СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса " Русский язык. Практикум" (6 класс. 68 часов)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса "Русский язык. Практикум" рассчитана на 68 часов  (2 часа в неделю), предназначена для 6 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса " Русский язык. Практикум" (6 класс. 68 часов)»

5

.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Русский язык (практикум)» для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения и Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2017).

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт второго поколения, направленный на реализацию качественно новой, личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы, призван обеспечить выполнение основных задач: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться. В основе программы лежит общая концепция личностно- ориентированной системы обучения, направленной на достижение оптимального для каждого школьника уровня общего развития и формирования на этой основе знаний, умений и навыков. В связи с этим проблема обучения написанию сочинений и изложений становится особенно актуальной.

Общая характеристика учебного курса

Тема творчества, творческого мышления очень актуальна в данный момент, а, поскольку первоначальный толчок к развитию личности, к развитию мышления и способностей происходит в средней школе, то для неё эта проблема является одной из самых важных и самых разрабатываемых.
Воображение у детей очень развито, это доказывать нет необходимости. Задачей учителя является лишь то, как правильно направить, чтобы способности ребёнка помогали ему развивать себя, чтобы ему было интересно учиться и работать над собой. В свете всего вышесказанного логичным было бы предположить, что одним из самых удачных средств для развития мышления и креативности ребёнка, а также воспитания интереса к русскому языку и его возможностям, воспитания любви к родному языку, является сочинение.

С одной стороны, сочинение – это одно из учебных упражнений, некий продукт накопленных знаний и умений, а одновременно и небольшой шажок к новым умениям в передаче своих мыслей, знаний, чувств, намерений. Упражнение не просто самостоятельное, но достигающее в счастливый момент уровня творчества, через формальные умения – накопление материала, его систематизацию, расположение, логику, выбор слов и образных средств, через построение предложений и текста приближает автора к самораскрытию, самовыражению личности.
Сочинение придаёт особое значение всем урокам русского языка: ведь в нём реализуется языковое развитие школьника, используются все речевые умения. Можно сказать, что сочинение – наилучшее средство мотивации учения, самооценки, самоуважения школьника. Сочинение – это способ самовыражение личности. Сочинение развивает интеллект, эмоции, приучает юных авторов осмысливать и оценивать пережитое, развивает наблюдательность, учит находить связи явлений, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы, активизирует личность.
В самостоятельном рассказе, сочинении и особенно в письменном его варианте обретают жизнь изученные грамматические формы, требования орфографии, орфоэпии, культуры речи. Только в сочинении письмо осознаётся детьми не как орфографическое упражнение, а как средство правильного оформления собственных мыслей, обеспечивающее точное их восприятие читающим. Здесь проявляется подлинная связь теории с практикой.

Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Это самостоятельная письменная работа учащихся, практически не только основное упражнение в построении текстов, но и средство самовыражения личности, развитие логического мышления и речи.

В ходе подготовки к сочинению отрабатываются следующие коммуникативные умения:

  • умение осознавать тему, определить ее границы;

  • умение отобрать и систематизировать материал в соответствии с темой, планом предлагаемого текста, его жанровой принадлежностью и стилем;

  • умение определить основную мысль, предположить ход ее поэтического раскрытия, составить план;

  • умение подобрать уместный языковой материал, соответствующий замыслу;

  • умение логично расположить материал, продумать переходы, варианты вступления и заключения;

  • умение записать составленный текст в соответствии с нормами русского литературного языка;

  • умение проверять и совершенствовать написанное.

Сочинение – обязательный этап в системе письменных проверочных работ.

Школьные сочинения классифицируются по:

  • опорному материалу (литературные сочинения по собственным наблюдениям; сочинения по картине);

  • типу текста (описание, повествование, рассуждение);

  • жанру речи (публицистические раздумья, рассказ, очерк и т. п.);

  • стилю (художественный, публицистический, научный);

  • степени самостоятельности (на заданную или свободную тему; с подготовкой или без; по началу, опорным словам, по аналогии).

Основные типы сочинений

1. Сочинение - описание (характеристика)

2. Сочинение – повествование

3. Сочинение – рассуждение

Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др. Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни  у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит». Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении всех школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе). Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего. Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу. Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину  всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так. Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии  для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.

Цели изучения курса :

  1. развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера;

  2. развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; развитие творческого потенциала личности;

  3. способствовать личностному развитию обучающихся путём формирования способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека, толерантного отношения к мнению и позиции других;

  4. способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;

  5. познакомить с основами теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;

6. научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;


 Задачи курса:

  1. научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;

  2. формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;

  3. воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;

  4. совершенствовать речевую культуру учащихся;

  5. развивать коммуникативную и литературоведческую компетенции обучающихся

  6. научить излагать мысли логично, стройно, выразительно


Предлагаемая программа курса рассчитана на 68 часов с целью реализации творческого потенциала учащихся и демонстрации роли и места сочинения в их дальнейшей учебной деятельности.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Основное содержание учебного курса

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Сочинение как текст.

Функциональные стили речи и их признаки.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Типы речи. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Создание текста на основе исходного (подроб­ное изложение), членение его на части. Описание изо­браженного на картине с использованием необходимых языковых средств. Сжатое изложение и приёмы компрессии. Изложение с творческим заданием.

Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Доказательства и объяснения в рассуждении. Написание эссе.

Описание животного. Структура текста данно­го жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Понятие о рассказе, об особенностях его струк­туры и стиля. Невыдуманный рассказ на основе личных наблюдений. Проектная деятельность. Защита индивидуальных творческих проектов. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Спортивный репортаж на основе видеоматериалов.

Планируемые результаты освоения учебной программы

Универсальные учебные действия

Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.


Личностные УУД



Регулятивные УУД


Познавательные УУД


Коммуникативные УУД

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формирование устойчивой мотивации к обучении;

формирование навыков анализа,

сопоставления, сравнения. стремление к речевому совершенствованию

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к

мобилизации сил и энергии, волевому усилию к

выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий; проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества



объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования структуры текста Самостоятельно формулировать

з задание: определять его цель, плани-ровать алгоритм его выполнения,

корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно

оценивать.

Использовать при выполнении

Задания различные средства:

справочную литературу, ИКТ

.




проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; устанавливать рабочие

отношения, эффектив-но сотрудничать и способствовать продук-тивной кооперации;

владеть монологичес-кой и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.




Требования к уровню освоения курса (6 класс)

Знать:

• типы текстов;

• структуру текста;

• языковые средства;

• основные структурные элементы при описании картин

Уметь:

• строить текст, осознавать его структуру;

• отбирать языковые средства в соответствии с определенным типом текста, и стилем речи;

• прогнозировать возможные трудности при решении речевой задачи и намечать пути и способы их преодоления;

• организовать свою работу в соответствии с предложенным образцом (моделью или алгоритмом);

• устанавливать соответствие между изобразительно-выразительными средствами в литературном и живописном произведениях; редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления

• писать сочинения разных жанров

Контроль знаний:

• само- и взаимоконтроль по выполнению практических упражнений;

• самопроверка творческой работы;

• самооценка и оценка творческих работ

Планируемые результаты:

- развитие связной речи;

- развитие логического мышления;

- формирование гармоничных отношений со взрослыми и сверстниками.

Для курса характерны следующие особенности:

1.нацеленность на развитие системного мышления;

2.организация обучения как творческой деятельности;

3.развитие культуры речи на основе написания сочинений

4.формирование творческого отношения к работе;

5.развитие культуры речи на основе написания сочинений;

6.обучение средствам выразительности речи;

7. совершенствование умения работать в коллективе;






Календарно-тематическое планирование курса «Русский язык (практикум)» (6В класс)


п/п

Тема урока

Решаемые проблемы

Технологии

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Дата проведения

Понятия

Предметные результаты

УУД

Личностные результаты

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1-3

Функциональные стили речи и их признаки (художественный и публицистический стили)


Языковые средства выразительности.

