Муниципальное общеобразовательное учреждение
Буньковская средняя общеобразовательная школа
______________________________________________________________________
«Согласовано» Руководитель МО учителей ___________Сорокина И.В. «30» апреля 2014г. | Принято педагогическим советом Протокол № 3 От 12 мая 2014 г. | «Утверждаю» Директор МОУ Буньковская СОШ ___________/ Власов С.А./ Приказ № 20 от 14.05.2014.г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
среднего общего образования
«Бюджетная грамотность»
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Учитель истории
первой квалификационной категории
Колосова Г.А.
Предметная область: «Общественные науки»
1. Пояснительная записка
Ускоренное развитие процесса повышения бюджетной грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень бюджетной грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через бюджетное планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Бюджетная грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения – потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Бюджетная грамотность населения способствует притоку наличных денежных средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности государства.
Актуальность проблемы недостаточности бюджетной грамотности очевидна. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы программы, предопределили её цель и задачи.
Программа разработана на основе Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования с учетом региональных, национальных потребностей народов Российской Федерации.
Программа направлена на обеспечение:
формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
равных возможностей получения качественного образования;
реализации бесплатного образования во внеурочной деятельности
воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личность и общественно значимой деятельности;
создание условий для развития и самореализации обучающихся.
Цель реализации программы:
Повышение бюджетной грамотности обучающихся в процессе знакомства с приоритетными направлениями бюджетной политики Российской Федерации и формирования компетенций в области бюджета и финансов.
Задачами реализации программы являются:
обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для достижения планируемых результатов программы всеми обучающимися, в том числе одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
создание в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для развития личности, её способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей,
самореализации обучающихся через организацию учебной деятельности, на основе взаимодействия с другими организациями, осуществляющими образовательный процесс, а также финансовыми организациями и институтами;
обеспечение в процессе изучения курса «Бюджетная грамотность» условий для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу осознанного выбора при принятии ответственных финансовых решений на протяжении всей жизни;
создание условий для работы с одарёнными обучающимися, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности;
создание условий для формирования у обучающихся российской гражданской идентичности, социальных ценностей и самореализации обучающихся;
создание условий для формирования мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, толерантности, приобщения к ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации.
2. Общая характеристика учебного курса
Учебный курс «Бюджетная грамотность» входит в состав предметной области «Общественные науки» и состоит из следующих разделов:
Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства;
Раздел 2. Деньги и основы денежной политики;
Раздел 3. Ценные бумаги;
Раздел 4. Государственный бюджет.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся осваивают следующие умения:
приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
3. описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
4. объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального
потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной
экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между
простыми и переводными векселями, роль и значение рынка
государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;
5. анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов,
формирование государственного бюджета;
6. использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;
находить и оценивать экономическую информацию;
рационально планировать семейный бюджет;
9. оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя,
члена семьи и гражданина;
10. осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и
государства;
11. осваивать различные способы решения экономических задач;
рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;
обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся приобретают следующие знания:
1. о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о
сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской
системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;
об экономической деятельности фирм и государства;
о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.
В ходе изучения курса «Бюджетная грамотность» обучающиеся овладевают следующими компетенциями:
в семейно-бытовой сфере: сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;
в сфере трудовой деятельности: знать плюсы и минусы работы по найму и предпринимательской деятельности, выбирать профессии, востребованные на рынке труда, быть способным рассчитать выгоды и издержки любого дела;
в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях: корректно взаимодействовать с государством и другими гражданами в процессе экономической деятельности; грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
в сфере познавательно-коммуникативной: объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделять основную информацию от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной6 информации, передавать содержание информации в соответствии с поставленной целью; критически осмысливать экономическую информацию, экономический анализ общественных явлений и событий для получения опыта познавательной и практической деятельности;
• в сфере массовой коммуникации: уметь находить, критически воспринимать и комплексно анализировать экономическую информацию, передаваемую по каналам СМИ.
