СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Серовский детский дом – школа»
Согласовано: Утверждаю:
Зам. директора по УВР Директор ГКОУ СО
____________ И.В. Сенцова «Серовский детский дом-школа»
« » _ 2017 г ____С.В.Ахмедзянова
« » 2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Коррекционный курс
«Логопедические занятия»
для воспитанников дошкольного
возраста с нарушениями речи
Составитель
Хотенова Вера Андреевна
учитель – логопед
ВКК
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а также разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Цель коррекционной работы –
создание оптимальных психолого-педагогических условий для обеспечения коррекции недостатков в развитии детей с нарушениями речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Задачи реализации коррекционного раздела Программы в соответствии с ФГОС ДО:
своевременное выявление детей с нарушениями речи и определение их особых образовательных потребностей;
создание условий, способствующих освоению детьми с нарушениями речи программы и их интеграции в ДОО;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
разработка и реализация индивидуальных планов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, организация индивидуальной и (или) подгрупповой образовательной деятельности;
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с нарушениями речи и формированию здорового образа жизни;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
В соответствии с ФГОС ДО основной целью речевого развития детей дошкольного возраста является:
ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ НА ОСНОВЕ ОВЛАДЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНЫМ ЯЗЫКОМ СВОЕГО НАРОДА.
Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:
- овладение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
- развитие речевого творчества;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
нормализация звукопроизношения и слоговой структуры слова;
развитие навыков звукового анализа и синтеза;
развитие лексико-грамматических категорий и связной речи (монологической и диалогической речи).
Принципы и подходы
Содержание коррекционной работы определяют принципы:
этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения;
онтогенетический принцип;
принцип обходного пути;
принцип развивающего обучения;
принцип интеграции усилий специалистов и т.д.
Подходы:
осуществление комплексного (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подхода к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушениями речи;
осуществление индивидуального подхода при выполнении коррекционной работы с детьми с нарушениями речи;
осуществление дифференцированного подхода к детям в зависимости от их психического состояния и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных наглядных пособий, наполняемости групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
осуществление деятельностного подхода к коррекции недостатков психофизического развития у детей с нарушениями речи.
Возрастные особенности речи детей от 5 до 6 лет
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.
Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Круг чтения ребенка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.
Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.
Возрастные особенности речи детей от 6 до 7 лет
Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Характеристика групп для детей с тяжелыми нарушениями речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. Дети с ФФНР — это дети с ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. У детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Уровень развития фонематического слуха детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна.
В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам;
невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»: «тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л», «ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо «столяр строгает доску» говорит «старял стлагает дошку»;
другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной, боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение высших психических процессов:
внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Особенности высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера.
Алалия
Моторная алалия – отсутствие или недоразвитие экспрессивной (активной) речи при достаточно сохранном понимании речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. При моторной алалии у детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения языкового высказывания.
Основными проявлениями моторной алалии являются:
• задержка темпа нормального усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы – к 3-4 годам, у некоторых детей наблюдается полное отсутствие речи до 4-5 летнего возраста);
• наличие той или иной степени выраженности нарушений всех подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических);
• удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития речи могут наблюдаться трудности в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно)
Проявления моторной алалии колеблются в широких пределах: от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений какой-либо подсистеме.
Сенсорная алалия – нарушение понимания речи (импрессивной речи) вследствие поражения коркового отдела речеслухового анализатора.
Сенсорная алалия характеризуется нарушением понимания речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, т.к. у него наблюдается недостаточность анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга.
Ребенок при сенсорной алалии понимает отдельные слова, но теряет их значение на фоне развернутого высказывания, не понимает инструкции, слова вне конкретной ситуации. В случае грубых нарушений ребенок совсем не понимает речи окружающих, не дифференцирует шумы неречевого характера. При сенсорной алалии грубо искажена и экспрессивная речь. Наблюдается феномен отчуждения смысла слов, эхолалия (механическое повторение слов и фраз за говорящим), иногда – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов (логоррея). Характерна повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за собственной речью.
Неосложненный вариант общего недоразвития речи
(ОНР невыясненного патогенеза)
Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, Аграмматизм, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени:
• первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется отсутствием речевых средств общения или лепетным состоянием речи;
• второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется осуществлением общения посредством использования постоянного, хотя искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов;
• третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Первый уровень (ОНР I ур.) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
Второй уровень (ОНР II ур.) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.
