СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г.Ростова
Рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «____»_______________2019г.
___________________ Тарыгина Т.В.
|
| Утверждаю Директор МОУ СОШ №2 г.Ростова
___________________ Е.И. Буянова
«___»_____________ 2019 г.
|
Рабочая программа
курса логопедических занятий
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья,
имеющих задержку психического развития
1 - 4 классы
на 2019-2020 учебный год
Разработчики:
Кузнецова Наталья Александровна
учитель-логопед,
первая квалификационная категория
Сахарова Вера Александровна
учитель-логопед
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 2
1.1. Пояснительная записка 2
1.2. Нормативно-правовое обеспечение 2
1.3. Цель и задачи программы 3
1.4. Принципы и методы, определяющие реализацию программы 4
1.5. Планируемые результаты освоения программы 4
1.6. Характеристика детей с задержкой психического развития, имеющих заключение: системное недоразвитие речи, дисграфия, дислексия 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 8
2.1. Содержание логопедической работы с обучающимися 1 класса 9
2.2. Содержание логопедической работы с обучающимися 2 класса 11
2.3. Содержание логопедической работы с обучающимися 3 класса 13
2.4. Содержание логопедической работы с обучающимися 4 класса 14
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 16
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Поурочное планирование логопедических занятий с обучающимися 2 класса 19
Поурочное планирование логопедических занятий с обучающимися 3 класса 27
Поурочное планирование логопедических занятий с обучающимися 4 класса 31
В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества обучающихся, испытывающих трудности в усвоении школьной программы. Большую часть данной группы составляют обучающиеся с ОВЗ, имеющие задержку психического развития (ЗПР).
Значительные трудности обучающиеся испытывают в усвоении знаний и формировании умений по следующим предметам: русский язык, литературное чтение, окружающий мир и т.д. Данная ситуация обусловлена наличием системного недоразвития речи, дисграфии, дислексии и дизорфографии.
Логопедическая работа в школе с учащимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данную работу проводит учитель-логопед, а не учитель русского языка, незнакомый с речевой патологией. Только знание и понимание механизмов нарушений может привести к положительному результату в коррекционной работе.
В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь обучающимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру и т.д.
Программа разработана для обучающихся 1-4 классов, которым было рекомендовано обучение АООП.
Тематическое планирование для каждого класса, характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования коррекционной работы. Количество часов может меняться в зависимости от степени выраженности речевого недоразвития, компенсаторных возможностей ребёнка, психофизиологических особенностей ребёнка, состояния его интеллекта, регулярности посещения ребёнком занятий, качества и скорости усвоения материала. Также возможны исключения и добавление изучаемых тем.
Реализация программы способствует выравниванию в соответствии с возрастными требованиями состояния развития речевой системы (устной и письменной), а также психофизических процессов у детей с нарушениями устной и письменной речи, что необходимо для их всестороннего гармоничного развития, достаточного восстановления коммуникативной функции языка и успеваемости в общеобразовательной школе.
Логопедическая программа разработана с учётом следующих НПА:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273.
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"
ФГОС начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ от 1996г. «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебный план ОУ.
Календарный учебный график ОУ.
Методические рекомендации по организации работы учителя-логопеда образовательного учреждения ГОАУ Ярославской области «Институт развития образования»
Логопедическая программа, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку, Содержание программы может быть дополнено, изменено в ходе логопедической работы в зависимости от особенностей усвоения программного материала учащимися младших классов с ЗПР.
Цель данной программы - коррекция нарушений устной и письменной речи, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
Корригировать нарушения письма и чтения у обучающихся.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Осуществлять профилактику дисграфии, дизорфографии, а также дислексии у обучающихся начальных классов.
Принципы и методы, определяющие реализацию программы
Основными принципами, определяющими построение, реализацию программы и организацию работы по ней, являются:
гуманизма – вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода-опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
учёта этиологии и механизмов речевых нарушений;
Данные принципы позволяю обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные, метапредметные и личностные
результаты логопедической работы
Предметные результаты:
Усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
Овладение представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Личностные результаты:
Осознание языка как основного средства человеческого общения;
Восприятие русского языка как явления национальной культуры;
Понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
Умение задавать вопросы.
По окончании 1 класса обучающиеся должны
уметь:
различать звуки на слух и в произношении, анализировать слова по звуковому составу;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
различать гласные и согласные, глухие и звонкие согласные, свистящие, шипящие и аффрикаты, гласные ударные и безударные;
списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.
