СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Шахматы в школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  курса "Шахматы в школе" в начальных классах 1-4 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Шахматы в школе"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20

(полное наименование образовательного учреждения)

муниципального образования Усть-Лабинский район

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)




УТВЕРЖДЕНО

решением педсовета

протокол №1

от ___ августа 2018 года

Председатель педсовета

__________/М.А.Перевертайлов/

подпись руководителя ОУ





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы – комплексная программа

Наименование – «Шахматы»

Срок реализации – 4 года

Возраст обучающихся – 6-11 лет

Учитель – Растегаева Елена Ивановна



Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности


К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:

  • шахматную доску и её структуру;

  • обозначение полей-линий;

  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;

  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

уметь:
  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии позаписи;

  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:

  • выигрышные стратегии матования одинокого короля;

уметь:
  • ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;

  • понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

  • сравнивать и анализировать действия других игроков;

  • разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:

  • основные идеи комбинаций различных типов;

уметь:
  • осуществлять простейшие комбинации;

определять наиболее эффективные способы достижения результата.

К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:

  • понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

  • слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;

уметь:
  • занимать и использовать открытые линии, 7 и 8горизонтали;

  • блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

  • использовать базовые понятия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

  • развитие любознательности и сообразительности;

  • развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

  • развитие наглядно-образного мышления и логики.


Содержание программы

Модуль I

Шахматная доска и фигуры

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

Ходы и взятия фигур

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

Запись шахматных ходов

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

Общие принципы разыгрывания дебюта

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных партий. Дебютные ловушки.

Раннее развитие ферзя

Дебютные ловушки.

Модуль II

Повторение

Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность. Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

Защита

Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фигурой, контратака.

Реализация большого материального перевеса

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

Эндшпиль

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

  • Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппозиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка против короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный прорыв.

  • Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Филидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки. Алгоритм выигрыша.

Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

Модуль III

Повторение

Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

Тактика в шахматах

Тактические приёмы и комбинации.

Определение комбинации

Вариант, форсированный вариант, жертва. Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.

Практическая игра

Модуль IV

Атака в шахматной партии

Король в центре. Атака позиции и короткой рокировки. Атака при разносторонних рокировках.

Оценка позиции

Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.

Игра в середине партии

Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные слабости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение подвижности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии. Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. Открытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Форпост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на фланге.

Практическая игра


Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Раздел

(кол-во часов)

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)


Модуль I

34ч


Фигуры и шахматная доска

(3 ч)

Легенда о возникновении шахмат.

1

Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ.

Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка.

Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах»,

«Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий.

1

Шахматные фигуры и их обозначения.

1

Ходы и взятия фигур (12 ч)

Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске.

1

Ходы и взятия ладьи, слона

1

Ходы и взятия ферзя, короля и пешки.

1

Значение короля

1

Превращение и взятие на проходе пешкой.

1

Начальная позиция.

1

Угроза, нападение, защита.

1

Шах. Короткая и длинная рокировка.

1

Запись шахматных позиций.

1

Практическая игра

1

Практическая игра

1

Практическая игра

1

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (10 ч)

Шах

1

Мат

1

Пат

1

Сходство и различие между понятиями шаха и мата.

1

Открытый, двойной шах

1

Способы защиты от шаха.

1

Алгоритм решения задач на мат в один ход.

1

«Бешеные» фигуры.

1

Сходство и различие между понятиями мата и пата

1

Выигрыш, ничья, виды ничьей. Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

1

Запись шахматных ходов (2 ч)

Принцип записи перемещения фигуры. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки.

1

Полная и краткая нотация. Шахматный диктант.

1

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 ч)

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске.

1

Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

1

Общие принципы разыгрывания дебюта (5 ч)

Дебют

1

Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и расположение пешек в дебюте.

1

Классификация дебютов. Анализ учебных партий.

1

Раннее развитие ферзя.

1

Дебютные ловушки

1


Модуль II

34ч


Повторение (6 ч)

Ходы и взятия фигур.

1

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат».

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.

Шах, мат, пат. Начальное положение.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

Рокировка. Взятие на проходе.

Превращение пешки. Варианты ничьей.

Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Задания на мат в один ход.

Демонстрация коротких партий.


Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.


Обозначение шахматных фигур и терминов.

Запись начального положения.


Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии.


Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).


Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания»


Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).


Игровая практика.

Достижение материального перевеса.


Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки).


Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя).


Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

Игровая практика.

Две ладьи против короля.


Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию»,

«В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».







Игровая практика.

Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.

1

Правила записи ходов.

1

Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.

1



Практическая игра

1

Практическая игра

1

Защита (6 ч)

Понятие о защите

1

Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под удара, перекрытие линии атаки

1

Защита атакованной фигуры своей фигурой, контр- атака.

1

Дидактическая игра

1

Дидактическая игра

1

Решение заданий


1

Реализация большого материального перевеса

(10 ч)

Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями

1

Матование одинокого королякоролём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией.

1


Матовые и патовые позиции.

1

Стратегии оттеснения одинокого короля на край доски. Оппозиция.

1

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

1

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

1

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

1

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

1

Решение заданий

1

Решение заданий


1

Эндшпиль (9 ч)

Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.

1

Пешечные и ладейные эндшпили.

1

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи). 

1

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи). 

1

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). 

1

Решение заданий

1

Решение заданий

1

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой. 

1

Решение заданий


1

Практическая игра

(3 ч)

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

1

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

1

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

1


Модуль III

34ч


Повторение (3 ч)

Способы защиты от нападения.

1

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.


Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.


Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.


Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.



Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.


Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.



Дидактические игры и задания. Игровая практика.



Игровая практика.

Матование одинокого короля.

1

Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

1

Тактика в шахматах и определение комбинации

(29 ч)

Тактические приёмы и комбинации.

1

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

1

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

Матовые комбинации. Тема блокировки. 

1

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

1

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

1

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. 

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. 

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. 

1

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

1

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

1

Типичные комбинации в дебюте.

1

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Дидактические игры и задания

1

Дидактические игры и задания

1

Дидактические игры и задания

1

Дидактические игры и задания

1

Устранение защиты

1

Комбинация «Мельница»

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. 

1

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. 

1

Дидактические игры и задания

1

Дидактические игры и задания

1

Дидактические игры и задания

1

Комбинации на сочетание идей.

1

Комбинации на сочетание идей.

1

Практическая игра

(2 ч)

Практическая игра

1

Практическая игра

1



Модуль IV


34ч


Атака в шахматной партии (3 ч)

Король в центре.

1

Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране.


Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”.


Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка.


Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.


Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация.


Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля.

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

Выявление причин поражения в них одной из сторон.


Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).


Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.


Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”.


Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка.


Превращение пешки. Взятие на проходе.


Шах, мат, пат. Начальное положение.


Дидактические задания “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Атака позиции короткой рокировки.

1

Атака при разносторонних рокировках.

1



Оценка позиции (3 ч)

Оценка позиции как разложение позиции на элементы.

1

Материальное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, определяющие оценку позиции.

1

Понятие о динамике позиции.

1

Игра в середине партии

(22 ч)

Что делать после дебюта.

1

Слабые поля.

1

Временные и постоянные слабости.

1

Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры.

1

Ограничение подвижности фигур.

1

Блокада. Централизация. Открытые линии.

1

Полуоткрытые линии.

1

Концентрация сил для атаки важного пункта.

1

Открытие и закрытие линий.

1

Два слона. 7 и 8 горизонтали.

1

Форпост.

1

Форпост на е5. Форпост на d5.

1

Слабость комплекса полей.

1

Фигуры и пешки в центре.

1

Висячие пешки.

1

Изолированные пешки.

1

Центр и операции на фланге.

1

Центр и операции на фланге

1

Повторение программного материала

1

Повторение программного материала

1

Повторение программного материала

1

Повторение программного материала

1

Практическая игра

(6 ч)

Практическая игра

1

Практическая игра

1

Практическая игра

1

Практическая игра

1

Практическая игра

1

Практическая игра

1


СОГЛАСОВАНО

Протокол № 1 заседания методического

объединения учителей начальных классов

МБОУ СОШ №20

От 26.08.2018 года № 1

_____________________/Растегаева Е.И./

подпись руководителя МО Ф.И.О.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________ /Журба Е.А./

подпись Ф.И.О.

от 30.08.2018 года