Третий уровень (ОНР Ш ур.) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями. Условная верхняя граница Ш уровня определяется как нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР)
Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с ОНР.
Заикание –
расстройство темпа, ритма и плавности речи, обусловленное возникновением судорожных спазмов в мышцах, которые участвуют в акте речи. Основной феномен заикания – судорога.
Симптоматику заикания представляют две группы симптомов:
• физиологические симптомы – судороги, нарушения центральной нервной системы, физическая ослабленность, нарушения общей и речевой моторики
• психологические симптомы – речевые запинки, другие сопутствующие речевые нарушения (ОНР, дислалия, дизартрия и др.), фиксированность на дефекте, уловки, логофобия (боязнь речи).
Формы заикания:
- невротическое заикание возникает после психотравмы (острой или длительно действующей) у ребенка боязливого, легко ранимого ребенка чаще в возрасте от 2 до 5 лет. При этом не наблюдается нарушений общей и речевой моторики, речь развивается в соответствии с возрастной нормой. При невротической форме заикание носит волнообразный характер;
- неврозоподобное заикание возникает на фоне раннего диффузного органического поражения центральной нервной системы в момент интенсивного формирования фразовой речи без видимой причины. При этом наблюдаются нарушения общей и артикуляционной моторики, часто отмечается задержка речевого развития, а затем ОНР, другие сопутствующие речевые нарушения.
Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Планируемые результаты освоения ООП ДО
Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является ДОСТИЖЕНИЕ КАЖДЫМ РЕБЕНКОМ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ, СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ВОЗРАСТНЫМ НОРМАМ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ТРУДНОСТЕЙ В УСВОЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗНАНИЙ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, И ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМ ЕГО СОЦИАЛЬНУЮ АДАПТАЦИЮ И ИНТЕГРАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ.
Промежуточные планируемые результаты по образовательной области «Речевое развитие».
Ребенок 5-6 лет, посещающий логопедические занятия , должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все поставленные звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцирует все изученные звуки.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- свободно пользуется речью для выражения своих знаний, эмоций, чувств;
- в игровом взаимодействии использует разнообразные ролевые высказывания.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует разнообразную лексику в точном соответствии со смыслом;
- использует сложные предложения разных видов, разнообразные способы словообразования;
- составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; из личного опыта, последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- способен проводит звуковой анализ слов различной звуковой структуры;
- способен качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук);
- правильно употребляет соответствующие термины.
Ребенок 6-7лет, выпущенный из логопедического пункта ДОО, должен обладать следующими знаниями, умениями и навыками в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:
Нормализация фонетической стороны речи:
- правильно артикулирует все звуки русского языка в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцирует все звуки.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми:
- способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументированно отвечать на вопросы);
- свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.
Развитие компонентов ЛГСР (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности:
- использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;
- использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения;
- самостоятельно пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения, составляет по плану и образцу описательные и сюжетные рассказы;
- называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах, различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности:
- воспринимает слово и предложение как самостоятельные единицы речи, правильно использует в своей речи;
- способен делить предложения на слова и составлять их из слов (2-4);
- способен членить слова на слоги (2-4) и составлять из слогов;
- способен проводить звуковой анализ слов;
- понимает смыслоразличительную роль фонемы.
Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей , ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы.
Для диагностики используются методики логопедического обследования:
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. -М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
2. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР/ авт. – сост. А.М. Быховская, Н.А. Кадова, - СПБ: Издательство «Детство- Пресс», 2012.
3. Речевая карта ребенка с ОНР (от 4 до 7 лет), Санкт- Петербург «Детство-Пресс», 2006.
4. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи. СПб, М: Издательство «Детство-Пресс», 2006.
5. Т.А. Ткаченко « Альбом индивидуального обследования дошкольника», М. 2006.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Исходной методологической основой содержания коррекционной работы учителя-логопеда ДО являются положения, разраработанные в отечественной логопедии Л.С. Выготским, Р.Е. Левиной, Л.Е. Журавой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Программа логопедической работы по преодолению фенетико-фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина).
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) (автор программы Н.В. Нищева).