знать:
наизусть короткие стихотворения, потешки со звуками А, О, У, Э, И
По окончании 2 класса обучающиеся должны
уметь:
различать предложение, словосочетание, слово;
анализировать слова по звуковому составу;
составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
подбирать группы родственных слов (несложные случаи); разбирать слово по составу (несложные случаи);
писать под диктовку предложения и тексты;
правильно читать вслух целыми словами;
соблюдать паузы между предложениями, логическое ударение, необходимую интонацию;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать своё отношение к поступку героя, событию;
пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
устно рассказывать на темы, близкие их интересам.
знать:
наизусть скороговорки, потешки.
наизусть короткие стихотворения с различными гласными и согласными.
По окончании 3 класса обучающиеся должны
уметь:
производить звукобуквенный анализ и синтез слов;
дифференцировать звуки по акустическому сходству;
подбирать к слову родственные слова;
владеть навыками словообразования и словоизменения;
подбирать синонимы и антонимы к различным частям речи;
дифференцировать предлоги и приставки;
составлять распространенные предложения;
определять тему рассказа, последовательность и связность предложений в тексте;
составлять план связного высказывания.
знать:
алфавит.
наизусть стихотворения, скороговорки, потешки с отработанными звуками.
По окончании 4 класса обучающиеся должны уметь:
должна быть создана основа для продуктивного усвоения правил правописания, связанных с полноценными представлениями о морфологическом составе слова (безударные гласные, проверяемые ударением, приставки, сложные слова, изменение имён прилагательных по родам, числам, падежам в зависимости от существительных);
учащиеся должны уметь характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
учащиеся должны различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
учащиеся должны находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
учащиеся должны находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
учащиеся должны соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
учащиеся должны пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно, сопосталять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Характеристика детей с задержкой психического развития, имеющих заключение: системное недоразвитие речи, дисграфия, дислексия
Обучающиеся испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы:
замены и смешения звуков; причем, структура речевого дефекта учащихся данной категории является очень вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии, смешения по артикуляторно-акустическим признакам у большинства детей не являются стойкими, за исключением одного учащегося, у которого речевой компонент в структуре дефекта более выраженный, что и определяет выбор пар оппозиционных дифференцируемых звуков;
несформированность фонематического восприятия, выраженная недостаточностью различения звуков и затруднениями в звуковом анализе и синтезе слов;
затруднения в воспроизведении слоговой структуры: пропуски, перестановки и искажения слогов.
Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы:
недостаточность лексического запасаносит количественный и качественный характер (отмечаются неправомерное расширение или сужение значений слов: ошибки в употреблении слов; смешение слов по смыслу и акустическим свойствам);
неумение выделять синтаксические элементы речи и сознательно пользоваться ими в своей речевой практике;
задержка в формировании грамматического строя речи: ошибки словообразовательного характера, разнообразные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении предлогов, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, числительных с существительными, неправильный выбор падежных форм существительных в словосочетаниях глагол и существительное.
Обучающиеся с ЗПР с нарушением чтения и письма, обусловленным системным недоразвитием речи, имеют также ряд психологических особенностей, затрудняющих формирование у них УУД:
Следствия недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка | Психологические особенности |
Недостаточное понимание учебных заданий указаний, инструкций учителя. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в пpoцессе учебной работы. Недостаточное развитие связной речи. | Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению. Недостаточное развитие словесно-логического мышления. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности. |
Следствием указанных особенностей являются:
1) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
2) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Содержание коррекционной работы условно делится на несколько этапов. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.
Логопедическая диагностика обучающихся
Обследование артикуляционного аппарата и звуковой стороны речи.
Обследование фонематического слуха.
Обследование активного и пассивного словаря.
Обследование грамматического строя.
Обследование процесса письма и чтения.
Коррекционная работа
Подготовительный этап
Цель: развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению.
Основной этап
Коррекционная работа ведется в трех основных направлениях:
1)На фонетическом уровне;
2) На лексико - грамматическом уровне;
3) На синтаксическом уровне.
Коррекционная работа на фонетическом уровне:
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений на базе развития фонематического восприятия, совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе.
Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне:
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, формирования представлений о морфологических элементах слова, навыков морфемного анализа и синтеза слов.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Уточнение, развитие, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения моделями различных синтаксических конструкций. Развитие навыков самостоятельного высказывания, путем установления последовательности высказывания, отбора языковых средств, совершенствования навыка строить и перестраивать предложения по заданным образцам.
Распределение учебных часов по годам обучения для обучающихся по программе АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих ЗПР
№ п/п | Разделы | Количество часов |
| |||
| ||||||
2 класс | 3 класс | 4 класс |
| |||
| ||||||
1 | Логопедическая диагностика | 4 (н.г.) 6 (к.г.) | 4 (н.г.) 6 (к.г.) | 4 (н.г.) 6 (к.г.) |
| |
| ||||||
2 | Коррекция устной и письменной речи | 79 | 79 | 79 |
| |
| ||||||
3 | ИТОГО: | 89 | 89 | 89 |
|
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи. Подготовка к обучению грамоте.
Задачи:
1. Дать понятие о слове и предложении
2. Обобщить сведения по звукобуквенному составу языка
3. Уяснить смыслоразличительную роль фонемы
4. Учить проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами
5. Закрепить навыки деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв
Содержание тем курса
Предложение
Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.
Слово
Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.
Слоговой анализ и синтез слов (6 часов/ - 3часа)
Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».
Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов (8 часов/ .- 2-3 часа)
Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Буква – смыслоразличитель. Различие звуков и букв.
Ударение
Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.
Гласные и согласные звуки
Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.
Звонкие и глухие согласные
Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.
Сонорные согласные
Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.
Развитие связной речи
Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.
Использование лексических тем:
«Осень». Особенности осени.
«Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов.
«Дикие животные». Ознакомление с животными области. «Детеныши диких животных».
«Рыбы». Ознакомление с рыбой наших рек и озер.
«Школьные принадлежности».
«Части предметов».
«Птицы». Знакомство с перелётными птицами.
«Домашние животные». Ознакомление с домашними животными. «Детеныши домашних животных».
«Зима». Особенности зимы.
«Весна». Особенности весны.
«Цветы и растения». Растительный мир.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1.Активизировать имеющийся словарный запас и уточнить конструкции предложения
( с небольшим распространением)
2.Формировать полноценный звукобуквенный анализ с установлением соотношения между буквами и звуками в слове
3.Формировать навыки правильного письма и чтения, развивать языковое чутьё;
4.Развивать навыки слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных звуков
5.Формировать навыки различения звуков в письменной речи, опираясь на артикуляционные и акустические признаки
6.Обогащать словарный запас как путём накопления представлений об окружающем мире;
новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования
7.Уточнить конкретно-пространственные знания (использование предлогов в устной и письменной речи).
Содержание тем курса
Предложение и слово
Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета.
Слогообразующая роль гласного. Ударение
Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы
Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.
Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные
Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.
Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства
Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.
Словообразование
Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Суффиксы профессий.
Суффиксы в образовании детёнышей животных.
Суффиксы прилагательных.
Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование.
Образование слов при помощи приставок.
Предлоги и приставки
Практическое знакомство с предлогами.
Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация.
Предлоги: от, к, до,для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к.
Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами.
Составление предложений из заданных слов с предлогами.
Дифференциация предлогов и приставок.
Употребление предлогов в связной речи.
Использование лексических тем:
«Овощи- фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов.
«Осень». Особенности осени.
«Мебель». Знакомство с продукцией мебельных фабрик города.
«Посуда».
«Насекомые».
«Рыбы». Ознакомление с исчезающими видами рыбы рек и озер.
«Профессии». Профессии нашего города.
«Семья». Показать, что историю делают простые люди, наши близкие.
«Зима». Особенности зимы.
«Зимующие птицы». Знакомство с зимующими птицами.
«Животные леса». Ознакомление с животными, обитающими в нашей стране.
«Детеныши животных».
«Весна». Особенности весны в нашей стране.
«Труд на селе». Ознакомление с трудом сельских жителей.
«Домашние животные». Ознакомление с разновидностью домашних животных.
«Растения весной». Продолжать знакомство с растительным миром.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1.Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи
2.Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове
3.Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования
4.Подготовить к усвоению морфологического состава слова
5.Расширять словарный запас путём усвоения смысловых, эмоциональных оттенков речи, конструкций предложения
6.Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Содержание тем курса
Предложение и слово
Речь и предложение. Предложение и слово.
Слоговой анализ и синтез слова
Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.