Изучение курса «Бюджетная грамотность» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого
из разделов программы. Школьный экономический анализ может
проводиться:
для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия:
обмен взглядами по конкретной проблеме;
упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных
особенностей характера, мышления, темперамента;
3. Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих
тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение,
частично-поисковый метод:
развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
активация их познавательной активности;
5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;
6. Экскурсионная деятельность:
- предприятия и объекты инфраструктуры города Иваново;
- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего
профессионального образования;
Курс «Бюджетная грамотность» тесно связан с предметами «Экономика» и «Обществознание».
3. Место учебного предмета, курса в учебном плане
Курс «Бюджетная грамотность» является курсом по выбору обучающихся, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 8-10 классов. Общее количество академических часов: 34 часа.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
4.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
4.2. Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
4.3. Предметные результаты:
Должны обеспечить:
сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4) сформированность экономического мышления: умения принимать
рациональные решения в условиях относительной ограниченности
доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
7) умение применять полученные знания и сформированные навыки
для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей
(потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в
России и в мире;
9) умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по
социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-
экономической политики государства.
5. Содержание учебного курса
Введение. Инструктаж по технике безопасности – 1 час. Раздел 1. Бюджет частного домохозяйства – 9 час.
Экономические функции домохозяйства
Потребление домашних хозяйств
Рациональное потребление. Бюджетное ограничение
Личный баланс и бюджет
Семейный бюджет. Источники доходов и расходов
Реальные и номинальные доходы семьи
Уровень жизни и прожиточный минимум
Планирование семейного бюджета
Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи Раздел 2. Деньги и основы денежной политики – 6 час.
Деньги и их функции
Банки. Банковская система
Вклады. Страхование вкладов
Инвестиции
Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Электронные деньги Раздел 3. Ценные бумаги – 5 час.
Структура фондового рынка. Классификация ценных бумаг
Облигации
Акции
Векселя и банковские сертификаты
Государственные ценные бумаги. Раздел 4. Государственный бюджет – 12 час.
Бюджет: основные характеристики бюджета.
Формирование и исполнение бюджета.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета. Межбюджетные трансферты.
Причины и следствия возникновения государственного долга.
Региональные муниципальные бюджеты.
Понятие о налогах и их типах.
Федеральные целевые программы.
Страхование.
Политика изменения учетной ставки.
4.10. Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
Социальные услуги государства.
Составление налоговой декларации
Итоговое занятие – 1 час.
6. Тематическое планирование
№ 1 2 | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Бюджет частного домохозяйства | 10 | - Формирование представлений учащихся об экономических функциях домохозяйства, о рациональном поведении покупателя, бюджетном ограничении, бюджете семьи, источники дохода и расходов семьи; - усвоить понятия полезности и потребительского выбора; - развитие способностей у учащихся экономического мышления при составлении личного финансового плана. Уметь: - планировать семейный бюджет; - анализировать свое потребительское поведение; - приводить примеры энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи; - оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; - объяснять причины неравенства доходов семей; - объяснять аксиомы рационального поведения; - схематизировать изученный материал; |
Деньги и основы денежной политики | 7 | - Понимать значение денег в современной экономике и расширение представлений о деньгах, функции денег, основные элементы банковской системы, процентная ставка, виды вкладов, страхование вкладов, чем банк отличается от других финансовых посредниках, как банки делают деньги. - Знать значение понятий: вклад, залог, обеспечение, кредит, кредитоспособность, ипотека, инвестиции; - объяснять роль кредита в современной экономике. |
3 4 5 | | | Уметь: - приводить примеры вкладов, кредитов, инвестиций; - рассчитывать сложный процент, доходность от инвестиций; - анализировать виды вкладов и кредитов; - выбирать банк для вклада или получения кредита; |
| |
| |
Ценные бумаги | 7 | - Знакомство учащихся с понятиями: облигация, акция, вексель, банковский сертификат; - понимать структуру фондового рынка, классификацию ценных бумаг; Уметь: - приводить примеры ценных бумаг (облигаций, акций, векселей); - объяснить механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простым и переводным векселем, роль и значение рынка государственных ценных бумаг; - различать: основные виды акций; типы государственных ценных бумаг, эмитируемых Минфином России; |
Государственный | 8 | - Понимать формирование и исполнение бюджета, виды страхования, структуру денежных расходов; - знать о федеральных целевых программа, финансовых правовых нормах и правилах, социальных услугах государства, страховых организациях; - формирование представлений о налогах, функциях налогов, пенсионных планах,страховании; Уметь: - приводить примеры налогов (прямые,косвенные, безвозмездных поступлений из федерального бюджета, социальной поддержки граждан; - описывать действия рыночного механизма, основные статьи госбюджета России; - объяснять теорию справедливости налогов (вертикальная, горизонтальная); -анализировать формирование государственного бюджета, причины возникновения государственного долга; - систематизировать материал основных проблем, касающихся государственного бюджета; - заполнять налоговую декларацию. |
бюджет | |
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
7.1. Учебно-методическое обеспечение
1. Архипов А.П. Страхование. Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 классов. М.: Вита-Пресс, 2010.
