Муниципальное автономное образовательное учреждение
МАОУ «Экспериментальный лицей имени Батербиева М. М.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
внеурочной деятельности
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО МХК
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
Разработчик: Некрасова Ю. И.
учитель изобразительного
искусства и черчения
г. Усть-Илимск, 2023
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего общего образования по МКХ. Курс подготовки учащихся к олимпиаде по МХК является профориентационным в 7-9 классов. Курс разработан по дисциплине «Мировая художественная культура» по программе Даниловой Г.А.
Данная программа направлена на достижение цели с учетом специфики олимпиады по МХК актуализация знаний по мировой художественной культуре,
Задачами курса являются:
-профориентация учащихся 7-9 классов;
-пробуждение интереса и развитие художественно-эстетического вкуса, культуры восприятия произведения мирового искусства,
-развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, человеку и собственному творчеству;
овладение умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
-освоение систематизированных знаний о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и в искусстве;
Занятия по программе проводятся в первом полугодии один раз в неделю. Курс рассчитан на 17 часов.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Данная программа по подготовке к олимпиаде по мировой художественной культуре ориентирована на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Участие лицеистов в олимпиадах дает возможность школьникам и защищать честь своей школы; создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предметной области; дает возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.
Содержание учебного курса
Происхождение искусства. Мировая художественная культура - единство в многообразии. Художественный образ - основное средство отображения и познания мира в искусстве.
Художественная культура Древнего Египта. Идея Вечной жизни -основа древнеегипетской культуры. Легенда об Осирисе и Исиде. Обряд мумификации и некрополь как материальное воплощение идеи Вечной жизни (пирамиды в Гизе, полускальный храм в Дейр-эль-Бахри, скальный храм в Абу-Симбел). Архитектура наземного храма - символ самовозрождения Ра (Карнакский храм, Рамессеум). Живописное и скульптурное украшение саркофагов и гробниц - магическая формула вечного бытия. Сочетание фасных и профильных элементов в каноне как гарант Вечной жизни.
Крито-микенская культура. Архитектура дворца-лабиринта в Кноссе как отражение мифа о Минотавре. Единство окружающей среды и живописной декорации - специфика минойской культуры. “Циклопический” характер архитектуры и декора микенских владык (дворец царя Агамемнона в Микенах).
Художественная культура Древней Греции. Эстетика античности. Антропоморфизм мироощущения. Отражение поэтической мифологии греков в архитектуре (храм Афины в Пестуме, Парфенон и Эрехтейон в Афинах).
Художественная культура Древнего Рима. Специфика этрусского мировосприятия как основа римской культуры. Живописное украшение этрусских гробниц. Натурализм портретной и храмовой скульптуры.
Художественная культура Средних веков. Отражение восточно-христианского мировосприятия в архитектуре византийского крестово-купольного храма. Космическая, топографическая, временная символика храма (св. София Константинопольская). Эволюция византийского стиля в иконописи и мозаичном декоре (церкви Сан-Витале в Равенне и Хора в Константинополе). Эволюция базилики от дороманской Сен-Мишель де Кюкса до романской Сен-Пьер в Муассаке. Романская базилика- символ крестного пути и спасения через искупление. Каменный декор как отображение жизни человека Средних веков (тема страстей на порталах и капителях колонн). Полихромия во фресковом декоре романских базилик. Альгамбра - синтез романской и мусульманской культур. Эстетика готики. Готический храм - образ мира (кафедральные соборы Нотр-Дам в Сен-Дени, Шартре, Амьене, Париже). Синтез искусств в готике (архитектурная конструкция, скульптура, шпалеры-мильфлеры, витражи, музыка).
Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Ренессанса. Мастера раннего Возрождения в изобразительном искусстве (Донателло, Мазаччо, С. Боттичелли). Новая эстетика Высокого Возрождения: Д. Браманте (архитектура), Л. да Винчи, Рафаэль (живопись), Микеланджело (скульптура). Позднее Возрождение (венецианская школа): А. Паладио, Тициан, Тинторетто. Расцвет полифонии (школа “строгого письма”). Особенности Возрождения в Нидерландах: Гентский алтарь Я. Ван Эйка; П. Брейгель Старший - художник толпы. Возрождение в Германии: мастерские гравюры А. Дюрера. Французский Ренессанс: школа Фонтенбло - сплав литературных и изобразительных образов (П. Ронсар, Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Ж. Гужон). Трагедии В. Шекспира - вершина художественного обобщения характеров и ситуаций. Величие и трагизм утопических идеалов Возрождения.
