ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОКУЧАЕВСКАЯ ШКОЛА № 3
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОКУЧАЕВСК»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАССМОТРЕНО на заседании педсовета № 1 Протокол от 26 августа 2024 г. | УТВЕРЖДАЮ И.о. директора ГБОУ «ДОКУЧАЕВСКАЯ ШКОЛА № 3 Г.О. ДОКУЧАЕВСК» ________________ Т.С. Кравченко «____»_________________ 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 6099959)
«Раскрываем секреты текста»
для обучающихся 2-А класса
Рабочую программу составила:
Кабаненко Н.С.,
учитель начальных классов
2024-2025 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
РАЗДЕЛ 4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 13
РАЗДЕЛ 5. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 18
РАЗДЕЛ 6. ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 19
РАЗДЕЛ 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (далее – программа) реализуется на уровне начального общего образования с 1 по 4 класс в рамках внеурочной деятельности по направлению педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности в обучении.
Программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2021 года (ФГОС НОО)12, а также федеральной образовательной программы начального общего образования (ФОП НОО)3. Содержание программы направлено на устранение трудностей овладения младшими школьниками осознанным чтением и на дальнейшее совершенствование их читательской грамотности. С 1 по 4 класс программа предусматривает работу по повышению мотивации, совершенствованию механизма чтения, повышению осознанности чтения, использованию приемов чтения при решении широкого спектра учебных и жизненных задач. При создании программы учитывались принципы дифференциации и индивидуализации, что позволяет оказывать адресную помощь каждому школьнику. Для оказания педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности как с освоением механизма чтения, так и с осознанностью чтения, предусмотрена работа, обеспечивающая полноценную читательскую деятельность. При отборе содержания программы были учтены результаты многолетнего исследования лаборатории начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», посвященного выявлению и определению путей преодоления трудностей младших школьников4.
При разработке программы также были приняты во внимание целевые ориентиры, зафиксированные в Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации,
1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
2 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569; зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
3 Федеральная образовательная программа начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372; зарегистрирована Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
4 Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов: методическое пособие для учителя начальной школы / Н.Ф. Виноградова, М.И. Кузнецова, О.А. Рыдзе / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – URL: https://edsoo.ru/profilaktika-i-korrekcziya-trudnostej/
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г. № 1155-р1, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2016 г. № 637-р2.
Поскольку читательская грамотность является одним из важнейших компонентов функциональной грамотности, при разработке программы было принято во внимание появление в ФГОС НОО 2021 г. такого общесистемного требования к реализации федеральной образовательной программы начального общего образования, как создание в образовательной организации условий, обеспечивающих возможность формирования функциональной грамотности обучающихся, которая рассматривается как «способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию»34.
Программа направлена на формирование читательской грамотности как одной из базовых составляющих функциональной грамотности и нацелена на развитие у младших школьников всех групп универсальных учебных действий. Наибольший развивающий эффект программы связан с совершенствованием такой подгруппы познавательных учебных действий, как
«работа с информацией». Особое внимание в программе уделено развитию следующих действий, входящих в эту подгруппу: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогом способа ее проверки; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
1 Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201706070006?ysclid= lmrb8fhqwg999088293&index=2
2 Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. – URL:
//https://docs.edu.gov.ru/document/216174b3a3e742ed4198233094d948ac/?ysclid=lmrbh7ml3e827734995
3 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64100).
4 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569; зарегистрирован Минюстом России 17.08.2022 № 69676).
Основные цели курса:
преодоление имеющихся у младших школьников трудностей чтения;
улучшение качества чтения, развитие основных читательских умений;
повышение мотивации к читательской деятельности;
развитие читательской активности, развитие познавательного интереса к решению учебных и жизненных задач средствами чтения;
ознакомление с приемами работы с информацией, содержащейся в текстах разных видов;
развитие учебных действий самоконтроля и самооценивания в процессе чтения и при выполнении заданий к тексту.
При конструировании программы была учтена сложность и многогранность такого вида речевой деятельности, как чтение. Опираясь на утверждение Е.Л. Гончаровой о том, что «процесс читательского развития может быть описан как становление особой психологической функциональной системы, отвечающей за превращение содержания текста в содержание личного, смыслового, познавательного и творческого опыта читателя (слушателя)», стремясь к становлению у младших школьников чтения как деятельности, направленной на превращение закодированного в тексте авторского опыта в личный, смысловой, познавательный и творческий опыт читателя (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, А.Н. Лобок), нельзя было не учитывать и таких составляющих работы по формированию читательской грамотности, как: зрительное восприятие и распознавание письменного текста, воссоздание звуковой формы слов по их графической (буквенной) модели (перекодирование графически зафиксированного текста в звучащую речь), осмысленное понимание письменного текста и извлечение из текста информации, необходимой для решения учебно-познавательной задачи и разрешения той или иной жизненной ситуации.
