МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области
Отдел образования администрации Гайского городского округа Оренбургской области
МБОУ "Поповская ООШ"
РАССМОТРЕНО на Педагогическом совете | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ "Поповская ООШ" |
| _____________Андреева Я. | _____________ Знатнова И.В. |
Протокол №1 от "29" 08.2024 г. | от "29" 08.2024 г. | Приказ №173 от "29" 08.2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа мяча»
на 2024-2025 учебный год
Направление программы: спортивно-оздоровительное
Уровень образования: начального общего образования
Возраст: 6-11 лет
Срок реализации: 1 год
п.Поповка 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ «ШКОЛА МЯЧА»
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительной направленности «Школа мяча» для обучающихся 1-4 классов разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания обучающихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2014г.), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Игры являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, представление о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Программа спортивно-оздоровительного направления «Школа мяча» во внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов, соотносящаяся с Государственным стандартом и концепцией образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья младших школьников, целью, которой является:
способствовать всестороннему физическому развитию;
способствовать вовлечению обучающихся в двигательную деятельность.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА МЯЧА»
Учитывая психофизиологические особенности детей, целью данной программы внеурочной деятельности является формирование основ к ЗОЖ, формирование устойчивых мотивов к занятиям физкультурной деятельности средствами подвижных игр с мячом, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, развитие жизненно-важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности, культуры движений;
формирование детского коллектива средствами подвижных игр с мячом, умение их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
снижение тревожности, страха через упражнения с мячом;
развитие мелкой моторики;
формирование способности выстраивать оптимальный способ решения двигательной задачи, исходя из условий, особенности и возможности организма ребенка.
МЕСТО ПРОГРАММЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа курса внеурочной деятельности «Школа мяча» предназначена для реализации в 1-4 классах основной школы и рассчитана на 68 часов (при 2 часах в неделю).
Принципы и подходы к формированию программы
Программа внеурочной деятельности «Школа мяча» направлена на реализацию следующих принципов:
принцип вариативности, обосновывающего планирования учебного материала в соответствии с возрастом обучающихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса;
принцип достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала, особенностей формирования познавательной и предметной активности обучающихся;
соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки;
расширение межпредметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения обучающихся в области физической культуры;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе дополнительных занятий и использование школьниками освоенных знаний, физических упражнений, игр в режиме дня, самостоятельных занятиях.
Направление внеурочной деятельности.
Данная программа направлена на взаимосвязанные между собой спортивно-оздоровительную и познавательную деятельность, через игру формируя культуру здорового и безопасного образа жизни средствами упражнений с мячом.
Для более качественного освоения предметного содержания данной программы рекомендуется кружковые занятия подразделять на три типа.
На занятиях с образовательно-познавательной направленностью обучающиеся знакомятся со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучаются навыкам и умениям по организации и проведению организации досуга с использованием ранее изученного материала (игры с мячом).
Занятия образовательно-предметной направленности используются для обучения практическому материалу (правильной постановке рук при передаче и ловле мяча, броски из разных исходных положений, ловля мяча после перемещения, и др.).
Занятия образовательно-тренировочной направленности используются для развития физических качеств. Формируются представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма.
Приобретаемые таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках, подвижных играх на переменах, во время прогулок.
Общая характеристика программы.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основная идея программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена в первую очередь на формирование устойчивых мотивов к занятиям физкультурной деятельности, формированию основ к ЗОЖ, а уже потом на развитие специальных предметных компетенций спортивно-физкультурного характера. Именно поэтому внеурочная деятельность строится на основе доступных видов спортивных занятий с мячом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство с группой. Ознакомление обучающихся с целями и задачами программы по годам обучения. Инструктаж по технике безопасности во время занятий физической культурой, подвижными играми. Режим дня юного спортсмена. Спортивная форма для занятий.
Практическая часть. Ознакомление с местами проведения занятий. Подвижные игры на внимание, «Кривое зеркало», «Салки».
