Муниципальное образовательное учреждение
Глебовская основная школа
Городской округ города Переславля – Залесского Ярославской области
Согласована на заседании МО № протокола _____ от «___»____________20 __г. | | Утверждена директором школы ____________________________ (ФИО) № приказа _____ от «___»_____________20__г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России »
9 класс
Составитель
Лялин Александр Владимирович
учитель истории и обществознания
2023 – 2024 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России» ( гражданско - патриотическое направление воспитания )
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности « Я – гражданин России » составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Цель, задачи и статус программы
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.
Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.
Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.
Задачи курса:
формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;
воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;
освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;
овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;
формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.
В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значи- мость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъ- ективной сопричастности с судьбой российского народа.
Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России).
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответ- ственного отношения к собственным поступкам
Ответственное отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мне- нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способ- ность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допу- стимых способов диалога.
Регулятивные УУД:
давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательные УУД:
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной рабо- ты всего класса;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их об- разы;
знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного исто- рико- культурного процесса;
знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, дости- жениях, проблемах и др.;
понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «пат- риот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уни- кальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обще- ству и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного разви- тия России.
Коммуникативные УУД:
умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудниче- ство со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и сле- довать им;
учиться согласованно, работать в группе:
формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстни- ками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопережива- ния другим людям;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским ре- лигиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Содержание курса внеурочной деятельности
с указанием форм организации и видов деятельности.
Задачи формирования гражданского отношения к своей Родине:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отно- шение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколе- ния, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Роди- ной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия : беседы о государственной символике РФ, о государственном устройстве нашей страны, о формировании представления важных законах нашей страны.
Задачи формирования гражданского отношения к Отечеству:
развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них уважение к защит- никам Родины верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории Рос- сии;
воспитывать, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Роди- ной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о героях нашей страны; просмотр фрагментов фильмов, презентации
«Награды Отечества», поздравление ветеранов в День Победы, экскурсия в музей .
Цель программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России» - совершен- ствование системы патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся, обеспечивающей формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, духовности, нрав- ственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России»:
Развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, иници- ативных и компетентных граждан;
утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, пре- данности Родине и готовности к ее защите;
воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково- краеведческую работу;
повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной актив- ности;
воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Россий- ской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических свя- тынь Отечества;
воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я - гражданин России» разработана для обучающихся 9 класса.
Объем программы 17 часов.
Направление воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Виды деятельности: познавательная, социальное творчество.
Формы организации внеурочной деятельности: Встречи с ветеранами ВОВ и участниками СВО, встречи с интересными людьми, торжественные линейки, культурно- массовые мероприятия, «Вахта памяти», творческие работы, конкурсы, выставки, коллек- тивные творческие дела, часы общения, беседы, круглые столы, викторины, игры, акции, экскурсии.
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Наша Родина – Россия. Место России в мировой истории, геополитике и экономике. Современные вызовы России. | 1 |
2. | Мы – граждане России. Понятие « гражданин ». | 1 |
3 | Патриотизм и в чём он заключается. | 1 |
4 | Государственные символы России. Значение и история государственных символов России. | 1 |
5 | Конституция – основной закон РФ. | 1 |
6 | Права и обязанности граждан РФ. | 1 |
7 | Права и обязанности ребёнка. | 1 |
8 | Гражданское общество. | 1 |
9 | Толерантность. | 1 |
10. | Экстремизм и ксенофобия. | 1 |
11 | Многонациональный российский народ. Культурное и религиозное многообразие народов России. Традиции, обычаи и праздники народов РФ. | 1 |
12 | Обязанности и ответственность граждан РФ. Виды ответственности граждан. | 1 |
13 | Мораль и закон. Способы участия граждан в жизни страны. Молодёжное движение. | 1 |
14 | Честь и совесть. | 1 |
15 | Защита Отечества – наш священный долг. Защитники Отечества. Современные герои России. | 1 |
16 | Выдающиеся люди и достижения России. | 1 |
17 | Государственные праздники РФ, их смысл и история возникновения. | 1 |