Муниципальное образовательное учреждение
Глебовская основная школа
Городской округ города Переславля – Залесского Ярославской области
Согласована на заседании МО № протокола _____ от «___»____________20 __г. | | Утверждена директором школы ____________________________ (ФИО) № приказа _____ от «___»_____________20__г. |
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
7 класс
Составитель
Лялин Александр Владимирович
учитель истории и обществознания
2023 – 2024 уч.год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
для учащихся 7 класса разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
2. «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N
996-р);
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
4. Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования»;
5. С учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте
России 01.10.2013 № 30067);
6. На основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования и программы формирования
универсальных учебных действий (ФГОС ООО п. 18.2.2.);
7. СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно – эпидемиологических требований к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( от 29 декабря
2010 г. №189 в редакции изменений № 3, утвержденных Постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.11.2015г. № 81);
8. на основании Письма Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодѐжи «О направлении методических рекомендаций» от
18.08.2017г.№ 09-1672
9. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности
населения РФ;
10. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности
населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы
и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые
ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по
управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как
потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу
повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно
недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно
учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники
финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово
грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков,
ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование
финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между
получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием
финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует
на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает
активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только
базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные
характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные
решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти
решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных
компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие
познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной
самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения,
ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации
учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра,
практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная
беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу,
творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления
учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра,
решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических
задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа,
конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения
учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и
мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели
до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности
учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и дискуссии;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчѐт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование
собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач
в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
- умение излагать своѐ мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
- определение общей цели и путей еѐ достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Ученик научится:
• характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
• различать экономические явления и процессы общественной жизни;
• выполнять несложные практические задания по анализу состояния личных финансов;
• понимать влияние инфляции на повседневную жизнь;
• применять способы анализа индекса потребительских цен;
• анализировать несложные ситуации, связанные с гражданскими, трудовыми правоотношениями в области личных финансов;
• объяснять проблему ограниченности финансовых ресурсов;
• знать и конкретизировать примерами виды налогов;
• различать сферы применения различных форм денег;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• формулировать финансовые цели, предварительно оценивать их достижимость;
• грамотно обращаться с деньгами в повседневной жизни; различать виды ценных бумаг;
• находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера относительно личной финансовой без- опасности, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные;
• определять практическое назначение основных элементов банковской системы;
• различать виды кредитов и сферу их использования;
• уметь рассчитывать процентные ставки по кредиту;
• разумному и безопасному финансовому поведению;
• применять правовые нормы по защите прав потребителей финансовых услуг;
• выявлять признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
• применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
• анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
• грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера;
• использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
• определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
• применять полученные теоретические и практические знания для эффективного использования основных социально-экономических ролей наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях; оценивать влияние инфляции на доход- ность финансовых активов;
• применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
• оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
• разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности и ценностных ориентиров.
Содержание курса «Основы финансовой грамотности»
Введение. Зачем быть финансово грамотным?
Модуль 1. «Личное финансовое планирование» 6 часов
Вводная часть • Содержание и назначение предмета. Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — независимый регулятор финансовой системы России и защитник прав потребителей финансовых услуг.
Основные понятия:
• Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:
• Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса;
• Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана;
• Мини-проекты. «Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив».
Модуль 2. «Депозит» 4 часа
Основные понятия:
• Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:
• Практикум. «Изучаем депозитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»;
• Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий);
• Мини-исследование. «Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».
Модуль 3. «Кредит» 5 часов
Основные понятия
• Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «Заключаем кредитный договор». «Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»;
• Мини-проекты. «Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»;
• Мини-исследование. «Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».
Модуль 4. «Расчетно-кассовые операции» 3 часа
Основные понятия:
• Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. «Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»; • Мини-проект. «Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».
Модуль 5. «Страхование» 4 часа
Основные понятия:
• Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты.
Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:
• Практикум: Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов;
• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг;
• Мини-проект. «Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность стра- ховщика и страхователя;
• Мини-проект. «Действия страховщика при наступлении страхового случая».
Модуль 6 «Инвестиции» 4 часа
Основные понятия:
• Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ре- сурсы и пр.);
• Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции; • Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей;
• Мини-проект. «Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»; • Мини-исследование. «Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»;
• Мини-исследование. «Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».
Модуль 7. «Пенсии» 2 часа
Основные понятия: • Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования;
• Мини-исследование. «Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений».
Модуль 8. «Налоги» 2 часа
Основные понятия
• Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности
• Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц;
• Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.
Модуль 9 « Практическая финансовая грамотность » 3 часа
Основные понятия
• Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Встреча с сотрудниками ЦЗН г. Переславля – Залесского.
Социальные пособия. Встреча с сотрудниками УСЗНиТ г. Переславля – Залесского.
Самозанятость и собственный бизнес. Как составить бизнес – план.
Учебно-методический комплект (УМК):
В.В. Чумаченко, А.П. Горячев «Основы финансовой грамотности» (учебное пособие), М. «Просвещение», 2017
Рабочая тетрадь: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2017.
Календарно - тематическое планирование
внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
направление - социальное
7 класс
Номера уроков | Наименование разделов и тем |
| Введение. Зачем быть финансово грамотным? |
2. | Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. |
3. | Деньги. История денег. Виды денег. |
4. | Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета |
5. | Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения. Инфляция. Как спасти деньги от инфляции. |
6. | Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет |
7. | Доходы и расходы семьи. Семейный бюджет. Составление и планирование семейного бюджета. |
8. | Банки. Функции банков. Банковские услуги. Банковский депозит. Влияние инфляции на стоимость активов. |
9. | Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах |
10. | Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах. Встреча с сотрудниками Сбербанка г. Переславля – Залесского. |
11. | Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту |
12. | Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) — |
13. | Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах. Микрофинансовые организации. |
14. | Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Кол лекторские агентства, их права и обязанности. |
15. | Ипотечное кредитование. |
16. | Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при исполь- зовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины» |
17. | Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц. |
18. | Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом . Мошенничество с банковскими картами. |
19. | Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом |
20. | Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования |
21. | Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц |
22. | . Как использовать страхование в повсед- невной жизни |
23. | Практикум. Кейс «Страхование жизни» |
24. | Что такое инвестиции, способы инвести- рования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций. Финансовые пирамиды : их признаки и опасность. |
25. | Валюта. Виды валюты. Конвертируемость валюты. Курс валюты. Валютный рынок. |
26. | Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане |
27. | Практикум. Кейс «Куда вложить деньги» |
28. | Что такое пенсия. Как работает госу- дарственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают |
29. | Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане |
30. | Налоги. Виды налогов. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц |
31. | Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты |
32. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Встреча с сотрудниками ЦЗН г. Переславля – Залесского. |
33. | Социальные пособия. Встреча с сотрудниками УСЗНиТ г. Переславля – Залесского. |
34. | Самозанятость и собственный бизнес. Как составить бизнес – план. |
Литература:
1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы:
материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7
классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7
классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
4. Вигдорчик Ј., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7
классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5-7
классы: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС,
2014.
Интернет-источники
1. Сайт журнала «Семейный бюджет» - http://www.7budget.ru;
2. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» -
http://www.dostatok.ru;
Журнал «Работа и зарплата» - http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnal-