АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9» города Смоленска
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2016 г. | Утверждаю Директор О.В. Антышева Приказ № 176- ОД от 30.08.2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Решение физических задач»
_10-11 класс, среднее общее образование__
Емельяновой Елены Сергеевны
учителя физики первой категории
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны (логический, математический, экспериментальный), но организация деятельности по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся. Сегодня знания по физике явно демонстрируют все большую дифференциацию выпускников по качеству подготовки. Прослеживается тенденция явного роста качества подготовки сильной группы учащихся и все большее отставание от них групп выпускников с удовлетворительным и неудовлетворительным уровнями подготовки. Причем ранее это отставание определялось в основном как качественный показатель, т.е. слабые учащиеся делали больше вычислительных ошибок, не могли довести до конца решение. Постепенно картина меняется в сторону количественных показателей, выделяются целые темы и элементы содержания, которые «выпадают» из поля зрения всей этой группы выпускников, они начинают отставать не только по качеству подготовки, но и по объему знаний.
В соответствии с ФБУП физика может изучаться на базовом уровне (2 часа в неделю) или на профильном уровне (5 часов в неделю и более). Предполагается, что те учащиеся, которые планируют продолжить свое образование в вузах физико-технического профиля должны изучать физику на профильном уровне, т.е. не менее 5 часов в неделю. Но жизнь вносит свои коррективы. Как правило, в образовательных учреждениях выбирается учебный план универсального образования, при котором все предметы изучаются на базовом уровне, а расширение идет за счет элективных курсов. По физике это означает выбор базового уровня с учебной нагрузкой в два недельных часа, что означает точное следование базовому стандарту предмета: познакомить учащихся с предусмотренным спектром физических явлений, обеспечить общекультурную подготовку в этой области знаний. Но при этом невозможно изучить все законы, необходимые для объяснения физических явлений, а, следовательно, невозможно обеспечить формирование умения решать задачи по физике (что базовый уровень стандарта и не предусматривает). Поэтому элективные курсы по решению физических задач в первую очередь призваны развивать содержание базового курса физики, и в непрофильных классах у учащихся появляется реальная возможность при наличии данного элективного курса получить подготовку, соответствующую профильному уровню изучения предмета, и подготовиться к сдаче ЕГЭ.
Элективный курс «Решение физических задач» рассчитан на учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений универсального профиля, где физика преподается на базовом уровне.
Настоящий элективный курс рассчитан на преподавание в объеме 68 часов (1 час в неделю на два года обучения 10-11 классы или 2 часа в неделю 11 класс). Цель данного курса углубить и систематизировать знания учащихся 10-11 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10-11 классах. Занятия проводится 1 час в неделю в течение 4 полугодий (на два года обучения).
Цели курса:
1. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
2. Совершенствовать полученные в основном курсе физики знаний и умений;
3. Формировать представление о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач;
4. Применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания.
Задачи курса: 1. Углублять и систематизировать знания учащихся; 2. Способствовать усвоению учащимися общих алгоритмов решения задач; 3. Способствовать овладению основных методов решения задач.
Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой и профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные закономерности, законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу можно использовать вычислительные, качественные, графические, экспериментальные задачи.
В начале изучения курса дается урок, целью которого является знакомство учащихся с понятием «задача», их классификацией и основными способами решения. Большое значение дается алгоритму, который формирует мыслительные операции: анализ условия задачи, догадка, проект решения, выдвижение гипотезы (решение), вывод.
В 10 классе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. В конце изучения основных тем («Кинематика и динамика», «Молекулярная физика», «Электродинамика») проводятся итоговые занятия в форме контрольных работ, задания которых составлены на основе открытых баз ЕГЭ по физике.