Освоение младшими школьниками программы предлагаемого курса будет способствовать развитию таких читательских умений, как поиск информации, выделение информации, нужной для решения учебной или жизненной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение содержащихся в тексте фрагментов информации и идей, их интерпретация; соотнесение информации разных видов (текстовой, графической и др.), использование полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причинно-следственных связей, объяснения, обоснования утверждений, а также для принятия решений в учебных и жизненных ситуациях.
При построении курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» выдержан принцип преемственности и перспективности. На уровне основного общего образования работа по формированию функциональной читательской грамотности может быть продолжена в рамках курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 5–9 классов1.
Для достижения заявленных целей при конструировании содержания курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста» (1–4 классы) были выделены следующие блоки:
«Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст»;
«Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации»;
«Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте»;
«Соединяем, анализируем, обобщаем»;
«Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму»;
«Проверяем себя: точно ли понят текст».
Содержание вводного блока «Слушаем текст, готовимся читать», реализуемого в период обучения грамоте, связано не только с развитием восприятия текстов на слух, что, безусловно, важно для будущих читателей, но и с формированием тех умений, которые составляют основу чтения. В процессе прослушивания текста и дальнейшей работы с содержанием этого текста первоклассники закрепляют связи «звук – буква», механизм чтения слога, связь зрительного образа слова с его звучанием.
Содержание блока «Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст» связано с развитием мотивации к чтению, преодолением психологических барьеров (в том числе предубеждением, что читать очень трудно/скучно/неинтересно) и с созданием ситуаций, разрешить которые можно только с помощью чтения. В процессе работы с заданиями этого блока младшие школьники приобретают опыт решения учебных и жизненных задач с помощью текстов.
Блок «Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации» в большей степени направлен на развитие группы умений извлекать из текста информацию, представленную в тексте в явном виде, воссоздавать зрительный образ того, о чем говорится в тексте. Для поддержания интереса к чтению и развитию творческих способностей детей используется прием создания книг. Включение младших школьников в продуктивную деятельность, направленную на создание творческого продукта в виде собственной книги, предполагает
1 Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» (основное общее образование). – Москва, 2022. – URL: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/
подбор иллюстраций к фрагментам текста, подбор фрагментов текста, соответствующих предложенной иллюстрации.
Содержание блока «Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте» направлено на развитие читательского умения формулировать простые выводы. Развитие данного умения осуществляется с помощью такого приема, как заполнение небольших смысловых пропусков в тексте с учетом контекста на уровне абзаца.
Блок «Соединяем, анализируем, обобщаем» включает содержание, которое направлено на активизацию речемыслительных способностей читателей, развитие читательских умений интегрировать отдельные значительные части текста в единое смысловое целое, интерпретировать содержание текста, выявлять основную идею, если она не выражена в явном виде.
Блок «Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму» направлен на формирование умений оценивать содержание и форму текста, выявлять недостатки специально подобранных текстов и применять элементарные приемы редактирования текстов. Задания, которые предлагаются в этой части курса, носят пропедевтический характер, учитывают особенности восприятия текста обучающимися начальной школы.
Блок «Проверяем себя: точно ли понят текст» предполагает развитие регулятивных универсальных учебных действий, умений проверять себя. Содержание этого блока предполагает выполнение проверочных работ в течение всего занятия с последующей самопроверкой и обсуждением в группе правильного выполнения заданий к тексту, выполнение мини-работ, занимающих по времени небольшую часть занятия. Кроме того, на каждом занятии предлагаются различные приемы проверки правильности выполнения заданий к тексту.
Формы проведения занятий направлены на включение ребят в активную познавательную и коммуникативную деятельность при работе с текстами и заданиями к ним. Такой подход предполагает использование таких организационных форм, которые дают возможность ученикам высказать свое мнение, принять участие в обсуждении, поэтому предпочтительны формы, совмещающие групповую, парную и индивидуальную работу на занятии. Некоторые занятия курса могут быть проведены в библиотеке школы, компьютерном классе (это позволит использовать компьютер при освоении чтения с экрана, оформлять результаты выполнения некоторых заданий, например при введении ответа на вопросы к тексту с помощью клавиатуры).
Место курса в учебном плане. Данный курс осуществляется в рамках внеурочной деятельности по направлению «Педагогическая поддержка обучающихся, испытывающих трудности». Занятия проводятся один раз в неделю. Количество часов во 2 классе – 34 часа (34 учебные недели).
