СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ». 6 КЛАСС

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своей области во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения  в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Создание условий для формирования и развития учащихся:

- интеллектуальных и практических умений в области изучения начального курса физической географии,

- интереса к изучению данного курса,

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ». 6 КЛАСС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ».

6 КЛАСС



Программа: примерная программа основного общего обрзования по географии, «География Земли» (VI – VII классы), Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2010 г.

Количество часов: всего – 35 часов, в неделю – 1 час;

практических работ - 34, из них оценочных – 13.

Учебник: предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 класс. Под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Липкиной Е.К .М; Просвещение 2016

УМК: Географический атлас. 6 класс. – М.: Полярная звезда, 2005.

Николина В.В. Тетрадь – тренажёр по географии. 6 класс. – М.: Полярная звезда, 2006.

Дополнительная литература: Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2006.

За страницами учебника географии. – М.: - Дрофа, 2005.

Интернет-ресурсы.



Цели программы:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своей области во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Создание условий для формирования и развития учащихся:

- интеллектуальных и практических умений в области изучения начального курса физической географии,

- интереса к изучению данного курса,

- умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по географии,

- творческих способностей учащихся,

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.



В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

- наблюдать и описывать явления природы,

- выдвигать гипотезы,

- отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы,

- выполнять измерения,

- представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм,

- интерпретировать результаты эксперимента,

- делать выводы,

- обсуждать результаты эксперимента.

Перечисленные умения формируются на основе теоретических знаний курса «Физическая география».





ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ

(35 ч – 1 час в неделю)

№ п\п

Тема, название практической работы

Дата

Элементы обязательного минимума образования

Требования к знаниям и умениям

Рекомендации

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

1

Введение (дешифрирование) аэрофотоснимков, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм) работа с геоинформационными системами


Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Источники географической информации. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем

Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей области

Использовать аэрофотоснимки территории совей области, статистические данныепо области, поиск информации об областном центре с помощью компьютерных систем


2

Развитие географических знаний человека о Земле


Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знании о Земле

Знать результаты географических путешествий.

Уметь показывать на физической карте Росси путь «из варяг в греки»

Использовать межпредметные связи с историей своего края, литературными описаниями путешествий и т.п.


3

Земля – планета Солнечной системы. Составление адреса своей школы.


Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние космоса на Землю и жизнь людей Земля как планета Солнечной системы, форма и размеры, геологическая истории Земли. Географическая оболочка как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Уметь составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе»

Расширить знания о местоположении школы, опираясь на знания о положении и месте Земли в Галактике


Источники географической информации

4

План местности. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу


Географические модели : глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть.

Географические координаты. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Уметь определять направление и стороны горизонта на местности по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам

Необходимо опираться на субъектный опыт ученика, знания из курса природоведения (5 класс)


5

Определение расстояний на местности и плане в масштабе. Масштаб карты своей области


Уметь определять на местности, на плане местности расстояния.

Применять инструменты для определения количественных характеристик; приборы для определения азимута на местности.

Использовать разные способы измерения расстояний с помощью: шагов, землемера, рулетки, дальномера и т.д.



6

Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам


Использовать способы движения по азимуту: при полярной съемке, при маршрутной съемке.


7

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями


Уметь определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов. Представлять результаты измерений.

Использовать заранее приготовленный инструмент – нивелир.


8

Описание маршрута на местности


Представить результаты измерений в разной форме

Составить путь из школы домой, из дома к магазину; с помощью компаса, записной книжки и карандаша изобразить схему маршрута


9

Составление простейшего плана местности


Уметь применять приборы и инструменты для определения измерений, использовать приобретенные знания и умения для проведения съемок местности

Составить план одним из способов глазомерной съемки с планшетом небольшого участка местности


10

Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте своей области


Знать понятия: «параллель», «меридиан», «градусная сетка», «карта»

Использовать географический атлас своей области, контурные карты, туристические схемы, карты


11

Определение направлений и расстояний, географических координат


Знать понятия: «широта», «долгота».

Уметь определять географические координаты своего населенного пункта на разных картах

Рекомендуется определять расстояние в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направленияхдо каких-либо пунктов


12

Чтение карты своей области, определение местоположения географических объектов на территории области, их описание по карте


Использовать знания и умения для чтения карты

Номенклатура:

равнины____________

возвышенности________

низменности__________

горы___________________


13

Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте своей области, а затем по карте России.


Уметь определять местоположение географических объектов на территории области и обозначить их на контурной карте

Необходимо учесть: обучение оформлению контурной карты с использованием условных знаков, масштаба, градусной сетки находится на начальном этапе и проводить его следует под руководством учителя


Земная кора и литосфера

14

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.) слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия


Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Влияние хозяйственной деятельности человека на географическую оболочку. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Техногенные изменения природных комплексов. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


Уметь описывать существенные признаки географических объектов

Рекомендации: сравнить осадочные и магматические породы по внешним признакам


15

Описание по карте географического положения и рельефа своей области, определение максимальных высот, обозначение их на контурной карте


Уметь ориентироваться по физической карте России и области, определять географическое положение, равнин их высоту, наносить их на контурную карту

Для учащихся с высоким уровнем развития познавательных способностей возможно описание форм рельефа под воздействием древнего оледенения и древних морей


16

Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте»


Уметь схематично представлять результаты измерений на карте


17

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф своей области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа


Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий

Помочь выделить существенные признаки рационального (положительного) и нерационального (отрицательного) воздействия человека на объектах местности


Гидросфера

18

Определение по физической карте России (своей области) расстояний до областного центра (или своего населенного пункта) до ближайшего моря с помощью масштаба. Описание ближайшего водоема


Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли

Уметь определять расстояние на плане и на карте, описывать существенные признаки водного объекта из разных источников информации

Использовать данные о водоемах по атласу своей области, картам для рыбаков и заполнить таблицу «Общая характеристика водоема»


19

Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки»


Описывать существеннее признаки географического объекта

Составление продольного разреза реки от истока к устью. Вид сверху от речной системы и бассейна реки


20

Определение по карте направлений течений рек своей области, их связи с рельефом


Знать и понимать особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа (устанавливать взаимосвязи)

Описание рек своей местности


21

Влияние хозяйственной деятельности человека на водные объекты своей области. Меры по их сохранению и восстановлению


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воды в совей местности

Составление схемы


Атмосфера

22

Атмосфера. Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера)


Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность ее влияние на погоду.

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогнозы погоды.

Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа и господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности.

Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой.

Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды

Использовать навыки из курса природоведения 5 класса. По усмотрению учителя эту работу возможно провести в начале учебного года. Более подробный инструктаж по устройству, принципу работы с метеорологическими приборами проводить при последующем изучении тем (температура воздуха, ветер, атмосферное давление и т. п.)


23

Обработка собранных материалов: построение графика годового хода температуры, высоты солнца и продолжительности дня


Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

Для построения графиков использовать данные информационного материала по всей теме «Атмосфера» из учебно-методического комплекта по географии своей области


24

Обработка собранных материалов: составление сравнительного графика хода температуры и изменений атмосферного давления


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных.


25

Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграмм среднемесячного количества осадков



26

Обработка данных и составление диаграммы облачности


Определить атмосферное давление в местах с минимальными и максимальными высотами своей области: на 1 и 16 этажах многоэтажного дома; объяснить причины различий. Проследить изменение температуры воздуха (если предположить, что область расположена в горах)


27

Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения



28




29

Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения


Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов, использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своей области; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата совей области.

Предложить учащимся календари наблюдений за погодой одного дня (месяца) за несколько лет.

Предложить план описания климата:

а) особенности климата;

б) причины от которых зависит климат.


30

Составление характеристики климата области



Биосфера

31

Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности (в разных природных комплексах: луг, лес, болото и т.д.)


Разнообразие растительного и животного мира Земли. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания

Знать и понимать связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса

Опираться на субъективный опыт ученика и знание о природном комплексе из курса природоведения


32

Описание по физической карте, карте природных зон России и своей области природной зоны, в которой мы живем


Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями.

Выделять, описывать существенные признаки лесной зоны.

Приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов

Предложить типовой план характеристики природной зоны.


Земля – планета людей

33

Определение положения России и совей области на материке. Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей( с их столицами и областными центрами), наиболее крупные населенные пункты области


Положение географического объекта на карте

Знать и понимать специфику географического положения России и своей области

На контурные карты нанести государства и их столицы (по выбору).На карту своей области нанести города областного подчинения, возможно транспортные пути.


34-35

2 ч – обобщающее повторение по курсу








1