§5


Практикум. Работа с текстами художественного и публицистического стилей.


Урок общеметодической

направленности.

Каковы композиционные и языковые признаки стиля речи?

Здоровьесбережения,

развивающего

обучения,

развития исследовательских

навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к

структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Выявляют особенности разговорной

речи, языка художественной литературы и стилей речи.

Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания.

Ищут в школьных учебниках примеры

научных и художественных текстов.

Сравнивают выражения приветствия.

Знакомятся с понятием речевого этикета.

Стили речи.

Научиться различать виды речи и определять в зависимости от цели высказывания разговорный, научный и художественный стили.

Коммуникативные:

проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира.


Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к

мобилизации сил и энергии, волевому усилию к

выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.


Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

исследования структуры текста.


Формирование навыков анализа,

сопоставления, сравнения. Стремление к речевому совершенствованию.



4-5


Текст и его структура. Типы связи предложений в тексте.


Тема и идея текста. Проблема и позиция автора.§14


Урок общеметодической

направленности.



Что такое текст? Каковы признаки текста? Как связаны предложения в тексте?

Здоровье-сбережения,

развития исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: языковой анализ текста, составление алгоритма для ответа по определению языковых особенностей текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Текст.


Коммуникативные:

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной

форме.


Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.


Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование познавательного интереса.



6-7

Микротемы текста. Абзац и микротема.


Подробное изложение текста публицистического стиля.



Урок развивающего

контроля.


Что такое текст? Каковы признаки текста? Что такое абзац? Как правильно составить план текста?

Здоровье-сбережения,

«РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания изложения: составление памяток к написанию изложения, составление плана текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Подробное изложение.


Коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с

грамматическими и синтаксическими нормами

родного языка.


Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование устойчивой мотивации к обучению.



8-9

Алгоритм комплексного анализа текста художественного стиля.


Комплексный анализ текста художественного стиля (практикум).

§18


Урок «открытия» нового знания.

Что такое тема? Какие бывают темы?

Здоровье-сбережения, компьютерного урока, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: самостоятельная работа, анализируют темы сочинений, само сочинение.

перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант.

Тема текста.

Научиться определять и формулировать тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту.


Коммуникативные: устанавливать рабочие

отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.


Регулятивные: проектировать траекторию развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование познавательного интереса, устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному проектированию.



10-11.

Обучающее сочинение по личным впечатлениям.


Редактирование текста (работа в парах).

§21, упр. 109.


Урок развивающего

контроля.


Что такое описание? Что такое композиция картины? Как собирать материал для написания сочинения-описания?

Здоровье-сбережения,

развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий алгоритма написания

сочинения: написание сочинения-описания картины по образцу, с использованием алгоритма, про-ектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Сочинение по впечатлениям по картине.

Научиться составлять план сочинения-описания, конструировать текст типа речи

описание по алгоритму выполнения задания


Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов.


Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции; сотрудничество в совместном решении задач.


Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования при работе над сочинением.


Формирование интереса к творческой деятельности.



12-13.

Тема и идея текста. Алгоритм комплексного анализа текста публицистического стиля.


Практикум. Комплексный анализ текста публицистического стиля.

§23


Урок общеметодической

направленности.


Что такое текст? Что такое тема текста? Чем тема текста отличается от идеи текста?

Здоровье-сбережения,

развития исследовательских навыков проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: отработка новых знаний, композиционно-тематический анализ текста, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Основная мысль текста.


Научиться определять тему и основную мысль текста, отражать идею, главную мысль текста в заголовке.


Коммуникативные:

представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и

устной форме.


Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.


Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности.



14-15.

  1. Приёмы сжатия текста.


Практикум. Написание сжатого изложения.


  1. Упр.127


Урок общеметодической

направленности.


Что такое сжатие текста? Какие приёмы сжатия текста можно применять при компрессии текста?