Использование двух программ обусловлено наличием в ДОО детей как с ФНР, ФФНР, так и с ОНР.
2.1.Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;
осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
возможность освоения детьми с нарушениями речи основной общеобразовательной программы ДОО и их интеграции в образовательной организации.
В соответствии со спецификой в коррекционном курсе «Логопедические занятия» образовательная область «Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.
Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОО по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в соответствии с образовательной областью «Речевое развитие» ФГОС ДО являются:
воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;
формирование грамматического строя речи:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),
- словообразование;
развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);
воспитание любви и интереса к художественному слову.
Эффективность коррекционно - логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса.
Содержание коррекционной логопедической работы по преодолению ФФНР и ОНР у детей, зачисленных на занятия, обеспечивает вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса с учетом индивидуальных возможностей и потребностей детей.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III -IVур.р. 6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения:
I период -2 половина сентября-1 половина ноября 9 недель. 18 занятий-2 занятия в неделю, 7 час.30 мин.
II период –2 половина ноября-1 половина февраля 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.
III период – 2 половина февраля– май 12 недель, 24 занятия – 2 занятия в неделю, 10 час.
Всего 66 занятий в год, 27 час.30 мин.
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р. 7 года жизни, разделено на 3 периода обучения:
I период – сентябрь-октябрь 7 недель 13 занятий-2 занятия в неделю, 6ч 30 мин.
II период –ноябрь-февраль. 16 недель,32 занятия – 2 занятия в неделю, 16 час.
III период-март-май 11,5 недель 23 занятия-2 занятия в неделю,11 час. 30 мин
Всего 68 занятий, в год 34 час.
С 1 июня – повторение пройденного материала.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 20 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми:
ФФНР и ФНР – 1 год
ОНР-III-IV ур.р. - 2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Индивидуальные занятия. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р. – 2-3 раза в неделю.
2.2. Примерное перспективное планирование учителя-логопеда по коррекции речи детей 5-6 лет с ФНР, ФФНР и ОНР, зачисленных на логопедические занятия
Направления работы | I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период обучения (декабрь, январь, февраль) | III период обучения (март, апрель, май) |
Развитие общих речевых навыков | 1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. | 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1. Продолжить работу над речевым дыханием.
2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).
2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков
3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).
2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
Работа над слоговой структурой слова | 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). | 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). | 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). |
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения) | 1. Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. 2. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. 3. Дифференциация речевых и неречевых звуков.
4. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. 5. Преобразование слогов за счет изменения одного звука 6. Выделение звука из ряда других звуков 7. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. 8. Выделение гласного звука в односложном слове. 9. Практическое усвоение понятий «Гласный — Согласный звук».
| 1. Определение наличия звука в слове. 2. Определение места звука в слове. 3. Выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге.
4. Осуществление анализа и синтеза прямого слога. 5. Выделение согласного звука в начале слова. 6. Выделение гласного звука в конце слова. 7. Знакомство с понятиями «Твердый — мягкий звук», и «Глухой — звонкий звук». 8. Различение слов, близких по звуковому составу. 9. Определение количества слогов (гласных) в слове. 10. Дифференциация на слух сохранных звуков по твердости — мягкости, глухости — звонкости. 11. Составление предложений с определенным словом. 12. Анализ предложения из 2-3 слов. | 1. Составление схемы слова с выделением ударного слога. 2. Выбор слова к схеме. 3. Выбор графической схемы к слову. 4. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. 5. Подбор слова с заданным количеством звуков. 6. Определение последовательности звуков в слове. 7. Определение количества и порядка слогов в слове. 8. Составление слов из заданной последовательности звуков. 9. Составление распространенных предложений. 10. Анализ предложения из 3 и более слов. |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам « Осень» в соответствии с перспективной тематикой НОД ДОО ( см. Приложения) | Расширение и уточнение словаря по темам: «Зима» в соответствии с перспективной тематикой НОД ДОО ( см. Приложения) | Расширение и уточнение словаря по темам: «Весна», в соответствии с перспективной тематикой НОД ДОО ( см. Приложения) |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода) | 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по теме «Овощи, фрукты» и т.п. 7. Согласование числительных два и пять с существительными. | 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детенышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. | 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар). |