2. Теоретическая подготовка (реализуется в рамках практических занятий).
Теоретическая часть. Правила поведения в спортивном зале, на спортивной площадке. Гигиенические знания и навыки. Правила закаливание. Режим дня и питание спортсмена. Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние занятий физическими упражнениями на организм. Игры с мячами. История мяча. Игры народов России. Правила подвижных игр. Оздоровительная роль занятий физической культурой и спортом. Особенности выбора и подготовки мест для игр с мячом.
3. Общая физическая подготовка
Теоретическая часть. Понятия общая физическая подготовка. Классификация упражнений по общей физической подготовке. Влияние физических упражнений на развитие двигательных способностей.
Практическая часть.
Строевые упражнения. Упражнения на месте – повороты, перестроения. В движении - перемена направления движения строя, переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Выполнение общеразвивающих упражнений без предметов:
Упражнения для и рук плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Круговые движения руками с большой амплитудой и разной скоростью.
Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки. В различных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. Круговые движения туловища с различным положением рук (на поясе, за головой, вверху). В положении лежа – поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнение для ног: различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями. Поднимание и вращение ног в положении лёжа на спине; приседания с различными положениями рук; выпады вперёд, в стороны с наклонами туловища и движениями рук; переход из упора присев в упор лёжа и снова в упор присев.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами.
Упражнения с гантелями (200гр): сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседание.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: комплексы ОРУ с скакалкой, прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе.
Выполнение легкоатлетических упражнений.
Ходьба и ее разновидности в различном темпе, с различной шириной шага; бег и его разновидности, с изменением частоты шагов, ширины шагов, темпа и дистанции, с изменением направления движения; с заданием педагога; с ускорением, с переходом на ходьбу; бег с высокого старта с ускорением до 30 м, челночный бег 3х10 м.; прыжки и их разновидности, с одной на две, с двух на две на месте и с продвижением, в стороны, широкими шагами, тройные, пятерные, через скакалку, через скамейку с подтягиванием колен к груди; выпрыгивание из приседа вверх, с доставанием предмета.
Выполнение акробатических упражнений.
Перекаты вперед и назад в положение лежа, прогнувшись, перекаты в группировке с последующей опорой руками за головой; стойка на лопатках; из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Кувырки вперед в группировке из упора присев, основной стойки. Соединение нескольких кувырков подряд. Кувырок назад, несколько кувырков назад слитно.
Подвижные игры и эстафеты.
Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метание в цель. Бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
4. Специальная физическая подготовка
Теоретическая часть. Влияние СФП игровых видов спорта на развитие двигательных способностей. Основные средства специальной физической подготовки - физические качества: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Значение специальных физических качеств в формировании двигательных навыков и умений.
Практическая часть.
Упражнения для развития быстроты.
Бег скрестными шагами; со сменой направлений по зрительному и звуковому сигналам; спиной вперед; приставными шагами; с поворотами направо и налево; зигзагообразный, с об беганием предметов; скоростной на 3, 6, 8,10, 20, 30, 60 м.; по сигналу ускорения на 10 – 15 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, седа.
Упражнения для развития силы ног, прыгучести и прыжковой ловкости.
Приседание на одной ноге «пистолетом» с последующим подскоком вверх; «танец» в присядку с выбрасыванием ног вперёд; выпрыгивание вверх из глубокого приседа (можно с отягощением); прыжки вперед с зажатым в ступнях набивным мячом; отбивание набивного мяча ступнёй; легкоатлетические прыжки в высоту, в длину, прыжки с места и разбега; прыжки на гимнастическую скамейку и через неё; прыжки вверх с касанием высоко подвешенного предмета; прыжки в сторону, в длину-вверх, вперед с имитацией движений различных ударов; «вратарские упражнения»: ловля мяча в прыжках; прыжки с высоким подниманием колен («кенгуру»); многоскоки (на одной ноге, с ноги на ногу); прыжок ноги вперед в стороны.
Упражнения для развития силы и подвижности кисти и пальцев.