Художественная культура Нового времени. Эстетика барокко. Архитектурные особенности барокко как стиля ансамбля (церковь Иль Джезу в Риме). Л. Бернини. Формирование новых жанров в живописи (исторический, бытовой, натюрморт). “Большой стиль” П.-П. Рубенса. Новые музыкальные жанры: опера (К. Монтеверди: “Орфей”), инструментальная музыка (А. Корелли: concerto grosso, А. Вивальди). Вершина свободной полифинии в творчестве И.-С. Баха (“Страсти по Матфею”). Эстетика классицизма. “Большой стиль” Людовика XIV в архитектуре (Версаль, ансамбли Парижа). Классицизм в изобразительном искусстве (Н. Пуссен). Реалистическая живопись (Г. Курбе, Ж.-Ф. Милле).
Художественная культура конца XIX - XX вв. Эстетика художественной культуры второй половины XIX в. Абсолютизация момента в импрессионизме: живопись (К. Моне, П.-О. Ренуар, Э. Дега), музыка (К. Дебюсси), скульптура (О. Роден). Принцип «народности» и авторитарности в тоталитарном искусстве. Художественное и мировоззренческое своеобразие культуры США: Русская художественная культура. Славянские языческие традиции и эстетика православия. Культурное влияние Византии и формирование национального стиля (Софийский собор в Киеве). Киевская школа иконописи (Алимпий). Белокаменное зодчество - примета владимиро-суздальского стиля (храм Покрова на Нерли, Владимирский собор). Каменная резьба на фасаде - синтез романского и византийского стилей (Дмитриевский собор во Владимире). Фресковая роспись - основной вид внутреннего декора. Особенность архитектуры новгородских и псковских храмов. Формирование национальных иконописных школ. Раннемосковская школа иконописи в творчестве А. Рублева. Икона “Троица” как национальный символ единения русских земель. Русский иконостас как символ единения Церкви от Адама до Страшного суда. Формирование национального самосознания. Раннемосковский стиль в архитектуре (собор Спаса Преображения в Спасо-Андрониковом монастыре). Ренессансные тенденции в архитектуре московского Кремля (Алевиз Новый: Архангельский собор). Успенский собор Фиораванти - уникальный образец синтеза владимиро-суздальского и ренессансного стилей. Творчество Дионисия как отображение величия и славы общенационального Русского государства (фресковый цикл в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтово). Гражданское зодчество (Теремной дворец московского Кремля). Светские мотивы в культовом зодчестве (Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря). Многоцветные поливные изразцы - новый вид декора в русском зодчестве. Светское звучание храмовых фресок (купеческие церкви Москвы и Ярославля). Деревянное зодчество (дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, церковь Спаса Преображения в Кижах). Нарышкинское барокко (колокольня Новодевичьего монастыря, трапезная палата Троице-Сергиевой Лавры) как пример европейского влияния. Древнерусская литература: от “Слова о полку Игореве” до “Жития протопопа Аввакума”. Образы Древней Руси в русском искусстве.
Программа предполагает экскурсии в картинную галерею г. Усть-Илимска. Проектная деятельность в рамках программы направлена на решение задач, связанных с реализацией содержательной части, и тематически соответствует ей.
Тематическое планирование
№ | Разделы, темы | Количество часов |
|
| Происхождение искусства | 1 |
| Художественная культура Древнего Египта | 2 |
| Крито-микенская культура | 1 |
| Художественная культура Древней Греции | 2 |
| Художественная культура Древнего Рима | 1 |
6. | Художественная культура Средних веков | 2 |
7. | Культура эпохи Возрождения | 2 |
8. | Художественная культура Нового времени | 1 |
9. | Художественная культура конца XIX - XX вв. | 2 |
10. | Русская художественная культура | 3 |
| Итого | 17 |
Интернет-ресурсы для подготовки обучающихся к олимпиаде по МХК
Российский общеобразовательный портал - http:// www.school.edu.ru
«Музеи мира» - http:// www.museum.ru
Галерея Уффици (Флоренция) - http:// www.FlorenceArt.it/Uffizi
Лувр - http:// www.louvre.fr/louvrea.htm
Британский музей (Лондон) - http:// www.britishmuseum.org
Галерея Орсэ (Париж) - http:// www.musee-orsay.fr
Эрмитаж - http:// www.hermitagemuseum.org
Государственная Третьяковская галерея - http:// www.tretyakovgallery.ru
Государственный Русский музей - http:// www.rusmuseum.ru
Музеи Московского Кремля - http:// www.kreml.ru
Всемирная история - http://historic.ru
Дополнительная литература
Список литературы
Античность и Византия. М. 2015.
Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. М., 1994.
Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.
История русского искусства. В 3 т. / под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М., 2011.
Кто есть кто в античном мире. М., 2003.
Культура Древнего Египта. М., 1976.
Культура Древнего Рима. М., 1985. Т. 1-2.
Культура и искусство западноевропейского средневековья. М., 1982.
Островский Г.С. Рассказ о русской живописи. М., 1989.
Очерки русской культуры XVIII в. М., 1985-1990.
Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М., 1998.
Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.
Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.
Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.
Фрезер Т. Сокровища человечества. М., 1997.
Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
Шуман Р. О музыке и музыкантах.