Развитие связной речи | 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Деревья», «Перелетные птицы», «Дикие животные», «Посуда», «Мебель». 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. | 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
2.3. Примерное перспективное планирование учителя- логопеда по коррекции речи детей 6-7 лет с ФФНР, ФНР и ОНР, зачисленных на логопедические занятия
Направления работы | I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период обучения (декабрь, январь, февраль) | III период обучения (март, апрель, май) |
Развитие общих речевых навыков | 1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата. 2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки). 3. Работа по формированию диафрагмального дыхания. 4. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом | 1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей. 2. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1. Продолжить работу над речевым дыханием. 2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1. Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики). 2. Уточнение произношения гласных звуков и наиболее легких согласных звуков 3. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа) | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. | 1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа). 2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. |
Работа над слоговой структурой слова | 1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост). 2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик). 3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек). | 1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). 2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана) и в середине слова (пылинка, карандаш). | 1. Закрепление слоговой структуры двухсложных и трехсложных слов со стечением согласных. 2. Работа над слоговой структурой двух-, трех-, четырех-, пятисложных слов со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, электричество и т. п.). |
Развитие языкового анализа, синтеза, представлений (фонематического, слогового, анализа предложения) | 1. Развитие слухового внимания на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки). 2. Знакомство с гласными звуками: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. 3. Анализ и синтез звукосочетаний из 2—3 гласных звуков (ау, уа, оуэ и др.) 4. Выделение гласного в начале слова (Аня), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.). 5. Подбор слов на гласные звуки. 6. Знакомство с согласными звуками 7. Выделение изученных согласных звуков из слова (начало, конец, середина). 8. Знакомство с понятиями «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук». 9. Анализ обратных и прямых слогов с изученными звукам (ом, мо и т.п.) 10. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с изученными звуками (ива, мак и т. п.) 11. Знакомство с буквами А, О, У, Э, И, Ы, М, Б, Д, Н, В, Г, П, Т, Ф, К, X. 12. Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами. | 1. Знакомство со звуками [с]-[с'], [з]-[з']; [ц], [ш], [ж], [ш] [ч] и буквами С, 3, Ц, Ш, Ж, Щ, Ч. 2. Учить полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков). 3. Учить детей различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом). 4. Учить детей преобразовывать слова путем замены или добавления звука. 5. Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова». 6. Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами . 7. Познакомить детей с элементарными правилами правописания: а) раздельное написание слов в предложении; б) точка в конце предложения; в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах; г) правописание буквы И после букв Ж, Ш. 8. Продолжить знакомство с буквами, учить составлять слова из пройденных букв. 9. Обучить послоговому чтению слов | 1. Знакомство со звуками [и], [л], [л'], [р], [р']. Знакомство буквами И, Л, Р, Ь, Я, Е, Ё, Ю. 2. Обучать звуковому анализу слов из 3—6 звуков без наглядной основы, подбору слов по моделям. 3. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений. 4. Обучать навыку послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов. 5. Познакомить детей с двумя способами обозначения мягкости согласных на письме. а) с помощью мягкого знака в конце и в середине слов (конь, коньки); б) с помощью гласных И, Я, Е, Ё, Ю. |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по темам в соответствии с перспективной тематикой НОД ДОО ( см. Приложение) | Расширение и уточнение словаря по темам в соответствии с перспективной тематикой НОД ДОО ( см. Приложение) | Расширение и уточнение словаря по темам в соответствии с перспективной тематикой НОД ДОО ( см. Приложение) |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода) | 1. Отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа. 2. Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число. 3. Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут). 4. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои. 6. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными 7. Согласование числительных два и пять с существительными. | 1. Закрепление употребления падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе. 2. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. 3. Согласование существительных с числительными. 4. Образование названий детенышей животных. 5. Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6. Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 7. Уточнение значения простых предлогов места (в, на, под, над, У, за, перед) и движения (в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами с использованием символов предлогов. | 1. Уточнить значение простых и сложных предлогов (из-за, из-под), закрепить правильное употребление предлогов. 2. Отработать правильное употребление в речи различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Учить образовывать наречия от прилагательных (быстрый — быстро), формы степеней сравнения прилагательных (быстрее — самый быстрый). 4. Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составлению предложений с данными словами. 5. Закреплять способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов, путем сложения (пароход, самолет, кашевар). |
