практических работ - 34, из них оценочных – 13.
Николина В.В. Тетрадь – тренажёр по географии. 6 класс. – М.: Полярная звезда, 2006.
За страницами учебника географии. – М.: - Дрофа, 2005.
Интернет-ресурсы.
- интеллектуальных и практических умений в области изучения начального курса физической географии,
- умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по географии,
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
- обсуждать результаты эксперимента.
Перечисленные умения формируются на основе теоретических знаний курса «Физическая география».
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п | Тема, название практической работы | Дата | Элементы обязательного минимума образования | Требования к знаниям и умениям | Рекомендации | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Введение (дешифрирование) аэрофотоснимков, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм) работа с геоинформационными системами | | Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации. Источники географической информации. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем | Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей области | Использовать аэрофотоснимки территории совей области, статистические данныепо области, поиск информации об областном центре с помощью компьютерных систем | |
2 | Развитие географических знаний человека о Земле | | Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знании о Земле | Знать результаты географических путешествий. Уметь показывать на физической карте Росси путь «из варяг в греки» | Использовать межпредметные связи с историей своего края, литературными описаниями путешествий и т.п. | |
3 | Земля – планета Солнечной системы. Составление адреса своей школы. | | Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние космоса на Землю и жизнь людей Земля как планета Солнечной системы, форма и размеры, геологическая истории Земли. Географическая оболочка как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. | Уметь составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе» | Расширить знания о местоположении школы, опираясь на знания о положении и месте Земли в Галактике | |
Источники географической информации |
4 | План местности. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу | | Географические модели : глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть). Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть. Географические координаты. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности. | Уметь определять направление и стороны горизонта на местности по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам | Необходимо опираться на субъектный опыт ученика, знания из курса природоведения (5 класс) | |
5 | Определение расстояний на местности и плане в масштабе. Масштаб карты своей области | | Уметь определять на местности, на плане местности расстояния. Применять инструменты для определения количественных характеристик; приборы для определения азимута на местности. | Использовать разные способы измерения расстояний с помощью: шагов, землемера, рулетки, дальномера и т.д. | |
6 | Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам | | Использовать способы движения по азимуту: при полярной съемке, при маршрутной съемке. | |
7 | Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями | | Уметь определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов. Представлять результаты измерений. | Использовать заранее приготовленный инструмент – нивелир. | |
8 | Описание маршрута на местности | | Представить результаты измерений в разной форме | Составить путь из школы домой, из дома к магазину; с помощью компаса, записной книжки и карандаша изобразить схему маршрута | |
9 | Составление простейшего плана местности | | Уметь применять приборы и инструменты для определения измерений, использовать приобретенные знания и умения для проведения съемок местности | Составить план одним из способов глазомерной съемки с планшетом небольшого участка местности | |
10 | Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте своей области | | Знать понятия: «параллель», «меридиан», «градусная сетка», «карта» | Использовать географический атлас своей области, контурные карты, туристические схемы, карты | |
11 | Определение направлений и расстояний, географических координат | | Знать понятия: «широта», «долгота». Уметь определять географические координаты своего населенного пункта на разных картах | Рекомендуется определять расстояние в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направленияхдо каких-либо пунктов | |
12 | Чтение карты своей области, определение местоположения географических объектов на территории области, их описание по карте | | Использовать знания и умения для чтения карты | Номенклатура: равнины____________ возвышенности________ низменности__________ горы___________________ | |
13 | Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте своей области, а затем по карте России. | | Уметь определять местоположение географических объектов на территории области и обозначить их на контурной карте | Необходимо учесть: обучение оформлению контурной карты с использованием условных знаков, масштаба, градусной сетки находится на начальном этапе и проводить его следует под руководством учителя | |
Земная кора и литосфера |
14 | Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.) слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия | | Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Влияние хозяйственной деятельности человека на географическую оболочку. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Техногенные изменения природных комплексов. Географическая оболочка как окружающая человека среда. | Уметь описывать существенные признаки географических объектов | Рекомендации: сравнить осадочные и магматические породы по внешним признакам | |
15 | Описание по карте географического положения и рельефа своей области, определение максимальных высот, обозначение их на контурной карте | | Уметь ориентироваться по физической карте России и области, определять географическое положение, равнин их высоту, наносить их на контурную карту | Для учащихся с высоким уровнем развития познавательных способностей возможно описание форм рельефа под воздействием древнего оледенения и древних морей | |
16 | Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте» | | Уметь схематично представлять результаты измерений на карте | |
17 | Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф своей области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа | | Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий | Помочь выделить существенные признаки рационального (положительного) и нерационального (отрицательного) воздействия человека на объектах местности | |
Гидросфера |
18 | Определение по физической карте России (своей области) расстояний до областного центра (или своего населенного пункта) до ближайшего моря с помощью масштаба. Описание ближайшего водоема | | Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли | Уметь определять расстояние на плане и на карте, описывать существенные признаки водного объекта из разных источников информации | Использовать данные о водоемах по атласу своей области, картам для рыбаков и заполнить таблицу «Общая характеристика водоема» | |
19 | Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки» | | Описывать существеннее признаки географического объекта | Составление продольного разреза реки от истока к устью. Вид сверху от речной системы и бассейна реки | |
20 | Определение по карте направлений течений рек своей области, их связи с рельефом | | Знать и понимать особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа (устанавливать взаимосвязи) | Описание рек своей местности | |
21 | Влияние хозяйственной деятельности человека на водные объекты своей области. Меры по их сохранению и восстановлению | | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воды в совей местности | Составление схемы | |
Атмосфера |
22 | Атмосфера. Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера) | | Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность ее влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа и господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой. Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды | Использовать навыки из курса природоведения 5 класса. По усмотрению учителя эту работу возможно провести в начале учебного года. Более подробный инструктаж по устройству, принципу работы с метеорологическими приборами проводить при последующем изучении тем (температура воздуха, ветер, атмосферное давление и т. п.) | |
23 | Обработка собранных материалов: построение графика годового хода температуры, высоты солнца и продолжительности дня | | Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости | Для построения графиков использовать данные информационного материала по всей теме «Атмосфера» из учебно-методического комплекта по географии своей области | |
24 | Обработка собранных материалов: составление сравнительного графика хода температуры и изменений атмосферного давления | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных. | |
25 | Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграмм среднемесячного количества осадков | | |
26 | Обработка данных и составление диаграммы облачности | | Определить атмосферное давление в местах с минимальными и максимальными высотами своей области: на 1 и 16 этажах многоэтажного дома; объяснить причины различий. Проследить изменение температуры воздуха (если предположить, что область расположена в горах) | |
27 | Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения | | |
28 | | | |
29 | Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения | | Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов, использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своей области; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата совей области. | Предложить учащимся календари наблюдений за погодой одного дня (месяца) за несколько лет. Предложить план описания климата: а) особенности климата; б) причины от которых зависит климат. | |
30 | Составление характеристики климата области | | |
Биосфера |
31 | Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности (в разных природных комплексах: луг, лес, болото и т.д.) | | Разнообразие растительного и животного мира Земли. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания | Знать и понимать связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса | Опираться на субъективный опыт ученика и знание о природном комплексе из курса природоведения | |
32 | Описание по физической карте, карте природных зон России и своей области природной зоны, в которой мы живем | | Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах | Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями. Выделять, описывать существенные признаки лесной зоны. Приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов | Предложить типовой план характеристики природной зоны. | |
Земля – планета людей |
33 | Определение положения России и совей области на материке. Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей( с их столицами и областными центрами), наиболее крупные населенные пункты области | | Положение географического объекта на карте | Знать и понимать специфику географического положения России и своей области | На контурные карты нанести государства и их столицы (по выбору).На карту своей области нанести города областного подчинения, возможно транспортные пути. | |
34-35 | 2 ч – обобщающее повторение по курсу | | | | | |