Балакина А.П. Методическое пособие к курсу «Налоги России» 10-11 класс. Вита-Пресс. 2006.
Берзон Н.И., Аршавинский А.Ю. Фондовый рынок. М., Вита-Пресс, 2002.
Думная Н.Н. Заплати налоги и спи спокойно. – М. Интеллект центр, 2011.
Думная Н.Н. Экономика 10-11 класс. – М. Интеллект-центр, 2008.
Кайзер Ф.Й., Веткина А.В., Курмелева А.С., Экономика 10-11 класс, М. Вита-Пресс, 2007.
Киреев А.П. Экономика 10-11 класс, М., Вита-Пресс, 2007.
Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теория и практика. Изд. – М.: Экзамен, 2003.
Розанова Н.М. Банк: от клиента до президента, М., 2006.
Рустамьян В.П.. Все о кредитных историях изд. – М.: Юристъ, 2008.
Суханов М.С. Деньги, кредит, банки. Изд. - М.: Теис, 2005.
Травин Е.Н. Экономика. Ролевые игры и практикумы. М., НЦ ЭНАНС, 2003.
Финансы. Денежное обращение. Кредит. Издательство: изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Федоров Б.Ф.. Как правильно взять и вернуть кредит: на покупку недвижимости, автомобиля, техники. 2-е изд., доп. Изд.: Питер, 2008.
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 9ред. От 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
7.2. Материально-техническое обеспечение
7.2.1. Учебное оборудование и дидактические пособия:
слайдовые презентации по отдельным темам;
тестовые задания по разделам;
индивидуальные карточки по отдельным темам.
7.2.2. Информационно-образовательные ресурсы:
http://www.cbr.ru/fingramota/files/dep.pdf – банковская азбука «Банковский вклад», ЦБ РФ, М., 2013 г.
http://www.budget.gov.ru/ – единый портал бюджетной системы Российской Федерации.
http://www.cbr.ru/fingramota/?PrtId=fg_2 – Обучающая игра «Насколько хорошо ты знаешь деньги», ЦБ РФ, М.
http://www.schoolmoney.ru – Основы инвестирования и управления личными финансами «Школа денег».
www.economy.gov.ru – сайт Министерства развития РФ.
www.fas.gov.ru – сайт Федеральной Антимонопольной службы.
http://www.minfin.ru/ – сайт Министерства финансов РФ.
www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики.
www.cbr.ru – сайт Банка Росси
13. http://vashifinancy.ru
14. финграмотностьвшколе.рф
7.2.3. Компьютерная техника и интерактивное оборудование:
- интерактивное оборудование (интерактивная доска и др., видео- и
фотооборудование и т.д.).
8. Планируемые результаты изучения курса.
1) развитие личности обучающегося средствами предлагаемого учебного
курса: развитие общей культуры обучающегося, его мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных и коммуникативных способностей, формирование мотивации к саморазвитию;
2) развитие способностей к осознанному использованию информационных и
коммуникационных технологий, самореализации и саморегуляции;
3) увеличение числа добросовестных заемщиков, снижение кредитных и репутационных рисков банков;
4) повышение финансового благосостояния благодаря рационализации
семейного бюджета, расширению горизонта планирования;
5) развитие способности управлять финансами в течение жизненного цикла
семьи;
6) обеспечение самозащиты от мошенничества, повышение финансовой
безопасности обучающихся;
7) повышение уровня пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансового рынка, стабильность рынков.