СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литературное чтение на родном

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Родная литература – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

При изучении учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» обучающиеся знакомятся с русским фольклором, классическими произведениями, современной детской литературой, читательский кругозор при этом преимущественно  расширяется за счет знакомства младших школьников с произведениями писателей и поэтов родного края.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Литературное чтение на родном»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»

3 класс









Содержание программы: Стр.

Аннотация ………………………………………………………………………………………………………………………………2

Планируемые результаты освоения учебного предмета………………………………………………………………………………..5

Содержание учебного предмета ………………….……………………………………………………………………………………...7

Поурочное планирование ………………………………………………………………………………………………….......................8






















Аннотация


Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» (по УМК «Начальная школа XXIвека») разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.

Цели программы:

  • способствовать овладению речевой деятельностью в разных её видах;

  • способствовать развитию у детей предпосылок успешного школьного обучения.

Программа учебного предмета направлена на интеллектуальное и речевое развитие учащегося, совершенствование языкового мышления, формирование мотивации к обучению, осознанной практической грамотности учащихся. Она способствует расширению кругозора учащегося, его подготовке к участию в олимпиадах и интеллектуальных играх по литературе.

«По речи узнают человека»,- гласит пословица, поэтому важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о слове, как единице языка, обогатить речь.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества, нации. Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык закрепляется как средство международного общения, входя в круг мировых языков.

Ценностными ориентирами содержания учебного предмета являются:

–осознавать роль речи в жизни людей;

–оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

–объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

– различать устное и письменное общение;

– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;

– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;

– распознавать и вести этикетный диалог;

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– находить по абзацным отступам смысловые части текста;

– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

–выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

–сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

–оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.

–соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

– реализовывать простое высказывание на заданную тему;

– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;

–самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

–учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

–делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.


Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение родной литературы в 3 классе отводится 17 часов (в неделю – 1 час).



















1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература»


  • Личностные:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и другим ценностям.


  • Метапредметные:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

- составлять тексты в устной и письменной формах;

активное использование речевых средств и средства информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам в контексте;

- устанавливание аналогии и причинно – следственные связи, строить рассуждения с использованием известных понятий.

  • Предметные:

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

более полно и точно выражать свои мысли, чувства, идеи и мнения, интонировать предложения и высказывания в соответствии

с коммуникативной целью;

- соблюдать нормы литературного произношения;

- формировать первоначальные представления о лексических, орфоэпических, грамматических правилах речевого этикета;

владеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и

коммуникативных задач;

- выполнять гигиенические требования при письме и чтении (правильная посадка, положение книги, тетради, ручки или карандаша и т. д.), упражнения для тренировки глазной мышцы.


Учащиеся научатся:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

• писать письма;

• называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений; перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• выявлять авторское отношение к герою;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).


Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.

  • делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

  • самостоятельно читать выбранные книги;

  • высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

  • самостоятельно работать со словарями.







Содержание


1) «Лексика» – раздел о словарном составе языка. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение, что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведется наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

Для младшего школьника необходима работа над значением слова, материал данного раздела служит основой совершенствования речи:

- количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов;
- наблюдение над лексическим значением слова, над тем, что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значением слова. Особенности словоупотребления, сочетаемости слов. Нахождение в тексте слов со сходным значением, с противоположным значением.

2) «Орфоэпия» – раздел, который изучает нормы правильного произношения и ударения.

Для предупреждения и исправления орфоэпических ошибок в разделе предусматривается:

- работать над словами и формами слов, часто употребляемыми в школьном обиходе, где происходит перемещение ударения в разных грамматических формах,

- произношением отдельного звука и сочетанием согласных,

- формирование и развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией,

- совершенствовать речевой слух и артикулирование звуков.

3) Раздел «Развитие речи» позволяет вести работу на каждом занятии при изучении программного материала в нескольких направлениях:
- развитие грамматического строя речи (анализ и построение предложений),
- овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста,

- обдумывание предстоящего ответа на заданный вопрос,

- пересказ и анализ знакомой сказки или рассказа с соблюдением интонацией, диктуемой содержанием,

- составление предложений или небольшого текста по картинке или серии картинок,

- рисование словесных картин,

- развёрнутое объяснение загадок, поговорок.

