СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по финансовой грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса по финансовой грамотности. 

Программа направлена на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • равных возможностей получения качественного образования;
  • реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности
  • воспитания   и   социализации   обучающихся,   их   самоидентификации посредством личность и общественно значимой деятельности;
  • создание условий для развития и самореализации обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по финансовой грамотности»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Буньковская средняя общеобразовательная школа

______________________________________________________________________








«Согласовано»

Руководитель МО учителей


___________Сорокина И.В.

«30» апреля 2014г.


Принято педагогическим советом

Протокол № 3

От 12 мая 2014 г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ Буньковская СОШ


___________/ Власов С.А./

Приказ № 20 от 14.05.2014.г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


среднего общего образования

«Бюджетная грамотность»


Срок реализации программы 1 год






Составитель: Учитель истории

первой квалификационной категории

Колосова Г.А.



Предметная область: «Общественные науки»

1. Пояснительная записка

Ускоренное развитие процесса повышения бюджетной грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения – потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.

Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.

Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.

Программа направлена на обеспечение:

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;

  • равных возможностей получения качественного образования;

  • реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности

  • воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личность и общественно значимой деятельности;

  • создание условий для развития и самореализации обучающихся.

Цель реализации программы:

Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.

Задачами реализации программы являются:

  1. обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  2. создание в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей,

самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;

  1. обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;

  2. создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;

  3. создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;

  4. создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.

2. Общая характеристика учебного курса

Учебный курс «Бюджетная грамотность» входит в состав предметной области «Общественные науки» и состоит из следующих разделов:

Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;

Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;

Раздел 3. Ценные бумаги;

Раздел 4. Государственный бюджет.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:

  1. приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;

  2. описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;

3. описывать ключевые статьи государственного бюджета России;

4. объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального
потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной
экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между
простыми и переводными векселями, роль и значение рынка
государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;

5. анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов,
формирование государственного бюджета;

6. использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;

  1. находить и оценивать экономическую информацию;

  2. рационально планировать семейный бюджет;

9. оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя,
члена семьи и гражданина;

10. осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и
государства;

11. осваивать различные способы решения экономических задач;

  1. рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;

  2. обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:

1. о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о
сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской
системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;

  1. об экономической деятельности фирм и государства;

  2. о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.

В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:

  • в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

  • в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;

  • в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной6 информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;

в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.

Изучение курса «Бюджетная грамотность» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого
из разделов программы. Школьный экономический анализ может
проводиться:

  • для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;

  • для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

  • обмен взглядами по конкретной проблеме;

  • упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;

3. Деловые игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение,
частично-поисковый метод:

  • развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

  • активация их познавательной активности;

5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;

6. Экскурсионная деятельность:

- предприятия и объекты инфраструктуры города Иваново;

- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего
профессионального образования;

Курс «Бюджетная грамотность» тесно связан с предметами «Экономика» и «Обществознание».

3. Место учебного предмета, курса в учебном плане

Курс «Бюджетная грамотность» является курсом по выбору обучающихся, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 8-10 классов. Общее количество академических часов: 34 часа.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

4.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

  1. российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

  2. гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

  3. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

  4. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  1. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

  3. бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

4.2. Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;

  1. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

  2. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

  3. умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

  4. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

4.3. Предметные результаты:

Должны обеспечить:

  1. сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

  2. понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

  3. сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4) сформированность экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

  1. развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;

  2. владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

7) умение применять полученные знания и сформированные навыки
для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей

(потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в
России и в мире;

9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-
экономической политики государства.

5. Содержание учебного курса

Введение. Инструктаж по технике безопасности – 1 час. Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства – 9 час.

  1. Экономические функции домохозяйства

  2. Потребление домашних хозяйств

  3. Рациональное потребление. Бюджетное ограничение

  4. Личный баланс и бюджет

  5. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов

  6. Реальные и номинальные доходы семьи

  7. Уровень жизни и прожиточный минимум

  8. Планирование семейного бюджета

  9. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи Раздел 2. Деньги и основы денежной политики – 6 час.


  1. Деньги и их функции

  2. Банки. Банковская система

  3. Вклады. Страхование вкладов

  4. Инвестиции

  5. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит

  6. Электронные деньги Раздел 3. Ценные бумаги – 5 час.


  1. Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг

  2. Облигации

  3. Акции

  1. Векселя и банковские сертификаты

  2. Государственные ценные бумаги. Раздел 4. Государственный бюджет – 12 час.


  1. Бюджет: основные характеристики бюджета.

  2. Формирование и исполнение бюджета.

  3. Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты.

  4. Причины и следствия возникновения государственного долга.

  5. Региональные муниципальные бюджеты.

  6. Понятие о налогах и их типах.

  7. Федеральные целевые программы.

