МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Педсовет Учреждения рассмотрел и рекомендовал к утверждению Протокол №10 от 27.08.2017г | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Е.А. Бойкова 26.08.2017г. | УТВЕРЖДЕНО директор В.Ю. Яковлев приказ № 273 от 01.09.2017г |
Рабочая программа
предмета «Смысловое чтение и работа с текстом»
для основного общего образования
(5 класс)
срок освоения 1 год
| Составитель: Архипович С.В., учитель русского языка и литературы |
ПРИНЯТО
решением методического объединения
учителей филологии
протокол № 1 от 26.08.2017г
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе
нормативных документов:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897
Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, г. Москва; зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г.
Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования; приказ Министерства просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. № 345, г. Москва.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования Одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 8.
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-рече-вые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих, в основном, деятельностный характер.
Данный курс способствует формированию у учащихся информационно-коммуника-тивных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
Цель курса:
Формирование осмысленного и глубокого чтения;
формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.
Задачи:
обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
находить в тексте требуемую информацию
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке.
формировать умения работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
Формы работы: лекции и практические занятия, коллективный способ обучения, работа в парах, сочетание групповой и индивидуальной форм работы, использование игровых форм организации деятельности.
Методы и приемы.
Для организации занятий используются словесные, наглядные и практические методы обучения:
беседа;
объяснение учителя;
исследование;
наблюдение;
сопоставление и анализ;
учебные дискуссии;
творческие задания;
постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
создание и редактирование текстов;
использование разных каналов поиска информации;
Формы контроля и диагностики.
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучающихся оцениваются в соответствии с Положением о системе оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 8. Предметные результаты обучающихся оцениваются по 4-балльной системе.
Место предмета «Смысловое чтение и работа с текстом» - предмет части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Курс обеспечивает реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива МБОУ СОШ № 8. Время, отводимое на данную часть учебного плана, составляет 35 часов в год,1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные результаты)
Личностные результаты:
осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой;
умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
Удерживать цель деятельности до получения её результата.
-Учиться анализу достижения цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
Планировать учебное исследование;
ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования;
Предметные результаты:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Пятиклассник научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Пятиклассник научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— делать выводы;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Пятиклассник получит возможность научиться:
• выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Пятиклассник научится:
• откликаться на содержание текста:
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Пятиклассник получит возможность научиться:
• определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Основное содержание курса
Раздел I: Работа с текстом: Поиск информации и понимание прочитанного. Содержание текста, его смысл. Главная тема, подтемы текста, назначение текста. Заголовок. Виды планов. Текстовые и внетекстовые компоненты. Приёмы нахождения требуемой информации в тексте. Система аргументов. Авторская позиция.
РАЗДЕЛ II. Работа с текстом: Преобразование и интерпретация информации. Структура текста (нумерация страниц, сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу).Интерпретация текста. Сравнение и противопоставление информации. Вывод, авторская позиция.
РАЗДЕЛ III. Работа с текстом: Оценка информации. Оценка содержания текста. Оценка достоверности информации. Оценочные суждения.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы, с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
№ | Тема урока | Виды деятельности | Методы работы с текстом |
1 | Знакомство с библиотекой. Самые большие библиотеки | Работают в библиотеке, в читальном зале с каталогом; определяют различия между алфавитным, систематическим, хронологическим, предметным и другими каталогами | -словарная работа -выборочное чтение -работа по вопросам учителя |
Раздел I: Работа с текстом: Поиск информации и понимание прочитанного. | |
2 | Текст. Содержание текста, его смысл. | Определяют главную тему, подтемы текста, назначение текст. | -определение темы текста, его смысла - словарная работа -прогноз содержания - |
3 | Изучающее чтение (аналогическое) | Осмысливают заголовок и имя автора; прогнозируют содержание и смысл текста; 2) выявляют скрытые вопросы по содержанию текста; ищут в тексте ответы на эти вопросы; 3)после чтения формулируют основную мысль, идею текста; | -озаглавливание текста -прогноз содержания -определение темы текста, его смысла -работа по вопросам учителя, ученика |
4 | Обзорное чтение. Формирование навыков обзорного чтения. | Знают элементы обзорного чтения (заглавие, эпиграф, аннотация, оглавление, предисловие, введение, заключение). Определяют на практике, какую информацию можно получить до прочтения книги, работая с заглавием, эпиграфом, оглавлением, аннотацией, предисловием или введением. | -прогноз содержания -словарная работа -выборочное чтение -работа по вопросам учителя |
5 | Виды текстов. | Главная тема, подтемы текста. Работают с разными видами текстов, определяют назначение текста | -словарная работа -озаглавливание текста -определение темы текста, его смысла |
6 | Виды планов (простой, сложный, цитатный) | Знакомятся с разными видами планов. Составляют разные виды планов: краткий, развёрнутый, тезисный, цитатный, в форме вопросов | -составление плана |