Обозначение мягкости с помощью мягкого знака
Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.
Обозначение мягкости с помощью гласных
Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].
Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные
Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.
Предложения
Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.
Морфологический состав слова
Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.
Безударный гласный
Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.
Предлоги и приставки
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.
Связная речь
Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.
Использование лексических тем:
« Как я провел лето». Особенности лета в нашей стране.
«Осень». Ознакомление с работой на селе.
«Птицы». Знакомство с представителями птиц, занесенных в Красную книгу.
«Растения и животные». Знакомство с представителями животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу.
«Дикие животные и их детеныши». Продолжить знакомить с обитателями лесов.
«Зима». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года в нашей стране.
«Зимние забавы».
«Весна». Продолжить знакомить с климатом в разные времена года в нашей стране.
«Водоём и его обитатели». Продолжить знакомство с обитателями водоемов.
«В гостях у бабушки». Продолжить знакомство с жизнью на селе.
«Работа в поле». Познакомить с сельскими профессиями нашей области.
Цель:
Предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.
Задачи:
1.Расширить и уточнить словарный запас учащихся как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования
2.Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова
3.Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций
4.Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции.
Содержание тем курса
Состав слова
Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.
Безударные гласные
Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.
Согласные звуки и буквы
Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.
Словосочетания и предложения
Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.
Согласование
Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.
Словоизменение прилагательных
Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.
Словоизменение глаголов
Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.
Предлоги и приставки
Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.
Управление. Словоизменение имен существительных по падежам
Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.
Части речи
Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.
Связь слов в словосочетаниях и предложениях
Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.
Связная речь
Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.
Использование лексических тем:
Профессии нашего города.
«Растения и животный мир». Закрепление знаний о представителях флоры и фауны в нашей стране.
«Транспорт». Уточнение знаний о транспорте города.
«Перелетные птицы». Ознакомления с птицами, зимующими в нашем крае.
«Мебель». Совершенствование знаний о мебели, производимой на мебельных фабриках.
«Дикие животные».
«Профессии и инструменты». Знакомство с профессиями сельских жителей в нашей стране. «Жилища животных». Знакомство с жилищами животных, обитающих в нашей стране. «Зимние зарисовки». Особенности зимы в нашей стране.
«Дикие и домашние животные». Особенности животного мира в нашей стране.
Программа разработана для детей 1-4 классов с задержкой психического развития, имеющих нарушения устной и письменной речи, предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году.
В зависимости от особенностей речевого нарушения у обучающихся и их психофизического развития учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия.
Перед началом логопедической работы организуется проведение обследования. При обследовании выявляется какой из компонентов языковой системы нарушен. Для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), построения системы индивидуальной коррекционной работы, комплектования подгрупп, отслеживания динамики речевого развития ребёнка с нарушением зрения используется тестовая методика диагностики устной и письменной речи Фотековой Т.А. и Ахутиной Т.В. с балльно-уровневой системой оценки. Результаты обследования отражаются в речевой карте. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа. Логопедическая работа должна начинаться как можно раньше, быть чётко спланирована и организована, должна носить не только коррекционный, но и предупреждающий вторичные дефекты характер.
Структура логопедического занятия включает мотивационную установку, развитие фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматические упражнения, развитие неречевых процессов, рефлексивный анализ.
Методы и приёмы коррекционной работы направлены на совершенствование устной речи, коррекцию и предупреждение ошибок в письменной речи, развитие психических процессов, тесно связанных с формированием полноценной речи. Это различные упражнения по развитию мышления и воображения; игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха; упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись; восстановление пропущенных букв; поиск слов на изучаемое правило; самостоятельный поиск орфографических ошибок; запись под диктовку.
Для усвоения программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических знаний, проблемно-поисковый.
С обучающимися, зачисленными на логопедические занятия, проводятся групповые (не более 3-5 человек) и индивидуальные занятия. Периодичность логопедических занятий 2-3 раза в неделю, в зависимости от речевого нарушения. Продолжительность группового занятия 35 - 40 минут (1 класс первое полугодие и второе полугодие соответственно), 40 минут (2-4-й класс), 15-20мин продолжительность индивидуального занятия. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи, комплектование групп - схожестью нарушений речевого развития, уровня психического развития, возрастным критерием.