  8. Страхование.

  9. Политика изменения учетной ставки.

4.10. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.

  1. Социальные услуги государства.

  2. Составление налоговой декларации

Итоговое занятие – 1 час.


6. Тематическое планирование


1























2




Раздел

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Бюджет частного домохозяйства

10

- Формирование представлений учащихся об экономических функциях домохозяйства, о рациональном поведении покупателя, бюджетном
ограничении, бюджете семьи, источники дохода и расходов семьи;

- усвоить понятия полезности и потребительского выбора;

- развитие способностей у учащихся экономического мышления при составлении личного финансового плана.
Уметь:

- планировать семейный бюджет;

- анализировать свое потребительское
поведение;

- приводить примеры энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи;

- оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- объяснять причины неравенства доходов семей;

- объяснять аксиомы рационального поведения;

- схематизировать изученный материал;

Деньги и основы

денежной

политики

7

- Понимать значение денег в современной экономике и расширение представлений о деньгах, функции денег, основные элементы банковской системы, процентная ставка, виды вкладов, страхование вкладов, чем банк отличается от других финансовых посредниках, как банки делают деньги.

- Знать значение понятий: вклад, залог, обеспечение, кредит, кредитоспособность, ипотека, инвестиции;

- объяснять роль кредита в современной экономике.


3












4














5




Уметь:

- приводить примеры вкладов, кредитов, инвестиций;

- рассчитывать сложный процент, доходность от инвестиций;

- анализировать виды вкладов и кредитов;

- выбирать банк для вклада или получения

кредита;





Ценные бумаги

7

- Знакомство учащихся с понятиями: облигация, акция, вексель, банковский сертификат;

- понимать структуру фондового рынка, классификацию ценных бумаг;

Уметь:

- приводить примеры ценных бумаг (облигаций, акций, векселей);

- объяснить механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простым и переводным векселем, роль и значение рынка государственных ценных бумаг;

- различать: основные виды акций; типы государственных ценных бумаг, эмитируемых Минфином России;

Государственный

8

- Понимать формирование и исполнение бюджета, виды страхования, структуру денежных расходов;

- знать о федеральных целевых программа, финансовых правовых нормах и правилах, социальных услугах государства, страховых организациях;

- формирование представлений о налогах,
функциях налогов, пенсионных планах,страховании;
Уметь:

- приводить примеры налогов (прямые,косвенные, безвозмездных поступлений из федерального бюджета, социальной поддержки граждан;

- описывать действия рыночного механизма, основные статьи госбюджета России;

- объяснять теорию справедливости налогов (вертикальная, горизонтальная);

-анализировать формирование государственного бюджета, причины возникновения государственного долга;

- систематизировать материал основных
проблем, касающихся государственного бюджета;

- заполнять налоговую декларацию.


бюджет


7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

7.1. Учебно-методическое обеспечение

1. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс, 2010.

  1. Балакина А.П. Методическое пособие к курсу «Налоги России» 10-11 класс. Вита-Пресс. 2006.

  2. Берзон Н.И., Аршавинский А.Ю. Фондовый рынок. М., Вита-Пресс, 2002.

  3. Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. – М. Интеллект центр, 2011.

  4. Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. – М. Интеллект-центр, 2008.

  5. Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М. Вита-Пресс, 2007.

  6. Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М., Вита-Пресс, 2007.

  7. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2003.

  8. Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.

  9. Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. – М.: Юристъ, 2008.

  10. Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. Изд. - М.: Теис, 2005.

  11. Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.

  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Издательство: изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

  13. Федоров Б.Ф.. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд., доп. Изд.: Питер, 2008.

  14. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9ред. От 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

  15. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999.

  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.

7.2. Материально-техническое обеспечение

7.2.1. Учебное оборудование и дидактические пособия:

  • слайдовые презентации по отдельным темам;

  • тестовые задания по разделам;

  • индивидуальные карточки по отдельным темам.

7.2.2. Информационно-образовательные ресурсы:

  1. http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.

  2. http://www.budget.gov.ru/ – единый портал бюджетной системы Российской Федерации.

  3. http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.

  4. http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».

  5. www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.

  6. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.

  7. http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ.

  8. www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.


www.cbr.ru – сайт Банка Росси

13. http://vashifinancy.ru

14. финграмотностьвшколе.рф




7.2.3. Компьютерная техника и интерактивное оборудование:

  • компьютер;

  • проектор;

  • системы электронного голосования;

  • мультимедийная техника;

- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и
фотооборудование и т.д.).

8. Планируемые результаты изучения курса.

1) развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного
курса: развитие общей культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;

2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и
коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;

3) увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков;

4) повышение финансового благосостояния благодаря рационализации
семейного бюджета, расширению горизонта планирования;

5) развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла
семьи;

6) обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовой
безопасности обучающихся;

7) повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.