7 | Тезисный план, в форме вопросов. | Учатся оставлять тезисные и вопросные планы текста | -составление плана |
8 | Практическая работа. Составление планов текста | Составляют разные планы текстов. Учатся определять соответствие вида плана практической задаче | -составление плана |
9 | К пониманию всего текста от понимания смысла отдельных слов | Работают с отдельными частями текста. | -словарная работа |
10 | Текстовые и внетекстовые компоненты. | Учатся находить и понимать текстовые и внетекстовые компоненты. | -мозговой штурм |
11 | Тезисный план, в форме вопросов. | Анализируют художественный текст, находят средства выразительности , понимают выраженное в стихотворении настроение | -составление плана |
12 | Нахождения требуемой информации в тексте. | Знакомятся с приёмами нахождения информации в тексте | -выборочное чтение -выбор ключевых слов |
13 | Система аргументов. | Учатся находить в тексте аргументы. | -выборочное чтение |
14 | Авторская позиция. | Учатся формулировать авторскую позицию | -выборочное чтение -мозговой штурм |
15 | Учимся конспектировать | Анализируют заглавие текста; делят текст на смысловые части; выделяют микротемы текста; Определяют главную и второстепенную информацию; выделяют и обобщают факты в процессе чтения; Кратко излагают, записывают содержание какого-либо сочинения, доклада | --чтение с пометками |
РАЗДЕЛ II. Работа с текстом: Преобразование и интерпретация информации. | |
16 | Структура текста | Учатся видеть структуру текста (нумерация страниц, сноски, ссылки, оглавление, преобразование текста в таблицу) | -деление текста на части |
17 | Несплошные тексты | Учимся составлять хронологическую таблицу по материалам текста. Составление задачи по несплошному тексту. | -деление текста на части, составление таблицы |
18 | Интерпретация текста. | Работают с разными текстами | -пропущенное слово -восстановление логической последовательности текста -восстановление текста -распространение предложений |
19 | Знакомство с клоуз-тестом. | Работают с клоуз-текстами | -восстановление текста -пропущенное слово |
20 | Редактирование текста. | Определяют признаки текста, приемы работы с прозаическим текстом. Оценивают чужую письменную речь; высказывают и обосновывают свою точку зрения; | -чтение с пометками |
21 | Сравнение и противопоставление информации. | | -параллельные тексты -плюс, минус, интересно |
22 | Вывод, авторская позиция. | | -кластер |
РАЗДЕЛ III. Работа с текстом: Оценка информации. |
23 | Оценка информации. | Формулируют вопросы различного характера 1)Кто? Что? Когда? Какие? 2) Почему? Каким образом? Каким способом? 3) почему? Зачем? С какой целью? Отвечают на вопросы различного характера 1)Кратко 2) развернуто 3) используя цитаты | -толстые и тонкие вопросы |
24 | Составление диафильма | | |
25 | Оценка содержания текста. | | -подбор загадок к словам из текста -подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста -мини-сочинение анализа поступка героя |
26 | Практическая работа. Составление притчи | | -мини-сочинение |
27 | Практическая работа. Фантограммы | | Фантограммы |
28 | Практическая работа. Составление ребусов к словам из текста | | Составление ребусов к словам из текста |
29 | Практическая работа. Составление кроссвордов по тексту | | - Составление кроссвордов по тексту |
30 | Оценка достоверности информации. | | |
31 | Оценочные суждения. | | |
32 | Практическая работа. Синквейн | | Синквейн |
33 | Приемы запоминания текста, составление опорных схем, рисунков, комиксов) | Выявляют главное, соблюдают хронологическую последовательность при изложении материала в виде знаков, рисунков, работают в группах. | -интерактивная игра |
34 | Итоговый урок | Определяют самую широкую тему из ряда предложенных; подбирают заголовки к теме; к тексту; анализируют предложенное сочинение; пишут сочинение на заданную тему, используя полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывают оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) | |
Материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
3.Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. доработанное – М.: Просвещение, 2011.- 223 с. 4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011. 5. Гойхман ОЛ., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. - М.: 1997.
6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
7. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. - М.- 1977.
8. Запятая О. Коммуникативные умения как компонент содержания образования. Сельская школа.- 2006.-№ 6.
9. Селевко Г.К. Групповые формы учебной деятельности. Школьные технологии.- 2005.-№ 1.
Литература для учащихся:
1. Никитина Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 кл. общеобразовательных учебных заведений / Науч. ред. В.В.Бабайцева. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1993.
2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990 (статьи «Разговорная речь», «Устная публичная речь»
3. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.
4. Дьяченко Л.В. Тексты и задания для аудирования по русскому языку в 5-11 классах – Донецк: ПКФ «БАО», 2002.
5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы – М.: Русский язык, 1983. – 704с.
6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: Азбуковник, 2003. – 944с.
Лист достижений ученика (цы) 5 класса
Ф.И. Ученика(цы)____________________________________________
Коммуникативно – речевые умения | Входной контроль | Текущий контроль | Итоговый контроль |
1.Определять тему текста. Озаглавливать текст | | | |
2.Определять главную мысль текста. Отношение автора к своим персонажам. | | | |
3.Ориентироваться в структуре текста | | | |
4.Видеть и понимать используемые в тексте языковые средства | | | |
5. Составлять план (простой и сложный) | | | |
6.Определять: а) тип речи; б) стиль речи | | | |
7.Самостоятельно строить высказывание (на основе творческого пересказа) | | | |
8.Подробно и сжато излагать текст типа повествования, описания, рассуждения в устной и письменной форме с сохранением стиля речи | | | |
9. Извлекать нужную информацию из текста | | | |
10.Анализировать речевую ситуацию, зафиксированную в тексте | | | |
11.Выразительно читать | | | |
12. Пользоваться разными видами чтения | | | |
13. Отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. | | | |
14.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения | | | |
15.а) Понимать вопросы учителя; б) давать на них ответы; в) самим задавать вопросы | | | |
16.Распределять роли в группе, договариваться друг с другом | | | |
17.Осуществлять информационную переработку текста | | | |