Поурочное планирование



№ 
урока

Название раздела

Тема урока

Деятельность учащихся

Примечание

Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Чтение текста, озаглавливание, составление плана текста, устные рассказы детей.


Развитие речи.

Обучение написанию письма

Работа с текстом: тип текста, смысловая цельность текста. Завершение текста так, чтобы он соответствовал названию.


Развитие речи.

Обучение написанию письма

Сравнивать тексты разных типов. Определять тип текста, доказывать свой ответ. Письменно пересказывать текст-описание. Контролировать собственные действия — сравнивать пересказ с предложенным текстом.


Развитие речи.

Обучение написанию письма

Чтение начала истории. Продолжение рассказа. Сравнение своей истории с историей, рассказанной писателем.


Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Анализ текста учебника. Написание письма с пересказом изложенной истории от первого лица.


Развитие речи.

Обучение написанию письма.

Написание письма родственникам. Самостоятельная работа.



Развитие речи.

Обучение написанию письма

Пересказ от первого лица. Корректирование готового плана текста.


Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Знакомиться с алгоритмом написания изложения. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в паре). Определять тип текста. Составлять план текста. Отбирать языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи. Выявлять ключевые слова (предложения) каждого абзаца. Кратко пересказывать текст по составленному плану и опорным предложениям. Оценивать правильность выполнения задания, находить и исправлять ошибки


Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Комплексная работа с текстом. Анализ текстов. Корректировка текста.


Развитие речи.

Проверочная работа по теме «Текст».

Чтение текста, подбор заголовка, составление плана, восстановление порядка предложений в тексте. Языковой анализ текста. Самостоятельная запись  исправленного абзаца.

Текст из тетради с контр. работами по р.яз.(3 четверть)

Развитие речи.

Обучение написанию письма.


Чтение и анализ текста. Написание текста по данному плану. Анализ текста, создание текста - рассуждения.


Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Чтение, анализ, составление плана, письменный пересказ текста.  Придумать окончание текста (мини - рассуждение), ответив на вопрос к тексту.


Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Знакомиться с сочинением. Подбирать заголовок к тексту. Устанавливать связь заголовка с основной мыслью. Редактировать текст с нарушением последовательности предложений.


Развитие речи.

Обучение письму изложения.

Сочинять начало текста в зависимости от типа текста. Озаглавливать текст. Заканчивать текст по предложенным признакам.


Развитие речи.

Обучающее изложение с элементами сочинения.

Восстановление текста по его части. Рисование картинки к составленному абзацу.


Развитие речи.

Обучение письму изложения.


Индивидуальная – самостоятельная запись текста изложения.


Развитие речи.

Обучение написанию сочинения.

Письменно пересказывать текст. Сочинять продолжение текста. Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.














Материальное обеспечение образовательного процесса

  1. С.И.Ожегов, «Словарь русского языка» М.: «Русский язык», 1986г.

  2. Н.В.Пилипко, «Здравствуй, школа!» М.: «Перспектива», 2008г.

  3. Ф.П.Сергеев, «Речевые ошибки и их предупреждение» Волгоград: «Учитель», 2009г.

  4. Б.Н.Головин, «Основы культуры речи» М.: «Высшая школа», 2008г.

  5. Н.М.Бетенькова, «Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных» М.: «Просвещение», 1995г.

  6. Н.М.Бетенькова. Д.С.Фонин, «Конкурс грамотеев»

М.: «Просвещение», 1995г.

  1. М.Т.Карпенко, «Сборник загадок», М.: «Просвещение», 1988г.

  2. Н.К.Шаухова, «Программа по развитию речи», журнал «Завуч начальной школы»: № 1, 2010г.

  3. Т.И.Зиновьева, «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов в области языкового образования», журнал «Начальная школа»: № 3, 2010г.

  4. А.Шибаев, «Буква заблудилась», Л.: 1986г.