Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, связана с программами по окружающему миру, литературному чтению.
Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.
Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь и уважение к необъятной и многонациональной России.
Цель: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.
Задачи:
Изучение малой родины «Моё Оренбуржье» через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, села, района, области.
Способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, семьи.
Содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям.
Развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас.
Формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.
Курс «Моё Оренбуржье» реализуется в рамках внеурочной деятельности, который был включён в основную образовательную программу начального общего образования.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Программа состоит из 6 разделов
Раздел | Название раздела | Количество часов по классам |
1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл |
1 | Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. | 5 | 7 | 7 | 8 |
2 | Моя семья. Родословная | 5 | 7 | 5 | 6 |
3 | История нашей школы | 3 | 3 | 3 | 4 |
4 | История Оренбуржья | 5 | 2 | 6 | 6 |
5 | Флора и фауна Оренбургского края | 3 | 5 | 7 | 4 |
6 | Дела нашего района. Что дает наша область стране | 4 | 10 | 6 | 6 |
| Итого | 25 | 34 | 34 | 34 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»
В основе реализации программы курса «Моё Оренбуржье» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.
В результате занятий по программе курса «Моё Оренбуржье» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Предполагается, что в результате формирования личностных УУД у ребёнка будут сформированы:
Личностные действия:
Обучающийся научится и приобретёт:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Оренбургской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской области,;
чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные действия:
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Обучающийся научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Оренбургского края;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Обучающийся получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Обучающийся научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Обучающийся получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты.
Активный интерес обучающихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.
Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.
Приобретение коммуникативных навыков.
Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме сообщения, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.
Формирование универсальных учебных действий.
Развитие речи и обогащение словаря.
Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
Отслеживание результатов
Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:
Викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
Создания и защиты собственного проекта;
Создания презентаций - представлений по изученной теме;
Конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
Участия в конференциях разного уровня.
Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения.
Содержание курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» с указанием форм организации и видов деятельности
Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.
Введение. С чего начинается Родина?
Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Оренбург — центр Оренбуржья.
Герб, флаг, гимн - символы Оренбургской области. Правила поведения при прослушивании гимна.
Гайский район – мой край. Оренбургская область – часть России. Познакомить с картой, её условными обозначениями, исторической, географической и контурной карты. Территория Оренбуржья на карте страны.
Мое родное село. Достопримечательности моего села. Экскурсия – «История села».
История моего села. . История возникновения, происхождение названия, достопримечательности, знаменательные даты, известные люди.
Памятники. Рассказ о памятниках в г. Оренбурге. Беседа о правилах поведения.
Экскурсии: к Монументу Победы
Раздел 2. Моя семья. Родословная.
Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - частью истории страны.
Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа. Профессии моих родителей.
Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена?
Как возникло отчество и зачем оно нужно?
Происхождение фамилий. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..
Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).
Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.
Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».
Раздел 3. История нашей школы.
Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции.
Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Лучшие выпускники, которыми гордится школа.
«Мои родители – выпускники моей школы». «В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.
Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы)
Исследовательские, практические работы: просмотр видеофильма о школе, экскурсия в школьный музей – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», «В какой школе учились мои родители».
Раздел 4. История Оренбуржья и города Оренбурга.
Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.
Далёкое прошлое нашего края.
Родной край в годы Великой Отечественной войны.
Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны. Ответственность человека за общее благополучие.
Экскурсии: в сельский музей, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.
Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.
Раздел 5. Флора и фауна Оренбургского края.
Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений.
Разнообразие животного мира.
Природа для отдыха и туризма.
Раздел 6. Дела нашего округа. Что дает наш округ стране?
Предприятия нашего округа.
Главные праздники народов разных религий.
Экскурсии на предприятия.
Исследовательские, проектные и практические работы: конкурс плакатов, сообщения о профессиях родителей.
Основное направление программы курса «Моё Оренбуржье» - исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. Обучающиеся развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников.
Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной посёлок, район, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.
Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.
Форма организации занятий – индивидуально-групповая:
Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)
Проектная деятельность
Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев.
Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.)
