РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
3 класс
Содержание программы: Стр.
Аннотация ………………………………………………………………………………………………………………………………2
Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………………..5
Содержание учебного предмета ………………….……………………………………………………………………………………...7
Поурочное планирование ………………………………………………………………………………………………….......................8
Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» (по УМК «Начальная школа XXIвека») разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цели программы:
способствовать овладению речевой деятельностью в разных её видах;
способствовать развитию у детей предпосылок успешного школьного обучения.
Программа учебного предмета направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по литературе.
«По речи узнают человека»,- гласит пословица, поэтому важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о слове, как единице языка, обогатить речь.
Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется как средство международного общения, входя в круг мировых языков.
Ценностными ориентирами содержания учебного предмета являются:
–осознавать роль речи в жизни людей;
–оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
–объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
–выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
–сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
–оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
–соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
–самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
–учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
–делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение родной литературы в 3 классе отводится 17 часов (в неделю – 1 час).
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и другим ценностям.
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- составлять тексты в устной и письменной формах;
- активное использование речевых средств и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам в контексте;
- устанавливание аналогии и причинно – следственные связи, строить рассуждения с использованием известных понятий.
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
- более полно и точно выражать свои мысли, чувства, идеи и мнения, интонировать предложения и высказывания в соответствии
с коммуникативной целью;
- соблюдать нормы литературного произношения;
- формировать первоначальные представления о лексических, орфоэпических, грамматических правилах речевого этикета;
- владеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;
- выполнять гигиенические требования при письме и чтении (правильная посадка, положение книги, тетради, ручки или карандаша и т. д.), упражнения для тренировки глазной мышцы.
Учащиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• писать письма;
• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Учащиеся получат возможность научиться:
составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
самостоятельно читать выбранные книги;
высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
самостоятельно работать со словарями.
Содержание
1) «Лексика» – раздел о словарном составе языка. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение, что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Для младшего школьника необходима работа над значением слова, материал данного раздела служит основой совершенствования речи:
- количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
- наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова. Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.
2) «Орфоэпия» – раздел, который изучает нормы правильного произношения и ударения.
Для предупреждения и исправления орфоэпических ошибок в разделе предусматривается:
- работать над словами и формами слов, часто употребляемыми в школьном обиходе, где происходит перемещение ударения в разных грамматических формах,
- произношением отдельного звука и сочетанием согласных,
- формирование и развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией,
- совершенствовать речевой слух и артикулирование звуков.
3) Раздел «Развитие речи» позволяет вести работу на каждом занятии при изучении программного материала в нескольких направлениях:
- развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений),
- овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста,
- обдумывание предстоящего ответа на заданный вопрос,
- пересказ и анализ знакомой сказки или рассказа с соблюдением интонацией, диктуемой содержанием,
- составление предложений или небольшого текста по картинке или серии картинок,
- рисование словесных картин,
- развёрнутое объяснение загадок, поговорок.
Поурочное планирование
№ урока | Название раздела | Тема урока | Деятельность учащихся | Примечание |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Чтение текста, озаглавливание, составление плана текста, устные рассказы детей. | |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма | Работа с текстом: тип текста, смысловая цельность текста. Завершение текста так, чтобы он соответствовал названию. | |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма | Сравнивать тексты разных типов. Определять тип текста, доказывать свой ответ. Письменно пересказывать текст-описание. Контролировать собственные действия — сравнивать пересказ с предложенным текстом. | |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма | Чтение начала истории. Продолжение рассказа. Сравнение своей истории с историей, рассказанной писателем. | |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Анализ текста учебника. Написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица. | |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Написание письма родственникам. Самостоятельная работа. | |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма | Пересказ от первого лица. Корректирование готового плана текста. | |
| Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Знакомиться с алгоритмом написания изложения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять тип текста. Составлять план текста. Отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Выявлять ключевые слова (предложения) каждого абзаца. Кратко пересказывать текст по составленному плану и опорным предложениям. Оценивать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки | |
| Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Комплексная работа с текстом. Анализ текстов. Корректировка текста. | |
| Развитие речи. | Проверочная работа по теме «Текст». | Чтение текста, подбор заголовка, составление плана, восстановление порядка предложений в тексте. Языковой анализ текста. Самостоятельная запись исправленного абзаца. | Текст из тетради с контр. работами по р.яз.(3 четверть) |
| Развитие речи. | Обучение написанию письма. | Чтение и анализ текста. Написание текста по данному плану. Анализ текста, создание текста - рассуждения. | |
| Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Чтение, анализ, составление плана, письменный пересказ текста. Придумать окончание текста (мини - рассуждение), ответив на вопрос к тексту. | |
| Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений. | |
| Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Сочинять начало текста в зависимости от типа текста. Озаглавливать текст. Заканчивать текст по предложенным признакам. | |
| Развитие речи. | Обучающее изложение с элементами сочинения. | Восстановление текста по его части. Рисование картинки к составленному абзацу. | |
| Развитие речи. | Обучение письму изложения. | Индивидуальная – самостоятельная запись текста изложения. | |
| Развитие речи. | Обучение написанию сочинения. | Письменно пересказывать текст. Сочинять продолжение текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения. | |
Материальное обеспечение образовательного процесса
С.И.Ожегов, «Словарь русского языка» М.: «Русский язык», 1986г.
Н.В.Пилипко, «Здравствуй, школа!» М.: «Перспектива», 2008г.
Ф.П.Сергеев, «Речевые ошибки и их предупреждение» Волгоград: «Учитель», 2009г.
Б.Н.Головин, «Основы культуры речи» М.: «Высшая школа», 2008г.
Н.М.Бетенькова, «Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных» М.: «Просвещение», 1995г.
Н.М.Бетенькова. Д.С.Фонин, «Конкурс грамотеев»
М.: «Просвещение», 1995г.
М.Т.Карпенко, «Сборник загадок», М.: «Просвещение», 1988г.
Н.К.Шаухова, «Программа по развитию речи», журнал «Завуч начальной школы»: № 1, 2010г.
Т.И.Зиновьева, «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов в области языкового образования», журнал «Начальная школа»: № 3, 2010г.
А.Шибаев, «Буква заблудилась», Л.: 1986г.