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название разделов и тем | Количество часов для изучения | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Механика | 27 | | |
Правила и примы решения физических задач | 1 | Что такое физическая задача? Состав физической задачи. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения задачи. Анализ решения и оформление решения. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии. | |
Кинематика | 8 | Равномерное движение. Средняя скорость. Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на РД. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения. Одномерное равнопеременное движение. Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД. Графический и координатный способы решения задач на РУД. | Контрольная работа №1 по теме «Кинемаика» |
Динамика | 10 | Решение задач по алгоритму на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела. Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела. Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения. | Контрольная работа № 2 по теме «Динамика» |
Законы сохранения | 8 | Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение. Энергетический алгоритм решения задач на работу и мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на использование законов сохранения. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел. | Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения. Гидростатика» |
2. Молекулярная физика | 5 | | |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел | 5 | Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы. Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | Контрольная работа № 4 по теме «Молекулярная физика» |
3. Термодинамика | 5 | | |
Термодинамика | 5 | Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты. Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом. | Контрольная работа № 1 по теме «Термодинамика» |
4. Электродинамика | 19 | | |
Электрическое и магнитное поля | 6 | Задачи разных видов на описание электрического по ля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов. Задачи разных видов на описание магнитного поля тока: магнитная индукция и магнитный поток, сила Ампера и сила Лоренца. | Контрольная работа № 2 по теме «Электрическое и магнитное поле» |
Законы постоянного тока | 6 | Задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений. Электрический ток в металлах, газах, вакууме. Электролиты и законы электролиза. Решение задач на движение заряженных частиц в электрическом и электромагнитных полях: алгоритм движения по окружности, движение тела, брошенного под углом, равновесие тел. | Контрольная работа № 3 по теме «Законы постоянного тока» |
Электромагнитные колебания | 3 | Задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность. Уравнение гармонического колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний. Решение задач на характеристики колебаний, построение графиков. Переменный электрический ток: решение задач методом векторных диаграмм. | |
Волновые свойства света | 4 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, призмы, линзы, оптические схемы. Построение изображений в оптических системах. Задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. Классификация задач по СТО и примеры их решения. Квантовые свойства света. Алгоритм решения задач на фотоэффект. | Контрольная работа № 4 по теме «Электродинамика» |
5. Атомная и ядерная физика | 5 | | |
Атомная и ядерная физика | 5 | Состав атома и ядра. Ядерные реакции. Алгоритм решения задач на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций, закон радиоактивного распада. | Контрольная работа № 5 по теме «Атомная и ядерная физика» |
6. Решение вариантов ЭГЭ | 5 | Отработка практических навыков решения типовых вариантов ЕГЭ | |
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Количество часов | Резерв |
1 | Механика | 27 | 0 |
2 | Молекулярная физика | 5 | 2 |
3 | Термодинамика | 5 | 0 |
4 | Электродинамика | 19 | 0 |
5 | Атомная и ядерная физика | 5 | 0 |
6 | Решение вариантов ЭГЭ | 5 | 0 |
ИТОГО | | 66 | 2 |
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 10 класса
(34 ч в год/ 1 ч в неделю)
№ п/п | ТЕМА | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректи-ровка КТП |
1. Механика (27ч) |
Правила и примы решения физических задач (1ч) |
1 | Физическая задача: состав, классификация, приемы и способы решения. | | | |
Кинематика (8ч) |
2 | Прямолинейное равномерное движение: графическое представление, решение задач различными способами (алгебраический и графический). | | | |
3 | Решение задач на среднюю скорость и алгоритм. Графический способ решения задач на среднюю скорость. | | | |
4 | Ускорение. Перемещение при равноускоренном движении. | | | |
5 | Графическое представление РУД. Решение задач различными способами (алгебраический и графический). | | | |
6 | Движение тела по окружности. Характеристики движения тела по окружности. | | | |
7 | Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение тела, брошенного горизонтально. | | | |
8 | Решение задач по теме «Кинематика» повышенной сложности. | | | |
9 | Контрольная работа №1 по теме «Кинематика» | | | |