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)
Турнир «Я- оренбуржец»
Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)
Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)
9.Конференции (участие обучающихся в школьных и районных мероприятиях) и т.п
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, экскурсии, творческие конкурсы, рисунки, коллажи, ролевые игры, тесты, исследования, проекты, фотоконкурсы, мини-сочинения.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье»1 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Кол-во часов |
Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. | 5 |
| | | Что мы будем изучать? Моя Родина – Россия. | 1 |
| | | Гимн, герб, флаг – символы страны. | 1 |
| | | Оренбургская область – мой край родной. | 1 |
| | | Город Оренбург-центр Оренбуржья. Заочное путешествие. | 1 |
| | | Экскурсия. Изучение флоры на пришкольном участке. | 1 |
Моя семья. Родословная. | 5 |
| | | Моя семья - моё богатство. | 1 |
| | | Я и мое имя. Я – сын, я – дочь. Каков я? (я – внук, я – внучка). | 1 |
| | | Моя мама, мой папа (мои дедушка и бабушка). | 1 |
| | | Экскурсия по родному селу | 1 |
| | | Родословная моей семьи. Презентация. | 1 |
История нашей школы. | 3 |
| | | Я – ученик моей школы (экскурсия по школе). | 1 |
| | | Из истории моей школы. | 1 |
| | | Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей. | 1 |
История Оренбуржья и города Оренбурга. | 5 |
| | | Моя малая Родина – Гайский городской округ. | 1 |
| | | Экскурсия по улицам города Гай | 1 |
| | | Памятники города Гай. | 1 |
| | | Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
| | | История памятника воинам – ветеранам Великой Отечественной войны. Экскурсия к обелиску. | 1 |
Флора и фауна Оренбургского края. | 3 |
| | | Природа нашего края. Экскурсия в природу. | 1 |
| | | Охрана окружающей среды. «Красная книга». | 1 |
| | | Что даёт наш край стране. Природные богатства. | 1 |
Дела нашего округа. Что дает наш округ стране. | 4 |
| | | Обзорная экскурсия по Гайскому городскому округу. Достопримечательности нашего округа | 1 |
| | | Предприятия нашего округа. | 1 |
| | | Оренбургский пуховый платок. | 1 |
| | | Викторина «Знатоки родного края» | 1 |
Тематическое планирование курса«Моё Оренбуржье»2 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Кол- во часов |
Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. | 7 |
| | | Вводное занятие «Что изучает краеведение»; «Кто такие краеведы?». | 1 |
| | | Обзорная экскурсия. «История Гайского района» | 1 |
| | | Мой край на карте Родины (Оренбургская область - частица России. Наша область на карте страны. Значение города Оренбург для страны). | 1 |
| | | Виртуальная экскурсия. Памятники нашего края. | 1 |
| | | Государственная символика Оренбурга и Оренбургского района. | 1 |
| | | Многонациональное Оренбуржье. | 1 |
| | | Урок-викторина. | 1 |
Моя семья. Родословная. | 7 |
| | | Моя семья. | 1 |
| | | Экскурсия в музей под открытым небом «Национальная деревня» | 1 |
| | | Семейные традиции, обязанности. | 1 |
| | | История моей семьи в истории моей страны. | 1 |
| | | Наша семейная реликвия. | 1 |
| | | Герб семьи. | 1 |
| | | Поколение, потомки, предки. | 1 |
История нашей школы | 3 |
| | | Моя школа. | 1 |
| | | Мои школьные друзья. | 1 |
| | | Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей! | 1 |
История Оренбуржья и города Оренбурга | 2 |
| | | Конкурс рисунков «Что даёт наш край стране». | 1 |
| | | Великая Отечественная война в истории Оренбургской области. | 1 |
Флора и фауна Оренбургского края | 5 |
| | | Природа Оренбургского края. | 1 |
| | | Растения Оренбургского края . Красная книга растений. | 1 |
| | | Животный мир Оренбургского края . Красная книга животных. | 1 |
| | | Водоёмы Гайского городского округа . | 1 |
| | | Заповедники нашего края. | 1 |
Дела нашего города. Что дает наш город стране | 10 |
| | | Труд людей нашего края. | 1 |
| | | Что даёт наш край стране? Голубое золото Оренбуржья. | 1 |
| | | Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок. | 1 |
| | | Поэты и писатели нашего края. | 1 |
| | | Экскурсия, «Оренбург- стартовая площадка в космос.» (виртуальный музей Космонавтики) | 1 |
| | | Поклон тебе, солдат России. Конкурс чтецов. | 1 |
| | | Мои земляки-Защитники Отечества. Возложение цветов к памятнику «Воинам –землякам». | 1 |
| | | Родники моей родины. Экскурсия на реку Урал. Природоохранная работа по охране чистой воды. | 1 |
| | | Экскурсия по селу | 1 |
| | | Проект «Мой родной край». | 1 |
Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье»3 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Кол-во часов |
Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. | 7 |
| | | Оренбургская область, Оренбургский район – субъект Российской Федерации. | 1 |
| | | Изучение символики Гайского городского округа | 1 |
| | | Экскурсия в музей г.Гая | 1 |
| | | Оренбургская область, район на карте России. | 1 |
| | | Исторические памятники родного края. | 1 |
| | | Народы, заселяющие Оренбургский район . | 1 |
| | | г. Оренбург — центр Оренбуржья. | 1 |
Моя семья. Родословная. | 5 |
| | | «Кто я?» «Где живу?». | 1 |
| | | Я и мое имя. Откуда к нам пришли наши имена. | 1 |
| | | Профессии моих родителей (круглый стол, экскурсия). | 1 |
| | | Экскурсия по селу | 1 |
| | | Мир семейных увлечений. | 1 |
История нашей школы. | 3 |
| | | Дом, в котором я учусь. Достижения моей школы. | 1 |
| | | Мой класс. Мой класс? Мой класс! | 1 |
| | | «Школьные годы – чудесные». | 1 |
История Оренбуржья и города Оренбурга. | 6 |
| | | Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия истории Оренбургского края. | 1 |