Для развития этих мышц: вращательные движения по вертикальной и горизонтальной "восьмерке" кистью (или только предплечьем или кистью и предплечьем одновременно) с утяжеленной ракеткой или тяжелой палкой; метание на дальность набивного мяча (0,5-2 кг) с имитацией ударов справа и слева в различных точках; имитация различных ударов утяжеленной ракеткой или тяжелой палкой; круговые движения кистью (предплечьем с гантелей); сжимание теннисного мяча или эспандера для укрепления мышц кисти и пальцев, метание набивного мяча из-за головы с активным участием ног (упражнение, имитирующее удар над головой); броски партнёру набивного мяча до 1 кг из-за головы (кроме дошкольников), от плеча, сбоку, через голову хватом сзади, от колен и т. д.; упражнения с резиной, эспандером на растягивание мышц спины и груди; упражнения на гимнастических снарядах для преодоления собственного веса: отжимание, подтягивание.
Упражнения на скоростную выносливость.
Комплекс специальных упражнений, в который следует включать различные виды прыжков и бега: бег (1 км) с чередованием ускорений; бег со сменой направлений; бег с чередующимися прыжками в стороны, назад, вверх; бег со сменой темпа; упражнения со скакалкой; ускорения 5Х10 м. Кросс по пересеченной местности, по утоптанному снегу, по песку от 500 до 2000 м.
Упражнения для развития гибкости.
Наклоны, вращения, махи, выполняемые с наибольшей амплитудой. Упражнения на растягивание: наклоны вперед, касаясь ладонями пола; наклоны в стороны, назад с доставанием руками пяток ног. Все виды наклонов можно выполнять с отягощением и при активной помощи партнера; "мост"; вращение туловища, руки вверху в замке; выпады; махи ногами (вперед-назад, вправо-влево); «шпагат»; выкруты с палкой; упражнения с гантелями.
5. Базовая упражнения с мячом.
Игры с элементами футбола
Теоретическая часть. История возникновения футбола. Первые мячи в игре в футбол. Базовые правила игры в футбол. Обустройство места для игры в футбол. Базовые технические элементы игры в футбол: ведение, передачи, остановки мяча, удары, вбрасывание. Правила безопасного поведения во время занятий футболом. Жесты судьи.
Практическая часть.
Катание мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы, остановка мяча подошвой внутренней стороной стопы; ведение мяча внутренней и внешней частью подъёма, внутренней стороной стопы; отбор мяча – перехватом, выбиванием мяча. Выполнение ударов по мячу правой и левой ногой. Выполнение ударов после остановки, ведения, посылая мяч низом на короткое и среднее расстояние. Ведение мяча «елочкой». Жонглирование одной ногой, поочередно правой-левой.
Подвижные игры и эстафеты с элементами футбола. Игра в футбол по упрощенным правилам.
Игры с элементами волейбола
Теоретическая часть: история возникновения волейбола. Первые правила и условия игры волейбол. Базовые правила игры в волейбол. Терминология. Обустройство места для игры в волейбол. Базовые технические элементы игры в волейбол: передача сверху, передача снизу, подача мяча, прием, нападающий удар, блок. Правила безопасного поведения во время занятий волейболом. Жесты судьи.
Практическая часть.
Броски и ловля мяча над собой стоя на месте, в движении. Передача мяча сверху двумя руками над собой с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; передачи в парах; передачи в стенку; передачи через сетку. Броски мяча через сетку; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером - с места. Передача и прием мяча снизу над собой на месте, с собственного набрасывания, с набрасывания партнёра, у стенки. Броски мяча одной рукой на дальность, через сетку, в указанную зону, в предмет. Имитация нападающего удара, чередование ударов вправо, влево, нападающий удар кулаком (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4,3,2 с собственного набрасывания, с набрасывания партнера, стоя на месте, в прыжке, через сетку.
Подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола. Игра в мини волейбол по упрощенным правилам.