Динамика (10ч) |
10 | Решение задач на законы Ньютона по алгоритму. | | | |
11 | Силы трения. Силы упругости. | | | |
12 | Вес движущегося тела. | | | |
13 | Движение в поле гравитации и решение астрономических задач. Космические скорости и их вычисление. | | | |
14 | Движение тел по наклонной плоскости. | | | |
15 | Движение связанных тел и с блоками. | | | |
16 | Движение связанных тел и с блоками. | | | |
17 | Центр тяжести. Условия и виды равновесия. Момент силы. | | | |
18 | Решение задач по теме «Динамика» повышенной сложности. | | | |
19 | Контрольная работа № 2 по теме «Динамика». | | | |
Законы сохранения (8ч) |
20 | Импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. | | | |
21 | Решение задач на закон сохранения импульса и реактивное движение. Алгоритм решения задач на абсолютно упругий и абсолютно неупругий. | | | |
22 | Механическая работа. Кинетическая и потенциальная энергия. Работа сил тяжести, упругости, гравитационной силы. | | | |
23 | Решение задач на закон сохранения и превращения энергии. Мощность. КПД механизма. | | | |
24 | Решение задач на закон сохранения и превращения энергии. Мощность. КПД механизма. | | | |
25 | Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. | | | |
26 | Решение задач по теме «Законы сохранения. Гидростатика» повышенной сложности. | | | |
27 | Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения. Гидростатика». | | | |
2. Молекулярная физика (5ч) |
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел (5ч) |
28 | Решение задач на основные положения МКТ. Масса и размер молекул | | | |
29 | Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы. | | | |
30 | Решение задач на свойство паров и характеристик влажности воздуха. | | | |
31 | Решение задач на определение характеристик твердого тела: закон Гука в двух формах, графические задачи на закон Гука. | | | |
32 | Контрольная работа № 4 по теме «Молекулярная физика». | | | |
| Резервное время – 2 часа | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ |
I | II | год |
1 | 3 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ для 11 класса
(34 ч в год/ 1 ч в неделю)
№ п/п | ТЕМА | Планируемое домашнее задание | Дата | Корректи-ровка КТП |
1. Термодинамика (5ч) |
1 | Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. | | | |
2 | Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. | | | |
3 | Второй закон термодинамики. Цикл Карно. Тепловые двигатели. | | | |
4 | Уравнение теплового баланса, тепловые процессы при агрегатных превращениях и сгорании топлива | | | |
5 | Контрольная работа № 1 по теме «Термодинамика» | | | |
2. Электродинамика (19 ч) |
Электрическое и магнитное поля (6ч) |
6 | Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. | | | |
7 | Электрическое поле. Напряжённость электростатического поля точечного заряда. Линии напряжённости электростатического поля. Принцип суперпозиции полей. | | | |
8 | Работа электростатического поля по перемещению заряда. Потенциал поля точечного заряда. Связь между разностью потенциалов и напряжённостью однородного поля. | | | |
9 | Электроемкость плоского конденсатора. Последовательное и параллельное соединение конденсаторов. Энергия электрического поля. | | | |
10 | Индукция магнитного поля. Закон Ампера. Магнитный поток. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц в магнитном поле. | | | |
11 | Контрольная работа № 2 по теме «Электрическое и магнитное поле». | | | |
Законы постоянного тока (6ч) |
12 | Электрический ток. Сила тока. ЭДС. Электрическая цепь. Закон Ома. Электрическое сопротивление. | | | |
13 | Работа и мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. | | | |
14 | Электрический ток в металлах и полупроводниках. | | | |
15 | Термоэлектронная эмиссия. Электронная лампа – диод. | | | |
16 | Электрический ток в электролитах. Закон Фарадея для электролиза. | | | |
17 | Контрольная работа № 3 по теме «Законы постоянного тока». | | | |
Электромагнитные колебания (3 ч) |
18 | Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. Энергия магнитного поля. | | | |
19 | Свободные электромагнитные колебания в контуре. Превращение энергии в колебательном контуре. | | | |
20 | Вынужденные электрические колебания. Электрический резонанс. Действующие значения напряжения и силы переменного тока. Трансформатор. Передача электрической энергии и её использование. | | | |
Волновые и квантовые свойства света (4ч) |
21 | Электромагнитные волны. Свойства Электромагнитных волн. Закон прямолинейного распространения света. Законы отражения и преломления света. Явление полного отражения. | | | |
22 | Тонкие линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. | | | |
23 | Когерентность электромагнитных волн. Элементы СТО. | | | |
24 | Контрольная работа № 4 по теме «Электродинамика». | | | |
3. Атомная и ядерная физика (5ч) |
25 | Кванты света. Корпускулярно-волновой дуализм. Фотоэффект. | | | |
26 | Опыты Резерфорда по рассеянию альфа-частиц. Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. | | | |
27 | Испускание и поглощение света атомами. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Состав ядра атома. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. | | | |