Здоровьесбережения,

развивающего

обучения, индивидуально-личностного обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания изложения: работа в парах, индивидуальная работа с дидактическим материалом и учебником, проекти-рование домашнего задания, коментирование

выставленных оценок.

Сжатое изложение.

Научиться выделять главное в тексте, используя приёмы компрессии.


Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования,

контроля и самооценки.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к

преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе исследования компрессии текста.


Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца.



16-17

Обучающее сочинение-репортаж.


Редактирование сочинения-репортажа.


(упр.152 – 154).


Урок общеметодической

направленности.
















Что такое повествование? Как сделать устный отзыв о сочинении?


Формирование у учащихся контроля и самоконтроля изученных понятий, алгоритма написания сочинений.

Сочинение-повествование.

Устный отзыв о сочинении товарища.

Научиться составлять план сочинения-повествования, конструировать текст

типа речи повествование по алгоритму выполнения

задания.


Коммуникативные:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов.


Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции; сотрудничество в совместном

решении задач.


Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе исследования при работе над сочинением.


Формирование интереса к творческой деятельности.



18-20.

Письмо как одна из

разновидностей текста.


Письма известных писателей.


Практикум. Работа над письмом другу.


§43


Урок развивающего контроля.

Какими бывают письма?

Здоровьесбережения,

развивающего обучения,

развития

исследовательских навыков, групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; контроль и само-контроль изученных понятий, алгоритма написания письма: работа в парах, индивидуальная и творческая работа, работа с черновиком.

Письмо.

Научиться писать и оформлять

письма.


Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

и сверстниками.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования жанра письмо.



Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявления

креативных способностей.



21-22.

Диалог: его особенности и оформление.



Этикетные диалоги.


Конструирование диалогов (практикум)


§49


Урок «открытия»

нового знания.

Какая синтаксическая конструкция называется диалогом? Как правильно оформить диалог? Как правильно построить диалог?

Здоровьесбережения,

личностно-ориентированного обучения, дифференцированного подхода в обучении, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний: фронтальная работа,

работа в группах.

Диалог. Этикетные диалоги.


Научиться составлять диалоги,

использовать пунктуационные правила при

оформлении диалога.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования,

контроля и самооценки действия.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

Объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе исследования прямой речи и диалога.


Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации.



23-








24.

Типы речи. Повествование с элементами описания природы, внутреннего состояния человека.




Практикум. Сочинение-повествование с элементами описания.

§59

Упр.295


Урок развивающего контроля.

Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи описание?

Здоровьесбережения,

развивающего

обучения,

формирования

умственных

действий, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа по алгоритму конструирования.

Описание предмета.

Научиться воспроизводить приобретённые знания, навыки в конкретной деятельности.


Коммуникативные:

формировать речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью планирования, контроля и самооценки.


Регулятивные:

осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над текстом.

Формирование познавательного интереса.



25.

Повторение. Типы речи. Рассказ по картине с элементами описания.

Упр.317


Урок общеметодической

направленности.

Что такое повествование? Что такое описание как тип речи? Что такое композиция произведения живописи? Что такое замысел художника и с помощью чего он воплощается в картине? Что такое текст? Какова композиция текста-повествования?

Здоровьесбережения,

развивающего

обучения,

поэтапного

формирования

умственных

действий, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине Ф.П. Толстого по алгоритму конструирования, описания.

Описание

Предметов.

Научиться создавать текст-описание, составлять план сочинения, видеть красоту изображённого на картине и передавать её с помощью словесных образов.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.



Формирование устойчивой

мотивации к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца.



26.

Подготовка к контрольному сочинению -описанию картины.


Урок общеметодической

направленности.

Что такое пейзаж? Что такое описание как тип речи? Что такое композиция произведения живописи? Что такое замысел художника и с помощью чего он воплощается в картине?

Здоровьесбережения,

развитие исследовательских

навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине.

Описание изображённого

на картине.

Научиться создавать текст-описание, редактировать написанное.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования редактирования текста.


Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.



