СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса ВНД "Я - гражданин РФ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса ВНД "Я - гражданин РФ"»



Муниципальное образовательное учреждение

Глебовская основная школа

Городской округ города Переславля – Залесского Ярославской области




Согласована на заседании МО № протокола _____ от «___»____________20 __г.


Утверждена директором школы

____________________________

(ФИО)

№ приказа _____ от «___»_____________20__г.












Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России »


9 класс







Составитель

Лялин Александр Владимирович

учитель истории и обществознания















2023 – 2024 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России» ( гражданско - патриотическое направление воспитания )


  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа курса внеурочной деятельности « Я – гражданин России » составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.


Цель, задачи и статус программы

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.

Предметом изучения программы является гражданское образование личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Современная Россия нуждается в таком воспитании, основу которого составляют патриотическая идея, дух искания, ответственности и служения Отечеству.





Задачи курса:
  • формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;

  • освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;

  • овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;

  • формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.




В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты:



Личностные результаты:
  • Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значи- мость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъ- ективной сопричастности с судьбой российского народа.

  • Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России).

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

  • Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответ- ственного отношения к собственным поступкам

  • Ответственное отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мне- нию, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способ- ность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допу- стимых способов диалога.



Регулятивные УУД:
  • давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

  • учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

  • формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

  • освоение основных социальных ролей, норм и правил.



Познавательные УУД:
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной рабо- ты всего класса;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их об- разы;

  • знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного исто- рико- культурного процесса;

  • знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, дости- жениях, проблемах и др.;

  • понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

  • знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «пат- риот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;

  • понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уни- кальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

  • способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обще- ству и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного разви- тия России.



Коммуникативные УУД:
  • умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудниче- ство со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и сле- довать им;

  • учиться согласованно, работать в группе:

  • формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.

  • развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстни- ками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  • укрепление доверия к другим людям;

  • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопережива- ния другим людям;

  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским ре- лигиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.



  1. Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм организации и видов деятельности.


Задачи формирования гражданского отношения к своей Родине:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отно- шение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколе- ния, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  • воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.



Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Роди- ной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.



Мероприятия : беседы о государственной символике РФ, о государственном устройстве нашей страны, о формировании представления важных законах нашей страны.

Задачи формирования гражданского отношения к Отечеству:

  • развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них уважение к защит- никам Родины верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

  • формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории Рос- сии;

  • воспитывать, чувство ответственности и гордости за свою страну.



Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Роди- ной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.



Мероприятия: беседы о героях нашей страны; просмотр фрагментов фильмов, презентации

«Награды Отечества», поздравление ветеранов в День Победы, экскурсия в музей .




Цель программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России» - совершен- ствование системы патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся, обеспечивающей формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, духовности, нрав- ственности на основе общечеловеческих ценностей.



Задачи программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России»:
  • Развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, иници- ативных и компетентных граждан;

  • утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России

  • формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, пре- данности Родине и готовности к ее защите;

  • воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково- краеведческую работу;

  • повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной актив- ности;

  • воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;

  • привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Россий- ской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических свя- тынь Отечества;

  • воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

  • создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я - гражданин России» разработана для обучающихся 9 класса.

Объем программы 17 часов.


Направление воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Виды деятельности: познавательная, социальное творчество.


Формы организации внеурочной деятельности: Встречи с ветеранами ВОВ и участниками СВО, встречи с интересными людьми, торжественные линейки, культурно- массовые мероприятия, «Вахта памяти», творческие работы, конкурсы, выставки, коллек- тивные творческие дела, часы общения, беседы, круглые столы, викторины, игры, акции, экскурсии.



Тематическое планирование 9 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

1.

Наша Родина – Россия.

Место России в мировой истории, геополитике и экономике.

Современные вызовы России.

1

2.

Мы – граждане России. Понятие « гражданин ».

1

3

Патриотизм и в чём он заключается.

1

4

Государственные символы России.

Значение и история государственных символов России.

1

5

Конституция – основной закон РФ.

1

6

Права и обязанности граждан РФ.

1

7

Права и обязанности ребёнка.

1

8

Гражданское общество.

1

9

Толерантность.

1

10.

Экстремизм и ксенофобия.

1

11

Многонациональный российский народ.

Культурное и религиозное многообразие народов России.

Традиции, обычаи и праздники народов РФ.

1

12

Обязанности и ответственность граждан РФ.

Виды ответственности граждан.

1

13

Мораль и закон.

Способы участия граждан в жизни страны.

Молодёжное движение.

1

14

Честь и совесть.

1

15

Защита Отечества – наш священный долг.

Защитники Отечества.

Современные герои России.

1

16

Выдающиеся люди и достижения России.

1

17

Государственные праздники РФ, их смысл и история возникновения.

1