Группа 1:____________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Логопедические занятия | |||
| Предложение и слово. Анализ предложения. |
|
|
| Главные члены предложения. |
|
|
| Слова-предметы. |
|
|
| Слова-действия. |
|
|
| Дифференциация слов-предметов и слов-действий. |
|
|
| Дифференциация слов-предметов и слов-действий. |
|
|
| Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. |
|
|
| Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. |
|
|
| Ударение. Упражнение в определении безударных и ударных слогов. |
|
|
| Мягкий знак на конце слова и в середине слова. |
|
|
| Мягкий знак на конце слова и в середине слова. |
|
|
| Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. |
|
|
| Разделительный мягкий знак. |
|
|
| Разделительный мягкий знак. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: а. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: о. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: у. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: ы. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: э. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: и. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: е. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: ё. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: ю. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: я. |
|
|
| Обозначение мягкости на письме с помощью букв 2-ого ряда: и, е, ё. |
|
|
| Обозначение мягкости на письме с помощью букв 2-ого ряда: ю, я. |
|
|
| Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [а-я] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [у-ю] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [о-ё] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [о-ё] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ы-и] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ы-и] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [э-е] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [э-е] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ю-ё] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи |
|
|
| Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи |
|
|
| Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. |
|
|
| Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. |
|
|
| Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. |
|
|
| Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связ-ной речи. |
|
|
| Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. |
|
|
| Дифференциация [щ-ч] в связной речи. Обследование |
|
|
| Учимся писать суффиксы: -щик,-чик |
|
|
| Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец. |
|
|
| Суффиксы, указывающие на профессии. |
|
|
| Суффиксы, указывающие на профессии. |
|
|
| Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят. |
|
|
| Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов. |
|
|
| Притяжательные прилагательные. |
|
|
| Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. |
|
|
| Суффиксы наречий. |
|
|
| Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование. |
|
|
| Согласование глагола с существительным. |
|
|
| Значение приставок. |
|
|
| Учимся писать приставки. |
|
|
| Образование слов при помощи приставок. |
|
|
| Предлоги: от, к, до.. |
|
|
| Предлоги: за, из-за. |
|
|
| Предлоги: через, сквозь, между |
|
|
| Предлоги: про, о, об (обо) |
|
|
| Закрепление предлогов. |
|
|
| Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. |
|
|
| Составление предложений из заданных слов с предлогами. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Составление короткого рассказа из заданных предложений с опорой на картинку. |
|
|
| Составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок. |
|
|
| Работа со сплошным текстом. |
|
|
| Работа с деформированным текстом. |
|
|
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонетической стороны речи. |
|
|
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков связной речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Группа 2:____________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Логопедические занятия | |||
| Предложение и слово. Анализ предложения. |
|
|
| Главные члены предложения. |
|
|
| Слова-предметы. |
|
|
| Слова-действия. |
|
|
| Дифференциация слов-предметов и слов-действий. |
|
|
| Дифференциация слов-предметов и слов-действий. |
|
|
| Слоги. Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. |
|
|
| Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. |
|
|
| Ударение. Упражнение в определении безударных и ударных слогов. |
|
|
| Мягкий знак на конце слова и в середине слова. |
|
|
| Мягкий знак на конце слова и в середине слова. |
|
|
| Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. |
|
|
| Разделительный мягкий знак. |
|
|
| Разделительный мягкий знак. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: а. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: о. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: у. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: ы. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 1-ого ряда: э. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: и. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: е. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: ё. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: ю. |
|
|
| Гласные звуки и буквы 2-ого ряда: я. |
|
|
| Обозначение мягкости на письме с помощью букв 2-ого ряда: и, е, ё. |
|
|
| Обозначение мягкости на письме с помощью букв 2-ого ряда: ю, я. |
|
|
| Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [а-я] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [у-ю] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [о-ё] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [о-ё] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ы-и] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ы-и] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [э-е] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [э-е] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация гласных [ю-ё] в словах и предложениях устно и на письме. |
|
|
| Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи |
|
|
| Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи |
|
|
| Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи. |
|
|
| Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. |
|
|
| Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. |
|
|
| Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. |
|
|
| Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связ-ной речи. |
|
|
| Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. |
|
|
| Дифференциация [щ-ч] в связной речи. Обследование |
|
|
| Учимся писать суффиксы: -щик,-чик |
|
|
| Суффиксы: -енк, онк, -инк,-ин,-к,-ец. |
|
|
| Суффиксы, указывающие на профессии. |
|
|
| Суффиксы, указывающие на профессии. |
|
|
| Суффиксы в образовании детёнышей животных:- ат, -ят. |
|
|
| Суффиксы прилагательных: -ин,-ач,-ич,-ов. |
|
|
| Притяжательные прилагательные. |
|
|
| Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. |
|
|
| Суффиксы наречий. |
|
|
| Закрепление. Суффиксы глаголов. Согласование. |
|
|
| Согласование глагола с существительным. |
|
|
| Значение приставок. |
|
|
| Учимся писать приставки. |
|
|
| Образование слов при помощи приставок. |
|
|
| Предлоги: от, к, до.. |
|
|
| Предлоги: за, из-за. |
|
|
| Предлоги: через, сквозь, между |
|
|
| Предлоги: про, о, об (обо) |
|
|
| Закрепление предлогов. |
|
|
| Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. |
|
|
| Составление предложений из заданных слов с предлогами. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Составление короткого рассказа из заданных предложений с опорой на картинку. |
|
|
| Составление короткого рассказа по серии сюжетных картинок. |
|
|
| Работа со сплошным текстом. |
|
|
| Работа с деформированным текстом. |
|
|
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонетической стороны речи. |
|
|
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков связной речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
№ п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Логопедические занятия | |||
| Речь и предложение. Предложение и слово. |
|
|
| Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове |
|
|
| Слогообразующая роль гласных букв. |
|
|
| Определение количества слогов в слове. |
|
|
| Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. |
|
|
| Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. |
|
|
| Звуки и буквы. Уточнение понятий. |
|
|
| Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. |
|
|
| Гласные звуки и буквы. |
|
|
| Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. |
|
|
| Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. |
|
|
| Согласные звуки и буквы. |
|
|
| Твёрдые и мягкие согласные. |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки и буквы. |
|
|
| Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. |
|
|
| Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. |
|
|
| Мягкий знак в конце слова. |
|
|
| Мягкий знак в середине слова. |
|
|
| Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. |
|
|
| Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению. |
|
|
| Разделительный твердый знак. Сравнение по смыслу и произношению. |
|
|
| Разделительный твердый знак. Сравнение по смыслу и произношению. |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. |
|
|
| Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Э-Е. |
|
|
| Дифференциация парных согласных Б-П. |
|
|
| Дифференциация парных согласных В-Ф. |
|
|
| Дифференциация парных согласных Г-К. |
|
|
| Дифференциация парных согласных З-С. |
|
|
| Дифференциация парных согласных . |
|
|
| Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. |
|
|
| Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. |
|
|
| Непарные твердые согласные: Ш, Ж, Ц. |
|
|
| Непарные мягкие согласные: Щ, Ч, Й. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в середине слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных на конце слов. Обследование. |
|
|
| Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. |
|
|
| Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. |
|
|
| Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. |
|
|
| Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. |
|
|
| Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. |
|
|
| Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных. |
|
|
| Корень как главная часть слова. |
|
|
| Родственные слова. |
|
|
| Однокоренные слова, не являющиеся родственными. |
|
|
| Дифференциация родственных и однокоренных слов. |
|
|
| Сложные слова. Соединительная гласная е или ов середине слова. |
|
|
| Соединительная гласная е или о в середине слова. |
|
|
| Приставка. Префиксальный способ образования слов. |
|
|
| Образование слов при помощи приставок. |
|
|
| Образование слов при помощи приставок. |
|
|
| Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. |
|
|
| Образование слов при помощи суффиксов. |
|
|
| Образование слов при помощи суффиксов. |
|
|
| Окончание. |
|
|
| Безударные гласные в корне. |
|
|
| Безударные гласные в корне. Антонимы. |
|
|
| Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. |
|
|
| Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне. |
|
|
| Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. |
|
|
| Слитное написание слов с приставками. |
|
|
| Раздельное написание слов с предлогами. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Соотнесение предлогов с глагольными приставками. |
|
|
| «Не» с глаголами. |
|
|
| Слова-приятели. Синонимы |
|
|
| Подбор синонимов к слову. |
|
|
| Слова-неприятели. Антонимы. |
|
|
| Подбор антонимов к слову. |
|
|
| Многозначные слова. Составление словосочетаний с многозначными словами. |
|
|
| Составление предложений с многозначными словами. |
|
|
| Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. |
|
|
| Пересказ с опорой на сюжетную картинку. |
|
|
| Пересказ по вопросам. |
|
|
| Пересказ текста по опорным словам. |
|
|
| Пересказ текста по предметным картинкам. |
|
|
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонетической стороны речи. |
|
|
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков связной речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Группа 1______________________________________________________________________________________________
№ п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Логопедические занятия | |||
| Состав слова. |
|
|
| Корень как главная часть слова. Подбор однокоренных слов. |
|
|
| Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
|
|
| Суффиксы, указывающие на профессии. |
|
|
| Суффиксы прилагательных. |
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
| Приставки пространственного и временного значения. |
|
|
| Образование слов с помощью приставок. |
|
|
| Образование слов с помощью приставок. |
|
|
| Окончания. |
|
|
| Окончания. |
|
|
| Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
|
|
| Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
|
|
| Выделение слов с безударными гласными. |
|
|
| Выделение слов с безударными гласными. |
|
|
| Парные согласные. |
|
|
| Парные согласные. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в конце слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в конце слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в середине слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в середине слова. |
|
|
| Слово и его лексическое значение. |
|
|
| Слова, обозначающие предметы, явления. |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). |
|
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
|
|
| Классификация имен существительных с помощью местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ. |
|
|
| Образование существительных множественного числа. |
|
|
| Слова, обозначающие признаки предмета. |
|
|
| Образование относительных прилагательных. |
|
|
| Образование притяжательных прилагательных. |
|
|
| Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. |
|
|
| Согласование имени существительного с именем прилагательным в числе. |
|
|
| Слова, обозначающие действие предмета. |
|
|
| Образование глаголов прошедшего времени. |
|
|
| Образование будущего времени глаголов несовершенного вида. |
|
|
| Образование будущего времени глаголов совершенного вида. |
|
|
| Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде. |
|
|
| Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Выделение словосочетаний из предложений. |
|
|
| Выделение словосочетаний из предложений. |
|
|
| Составление предложений из словосочетаний. |
|
|
| Составление предложений из словосочетаний. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Подбор прилагательных к словам-предметам. |
|
|
| Подбор прилагательных к словам-предметам. |
|
|
| Связь слов в словосочетаниях. |
|
|
| Понятие о подлежащем и сказуемом, как частях речи. |
|
|
| Понятие о подлежащем и сказуемом, как частях речи. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. |
|
|
| Составление предложений по картинкам. Простые предложения. |
|
|
| Составление предложений из заданных слов. |
|
|
| Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. |
|
|
| Сложные предложения. |
|
|
| Распространение предложений. |
|
|
| Распространение предложений. |
|
|
| Сокращение предложений. |
|
|
| Сокращение предложений. |
|
|
| Текст. Его признаки. |
|
|
| Восстановление деформированного текста. |
|
|
| Составление рассказа по началу. |
|
|
| Составление рассказа по данному концу. |
|
|
| Составление рассказа по данному плану. |
|
|
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонетической стороны речи. |
|
|
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков связной речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Группа 2______________________________________________________________________________________________
№ п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Логопедические занятия | |||
| Состав слова. |
|
|
| Корень как главная часть слова. Подбор однокоренных слов. |
|
|
| Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
|
|
| Суффиксы, указывающие на профессии. |
|
|
| Суффиксы прилагательных. |
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
| Приставки пространственного и временного значения. |
|
|
| Образование слов с помощью приставок. |
|
|
| Образование слов с помощью приставок. |
|
|
| Окончания. |
|
|
| Окончания. |
|
|
| Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
|
|
| Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
|
|
| Выделение слов с безударными гласными. |
|
|
| Выделение слов с безударными гласными. |
|
|
| Парные согласные. |
|
|
| Парные согласные. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в конце слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в конце слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в середине слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в середине слова. |
|
|
| Слово и его лексическое значение. |
|
|
| Слова, обозначающие предметы, явления. |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). |
|
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
|
|
| Классификация имен существительных с помощью местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ. |
|
|
| Образование существительных множественного числа. |
|
|
| Слова, обозначающие признаки предмета. |
|
|
| Образование относительных прилагательных. |
|
|