Игры с элементами баскетбола
Теоретическая часть. История возникновения баскетбола. Первые мячи в игре баскетбол Базовые правила игры в баскетбол. Обустройство места для игры в баскетбол. Базовые технические элементы игры, терминология. Правила безопасного поведения во время занятий баскетболом. Упрощенные правила игры баскетбол. Разновидности баскетбола.
Практическая часть.
Ловля мяча: двумя руками на месте, двумя руками в прыжке, двумя руками при встречном движении, двумя руками при поступательном движении, двумя руками при движении сбоку, одной рукой на месте, одной рукой в движении, одной рукой в прыжке, одной рукой при поступательном движении, одной рукой при встречном движении. Передача мяча: двумя руками от груди, одной рукой от плеча стоя на месте и в движении, из-за спины, двумя руками в прыжке, двумя руками сверху, с отскоком от пола на месте и в движении. Ведение мяча: одной рукой на месте, со сменой рук, в движении зигзагом, кругами, со сменой ритма, со сменой высоты ведения, с сопротивлением защитников. Ведение с остановкой, поворотом и передачей. Броски в корзину: с места ближние, с двух шагов в движении, штрафные, броски с ближней дистанции.
Эстафеты с элементами баскетбола.
Подвижные игры с элементами баскетбола. Игра в баскетбол по упрощенным правилам
6. Соревновательная деятельность.
Теоретическая часть. Инструктаж по технике безопасности во время проведения и участия в соревнованиях и эстафетах. Правила поведения во время соревнований и эстафетах, отношения к соперникам и судьям соревнований. Обсуждение результатов соревновательной деятельности.
Практическая часть. Участие в физкультурно-спортивных мероприятиях на школьном и муниципальном уровнях.
7. Промежуточная и итоговая аттестация (тестирование).
Теоретическая часть. Методика выполнения тестовых упражнений. Правила выполнения тестовых упражнений.
Практическая часть. Разминка. Сдача контрольно-тестовых упражнений по ОФП.
Контрольно оценочный материал
Шкала оценки уровня физической подготовленности
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Предметные результаты:
-формирование знаний о волейболе и его роли в укреплении здоровья;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития
Данная программа делает акцент на формирование у обучающихся активистской культуры здоровья и предполагает:
потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;
умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;
спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;
Особенности обучения физкультурным упражнениям в младшем школьном возрасте.
Игры в баскетбол, футбол, волейбол, пионербол является средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект. Эти спортивные игры, требуют соответствующей физической, технической и тактической подготовке игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок, а также при соблюдении определенной последовательности. Проводить обучение нужно в несколько этапов, используя различные упражнения. В начале обучения основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Не рекомендуется уже с первых занятий начинать освоение техники. В начале надо добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть.
Для сознательного отношения ребенка к действиям, недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать ребенку возможность упражняться, действовать, активно применять полученные знания в игровой деятельности. Только при сочетании объяснения техники действий с показом и упражнениями самих детей, у ребенка возникает сознательное отношение к действиям, умению целесообразно пользоваться ими в игровой деятельности.
Цель углубленного разучивания заключается в формировании полноценного двигательного умения. Здесь следует уточнить двигательное действие, как в основе, так и в деталях техники передвижений, ведения, передач мяча. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств: применяются упражнения для закрепления мышечной системы с учетом особенностей техники спортивных игр; используют подводящие упражнения, которые позволяют подготовить детей к освоению основного действия.
Когда школьники овладеют техникой нужно переходить к этапу закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель этого этапа – двигательное умение перевести в навык. Эта цель решается с помощью следующих задач: добиться стабильности, автоматизма выполнения передвижений, различных действий с мячом. Довести до необходимой степени совершенства основные элементы техники передач и ведения мяча.
На этом этапе увеличивается количество повторений в обычных и новых условиях. Следует менять или усложнять правила игровых ситуаций. Также нужно увеличить скорость заданных движений.
Таким образом, в процессе обучения элементам спортивных игр ставится задача: научить управлять своими действиями. Процесс обучения строится последовательно от простого к сложному, в порядке, зависящем от изучения технических приемов того или иного раздела техники игры.
При организации занятий будут учитываться возрастные особенности обучающихся и обеспечиваться баланс между двигательно-активными и статическими занятиями 50% и 50%. Форма их проведения будет отличаться от урочной системы обучения.
Приобретаемые на уроках физической культуры знания, умения и навыки, должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм физических упражнений: утренней зарядке, гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх во время перемен и во время прогулок, дополнительных занятий во внеурочное время.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность.
Внеурочной деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Предусмотренные программой занятия могут проводиться как на базе одного класса, так и в смешанных группах, состоящих из обучающихся нескольких классов.
Работа по программе « Школа мяча» предполагает проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на площадках и в спортивном зале, используя разный инвентарь, мячи различного диаметра, кегли, фишки, ориентиры и др.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
• степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий;
• поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
• результаты выполнения тестовых заданий;
• косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по физической культуре и другим предметам.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел (модуль/тема) | Кол-во часов | Форма проведения занятий | Электронные образовательные ресурсы |
1. | Основы знаний | 6 | Беседа, практическая работа | https://resh.edu.ru/subject/9/ |
2. | Специальная подготовка техническая | 48 | Практическая работа | http://spo.1september.ru/urok/ https://resh.edu.ru/subject/9/ http://spo.1september.ru/urok/ http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
3. | Общая физическая подготовка (ОФП) | 12 | Практическая работа | http://spo.1september.ru/urok/ https://resh.edu.ru/subject/9/ http://spo.1september.ru/urok/ http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/ |
4. | Тестирование офп | 2 | Практическая работа | https://www.gto.ru/#gto-method https://www.gto.ru/norms |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата изучения | Примечание |
План | Факт | |
1 | Введение в предмет. Правила ТБ. История возникновения игр с мячами. | | | Беседа |
2 | Мяч и какие игры проводятся с мячом. | | | Беседа |
3 | История возникновения игры в футбол. | | | Беседа |
4 | Основы техники владения мячом. | | | Практическая работа |
5 | Повторение основ техники владения мячом. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
6 | Ведение мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
7 | Эстафета с элементами ведения мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
8 | Эстафета с элементами ведения мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
9 | Эстафета с элементами ведения мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
10 | История возникновения игры баскетбол. | | | Практическая работа |
11 | Основы техники владения баскетбольного мяча. | | | Практическая работа |
12 | Повторение основ техники владения баскетбольного мяча. | | | Практическая работа |
13 | Эстафета с элементами ведения баскетбольного мяча. | | | Практическая работа |
14 | Эстафета с элементами ведения баскетбольного мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
15 | Эстафета с элементами ведения баскетбольного мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
16 | Игра с баскетбольным мячом. | | | Практическая работа |
17 | Правила мини-футбола. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
18 | Правила ТБ. Правила мини-футбола. Жесты судей. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
19 | Перемещение боком, спиной вперед, лицом. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
20 | Ведение мяча. Остановка мяча. Передача мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
21 | Правила мини-баскетбола. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
22 | Правила мини-баскетбола. Жесты судей. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
23 | Стойка игрока. Перемещение в стойке боком, спиной вперед, лицом. | | | Практическая работа |
24 | Правила мини-баскетбола. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
25 | Остановка двумя шагами и прыжком. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
26 | Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
27 | Ведение с изменением направления движения. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
28 | Ведение с пассивным сопротивлением защитника. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
29 | Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
30 | Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