Развитие связной речи | 1. Составление простых распространенных предложений. 2. Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучение составлению описательных рассказов по различным лексическим темам с использованием опорных схем и мнемотаблиц. 4. Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1. Закрепить умение самостоятельно составлять описательные Рассказы. 2. Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин. | 1. Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта. 2. Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. 3. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
2.4. Основные направления работы учителя - логопеда
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п | Содержание работы | Сроки |
| Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей (подготовительная к школе группа) в ДОУ, зачисление детей с нарушениями речи на логопедические занятия; определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей, зачисленных на логопедические занятия, оформление речевых карт. | Сентябрь, май |
| Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи, подлежащих зачислению на логопедические занятия | В течение года, по запросу родителей(законных представителей). |
| Работа ПМПк ОУ | По графику работы ПМПк |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Проведение подгрупповой непрерывной образовательной деятельности «Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие самостоятельной развернутой фразовой речи» (для подгруппы детей с ОНР) | В течение учебного года
| Календарно-тематическое планирование занятий по формированию лексико-грамматических средств языка. |
2. | Индивидуально-подгрупповая логопедическая образовательная деятельность по звукопроизношению и развитию фонематического слуха и восприятия (для всех детей) | В течение учебного года
| Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической ОД. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1. | Зачисление детей на логопедические занятия, утверждение списков детей с нарушениями речи. | До 15 сентября | Список детей, зачисленных на занятия |
2. | Составление и утверждение циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, расписания индивидуально-подгрупповой логопедической НОД на год | До 15 сентября | Циклограмма, расписание занятий |
3. | Составление Рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда | До 15 сентября | Рабочая программа, Годовой план работы |
4. | Составление перспективных и календарно-тематических планов работы на год | До 15 сентября | Перспективный и календарный план работы |
5. | Планирование логопедической подгрупповой, индивидуальной ОД | В течение года | Ежедневные планы работы, конспекты ОД |
6.
| Ведение индивидуальных тетрадей детей. Заполнение речевых карт. | В течение года | Инд. тетради, речевые карты. |
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1
| Консультации для учителей и воспитателей ОУ на семинарах, педагогических советах: 1.Обсуждение результатов логопедической, психологической и педагогической диагностики детей, зачисленных на логопедические занятия, на педагогическом совете
Индивидуальные консультации по итогам диагностики (обсуждение ведения тетради рабочих контактов).
Семинары – практикумы Педсоветы Консультации Тренинги Практикумы Деловые игры |
Сентябрь,
в течен. года
|
Протокол педагогического совета, результаты диагностики
Практическое использование
|
2
| Просмотр занятий по образовательной области «Речевое развитие», показ открытых логопедических занятий. | В течение года | Анализ, самоанализ. |
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Выход |
1.
| Выступления на родительских собраниях: «Цели и задачи коррекционной логопедической работы с детьми, зачисленными на логопедические занятия. Организационные вопросы. Рекомендации логопеда по организации занятий дома и соблюдению методических рекомендаций».
«Подведение итогов коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, зачисленными на логопедические занятия». |
Сентябрь
Май |
Тетрадь протоколов родительских собраний,
Тетрадь протоколов родительских собраний. |
2. | Консультации для родителей: 1. Индивидуальные консультации для родителей по результатам логопедического обследования. 2. Рекомендации по организации логопедических занятий с детьми в домашних условиях. 3. Как воспитать у ребенка навыки правильного звукопроизношения 4. Речевые игры с детьми. 5. Игры на развитие внимания, памяти и мышления. 6. Игры по развитию словарного запаса и грамматического строя речи у детей 5-6 лет. 7.Играем пальчиками – развиваем речь. 8. Игры и упражнения на развитие связной речи у детей 5-6 лет |
В течение года
|
Устная информация.
Печатный материал.
|
3. | Консультирование родителей по необходимости, по запросу родителей. | В течение года
| Журнал учета консультативной работы. |
2.5. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации рабочей программы логопеда
Методы коррекционной логопедической работы
Наглядные:
непосредственное наблюдение и его разновидности;
опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
Словесные:
чтение и рассказывание художественных произведений;
заучивание наизусть стихов, небольших рассказов, скороговорок, чистоговорок и др.