РАЗДЕЛ 2
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
осознание сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
проявление интереса к изучению истории и культуры Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание:
освоение опыта человеческих взаимоотношений, проявление сопереживания, любви, доброжелательности;
осознание этических понятий, оценка поведения и поступков героев художественных произведений.
Эстетическое воспитание:
проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать свое отношение в разных видах художественной деятельности;
приобретение эстетического опыта чтения художественной литературы.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества.
Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отраженных в текстах.
Ценности научного познания:
развитие собственных познавательных интересов,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания
длясравнения, устанавливать аналогии при чтении текстов;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах при чтении текстов;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы при чтении текстов.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
Коммуникативные универсальные учебные действия: Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать
эмоции при обсуждении прочитанных текстов;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для
получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения курса внеурочной деятельности во 2 классе обучающийся научится:
находить конкретные сведения, которые сообщаются в тексте, для выбора иллюстрации или самостоятельного иллюстрирования фрагментов текста;
формулировать устно и письменно простые выводы на основе полученной из текста информации;
обращаться к словарю для уточнения значения слова;
находить в тексте описание героя;
определять последовательность событий прочитанного текста;
составлять вопросный план текста, в котором выделены смысловые части (текст разделен на абзацы);
составлять номинативный план текста, в котором выделены смысловые части (текст разделен на абзацы);
понимать фактическое содержание текста, его смысл;
устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям; создавать высказывание на заданную тему по содержанию текста (не менее 3 предложений);
находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении;
находить в тексте явные фактические и грамматические ошибки и исправлять их (в рамках изученного);
находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет);
использовать справочную литературу для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
РАЗДЕЛ 3
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАСС
Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации
Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте.
Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений, которых сообщаются в тексте.
Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в научно-популярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или самостоятельное иллюстрирование.
Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания иллюстраций с опорой на текст.
Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги, посвященной выбранному слову.
Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте
Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов.
Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это слово использовано в тексте.
Поиск в тексте фразеологического оборота, определение
значения фразеологического оборота с опорой на текст.
Формулирование простых выводов на основе информации, полученной из текста.
Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого вывода, несложного умозаключения.
Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию, содержащуюся в абзаце.
Соединяем, анализируем, обобщаем
Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте. Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой.
Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой логико- смысловой структурой.
Выявление черт характера героя произведения.
Сравнение по предложенным критериям двух героев одного и того же текста.
Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму
Поиск в тексте примеров использования слов в прямом и переносном значении.
Выявление в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет). Объяснение уместности их употребления.
Поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств. Поиск в тексте фактических ошибок.
Поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений (в рамках изученного) и их исправление.
Проверяем себя: точно ли понят текст
Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том числе сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения.
Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст
Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям.
Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого этикета.
Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге.
Использование предлагаемой дополнительной справочной литературы для получения информации в соответствии с учебной задачей.
Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся найти выход из проблемной жизненной ситуации.
РАЗДЕЛ 4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
2 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем учебного предмета | Кол-во часов | Программное содержание | Характеристика деятельности обучающихся |
Блок 1. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации |
1.1 | Иллюстрируем книги | 3 | Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте. Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений, которых сообщаются в тексте. Поиск в художественном тексте описания внешности героя, поиск в научно-популярном тексте описания объекта. Подбор иллюстраций или самостоятельное иллюстрирование | Выбирают из предложенных иллюстраций те, которые точно соответствуют тексту, опираясь на детали, описание которых есть в тексте. Иллюстрируют фрагменты текста: осуществляют поиск конкретных сведений, которые сообщаются в тексте. Осуществляют поиск описания внешности героя в художественном тексте. Подбирают иллюстрации или самостоятельно иллюстрируют прослушанный или прочитанный текст. Осуществляют поиск в научно-популярном тексте описание объекта. Подбирают иллюстрации или самостоятельно иллюстрируют прослушанный или прочитанный текст |
1.2 | Создаем иллюстрированную мини-энциклопедию «Что такое? Кто такой?» | 2 | Оформление иллюстрированной мини-энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Выделение в тексте слов, важных для подбора/создания иллюстраций с опорой на текст | Осуществляют поиск в тексте слов, которые важны для подбора/создания иллюстраций. Создают иллюстрацию к статье мини- энциклопедии с опорой на текст. Оформляют статью для иллюстрированной мини- энциклопедии «Что такое? Кто такой?» |
1.3 | Работаем над проектом «Книга о словах» | 3 | Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги, посвященной выбранному слову | Осуществляют поиск информации о слове на основе чтения словарной статьи. Подбирают примеры предложений, в которых употреблено выбранное для проекта слово, из учебников и книг для внеклассного чтения. Художественно оформляют страницу книги, посвященную выбранному слову. Готовят презентацию оформленной страницы. Принимают участие в оформлении общей книги «Книга о словах» как результата коллективного проекта |
| Итого по блоку | 8 | | |
Блок 2. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте |
2.1 | Делаем выводы о значении слова в тексте | 2 | Поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов. Соотнесение многозначного слова и значения, в котором это слово использовано в тексте. Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения фразеологического оборота с опорой на текст | Осуществляют поиск в тексте объяснения значения не часто употребляемых в речи слов. Соотносят многозначное слово и значение, в котором это слово использовано в тексте. Осуществляют поиск в тексте фразеологического оборота, определяют значение фразеологического оборота с опорой на текст |
2.2 | Читаем и делаем выводы | 2 | Формулирование простых выводов на основе информации, полученной из текста. Ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого вывода, несложного умозаключения. Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию, содержащуюся в абзаце | Формулируют простые выводы на основе информации текста. Дают ответы на вопросы по содержанию текста, требующие простого вывода, несложного умозаключения. Заполняют пропуски в тексте с опорой на информацию, содержащуюся в абзаце |
| Итого по блоку | 4 | | |
Блок 3. Соединяем, анализируем, обобщаем |
3.1 | Определяем последовательность событий, составляем план текста | 2 | Осмысление последовательности событий, о которых говорится в тексте. Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой логико-смысловой структурой | Определяют последовательность событий, о которых говорится в тексте. Заполняют пропуски в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Формулируют пункты плана. Заполняют пропуски в номинативном плане текста с четкой логико-смысловой структурой. Формулируют пункты плана |
3.2 | Читаем и сравниваем | 2 | Выявление черт характера героя произведения. Сравнение по предложенным критериям двух героев одного и того же текста | Выявляют черты характера героя произведения. Сравнивают по предложенным критериям героев одного и того же рассказа |
| Итого по блоку | 4 | | |
Блок 4. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму |
4.1 | Ищем в тексте сравнения и эпитеты | 2 | Поиск в тексте примеров использования слов в прямом и переносном значении. Выявление в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет). Объяснение уместности их употребления. Поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств | Осуществляют поиск в тексте примеров использования слов в прямом и переносном значении. Опознают в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет). Объясняют уместность их употребления (в рамках изученного). Осуществляют поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств |
4.2 | Ищем фактические ошибки | 2 | Поиск в тексте фактических ошибок | Осуществляют поиск в тексте фактических ошибок. Предлагают варианты их исправления |
4.3 | Ищем в тексте грамматические ошибки | 2 | Поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений (в рамках изученного) и их исправление | Осуществляют поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений. Предлагают варианты их исправления (в рамках изученного) |
| Итого по блоку | 6 | | |
Блок 5. Проверяем себя: точно ли понят текст |
5.1 | Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя | 3 | Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том числе сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов. Выявление расхождений, установление причины расхождения | Сравнивают собственные ответы на вопросы к тексту с предложенными эталонными ответами, в том числе сопоставляют собственные развернутые ответы с предложенными вариантами. Выявляют расхождения, устанавливают причины расхождения (в ходе совместного обсуждения). Обращаются к фрагменту текста, в котором содержится информация, необходимая для выполнения задания |
5.2 | Выполняем задания к тексту. Проверяем себя | 3 | Выявление расхождений, собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов, установление причины расхождений | Выполняют проверочную работу. Осуществляют проверку. Самостоятельно выявляют расхождения между собственным ответом и эталонным ответом на вопросы |