31 | Бросок мяча двумя руками от груди с места, бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
32 | Бросок мяча после ведения и ловли. Бросок после остановки. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
33 | Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
34 | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
35 | Индивидуальные упражнения с мячом. Развитие «Чувства мяча». Подвижная игра «Гонка мячей в колоннах». Эстафеты с мячом. | | | Практическая работа |
36 | Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых. | | | Практическая работа |
37 | Индивидуальные упражнения с большим и малым мячом у стены, упражнения в парах. Подвижная игра «Бросай – поймаю», «Мяч капитану» | | | Практическая работа |
38 | Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание, переталкивание. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
39 | Упражнения с 2-мя малыми мячами. Подвижные игры, эстафеты. | | | Практическая работа |
40 | Упражнения с мячом с перемещением. Подвижная игра «Гонка мячей по кругу» | | | Практическая работа |
41 | Упражнения с мячом в группах через сетку. Основы игры «Пионербол» | | | Практическая работа |
42 | Метание мяча. Подвижная игра «Гонки мячей в колоннах» | | | Практическая работа |
43 | Метание мяча в вертикальную, горизонтальную и подвижную цели. Подвижная игра «Меткий стрелок» | | | Практическая работа |
44 | Тестирование пройденного материала. | | | Практическая работа |
45 | Игра футбол. Обучение ведению мяча. Техника владения мячом. | | | Практическая работа |
46 | Обучение остановке мяча. Техника владения мячом. | | | Практическая работа |
47 | Обучение ударам по мячу ногой. Подвижные игры, эстафеты. | | | Практическая работа |
48 | Обучение удару мяча головой. Подвижные игры, эстафеты. | | | Практическая работа |
49 | Индивидуальные упражнения с мячом. Развитие «Чувства мяча». Подвижная игра «Гонка мячей в колоннах» | | | Практическая работа |
50 | Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. | | | Практическая работа |
51 | Индивидуальные упражнения с большим и малым мячом у стены, упражнения в парах. Подвижная игра «Бросай – поймаю», «Мяч капитану» | | | Практическая работа |
52 | Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки. | | | Практическая работа |
53 | Упражнения с 2-мя малыми мячами. Подвижные игры, эстафеты. | | | Практическая работа |
54 | Упражнения с мячом с перемещением. Подвижная игра «Гонка мячей по кругу» | | | Практическая работа |
55 | Упражнения с мячом в группах через сетку. Основы игры «Пионербол» | | | Практическая работа |
56 | Метание мяча. Подвижная игра «Гонки мячей в колоннах» | | | Практическая работа |
57 | Метание мяча в вертикальную, горизонтальную и подвижную цели. Подвижная игра «Меткий стрелок» | | | Практическая работа |
58 | Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. | | | Практическая работа |
59 | Пробегание отрезков 15, 20 м. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
60 | Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
61 | Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
62 | Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
63 | Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
64 | Подвижные игры: «Салки спиной к щиту». «Вызов номеров». | | | Практическая работа |
65 | Перемещение боком, спиной вперед, лицом. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
66 | Ведение мяча. Остановка мяча. Передача мяча. Игры с мячом. | | | Практическая работа |
67 | Аттестация тестирование | | | Контрольные испытания |
68 | Аттестация тестирование | | | Контрольные Испытания |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | | | |
Учебно-методическое обеспечение
1.Виноградов В.М. Интеллект-ориентирование // журнал «Спорт в школе», 2008, №7.
2.Баррел Пэйе, Патрик Пайе. Баскетбол для юниоров. 110 упражнений от простых до сложных. ТВТ Дивизион. Москва 2018.-120с
3.Губа В. П. Интегральная подготовка футболистов: учебное пособие / В. П. Губа, А. В. Лексаков, А. В. Антипов. – Советский спорт, 2010. – 208 с.
4.Грибачева М.А., Круглыхин В.А. «Интегративный курс физического воспитания для обучающихся начальной школы на основе футбола»
5.Жуков М.Н., Подвижные игры /ФКиС, Москва, 2014.
6.Киселев П.А., Киселева С.Б. «Подвижные и спортивные игры с мячом.»/ Планета., 2015.
7.Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: Метод. Пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-136с.
8.Массовый футбол. Организационно-методическое пособие для преподавателей уроков физической культуры в общеобразовательных учреждениях и тренеров-преподавателей детско-юношеских спортивных школ. Общероссийская общественная организация «Российский футбольный союз», Москва 2012.
9.Методические рекомендации преподавания физической культуры в образовательных учреждениях города Москвы. – М.: ЦОМОФВ, 2009.