пересказ;
обобщающая беседа;
рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические:
дидактические игры и упражнения;
игры-драматизации и инсценировки;
хороводные игры и элементы логоритмики.
Средствами коррекции и развития речи детей с ФНР, ФФН являются:
общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
культурная языковая среда (дома и в детском саду);
обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
изобразительное искусство, музыка, театр;
занятия по другим разделам образовательной программы ДОО.
Особенности организации взаимодействия с воспитателями
Учитель-логопед консультирует по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда. В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является помощником.
Совместная коррекционная деятельность
учителя-логопеда и воспитателя
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом
| Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Изучение результатов с целью перспективного планирования работы |
Обсуждение результатов обследования. | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
8. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 8. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
9. Развитие фонематического восприятия детей | 9. Выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
10. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 10. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
11. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 11. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
12. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 12. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
13. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 13. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
14. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы | 14. Формирование навыка составления короткого рассказа, пересказа. |
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение работы логопеда
Оснащение логопедического кабинета
Настенное зеркало – 1шт;
Стол для детей – 6 шт;
Стулья детские – 6 шт;
Стол для логопеда – 1 шт;
Стулья для взрослых – 4 шт;
Магнитная доска - 1 шт;
Дополнительное освещение у зеркала -1шт;
Полка настенная для пособий- 1 шт;
Шкафы для пособий – 5 шт.
Тумбочка -1 шт;
Коробки и папки для пособий.
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования
Обследование звукопроизношения;
Обследование понимания речи;
Обследование связной речи;
Обследование грамматического строя речи;
Обследование состояния словарного запаса;
Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
Обследование слоговой структуры слова;
Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
Картинки и тексты.
Для формирования правильного звукопроизношения
Артикуляционные упражнения (карточки);
Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
Пособия для работы над речевым дыханием;
Предметные картинки на все изучаемые звуки;
Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа
Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
Предметные картинки на дифференциацию звуков;
Тексты на дифференциацию звуков.
Для обучения грамоте (чтению и письму)
Магнитный алфавит;
Схемы для анализа предложений;
Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
Логопедические буквари;
Кассы букв на каждого ребенка.
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
Предметные картинки по всем изучаемым лексико-грамматическим темам.
Для развития связной речи:
Серии сюжетных картинок;
Сюжетные картинки;
Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи – СПб.:
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть1) СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР (часть2) СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
5. Нищева Н.В. Мой букварь. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
6. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь ( часть 1). СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
7. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Подготовительная к школе группа. Домашняя тетрадь ( часть 2). СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
8. Нищева Н.В. Тетради для средней логопедической группы детского сада
№ 1,№2 - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
9. Нищева Н.В. Тетради для старшей логопедической группы детского сада
- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
10. Нищева Н.В. Тетради для подготовительной к школе логопедической группы детского сада - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
11. Нищева Н.В. Новые разноцветные сказки. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
12. Нищева Н.В. Развивающие сказки. - СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
13. Нищева Н.В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп_ СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
14. Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
15. Нищева Н.В. Играйка 1. Дидактические игры для развития речи дошкольников.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
16. Нищева Н.В. Играйка 2. Дидактические игры для развития речи дошкольников_ СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
17. Нищева Н.В. Играйка 3. Игры для развития речи дошкольников_ СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
18. Нищева Н.В. Играйка 4. Собирайка – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
19. Нищева Н.В. Играйка 5. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
20. Нищева Н.В. Играйка 6. Грамотейка. _ СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013
21. Нищева Н.В. Играйка 12. Маленькая хозяйка. Игры для развития речи, мышления, внимания_ СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
22. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика.- СПб.:
« ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
23. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастик 2.- СПб.:
« ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
24. Нищева Н.В. Веселая мимическая гимнастик 2._ СПб.
« ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
25. Нищева Н.В. Веселые диалоги._ СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
Специальная и методическая литература
1.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- СПб., 2010.
2.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- СПб., 2006.
3. Логопедия/ под ред. Л.С. Волковой - М. 2005.
4.Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2009.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2007.
6. Хватцев М.Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. - СПб., 2004.