| Итого по блоку | 6 | | |
Блок 6. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст |
6.1 | Ищем с помощью текста решение проблемы | 2 | Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого этикета. Использование предлагаемой дополнительной справочной литературы для получения информации в соответствии с учебной задачей. Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся найти выход из проблемной жизненной ситуации | Обсуждают в группах содержание текстов, в которых герои находят выход из сложившейся проблемной ситуации благодаря умению читать. Осуществляют поиск выхода из проблемной ситуации с помощью информации текста. Используют предлагаемую дополнительную справочную литературу для получения информации в соответствии с учебной задачей |
6.2 | Рассказываем о прочитанном | 2 | Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям. Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге | Ориентируются в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям. Участвуют в обсуждении прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого этикета. Составляют небольшой устный рассказ о прочитанной книге |
| Итого по блоку | 4 | | |
| Резерв | 2 | | |
| Общее количество часов по программе | 34 | | |
РАЗДЕЛ 5
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Федеральная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Раскрываем секреты текста», Москва – 2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://edsoo.ru/constructor/3995795/#
Приложение к Рабочей программе
по курсу внеурочной деятельности
РАЗДЕЛ 6
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
план | факт |
Блок 1. Книги, сделанные своими руками: замечаем в тексте детали, подбираем иллюстрации к фрагменту текста, ищем фрагменты текста, которые соответствуют иллюстрации (8 ч) |
1 | 06.09 | | Иллюстрируем книги. Выбор из предложенных иллюстраций тех, которые точно соответствуют тексту: опора на детали, описание которых есть в тексте | 1 | |
2 | 13.09 | | Иллюстрирование фрагментов текста: поиск конкретных сведений, которых сообщаются в тексте | 1 | |
3 | 20.09 | | Подбор иллюстраций или самостоятельное иллюстрирование | 1 | |
4 | 27.09 | | Создаем иллюстрированную мини-энциклопедию «Что такое? Кто такой?» | 1 | |
5 | 04.10 | | Выделение в тексте слов, важных для подбора / создания иллюстраций с опорой на текст | 1 | |
6 | 11.10 | | Работаем над проектом «Книга о словах» | 1 | |
7 | 18.10 | | Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги, посвященной выбранному слову | 1 | |
8 | 25.10 | | Создание проекта «Книга о словах»: художественное оформление страницы книги, посвященной выбранному слову | 1 | |
Блок 2. Делаем выводы, заполняем пропуски в тексте (4 ч) |
9 | 07.11 | | Делаем выводы о значении слова в тексте | | |
10 | 14.11 | | Поиск в тексте фразеологического оборота, определение значения фразеологического оборота с опорой на текст | | |
11 | 21.11 | | Читаем и делаем выводы. Формулирование простых выводов на основе информации, полученной из текста | | |
12 | 28.11 | | Заполнение пропусков в тексте с опорой на информацию, содержащуюся в абзаце | | |
Блок 3. Соединяем, анализируем, обобщаем (4 ч) |
13 | 06.12 | | Определяем последовательность событий, составляем план текста | | |
14 | 13.12 | | Заполнение пропусков в вопросном плане текста с четкой логико-смысловой структурой | | |
15 | 20.12 | | Заполнение пропусков в номинативном плане текста с четкой логико-смысловой структурой | | |
16 | 27.12 | | Читаем и сравниваем. Выявление черт характера героя произведения | | |
Блок 4. Делаем текст лучше: совершенствуем содержание и форму (6 ч) |
17 | 10.01 | | Ищем в тексте сравнения и эпитеты. Выявление в тексте средств художественной выразительности (сравнение, эпитет). Объяснение уместности их употребления | | |
18 | 17.01 | | Поиск в тексте средств изображения героев и выражения их чувств | | |
19 | 24.01 | | Ищем фактические ошибки | | |
20 | 31.01 | | Поиск в тексте фактических ошибок | | |
21 | 07.02 | | Ищем в тексте грамматические ошибки | | |
22 | 14.02 | | Поиск в тексте ошибок в построении словосочетаний и предложений (в рамках изученного) и их исправление | | |
Блок 5. Проверяем себя: точно ли понят текст (6 ч) |
23 | 21.02 | | Выполняем задания к тексту. Учимся проверять себя | | |
24 | 28.02 | | Сопоставление собственных ответов с предложенными ответами, в том числе сопоставление собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов | | |
25 | 07.03 | | Выявление расхождений, установление причины расхождения | | |
26 | 14.03 | | Выполняем задания к тексту. Проверяем себя | | |
27 | 21.03 | | Выявление расхождений, собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов, установление причины расхождений | | |
28 | 04.04 | | Выявление расхождений, собственных развернутых ответов с предложенными вариантами ответов, установление причины расхождений | | |
Блок 6. Как хорошо уметь читать: решаем учебные и жизненные задачи, опираясь на текст (4 ч) Резерв (2 ч) |
29 | 11.04 | | Ищем с помощью текста решение проблемы | | |
30 | 18.04 | | Обсуждение прослушанных и прочитанных текстов с соблюдением правил речевого этикета | | |
31 | 25.04 | | Использование предлагаемой дополнительной справочной литературы для получения информации в соответствии с учебной задачей | | |
32 | 08.05 | | Моделирование ситуации, когда именно умение читать помогает обучающимся найти выход из проблемной жизненной ситуации | | |
33 | 15.05 | | Рассказываем о прочитанном. Ориентация в содержании книги по оглавлению, аннотации, предисловию, условным обозначениям | | |
34 | 22.05 | | Создание небольшого устного рассказа о прочитанной книге | | |