СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса по выбору «Подготовка к ГИА по биологии» - 9 класс для образовательных учреждений (базовый уровень)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа   курса по выбору

 «Подготовка к ГИА по биологии» - 9 класс

 для образовательных учреждений

(базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса по выбору «Подготовка к ГИА по биологии» - 9 класс для образовательных учреждений (базовый уровень)»


Рабочая программа курса по выбору

«Подготовка к ГИА по биологии» - 9 класс

для образовательных учреждений

(базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса по выбору составлена в соответствии со спецификацией и кодификатором тем, методических рекомендаций, образцов и анализа выполнения тестовых заданий ГИА по биологии. Она предназначена для выпускников 9 классов средних общеобразовательных школ в объеме 17 часов в год (0,5 часов в неделю).


Нормативные  документы  для  составления рабочей  программы:

  • закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • письмо Министерства образования и науки РФ №03-1263 от 07.07.2005г. « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

• приказ от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  •  письмо министерства образования и науки РФ 27 апреля 2007 г. N 03-898 «О методических рекомендациях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

  • концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, приказ МО №2783 от 18.07.2002г.


Цель курса заключается в том, чтобы помочь учащимся разобраться в наиболее сложных для понимания вопросах биологии, испытать себя в решении тестовых заданий, наилучшим образом подготовиться к ГИА.


Задачи курса:

- краткое изложение основ биологии;

- повторение всего объема теоретического материала, дающего представления об этой науке;

- приобретение навыков решения тестовых заданий: выполнение творческих заданий на примере изучения дополнительной литературы для приобретения знаний, выходящих за пределы базового уровня требований к подготовке выпускника.


В настоящее время имеется большое количество разнообразных учебников и пособий, в которых рассматриваются теоретические вопросы. Безусловно, для того, чтобы качественно подготовиться к ГИА и продемонстрировать отличные и хорошие знания по предмету, необходимо много работать над основной учебной и дополнительной литературой.

Предлагаемый курс содержит информацию по всем четырем разделам школьной программы. Задания несколько отличаются по уровню сложности друг от друга. Для решения некоторых из них требуются глубокие знания. Материал расположен в соответствии с основными разделами и главами программы.

Объем заданий соответствует значению того или иного раздела биологии. Так, например, вопросов из раздела «Основы цитологии, генетики и селекции организмов» гораздо больше, чем аналогичных вопросов из разделов «Происхождение человека», «Основы учения о биосфере». Это не означает, что последние разделы менее значимы. По объему теоретического материала они значительно уступают отмеченным первым разделам.

На каждом занятии дается сжатая теоретическая информация. Она не содержит всего объема фактического материала, встречающегося в тестовых заданиях, что просто невозможно, но позволяет вспомнить общее положение программы.


Ведущие методы:

  • словесный (лекция, беседа, дискуссия);

  • наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, фотографий, таблиц, схем); 

  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

  • практический (выполнение биологических задач)

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах);

  • индивидуальные (индивидуальная консультация).
    Изучение каждого раздела начинается с лекции, которая сопровождается демонстрацией наглядных материалов. В конце раздела индивидуально выполняются творческие задания. По результатам выполнения различных вариантов проводятся индивидуальные консультации.

Основные средства обучения:

  • электронные учебные пособия;

  • теоретические материалы в печатном формате;

  • презентации;

  • видеофильмы, фотографии, таблицы, схемы;

  • другие наглядные материалы (макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии). 

Предполагаемые результаты:

- данный курс может обеспечить подготовку учащихся 9 класса к итоговой аттестации.

- умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности.

Инструментарий для оценивания результатов:

1. Входная диагностика для выявления уровня знаний по изученному ранее материалу.

2. Тестовый итоговый контроль по биологии за курс основной школы рассчитан на 1 час и включает задания с выбором ответа, задания со свободным ответом, позволяющий выявить умения учащихся применять теоретические знания по биологии.





Тематическое планирование курса по выбору

«Подготовка к ГИА по биологии» - 9 класс

п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Бактерии, грибы, лишайники. Вирусы. Растения.


3

2

Одноклеточные и многоклеточные животные.


3

3

Человек и его здоровье.


3

4

Общая биология.


7

5

Итоговое тестирование.


1


Итого:


17










































Календарно – тематическое планирование

курса по выбору «Подготовка к ГИА по биологии» - 9 класс

№ урока в году

№ урока в теме

Тема занятия

Контроль знаний

Использование ИКТ

Планируемая дата занятия

Фактическая дата занятия

Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники. Вирусы. Растения. (3 часа)


1

1

Бактерии, грибы, вирусы. Низшие растения. Водоросли. Лишайники.

Решение тестовых заданий




2

2

Высшие растения – споровые: мхи, плауны, хвощи, папоротники.

Решение тестовых заданий




3

3

Высшие растения – семенные: голосеменные, покрытосеменные (цветковые).

Решение тестовых заданий

Тестирование в режиме программы «Репетитор»



Раздел 2. Одноклеточные и многоклеточные животные. (3 часа)


4

1

Тип Простейшие. Тип Кишечнополостные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип кольчатые черви.

Решение тестовых заданий



5

2

Тип Членистоногие. Тип Хордовые. Классы Рыбы. Класс Земноводные. Класс Пресмыкающиеся.

Решение тестовых заданий




6

3

Класс Птицы. Класс Млекопитающие.

Решение тестовых заданий

Тестирование в режиме программы «Репетитор»



Раздел 3. Человек и его здоровье. (3 часа)


7

1

Внутренняя среда организма. Ткани. Опорно-двигательная система. Сердечно-сосудистая система.

Решение тестовых заданий




8

2

Дыхательная система. Кожа. Пищеварительная система. Обмен веществ. Выделительная система.

Решение тестовых заданий




9

3

Нервная система. Эндокринная система. Органы чувств.

Решение тестовых заданий

Тестирование в режиме программы «Репетитор»



Раздел 4. Общая биология. (7 часов)


10

1

Свойства и уровни организации живой материи. Клетка как биологическая система. Химическое строение клетки.

Решение тестовых заданий




11

2

Клеточное строение. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Амитоз.

Решение тестовых заданий




12

3

Формы размножения организмов. Развитие половых клеток. Онтогенез.

Решение тестовых заданий




13

4

Генетика. Хромосомная теория наследственности. Законы наследственности.

Решение тестовых заданий




14

5

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Закономерности изменчивости.

Решение тестовых заданий




15

6

Селекция, ее методы и задачи. Теория эволюции Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции.

Решение тестовых заданий




16

7

Популяционно-видовой уровень. Уровень организации живой природы. Синтетическая теория эволюции

Решение тестовых заданий

Тестирование в режиме программы «Репетитор»



Раздел 5. Итоговое тестирование. (1 час)


17

1

Итоговое тестирование по курсу биологии.

Решение тестовых заданий

Тестирование в режиме программы «Репетитор»

















































Основное содержание курса по выбору

«Подготовка к ГИА по биологии» - 9 класс

Раздел 1. Бактерии, грибы, лишайники. Вирусы. Растения. (3 часа)


Бактерии. Морфологическая классификация бактерий. Строение клетки бактерий. Жизнедеятельность и размножение. Роль бактерий в природе, медицине, сельском хозяйстве, промышленности.

Грибы. Общая характеристика. Шляпочные грибы, плесневые грибы. Грибы – паразиты человека, животных и растений.

Вирусы. Общая характеристика. Взаимодействие вируса и клетки. Происхождение вирусов. Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

Растения. Систематика растений. Элементарные понятия о таксономических категориях – виде, роде, семействе, классе, отделе. Водоросли – общая характеристика, классификация, среда обитания, строение, способы размножения. Различные представители водорослей. Лишайники - их строение, питание, размножение. Роль в природе и жизни человека. Низшие растения – споровые. Среда обитания, строение, размножение. Хвощи, плауны, папоротники. Особенности их строения, среды обитания, размножение. Высшие растения – семенные. Общая характеристика. Особенности размножения. Покрытосеменные (цветковые) растения. Цветок – его значение в размножении. Характеристика класса однодольных и класса двудольных растений.


Раздел 2. Одноклеточные и многоклеточные животные. (3 часа)


Тип простейшие. Общая характеристика, особенности строения, движения, питания, выделения, размножения. Среда обитания, цикл развития.

Тип кишечнополостные. Общая характеристика, строение, образ жизни и размножение.

Тип плоские черви. Строение, образ жизни, размножение. Приспособление к паразитизму.

Тип круглые черви. Особенности внешнего и внутреннего строения. Цикл развития. Паразитизм.

Тип кольчатые черви. Кольчатые черви, их особенности строения. Значение в природе и жизни человека.

Тип членистоногие. Класс «Ракообразные». Класс «Паукообразные». Класс «Насекомые». Общая характеристика, особенности строения, размножения. Значение в природе и жизни человека.

Тип хордовые. Многообразие и значение. Класс «Ланцетники». Научное значение ланцетников.

Класс «Рыбы». Особенности строения, размножения, образа жизни. Приспособление в жизни к водной среде. Рыбоводство и рыболовство.

Класс «Земноводные». Особенности жизнедеятельности, размножения и развития. Метаморфоз.

Класс «Пресмыкающиеся». Приспособление к наземному образу жизни. Многообразие и эволюционное развитие. Ископаемые формы, динозавры.

Класс «Птицы». Общая характеристика, систематика, среда обитания, приспособление к полету. Особенности внешнего и внутреннего строения. Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека.

Класс «Млекопитающие». Особенности внешнего и внутреннего строения, процессов жизнедеятельности. Размножение и развитие. Многообразие отрядов млекопитающих, значение в природе и для человека. Охрана млекопитающих.


Раздел 3. Человек и его здоровье. (3 часа)


Основные системы органов человека. Типы тканей и их свойства. Опорно-двигательная система. Строение скелета человека. Мышечная система. Нервная регуляция деятельности мышц. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Гомеостаз. Состав и функции крови. Иммунитет и его виды. Группы крови, переливания крови. Строение сердца и его работа. Функции органов кровообращения.


Строение и функции органов дыхания. Механизм дыхательных движений. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Пищеварение. Функции органов пищеварения. Пищеварительные ферменты и их роль в переваривании пищи.

Отделы пищеварительного канала. Печень, желчный пузырь, поджелудочная железа. Органы выделительной системы, их строение и физиологические функции. Мочеобразование: первичная и вторичная моча. Строение нефрона. Нервная и гуморальная регуляция выделительной системы. Обмен веществ и энергии. Ассимиляция и диссимиляция. Роль печени в обмене веществ. Водно-солевой обмен.

Строение и функции кожи. Роль кожи в процессах выделения и теплообмена.

Значение эндокринной системы для регуляции физиологических процессов. Строение и функции эндокринных желез. Основные гормоны. Гормональные заболевания и нарушения. Организация нервной системы. Природа и передача нервного импульса. Центральная нервная система. Учение о высшей нервной деятельности. Рефлексы, мышление, память, речь. Строение мужской и женской половой системы. Развитие половых клеток. Оплодотворение.


Раздел 4. Общая биология. (7 часов)


Общая биология – система наук, изучающих основные закономерности живой природы. Уровни организации живой материи: молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

Основы цитологии. Основные положения клеточной теории. Структурные компоненты клетки. Химическая организация клетки. Жизненный цикл клетки. Митоз, амитоз, мейоз. Формы размножения организмов. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организма, развитие зародыша.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Основные положения теории. Законы наследственности: моногибридное скрещивание, промежуточное наследование, дигибридное скрещивание, закон сцепления генов. Взаимодействие генов. Генетика пола. Программное определение пола. Сингамное определение пола. Эпигамное определение пола. Закономерности изменчивости: наследственная (генотипическая) и ненаследственная (модификационная). Норма реакции признака. Мутационная и комбинативная изменчивость. Селекция, ее методы и задачи. Закон гомологических рядов Н.И.Вавилова. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Основные направления биотехнологии.

Теория эволюции. Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Движущие силы эволюции. Наследственность. Изменчивость. Естественный отбор. Искусственный отбор. Вид, критерии вида. Популяция – единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции – связь генетики с эволюцией. Два уровня протекания эволюционного процесса - микроэволюция и макроэволюция.

Гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, витализм, спонтанное зарождение, биогенез, стационарное состояние, панспермия, абиогенез, биопоэз.

Происхождение человека. Доказательства происхождения человека от животных. Древнейшие, древние и ископаемые люди современного типа. Человеческие расы, их происхождение и единство.


Раздел 5. Итоговое тестирование. (1 час)


Итоговое тестирование по курсу биологии.










Учебно-методическое обеспечение


Данная программа ориентирована на использование следующих учебно-методических пособий:

1. ГИА-2014. Биология. Типовые тестовые задания /Г.С.Калинова, Т.В. Мазяркина, Г.А. Воронина. -М.: Экзамен, 2014.

2. Елкина Л.В. Биология. Весь школьный курс в таблицах.- Минск: Букмастер: Кузьма, 2013.

3. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э., Давыдов В.В. Биология. Школьный курс. Тестовые задания с решениями. Изд.3-е.-Минск: Букмастер, 2014.

4. Кириленко А.А. Молекулярная биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА: уровни А,В,С: учебно - методическое пособие. Изд. 2-е, дополн. -Ростов н/Д: Легион, 2012.

5. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Подготовка к ГИА. -Ростов н/Д: Легион,2013.

6. Кириленко А.А. Биология. 8-11 классы. Человек и его здоровье. Подготовка к ЕГЭ и ГИА-9. Тематические тесты, тренировочные задания, учебно - методическое пособие. Изд. 2-е. -Ростов н/Д: Легион, 2013.

7. Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Подготовка к ГИА. -Ростов н/Д: Легион,2013.

8. Кириленко А.А., Колесников С.И. Биология. Подготовка к ГИА-2014: учебно - методическое пособие. -Ростов н/Д: Легион,2013.

9. Колесников С.И. Биология: пособие - репетитор: учебное пособие. Изд. 3-е. -М.: КНОРУС,2014.

10. Лернер Г.И. Биология: полный справочник для подготовки к ЕГЭ.-Москва:АСТ:Астрель,2014.

11. Лернер Г.И. ГИА -2014. Биология: тематические тренировочные задания. -М.:ЭКСМО,2013.

12. Мустафин А.Г. Биология. Для выпускников и поступающих в вузы: учебное пособие/под ред. В.Н. Ярыгина. -Изд.15-е.- Москва КНОРУС,2014.

13. Никишова Е.А.,Шаталова С.П. Биология: самое полное издание типовых вариантов заданий по ГИА-2014. -М.: АСТ: Астрель,2014.

14. Тесты по биологии: Пособие для учащихся и абитуриентов/ Л.А. Гребеник и др; под ред.В.П. Иванова. -Изд 7-е. -Ростов н/д Феникс,2013.

15.Шустанова Т.А. Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы. -Изд. 8-е, доп. и перераб. -Ростов н/Д: Феникс,2013.


Интернет – ресурсы


ebio.ru – электронный учебник по биологии

humbio.ru

floranimal.ru

zooclub.ru

biorg.ru

anatomey.ru

anatomy.tv – красивые анамированные иллюстрации по анатомии

www.bio.1september.ru










Материально – техническое обеспечение курса


Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися.

Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений и исследований в природе, постановки и выполнения опытов, в целом — для реализации научных методов изучения живых организмов.

Натуральные объекты используются как при изучении нового материала, так и при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации, построении выводов с учётом выполненных наблюдений.

Учебные модели служат для демонстрации структуры и взаимосвязей различных биологических систем и для реализации моделирования как процесса изучения и познания, развивающего активность и творческие способности обучающихся.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записей и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет.

Комплекты печатных демонстрационных пособий:

Таблицы, транспаранты, портреты выдающихся учёных-биологов.

Комплекты микропрепаратов

Анатомия

Рельефные таблицы

Строение лёгких

Приборы раздаточные

Для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе

Лупа ручная

Лупа препаровальная

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Лабораторные

Набор препаровальных инструментов

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

Спиртовка лабораторная

Печатные пособия демонстрационные

Комплект таблиц «Человек и его здоровье 1. Уровни организации человеческого организма» Комплект таблиц «Человек и его здоровье 2. Регуляторные системы»

Портреты биологов

Коллекции

Скелет человека

Комплекты микропрепаратов

Анатомия

Объёмные модели

Ухо человека

Глазное яблоко

Торс человека (разборный)

Дидактические материалы

Карточки с заданиями, тесты