3.3.Организация взаимодействия со специалистами ОУ
План совместной деятельности специалистов ОУ
Мероприятия | Срок | Ответственные | Примечание | ||
Организационные мероприятия | |||||
Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей | Май | логопед, дефектолог, психолог, медицинские работники |
| ||
Комплектование с учетом рекомендаций IIMПК | Май-июнь | логопед, психолог, дефектолог |
| ||
Анкетирование родителей с целью получения информации о раннем психофизическом развитии детей и выявления запросов, пожеланий | Сентябрь | Логопед |
| ||
Обсуждение и утверждение годового плана совместной работы участников коррекционно-педагогического процесса по преодолению речевых нарушений и совершенствованию познавательной сферы у детей | Сентябрь | Логопед, воспитатели |
| ||
Выставка книг, методических пособий, дидактических игр, используемых в коррекционно-педагогической работе | Январь | Специалисты, логопед, психолог,дефектолог |
| ||
Оформление стендов, папок-передвижек для родителей с рекомендациями профильных специалистов | Ежемесячно | Логопед, специалисты |
| ||
Формирование у педагогов, родителей информационной готовности к коррекционной работе с детьми, имеющими речевые проблемы | |||||
Особенности речевого и психофизического развития детей с речевыми нарушениями (семинар) | Декабрь | Логопед, психолог, инструктор по физической культуре |
| ||
Специфика работы воспитателей, специалистов с детьми в рамках реализации Образовательной области «речевое развитие» (семинар-практикум). | Ноябрь | Логопед |
| ||
Консультативно-информационная помощь воспитателям, специалистам, родителям: — организация индивидуальных занятий с ребенком; — методика проведения артикуляционной гимнастики; — личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребенка; — создание предметно-развивающей и обогащенной речевой среды в группах; — консультации по запросам |
Октябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
В течение го да |
Логопед |
| ||
|
|
|
| ||
Совместная коррекционно-педагогическая деятельность | |||||
Обследование различных сторон психофизического развития детей | Сентябрь | Воспитатели, специалисты |
| ||
Составление индивидуальных планов (программ) коррекционно-педагогической работы | — II — | То же |
| ||
Корректировка календарно-тематических планов работы специалистов на основе обобщенных данных, полученных в ходе обследования, и других источников информации | Сентябрь — октябрь | Специалисты |
| ||
Взаимопосещение занятий: групповых; — индивидуальных; — интегрированных | Декабрь— апрель | Логопед, специалисты |
| ||
Проведение тематических родительских собраний | Октябрь, январь, май | Логопед, воспитатели, специалисты |
| ||
Участие в работе психодого-педагогического консилиума | В течение учебного года | Специалисты, воспитатели, родители |
| ||
Аналитические мероприятия | |||||
Проведение психолого-педагогического и логопедического мониторинга | Декабрь — апрель | Специалисты, воспитатели |
| ||
Анализ коррекционно-педагогической работы за год. Определение задач на новый учебный год | Май | То же |
| ||
Составление цифрового и аналитического отчета | — II — | Логопед |
| ||
Выступление на итоговом педагогическом совете | - II — | — // — |
|
3.4.Особенности развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете логопеда в соответствии с Программой обеспечивают:
экспериментирование с доступными детям материалами;
двигательную активность, в том числе развитие мелкой, мимической, артикуляционной моторики;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии; позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтоб каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого и под его недирективным руководством.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально организованной образовательной и нерегламентированной деятельности детей.
Обстановка, созданная в кабинете логопеда, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность – одна из важных составляющих развивающей среды. Учитывается то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
Зона методического, дидактического и игрового сопровождения. содержит следующие разделы:
материалы по обследованию речи детей;
методическая литература по коррекции речи детей;
учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, папках и конвертах).
Информационная зона для педагогов и родителей. Она расположена на планшете «Логопед информирует», в папках в логопедическом кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.
Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа, над зеркалом имеются изображения основных артикуляционных упражнений и звуковых профилей.
Зона подгрупповых занятий. Эта зона оборудована магнитной доской, детскими столами.
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы является наличие основной документации:
журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми;
журнал обследования речи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение (с 4 до 7 лет);
журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи;
речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятий;
годовой план работы учителя-логопеда;
рабочая программа учителя-логопеда со всеми видами планирования;
тетради-дневники для методических рекомендаций родителям, воспитателям по организации занятий с детьми в домашних условиях;
циклограмма деятельности логопеда;
картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете;
паспорт кабинета;
копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года);
ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы).