СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Проектная деятельность младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа занятий по Проектной деятельности " Узнаём, исследуем, творим» составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования М. Просвещение 2011г, на основе авторской программы А. В. Горячев « Все узнаю, все смогу» Пособие по проектной деятельности в начальной школе. М. Баласс 2010 г.;

- М. В. Дубова « Организация проектной деятельности младших школьников» М.Баласс ,2010 г.;

- «Школа 2100» как образовательная система выпуск 8 М.  Баласс, 2005 г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Проектная деятельность младших школьников"»




Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа»


РАССМОТРЕНО.

На заседании МО учителей

начальных классов

Протокол № 1 от 31 августа 2020г.

Рук. МО _________(Е.В.Кустова)

СОГЛАСОВАНО.

Заместитель директора по УВР

_______________

/Н. В. Кондакова/

______________________ 2020 г.

УТВЕРЖДАЮ.

И. о. директора МОУ

«Архангельская СШ»

________________ /Е.Ю.Сидорова/

__________________ 2020 г.

Рабочая программа факультативного курса

Проектная деятельность «Узнаём, исследуем, творим»

4 класс



Составитель:

учитель начальных классов

Кустова Елена

Владимировна

первая квалификационная категория


д. Шелоховская 2020 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа занятий по Проектной деятельности " Узнаём, исследуем, творим» составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования М. Просвещение 2011г, на основе авторской программы А. В. Горячев « Все узнаю, все смогу» Пособие по проектной деятельности в начальной школе. М. Баласс 2010 г.;

- М. В. Дубова « Организация проектной деятельности младших школьников» М.Баласс ,2010 г.;

- «Школа 2100» как образовательная система выпуск 8 М. Баласс, 2005 г.


Рабочая программа факультативного курса « Проектная деятельность» составлена из расчета 1 час в неделю. Всего 34 часа в год.


Цель программы: приобщение младших школьников к исследовательской деятельности; создание условий, способствующих

развитию исследовательских умений; приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.


Задачи:

· развитие творческой исследовательской активности;

· формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;

· стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;

· формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности),

создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;

· формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;

· развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.


Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми. Социально- педагогические возможности различных видов содержательной деятельности, в которые включаются дети в рамках программы «Узнаём, исследуем, творим», базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для детей познавательных, социальных и духовных потребностей.

Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и на развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.


Учебно-методический комплект:


А. В. Горячев « Все узнаю, все смогу» Пособие по проектной деятельности в начальной школе. М. : Баласс 2010 г.;

- М. В. Дубова « Организация проектной деятельности младших школьников» М.: Баласс ,2010 г.;

- «Школа 2100» как образовательная система выпуск 8 М. : Баласс, 2005 г.

- А. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2009г.

- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников.

- Проектная деятельность в начальной школе \ авт-сост. М. К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2009.

- Организация проектной деятельности в школе: система работы / авт.-сост. С. Г. Щербакова и др .. Волгоград: Учитель, 2008.

В процессе работы над проектом у учащихся формируются следующие умения:

- Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

-Исследовательские: выдвижение предположения, установление причин – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

-Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации ( в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете) , поиск недостающей информации у взрослых, структурирование информации, выделение главного.

- Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

- Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

- Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

- Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности ( её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

- Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.



Личностные  и  метапредметные результаты

 

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

·             формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

·             развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

 

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•       планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

•осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­тату;

•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•преобразовывать практическую задачу в познаватель­ную;

•проявлять познавательную инициативу в учебном со­трудничестве

познавательные

·             умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

·             добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•       осуществлять поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебной литера­туры;

- основам смыслового чтения художественных и познава­тельных текстов, выделять существенную информацию из текс­тов разных видов;

·             осуществлять анализ объектов с выделением существен­ных и несущественных признаков;

·                  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

·      Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

·      умение координировать свои усилия с усилиями других.

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совме­стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте­ресов;

·задавать вопросы;

•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

·     учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·     понимать относительность мнений и подходов к реше­нию проблемы;

·     аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще­го решения в совместной деятельности;

·     продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

·     с учетом целей коммуникации достаточно точно, по­следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин­формацию как ориентир для построения действия

 

 





Предлагаемый порядок действий:

 

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

 


Содержание программы представлено следующими модулями:


«Узнаём», «Исследуем» ( 26 ч)

Задачи данного модуля включают в себя совершенствование процессов мышления: памяти, внимания, анализа, синтеза, творческого воображения, восприятия, ориентации в пространстве и «методы исследования» т.д.

«Творим», «Представляем» (8ч)

Задачами данного модуля являются: формирование у учащихся представления об исследовательской работе, как об одном из ведущих способов получения новых знаний, развитие умений творчески работать в коллективе, проводить самостоятельные наблюдения и эксперименты, создавать проекты, умения обобщать опыт научного исследования, развитие личности ребёнка, способной к самореализации и самоутверждению.


Содержание программы


Тема 1: «Введение» (1ч)

Тема 2: Проект “Красная книга родного края”. (5 ч)

Тема 3: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.(7 ч)

Тема 4: Проект “Новый год в моих фантазиях». (4 ч)

Тема 5: Проект “Моя семья”. (6 ч)

Тема 6: Проект «Наши бабушки и мамы» (3 ч)

Тема 7: Проект “Перемена”.(4 ч)

Тема 8: Проект «До свидания четвёртый класс!» (4 ч)




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема занятия

Количество

часов

Деятельность

1.

Тема 1. Введение. Что такое технология проектного обучения?

1

Значимость проектной технологии. Источники, из которых берется материал: книга, Интернет, информаторы, телевидение и другие источники. Выбор предполагаемых участников проекта.

Виды проектов.

По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект.

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный.

Классификация проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования (очень популярный); информационный (сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие проекты, практико - ориентированные (практические). Некоторые отличия проектной деятельности от традиционной учебной деятельности.


Тема 2. Проект “Красная книга родного края”.

5


2

Знакомство с растениями и животными родного края,


Сбор материала о редких растениях и животных нашего края.

1. Рождение замысла, консультация с учителем, родителями.

2. Обдумывание замысла.

3. Составление проектного задания учителем в случае самостоятельного нахождения ребенком темы проекта.

4. Планирование деятельности.

5. Исследование проблемы проекта на информационном уровне.

6. Технологический этап: создание и испытание продукта проекта.

7. Составление текста устной презентации.

8. Анализ проделанной работы, выводы.


3

Создать Красную книгу растений и животных родного края.


4

Оформление стенда «Как прекрасен наш край».


5

Выставка рисунков и поделок о родном крае.


6

Защита проекта.



Тема 3: Проект “Учимся решать экологические проблемы в школе”.


7


7

«Урок – экскурсия»


Урок – экскурсия» по школе и прилегающей

к ней территории.

8

Тестирование


Определить с помощью тестирования экологическое состояние территории школы и пришкольного участка.


9

Анкетирование


Провести анкету «Что ты можешь сделать для улучшения экологического состояния коридора, класса в здании своей школы».


10

Сочинение «Экологическое состояние школы и его улучшение по моим представлениям»


Изложить свою точку зрения на предмет улучшения экологического состояния школы и пришкольного участка.


11

Практическое занятие.


Сформировать группу детей для улучшения экологического состояния школьного коридора, своего отдельно взятого школьного кабинета, выдвинуть перед ними определенные задачи, сформулировать правила по которым будет существовать данная группа (озеленение, развешивание гардин, влажная уборка подоконников на большой перемене).


12

Уборка территории у школы


Приведения в порядок школьной территории (уборка осенней и весенней листвы, подравнивание кустарников силами детей, высадка однолетних и многолетних цветов и трав).


13

Презентация проекта.





Тема 4: Проект “Новый год в моих фантазиях».


4


14

Беседа на тему: «Новый год в моих фантазиях».


Обогатить представления детей о празднике. Обратить внимания, откуда к нам пришел этот праздник, когда и почему мы начали праздновать новый год? (воспользоваться литературой, Интернетом, журналами и газетными публикациями для расширения знаний и представлений детей в ходе подготовки проекта.) Откуда к нам пришла традиция ставить хвойное дерево на новогодний праздник и его украшать? Какие украшения вешали люди в далекой старине на елку? Какие новогодние традиции, остались у нас от далекой старины?

15

Изготовление новогодних украшений для елки.


16

Защита проекта в виде новогоднего представления.


17

Конкурс «Образ зимы в твоих картинках, поделках, рассказах, сочинениях, стихах» (сделанных руками детей).





Тема 5: Проект “Моя семья”.


6




Семья - это одна из главных ценностей для человека в жизни; необходимо знать историю своей семьи, уважать своих родственников и помнить о них. Необходимо знать: часто о человеке судят по его семье; следовательно, свою семью надо создавать на принципах любви и уважения. Понять это, должна помочь поисковая работа в виде проекта.

Изучить историю данной семьи, род занятий членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения, понять свою роль в этой семье.

Сбор фотографий, отражающих родственные и важные моменты в жизни отдельно взятой семьи.

18

Беседа «О понимании роли семьи в жизни человека»


19

Сбор фотографий.


20

Оформление небольшого семейного альбома исследуемой семьи.