27

Контрольное сочинение –описание картины.


Урок общеметодической направленности.

Что такое текст? Какова композиция текста-описания?

Здоровьесбережения,

развитие исследовательских

навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: аналитическая работа по картине.

Описание изображённого

на картине.

Научиться создавать текст-описание, редактировать написанное.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования редактирования текста.


Формирование интереса к творческой деятельности.



28



-





29

Типы речи. Повествование с элементом описания. Подготовка к подробному изложе-нию.




Написание подроб-ного изложения текста (повествования с элементом описания)


Упр.375.


Урок общеметодической

направленности.

Что такое текст? Что такое микротема текста? Что такое подробное изложение? Что такое типы речи?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; написание подробного изложения




Научиться пересказывать текст с сохранением авторского стиля.


Коммуникативные:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в

ходе исследования текста на микротемы.


Формирование устойчивой

мотивации к обучению, творческих способностей.



30-31.

Обучающее сочинение по личным

впечатлениям в форме письма-повествования с элементами описания.


Редактирование сочинений.


Упр.390( старый-378)


Урок общеметодической

направленности.

Какие бывают типы речи? Каковы композиционные признаки текста-повествования?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков,

развивающего

обучения, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения в

форме письма.

Сочинение по личным

Впечатлениям в форме письма-повествования.

Научиться создавать текст-повествование, редактировать написанное.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования редактирования текста.


Формирование интереса к творческой деятельности.



32-33

Типы речи. Рассуждение, его структура и разновидности.


Повествование с элементами рассуждения.


Урок общеметодической

направленности.

Какие бывают типы речи? Каковы композиционные и языковые признаки текста-рассуждения?

Здоровьесбережения,

развивающего

обучения,

развитие

исследовательских

навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции; написание сочинения-рассуждения

Рассуждение.

Научиться создавать текст типа рассуждение, формулировать тезис рассуждения.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинения.




Формирование устойчивой

мотивации к обучению, развитию креативных способностей.




34

Практикум. Анализ текста с элементами рассуждения.


Урок общеметодической

направленности.

Что такое выборочное изложение? Кто такой рассказчик?

Здоровьесбережения,

развивающего

обучения,

развитие

исследователь-ских навыков,

развитие

умственных

действий и

творческих

способностей, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание выборочного изложения с изменением лица.

Выборочное изложение с изменением лица.


Научиться выбирать материал согласно поставленной задаче, передавать текст от 3-го лица.


Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над текстом с изменением лица.



Формирование творческих способностей через активные формы деятельности.



35.

Типы речи. Обучающее сочинение-рассуждение на этическую тему.


Урок общеметодической

направленности.

Что такое текст? Каковы композиционные и языковые признаки текста типа речи рассуждение?

Здоровьесбережение, развитие

Исследовательс-ких навыков, самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного

содержания: коллективное конструирование текста типа речи описание.

Описание картины с элементами рассуждения .

Научиться создавать текст-описание, использовать средства выразительности в своём сочинении.


Коммуникативные:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.


Формирование навыков

самоанализа и самоконтроля.



36-38

Типы речи. Рассуждение. Доказательство и объяснения в рассуждении.


Обучающее сочинение-рассуждение на экологическую тему.


Контрольное сочинение-рассуждение на экологическую или этическую тему (по выбору учащихся).



§90, упр.477


Урок общеметодической

направленности.

Какие типы речи существуют? Что такое рассуждение? Что такое аргументы в рассуждении?

Здоровьесбережения, развитие

исследовательских

навыков,

самодиагностики и самокоррекции

результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного

содержания: выявление композиционных

частей текста типа рассуждение.

Доказательство и объяснения в рассуждении.

Сочинение-рассуждение.


Научиться подбирать аргументы к сформулированному тезису, делать на их основании вывод.


Коммуникативные:

организовывать и планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе доказательств при рассуждении.


Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.



39-40

Особенности сжатого и подробного изложений. Сопоставительный анализ.