| | | Изучение материалов об истории с.Колпакское | 1 |
| | | Родной край в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
| | | Родной край в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
| | | Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
| | | Герои нашего времени. Современный округ. | 1 |
Флора и фауна Оренбургского края. | 7 |
| | | Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений. | 1 |
| | | Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений. | 1 |
| | | Разнообразие животного мира. | 1 |
| | | Природа для отдыха и туризма | 1 |
| | | Природа для отдыха и туризма. | 1 |
| | | Эколого - краеведческие тропы. | 1 |
| | | Экскурсия в музей пухового платка.(виртуальная) | 1 |
Дела города. Что дает наш город стране. | 6 |
| | | Экскурсия в музей Гайского округа « Оренбург - родина талантов» | 1 |
| | | Предприятия и достопримечательности нашего округа | 1 |
| | | Природные особенности родных мест. | 1 |
| | | Любить село- значит быть ему полезным. | 1 |
| | | «Вместе дружная семья». | 1 |
| | | Турнир « Я- оренбуржец» | 1 |
Тематическое планирование курса«Моё Оренбуржье»4 класс
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Кол-во часов |
Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край. | 8 |
| | | Оренбургская область, Гайский городской округ. Историческое образование границ. Пограничные территории. | 1 |
| | | Губернаторы Оренбургской области, Администрация Гайского городского округа (история и современность). | 1 |
| | | Что даёт наш край стране. Природные богатства. | 1 |
| | | Традиции и обычаи народов Оренбургской области. | 1 |
| | | Из истории моей школы. Посещение школьного музея. | 1 |
| | | Экскурсия по селу | 1 |
| | | Исторические памятники родного края. | 1 |
| | | Урок-проект Эколого – краеведческий маршрут. | 1 |
Моя семья. Родословная. | 6 |
| | | Моя семья - моё богатство. Генеалогическое древо моей семьи. | 1 |
| | | Старые фотографии рассказали. История моей семьи в истории города и страны. | 1 |
| | | Экскурсия в музей под открытым небом «Национальная деревня» | 1 |
| | | Традиционные праздники моей семьи. | 1 |
| | | Профессии моих родителей. | 1 |
| | | Урок-праздник «Мама, папа, я – дружная семья». | 1 |
История нашей школы | 4 |
| | | Гордость нашей школы. Традиции моей школы. | 1 |
| | | Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей. | 1 |
| | | Урок-проект «Школа нашей мечты». | 1 |
| | | Экскурсия. Литературный музей заповедник писателя С.Т. Аксакова.(виртуальная) | 1 |
История Оренбуржья и города Оренбурга | 6 |
| | | Оренбуржье – многонациональный край. Кто является аборигенами Оренбургского края? (казахи, башкиры, татары, русские, мордва, чуваши) | 1 |
| | | Экскурсия в музей Оренбургского казачества.(виртуальная) | 1 |
| | | Загадочный мир названий улиц города Оренбург. Исторические здания на карте города. | 1 |
| | | Родной край в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
| | | Герои нашего времени. | 1 |
| | | Современный Оренбург. | 1 |
Флора и фауна Оренбургского края. | 4 |
| | | Природа нашего края. Экскурсия. | 1 |
| | | Флора и фауна нашего края. Красная книга Оренбургской области. | 1 |
| | | Лекарственные и ядовитые растения, произрастающие в нашей местности. | 1 |
| | | Водоемы Оренбургской области. | 1 |
Дела нашего города. Что дает наш город стране. | 6 |
| | | Предприятия и достопримечательности нашего района. | 1 |
| | | С чего начинается Родина. История моего села. | 1 |
| | | Любить село - значит быть ему полезным. | 1 |
| | | Экскурсия. | 1 |
| | | Народные промыслы моего края. | 1 |
| | | Турнир «Я- оренбуржец» | 1 |
Литература, используемая педагогами:
1. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.
2. Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.
3. Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург
4. Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с
5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с
6. Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151
7. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград: Учитель, 2011
8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: – М.: Мозаика – Синтез, 2009
9. Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)
10. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010
11. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.
12. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про
13. Свобов Ю., О. А. Колдина Энциклопедия «Оренбуржье» / и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010
14. Соломенникова О.А. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008
15. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СП.б.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
16. Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.
17. Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв.-научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.
18. Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.
Литература для детей:
1. Разувин В. «К Оренбургу».
2. Загадки о лесе, животных и птицах.
3. Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе,
4. Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».
5. Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.
6. Некрасов Н.А., Колосья. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
7. Приходько В., Дом зерна. – Москва, Издательство «Малыш», 2010
8. Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.
9. Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001
10. Стихотворение «Мой Оренбург»,
11. Михалков С. «Улица моя».
12. Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000