполнения работы; соблюдать правила составления коллективной работы, оценивать результат. | Репродукция картины Н. Рериха «Заморские гости», иллюстрации И. Билибина. Склеенные листы ватмана или обои, цветная бумага, гуашь, клей, булавки, кисти разные. | |
25 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. «В мире сказочных героев». | 1 | Обучающиеся научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел. | Учебник с.112-113. Фото старинных русских зданий, европейских соборов, современной архитектуры (например Гауди). Бумага, карандаш, гуашь, кисти или пастельные мелки. | |
26 | Обобщающий урок. Создание коллективного панно. Сказочные миры. | 1 | Обучающиеся научатся передавать настроение в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции и формы; выбирать и применять выразительные средства для реализации замысла в работе. Умение планировать свою работу в группе и реализовывать замысел. | Работы, выполненные детьми в четверти. Для панно: цветная и белая бумага, клей, ножницы; для объемной композиции: бумага, пластилин, банки, картон, ножницы. | |
27 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Рисование по представлению | 1 | Обучающиеся научатся высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски | Учебник с.124-127. | |
28 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Рисование по памяти и впечатлению. весенней земли. | 1 | Обучающиеся научатся высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски. | Учебник с.130-131. Методические пособия, слайды с изображением природы с цветовыми контрастами, репродукции картин Врубеля «Шестикрылый Серафим», «Сирень». Большие листы бумаги, гуашь, крупные кисти. | |
29 | Линия как средство выражения: ритм линий. Рисование по представлению. | 1 | Обучающиеся научатся самостоятельно компоновать сюжетный рисунок; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить гуашевые краски; последовательно вести линейный рисунок на заданную тему. | Слайды с изображением весенней земли, методические пособия по цветоведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. Гуашь, кисти, листы А-3. | |
30 | Линия как средство выражения: характер линий. Рисование по впечатлению. | 1 | Обучающиеся научатся различать основные и составные цвета; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы, использовать линии для изображения характера работы. | Учебник с.136-137. Слайды с изображением весенней земли, методические пособия по цветоведению. Э. Григ. Утро. Весна. Стихи о ранней весне. | |
31 | Ритм пятен как средство выражения. Аппликация. | 1 | Обучающиеся научатся делать выводы на основе рассуждений; составлять композицию, последовательно её выполнять; составлять последовательность и придерживаться ритма. | Учебник с.132-135. Фото с изображением крупных веток березы, сосны, дуба. Сами ветки. Японские трехстишия-хокку. Гуашь, тонкие кисти, палочка, уголь, сангина, листы А-3. | |
32 | Пропорции выражают характер. Лепка из пластилина. Образы животных с разными характерами пропорций. | 1 | Обучающиеся научатся: выбирать материл для работы; выражать характер изделия через отношение между величинами (пропорцию). | Учебник с.138-139. Репродукции картин, методические пособия. Э. Григ. Птичка. Цветная бумага, клей. | |
33 | Промежуточная аттестация | 1 | Обучающиеся научатся применять средства выразительности; работать в группе, использовать художественные материалы, использовать средства выразительности для изображения характера работы. | Фото или слайды животных (сказочных и реальных). Пластилин, стеки, дощечка; цветная бумага, впитывающая бумага, клей, ножницы, салфетки. | |
34 | Модуль. Обобщающий урок. Монотипия. Парк аттракционов своей мечты. Проект. | 1 | Обучающиеся научатся высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно- прикладного искусства. | Слайды или фото видов весенней природы; детские работы прошлого года, выполненные на тему «Весна». Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей. | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
а) дидактическое и методическое обеспечение:
Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Ты и искусство. Учебник для 2 кл. нач. шк. /Е.И. Коротеева; под ред. Б.М.Неменского. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др.]; под ред. Б. М. Неменского. — 5-е изд. — М. : Просвещение, 2015. — 128 c.
Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя/ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева. – М.: Просвещение, 2014.
б) материально-техническое обеспечение:
Мультимедиа-проектор EPSON
Ноутбук
Аккустические звуковые колонки
Навесной экран (на штативе)
Аудиторная доска с магнитным покрытием
в) информационно-коммуникационные средства:
Видеофильмы
Электронные образовательные ресурсы
Ресурсы Интернет
1. Всемирная история живописи. Документальный сериал. ВВС; 2004г. – ЗАО «СОЮЗ Видео».
2. Электронная книга. Живопись и скульптура. 6 том. (СD); - «Равновесие», 2004.
http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
http://urokizo.ru [Сайт «Урок ИЗО»];
http://videouroki.net [Сайт видеоуроков];
http://mkrf.ru/news/ [Официальный сайт: Министерство Культуры РФ].
10