Обучающее сжатое изложение-

повествование

Упр.513


Урок общеметодической

направленности.

Что такое текст? Что такое тема текста? Какие существуют приёмы сжатия текста?

Здоровьесбережения, развития

исследовательских навыков,

индивидуального и

коллективного проектирования, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сжатого изложения по алгоритму выполнения задачи.

Сжатое изложение-

Повествование.


Научиться определять тему текста, применять приёмы компрессии текста, редактировать написанное.


Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-рассуждения в сжатом виде.

Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму.



41.

Обучающее сжатое изложение с использованием аудиофайла.

Урок общеметодической

направленности.

Что такое текст? Что такое тема текста?

Здоровьесбережения,

развитие

исследовательских

навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание изложения по

алгоритму.

Подробное изложение с изменением лица

рассказчика.


Научиться пересказывать текст

с изменением лица рассказчика.


Коммуникативные:

управлять своим

поведением.


Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста.

Формирование навыков анализа, работы в парах по алгоритму.



42

Контрольное сжатое изложение с использованием аудиофайла.



Урок общеметодической

направленности.

Приёмы сжатия текста; структура текста; микротемы; логика и связность речи.

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции


Научиться создавать текст-рассуждение.


Коммуникативные:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.


Формирование навыков

самоанализа и самоконтроля.



43-45.

Типы речи. Описа-ние. Особенности описания животно-го. Структура текс-та данно­го жанра


Подготовка к напи-санию сочинения-описания животного.


Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану).


Урок общеметодической

направленности.

Что такое описание как тип речи? Какова роль прилагательного в описании? Что такое текст? Что такое тема текста? Какова его основная мысль?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков,

самодиагностики и самокоррекции

результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание изложения по алгоритму.

Описание животного.


Научиться определять тему текста и его основную мысль, составлять план, пересказывать текст.


Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе создания текста-описания.


Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.



46-47.

Контрольное сочинение-описание животного (по плану).


Анализ контрольного сочинения-описания животного.


Урок общеметодической

направленности.

Что такое описание как тип речи? Какова роль прилагательного в описании? Что такое текст? Что такое тема текста? Какова его основная мысль?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков,

самодиагностики и самокоррекции

результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание изложения по алгоритму.

Описание животного.


Научиться определять тему текста и его основную мысль, составлять план, пересказывать текст.


Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые входе создания текста-описания.


Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию, творческой инициативности.



48.

Эссе как жанр. Обучение написанию эссе.

Урок общеметодической

направленности.

Что такое описание? Что такое композиция картины? Что такое деталь в живописи?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

Описание животного на основе изображённого.


Научиться собирать материал

для написания сочинения.


Коммуникативные:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста-описания.


Формирование устойчивой мотивации к обучению, навыков анализа и конструирования, работы в парах по алгоритму, самопроверки, взаимопроверки.



49-50.

Типы речи. Повествование. Заметка в газету.


Практикум. Написание заметки в газету.



Урок общеметодической

направленности.

Что такое повествование? Что такое тема и основная мысль текста?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков,

самодиагностики и самокоррекции результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции.


Научиться собирать материал

для написания сочинения.


Коммуникативные:

управлять своим

поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).


Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания текста.

Формирование навыков

анализа, работы в парах.



51-52

Интерпретация пословицы и афоризма.


Практикум. Рассказ на тему

пословицы.

§109


Урок общеметодической

направленности.

Что такое рассказ? К какому типу речи он относится?

Здоровьесбережения,

развивающего

обучения,

развития

исследовательских навыков,

формирования

умственных

действий, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.


Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции: выполнение

творческой работы по алгоритму.

Рассказ.

Научиться составлять рассказ о себе, использовать глаголы.


Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные: осознавать самого себя как

движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания невыдуманного рассказа о себе.


Формирование навыков выполнения задания по образцу.



53-54.

Юмористический рассказ: структура и особенности.


Практикум. Написание юмористического рассказа на тему школьной жизни.


§114.


Урок развивающего

контроля.