| Образование притяжательных прилагательных. |
|
|
| Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. |
|
|
| Согласование имени существительного с именем прилагательным в числе. |
|
|
| Слова, обозначающие действие предмета. |
|
|
| Образование глаголов прошедшего времени. |
|
|
| Образование будущего времени глаголов несовершенного вида. |
|
|
| Образование будущего времени глаголов совершенного вида. |
|
|
| Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде. |
|
|
| Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Выделение словосочетаний из предложений. |
|
|
| Выделение словосочетаний из предложений. |
|
|
| Составление предложений из словосочетаний. |
|
|
| Составление предложений из словосочетаний. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Подбор прилагательных к словам-предметам. |
|
|
| Подбор прилагательных к словам-предметам. |
|
|
| Связь слов в словосочетаниях. |
|
|
| Понятие о подлежащем и сказуемом, как частях речи. |
|
|
| Понятие о подлежащем и сказуемом, как частях речи. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. |
|
|
| Составление предложений по картинкам. Простые предложения. |
|
|
| Составление предложений из заданных слов. |
|
|
| Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. |
|
|
| Сложные предложения. |
|
|
| Распространение предложений. |
|
|
| Распространение предложений. |
|
|
| Сокращение предложений. |
|
|
| Сокращение предложений. |
|
|
| Текст. Его признаки. |
|
|
| Восстановление деформированного текста. |
|
|
| Составление рассказа по началу. |
|
|
| Составление рассказа по данному концу. |
|
|
| Составление рассказа по данному плану. |
|
|
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонетической стороны речи. |
|
|
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков связной речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
№ п/п | Тема | Дата | |
план | факт | ||
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
Логопедические занятия | |||
| Состав слова. |
|
|
| Корень как главная часть слова. Подбор однокоренных слов. |
|
|
| Суффиксы. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
|
|
| Суффиксы, указывающие на профессии. |
|
|
| Суффиксы прилагательных. |
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
| Образование слов с помощью суффиксов. |
|
|
| Приставки пространственного и временного значения. |
|
|
| Образование слов с помощью приставок. |
|
|
| Образование слов с помощью приставок. |
|
|
| Окончания. |
|
|
| Окончания. |
|
|
| Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
|
|
| Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. |
|
|
| Выделение слов с безударными гласными. |
|
|
| Выделение слов с безударными гласными. |
|
|
| Парные согласные. |
|
|
| Парные согласные. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в конце слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в конце слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в середине слова. |
|
|
| Оглушение звонких согласных в середине слова. |
|
|
| Слово и его лексическое значение. |
|
|
| Слова, обозначающие предметы, явления. |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). |
|
|
| Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). |
|
|
| Одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
|
|
| Классификация имен существительных с помощью местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ. |
|
|
| Образование существительных множественного числа. |
|
|
| Слова, обозначающие признаки предмета. |
|
|
| Образование относительных прилагательных. |
|
|
| Образование притяжательных прилагательных. |
|
|
| Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. |
|
|
| Согласование имени существительного с именем прилагательным в числе. |
|
|
| Слова, обозначающие действие предмета. |
|
|
| Образование глаголов прошедшего времени. |
|
|
| Образование будущего времени глаголов несовершенного вида. |
|
|
| Образование будущего времени глаголов совершенного вида. |
|
|
| Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде. |
|
|
| Согласование глаголов с именами существительными в числе и роде. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Выделение словосочетаний из предложений. |
|
|
| Выделение словосочетаний из предложений. |
|
|
| Составление предложений из словосочетаний. |
|
|
| Составление предложений из словосочетаний. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Дифференциация предлогов и приставок. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях. |
|
|
| Подбор прилагательных к словам-предметам. |
|
|
| Подбор прилагательных к словам-предметам. |
|
|
| Связь слов в словосочетаниях. |
|
|
| Понятие о подлежащем и сказуемом, как частях речи. |
|
|
| Понятие о подлежащем и сказуемом, как частях речи. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Понятие о второстепенных членах предложения. |
|
|
| Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. |
|
|
| Составление предложений по картинкам. Простые предложения. |
|
|
| Составление предложений из заданных слов. |
|
|
| Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. |
|
|
| Сложные предложения. |
|
|
| Распространение предложений. |
|
|
| Распространение предложений. |
|
|
| Сокращение предложений. |
|
|
| Сокращение предложений. |
|
|
| Текст. Его признаки. |
|
|
| Восстановление деформированного текста. |
|
|
| Составление рассказа по началу. |
|
|
| Составление рассказа по данному концу. |
|
|
| Составление рассказа по данному плану. |
|
|
Логопедическое обследование | |||
| Обследование фонетической стороны речи. |
|
|
| Обследование фонематических процессов. |
|
|
| Обследование лексико-грамматической стороны речи. |
|
|
| Обследование навыков связной речи. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|
| Обследование навыков письма и чтения. |
|
|