МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«ГИМНАЗИЯ №1
ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.В.БАЛАНДИНА»
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «Гимназия №1»
от 31.08.2021 г. №
Рабочая программа
курса «Шахматная азбука»
(1 год обучения)
Составитель:
В.И. Кирков
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности обще интеллектуального направления «Шахматы» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. №1567) на основе ООП НОО МОУ СОШ № 17 и в соответствии с авторской программой «Шахматы» под редакцией А.А. Тимофеева.
Для реализации программы используется: Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
В соответствии с учебным планом МОУ СОШ №17 данная программа рассчитана на преподавание занятий по внеурочной деятельности «Шахматы» в 1 классе в объеме 1 часа в неделю, всего 33 часа.
Планируемые результаты освоения
внеурочных занятий «Шахматы»
Личностные результаты:
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Шахматная доска. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Шахматные фигуры. Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Формы организации занятий:
- Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
- Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
- Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1 | Шахматная доска. | 2 |
2 | Шахматные фигуры. | 2 |
3 | Начальная расстановка фигур. | 1 |
4 | Ходы и взятие фигур. | 16 |
5 | Цель шахматной партии. | 9 |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения. | 3 |
| Итого | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Дата по плану | Дата фактич. |
|
Шахматная доска (2 ч.) |
1 | Знакомство с шахматной доской | Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. | | |
2 | Шахматная доска | | |
Шахматные фигуры (2 ч.) |
3 | Знакомство с шахматными фигурами | Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | | |
4 | Знакомство с шахматными фигурами | | |
Начальная расстановка фигур (1 ч.) |
5 | Начальное положение | Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. | | |
Ходы и взятие фигур (16 ч.) |
6 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. | (Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. | | |
7 | Ладья в игре. | | |
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. | | |
|
9 | Слон в игре. | | | |
10 | Ладья против слона. | | | |
11 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. | | |
12 | Ферзь в игре. | | |
13 | Ферзь против ладьи и слона. | | | |
14 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. | | |
15 | Конь в игре. | | |
16 | Конь против ферзя, ладьи слона. | | | |
|
17 | Знакомство с пешкой. | | | |
18 | Пешка в игре. | | |
19 | Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | | |
20 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. | | |
21 | Король против других фигур. | | |
Цель шахматной партии 9 ч. |
22 | Шах. | Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. | | |
23 | Шах. | | |
24 | Мат. | | |
25 | Мат. | | |
|
26 | Ставим мат. | | | |
27 | Ставим мат. | | |
28 | Ничья, пат. | | |
29 | Рокировка. | | |
30 | Рокировка. | | |
Игра всеми фигурами из начального положения 3 ч. |
31 | Шахматная партия. | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. | | |
32 | Шахматная партия. | | |
33 | Повторение программного материала. | | |
Используемая литература:
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Интернет-ресурсы.
Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Шахматы в школе. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э.Э. Уманская, Е.И. Волкова, Е.А. Прудникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019.