28 | Ядерные реакции. Радиоактивность. Закон Радиоактивного распада. Цепные ядерные реакции. Термоядерная реакция. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. | | | |
29 | Контрольная работа № 5 по теме «Атомная и ядерная физика». | | | |
4. Решение вариантов ЭГЭ (5ч) |
30-34 | Выполнение вариантов ЕГЭ. | | | |
Сводная таблица уроков контроля знаний, умений, навыков
Количество контрольных работ |
I | II | год |
2 | 3 | 5 |
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
10 класс
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны:
уметь:
выполнять общие требования при решении физических задач; анализировать решение и оформлять решение задач;
графически представлять равномерное движение, равноускоренное движение;
решать задачи на основы динамики; решать задачи по алгоритму на законы Ньютона с различными силами; решать задачи по динамике координатным методом по алгоритму; решать задачи на движение под действием сил тяготения; решать задачи по алгоритму на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела;
решать астрономические задачи на движение планет и спутников;
решать задачи на определение характеристик равновесия физических систем по алгоритму;
решать задачи на второй закон Ньютона в импульсной форме; решать задачи по алгоритму на сохранение импульса и реактивное движение;
решать задачи на работу и мощность по энергетическому алгоритму; решать задачи по алгоритму на закон сохранения и превращения механической энергии несколькими способами; решать задачи на использование законов сохранения;
решать задачи на плавание тел динамическим способом;
решать задачи на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики; решать задачи на описание поведения идеального газа; графически решать задачи на изопроцессы; решать задачи на определение характеристик влажности воздуха по алгоритму.
Знать:
что такое физическая задача, каков её состав; классификацию физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения; общие требования при решении физических задач; этапы решения задачи; различные приемы и способы решения;
понятия равномерного движения, средней скорости; прямолинейного равномерного движения, перемещения, пути; ускорения и равнопеременного движения;
понятия периода обращения, частоты обращения; циклической частоты; угловой скорости; центростремительного ускорения; космической скорости;
условия равновесия тел; понятия момента силы; центра тяжести тела;
понятия импульса, закон сохранения импульса; импульса тела и импульса силы; замкнутых систем; абсолютно упругого и неупругого столкновения;
понятия работы и энергии в механике; закон изменения и сохранения механической энергии; понятия потенциальной и кинетической энергий; полной механической энергии;
понятие гидростатики; закон Паскаля; понятие силы Архимеда; условия плавания тел.
Понимать:
особенности движения под действием силы всемирного тяготения;
особенности движения материальной точки по окружности;
что представляют собой строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел.
11 класс
В результате изучения данного элективного курса учащиеся должны:
уметь:
решать задачи по алгоритму на уравнение теплового баланса; рассчитывать КПД тепловых установок графическим способом;
решать задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами; решать задачи на описание систем конденсаторов;
решать задачи разных видов на описание магнитного поля тока;
решать задачи на различные приемы расчета сопротивления сложных электрических цепей; решать задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного электрического тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи, закона Джоуля — Ленца, законов последовательного и параллельного соединений;
решать задачи на движение заряженных частиц в электрическом и электромагнитных полях;
решать задачи разных видов на описание явления электромагнитной индукции: закон электромагнитной индукции, правило Ленца, индуктивность; решать задачи на характеристики колебаний;
решать задачи методом векторных диаграмм на переменный электрический ток;
решать задачи по геометрической оптике; выполнять построение изображений в оптических системах;
решать задачи на описание различных свойств электромагнитных волн: отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация;
уметь классифицировать задачи по СТО;
решать задачи по алгоритму на фотоэффект;
решать задачи по алгоритму на расчет дефекта масс и энергетический выход реакций; решать задачи на закон радиоактивного распада;
выполнять варианты ЕГЭ.
Знать:
понятия внутренней энергии одноатомного газа; работы, количества теплоты;
первый закон термодинамики; понятие адиабатного процесса; тепловых двигателей;
понятия электрического и магнитного поля; законы постоянного тока;
понятие электромагнитных колебаний;
уравнение гармонического колебания и его решение на примере электромагнитных колебаний;
законы электролиза;
квантовые свойства света;
состав атома и ядра; понятие ядерных реакций.
Понимать:
процесс прохождения электрического тока в различных средах: в металлах, газах, вакууме, в электролитах.