21

Написание эссе о путешествиях, труде и отдыхе данной семьи.


22

Изобразить древо, на плакатном листе данной семьи. Конкурс «Моя родословная».


23

Презентация «Моя семья»



Тема 6: Проект «Наши бабушки и мамы»


3


24

Подготовка и выпуск рисунков, портретов: «Это мамочка моя», «Это бабушка моя».


Индивидуально - коллективная деятельность. Выбор сценария. Разучивание стихов, песен, танцев. Индивидуальная деятельность.

25

Экскурсия на работу одной из мам.


26

Защита проекта «Наши бабушки и мамы».



Тема 7: Проект “Перемена”.


4


27

Беседа «Развлекательная игра на перемене»


В беседе дети узнают о том, что бывают игры, отличающиеся: по динамике, по целям воспитания. Дети должны понять, что одни игры подходят для игры на перемене, а другие нет, потому, что не соответствуют правилам поведения в школе.

28

Нахождение и подбор игр детьми, в которые можно играть на перемене.


29

Провести неделю «Переменка» (каждая группа представляет и показывает найденные игры)


Каждая группа представляет и показывает найденные игры

30

Презентация проекта.






Тема 8: Проект «До свидания четвёртый класс!»

4


31

Подбор стихов, загадок, песен о школьных принадлежностях


Индивидуальная - коллективная деятельность.


32

Подготовка и проведение конкурса мини-сочинений: «Мой любимый предмет»


33

Сбор материала и изготовление газет: «Прощай четвёртый класс», оформление зала.


34

Защита проекта в виде праздничного концерта: «До свидания четвёртый класс!»



Всего: 34 часа












Планируемые результаты обучения в 4 классе
 
- умение выделить проблему

- умение поставить цель исследования

- умение сформулировать гипотезу

- умение выделить объект исследования

- умение определить предмет исследования

- умение описать параметры и критерии предмета исследования

- умение подобрать соответствующие методы исследования

- умение подобрать инструментарий

- умение осуществить анализ результатов

- умение оценивать промежуточные и конечные результаты

- степень помощи, которую оказывает взрослый при выполнении проекта

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность

- результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется степень самостоятельности выполнения

- косвенным показателем эффективности проектно-исследовательской деятельности может быть повышение 

успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках 


Портрет выпускника начальной школы


  • Умеет учиться, способен организовать свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;

  • владеет опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

—обладает основами коммуникативной культуры, умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение;

  • любит свой город, край, свою Родину;

  • любознательный, честный, внимательный, толерантный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • уважает и принимает ценности семьи и общества, готов отвечать за свои поступки перед семьей, школой;

  • соблюдает правила здорового образа жизни.

Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности.

Начальное обучение проектированию закладывает необходимый фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и эффективного их усвоения, для формирования компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в средней школе.

Четвёртый класс – четвёртый год обучения по курсу «Проектная деятельность». На занятиях в 4 – м классе происходит формирование умения:

планировать –

  • умения определять состав действий и операций, их количество, составлять план по действиям и операциям, составлять план по размещению деталей на изделии, распределять работу в группе и выполнять работу в соответствии с планом, используя табличную форму записи плана;

  • умения планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план;

  • умение использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом;

анализировать –

  • умения анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия, умения уточнять условия, в которых рассматривается проблема;

  • формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, определять задачи по составлению проекта, ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи;

представлять –

  • умения формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде карты – схемы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза, умение представлять ход и результат проделанной работы.

К концу года учащиеся должны уметь:

  • выделять проблему и условия из проблемной ситуации;

  • формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;

  • осуществлять планирование и составлять план своей работы;

  • предъявлять результаты проделанной работы (проекты); делать самоанализ, т.е. выступать с презентацией.


Критерии оценивания

Оценка выполненных проектов.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект» и т.д.

Критерии внешней оценки проекта

  1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адек­ватность их изучаемой тематике.

  2. Корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов.

  3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

  4. Коллективный характер принимаемых решений.

  5. Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

  6. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

  7. Доказательность принимаемых решений, умение аргумен­тировать свои заключения, выводы.

  8. Эстетика оформления результатов проекта.

  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов.

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

При оценке успешности обучающегося в проекте или иссле­довании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (ус­пешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированное™ умений и навыков проектной и исследова­тельской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающе­гося. Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных эта­пов работы над проектом;

  • степень включенности в групповую работу и чёткость вы­полнения отведённой роли;

  • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

  • количество новой информации, использованной для вы­полнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации;

  • уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способа решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами на­глядности;

  • владение рефлексией;

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

- социальное и прикладное значение полученных резуль­татов.

Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.