СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МХК

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для подготовки учащихся 7-9 классов к олимпиаде по мхк

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по внеурочной деятельности ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МХК»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М. М.»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

внеурочной деятельности

ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МХК

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ







Разработчик: Некрасова Ю. И.

учитель изобразительного

искусства и черчения















г. Усть-Илимск, 2023


Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по МКХ. Курс подготовки учащихся к олимпиаде по МХК является профориентационным в 7-9 классов. Курс разработан по дисциплине «Мировая художественная культура» по программе Даниловой Г.А.

Данная программа направлена на достижение цели с учетом специфики олимпиады по МХК актуализация знаний по мировой художественной культуре,

Задачами курса являются:

-профориентация учащихся 7-9 классов;

-пробуждение интереса и развитие художественно-эстетического вкуса, культуры восприятия произведения мирового искусства,

-развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному творчеству;

овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;

-освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и в искусстве;

Занятия по программе проводятся в первом полугодии один раз в неделю. Курс рассчитан на 17 часов.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Данная программа по подготовке к олимпиаде по мировой художественной культуре ориентирована на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Участие лицеистов в олимпиадах дает возможность школьникам и защищать честь своей школы; создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предметной области; дает возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Содержание учебного курса

Происхождение искусства. Мировая художественная культура - единство в многообразии. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве.

Художественная культура Древнего Египта. Идея Вечной жизни -основа древнеегипетской культуры. Легенда об Осирисе и Исиде. Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Архитектура наземного храма - символ самовозрождения Ра (Карнакский храм, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц - магическая формула вечного бытия. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне как гарант Вечной жизни.

Крито-микенская культура. Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации - специфика минойской культуры. “Циклопический” характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах).

Художественная культура Древней Греции. Эстетика античности. Антропоморфизм мироощущения. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейон в Афинах).

Художественная культура Древнего Рима. Специфика этрусского мировосприятия как основа римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры.

Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Космическая, топографическая, временная символика храма (св. София Константинопольская). Эволюция византийского стиля в иконописи и мозаичном декоре (церкви Сан-Витале в Равенне и Хора в Константинополе). Эволюция базилики от дороманской Сен-Мишель де Кюкса до романской Сен-Пьер в Муассаке. Романская базилика- символ крестного пути и спасения через искупление. Каменный декор как отображение жизни человека Средних веков (тема страстей на порталах и капителях колонн). Полихромия во фресковом декоре романских базилик. Альгамбра - синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм - образ мира (кафедральные соборы Нотр-Дам в Сен-Дени, Шартре, Амьене, Париже). Синтез искусств в готике (архитектурная конструкция, скульптура, шпалеры-мильфлеры, витражи, музыка).

Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве (Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли). Новая эстетика Высокого Возрождения: Д. Браманте (архитектура), Л. да Винчи, Рафаэль (живопись), Микеланджело (скульптура). Позднее Возрождение (венецианская школа): А. Паладио, Тициан, Тинторетто. Расцвет полифонии (школа “строгого письма”). Особенности Возрождения в Нидерландах: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; П. Брейгель Старший - художник толпы. Возрождение в Германии: мастерские гравюры А. Дюрера. Французский Ренессанс: школа Фонтенбло - сплав литературных и изобразительных образов (П. Ронсар, Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Ж. Гужон). Трагедии В. Шекспира - вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.

Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Архитектурные особенности барокко как стиля ансамбля (церковь Иль Джезу в Риме). Л. Бернини. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). “Большой стиль” П.-П. Рубенса. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди: “Орфей”), инструментальная музыка (А. Корелли: concerto grosso, А. Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С. Баха (“Страсти по Матфею”). Эстетика классицизма. “Большой стиль” Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Н. Пуссен). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле).

Художественная культура конца XIX - XX вв. Эстетика художественной культуры второй половины XIX в. Абсолютизация момента в импрессионизме: живопись (К. Моне, П.-О. Ренуар, Э. Дега), музыка (К. Дебюсси), скульптура (О. Роден). Принцип «народности» и авторитарности в тоталитарном искусстве. Художественное и мировоззренческое своеобразие культуры США: Русская художественная культура. Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Киевская школа иконописи (Алимпий). Белокаменное зодчество - примета владимиро-суздальского стиля (храм Покрова на Нерли, Владимирский собор). Каменная резьба на фасаде - синтез романского и византийского стилей (Дмитриевский собор во Владимире). Фресковая роспись - основной вид внутреннего декора. Особенность архитектуры новгородских и псковских храмов. Формирование национальных иконописных школ. Раннемосковская школа иконописи в творчестве А. Рублева. Икона “Троица” как национальный символ единения русских земель. Русский иконостас как символ единения Церкви от Адама до Страшного суда. Формирование национального самосознания. Раннемосковский стиль в архитектуре (собор Спаса Преображения в Спасо-Андрониковом монастыре). Ренессансные тенденции в архитектуре московского Кремля (Алевиз Новый: Архангельский собор). Успенский собор Фиораванти - уникальный образец синтеза владимиро-суздальского и ренессансного стилей. Творчество Дионисия как отображение величия и славы общенационального Русского государства (фресковый цикл в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово). Гражданское зодчество (Теремной дворец московского Кремля). Светские мотивы в культовом зодчестве (Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря). Многоцветные поливные изразцы - новый вид декора в русском зодчестве. Светское звучание храмовых фресок (купеческие церкви Москвы и Ярославля). Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, церковь Спаса Преображения в Кижах). Нарышкинское барокко (колокольня Новодевичьего монастыря, трапезная палата Троице-Сергиевой Лавры) как пример европейского влияния. Древнерусская литература: от “Слова о полку Игореве” до “Жития протопопа Аввакума”. Образы Древней Руси в русском искусстве.


Программа предполагает экскурсии в картинную галерею г. Усть-Илимска. Проектная деятельность в рамках программы направлена на решение задач, связанных с реализацией содержательной части, и тематически соответствует ей.

Тематическое планирование


Разделы, темы

Количество часов


Происхождение искусства

1

Художественная культура Древнего Египта

2

Крито-микенская культура

1

Художественная культура Древней Греции

2

Художественная культура Древнего Рима

1

6.

Художественная культура Средних веков

2

7.

Культура эпохи Возрождения

2

8.

Художественная культура Нового времени

1

9.

Художественная культура конца XIX - XX вв.

2

10.

Русская художественная культура

3


Итого

17

Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиаде по МХК


Российский общеобразовательный портал - http:// www.school.edu.ru

«Музеи мира» - http:// www.museum.ru

Галерея Уффици (Флоренция) - http:// www.FlorenceArt.it/Uffizi

Лувр - http:// www.louvre.fr/louvrea.htm

Британский музей (Лондон) - http:// www.britishmuseum.org

Галерея Орсэ (Париж) - http:// www.musee-orsay.fr

Эрмитаж - http:// www.hermitagemuseum.org

Государственная Третьяковская галерея - http:// www.tretyakovgallery.ru

Государственный Русский музей - http:// www.rusmuseum.ru

Музеи Московского Кремля - http:// www.kreml.ru

Всемирная история - http://historic.ru


 Дополнительная литература

Список литературы

Античность и Византия. М. 2015.

Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. М., 1994.

Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

История русского искусства. В 3 т. / под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 2011.

Кто есть кто в античном мире. М., 2003.

Культура Древнего Египта. М., 1976.

Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 1-2.

Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1982.

Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. М., 1989.

Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985-1990.

Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.

Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Фрезер Т. Сокровища человечества. М., 1997.

Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.

Шуман Р. О музыке и музыкантах.