Что такое рассказ? К какому типу речи он относится?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков,

развивающего обучения,

самодиагностики и самокоррекции

результатов, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся умений к осуществлению контрольной функции

Невыдуманный рассказ о себе и жизни школы.

Научиться составлять рассказ о себе и школьных товарищах; использовать глаголы.


Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Регулятивные: осознавать самого себя как

движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.


Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания невыдуманного рассказа о себе.


Формирование навыков выполнения задания по образцу.



55-56.

Контрольное сжатое изложение с творческим заданием

Упр.688.



Анализ контрольного сжатого изложения с творческим заданием.

Урок развивающего контроля.

Что такое сжатое изложение? Какие существуют приёмы сжатия текста?

Здоровьесбережения,

развития

исследовательских навыков, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: написание сжатого изложения.

Сжатое изложение.

Научиться применять приёмы сжатия текста.


Коммуникативные:

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания сжатого изложения с изменением формы лица.

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию.



57-59.

Рассказ о судьбе человека (на основе фактов биографии).


Составление рассказа о судьбе конкретного человека. Практикум.


Анализ сочинения. Редактирование творческих работ.

Урок общеметодической

направленности

Что такое повествование? Что такое рассказ?

Здоровьесбережения,

развития

исследователь-

ских навыков,

развитие

умственных

действий и

творческих способностей, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: написание сочинения-рассказа по конкретным фактам..

Сочинение-рассказ на основе фактов биографии.

Научиться составлять план рассказа, писать текст-повествование.


Коммуникативные:

организовывать и

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как

движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания сочинения-рассказа по рисунку.

Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию.



60-61.

Описание памятника архитектуры.


Практикум. Описание памятника архитектуры (по фотографии или картине)

Урок рефлексии.

Как определить тип речи? Как определить стиль речи? Что такое тема текста? Как определить основную мысль текста? Как составить план текста?

Здоровьесбережения,

развитие

умственных

действий и

творческих

способностей, «РКМЧП», групповые технологии, проблемное обучение, игровые, метод проектов и др.

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы: написание сочинения по выбору.


Научиться писать сочинение на выбранную тему.


Коммуникативные:

организовывать и

планировать учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препят-ствий и самокоррек-ции.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания сочинен-я.


Формирование устойчивой

мотивации к самосовершенствованию.



62-63


.

Контрольное подробное изложение с творческим заданием.


Анализ контрольного подробного изложения с творческим заданием.

Приёмы преобразования текста? Каковы средства языковой выразительности в тексте?

Проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

Подробное изложение; текст; творческое задание.

Научиться писать изложение с творческим заданием.

Коммуникативные:

организовывать и

планировать учебное сотрудничество с

учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего учения, свою способность к преодолению препят-ствий и самокоррек-ции.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания изложения.


Формирование навыков подробного изложения прслушанного текста



64-66.

Защита индивидуальных творческих проектов

Что такое индивидуальный творческий проект? Как комплексно над ним работать.

Проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; компьютерные технологии.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Тема проекта; идея; структурирование материала.

Научиться грамотно излагать и структурировать материал.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе написания изложения.


Формирование навыков работы над проблемой; совершенствование языковой, лингвистической, речевой и коммуникативной компетенций



67-68.

Спортивный репортаж. Особенности композиции и речи.


Обучение написанию спортивного репортажа (на основе видеоматериалов)

Что такое репортаж? Структура и особенности спортивного репортажа?

Здоровьесбережения,

развития

исследователь-

ских навыков,

развитие

умственных

действий и

творческих способностей, проблемное обучение, игровые.

Формирование у учащихся деятельностных

способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Репортаж; спортивный репортаж; композиция текста; выразительность речи.

Научиться писать спортивный репортаж на основе личных наблюдений или видеоматериалов.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.


Познавательные: объяснять языковые явления,

процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста.


Формирование навыков творческой работы: конструирование собственного текста с использованием видеоматериалов или жизненных наблюдений.