СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье" 1- 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Мое Оренбуржье" 1- 4 класс»


Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» по духовно – нравственному направлению создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, связана с программами по окружающему миру, литературному чтению.

Современное общество ставит вопрос о сохранении истории родного края, его духовных ценностей, народных обычаев и традиций. История каждого края уникальна и неповторима, а вместе с ним многообразна и богата история страны.

Задача современной школы - привить любовь к малой родине. А через любовь к малой родине - любовь и уважение к необъятной и многонациональной России.

Цель: воспитание любви, бережного отношения к своей семье, школе, родному краю; создание гуманистической атмосферы в классном коллективе как важнейшего условия нравственного и интеллектуального развития. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, преданного своему Отечеству, человека высокой культуры и нравственности.

Задачи:

  1. Изучение малой родины «Моё Оренбуржье» через понятие значения своего имени, фамилии, знакомство с родословной своей семьи, профессиями родителей, достопримечательностями своей улицы, села, района, области.

  2. Способствовать формированию ценностного отношения у младших школьников к историческому прошлому и настоящему своей страны, семьи.

  3. Содействовать воспитанию толерантного отношения детей к окружающим их людям.

  4. Развивать познавательный интерес обучающихся к истории родного края, расширять кругозор, обогащать словарный запас.

  5. Формировать исследовательскую культуру у детей младшего школьного возраста.

Курс «Моё Оренбуржье» реализуется в рамках внеурочной деятельности, который был включён в основную образовательную программу начального общего образования.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Программа состоит из 6 разделов

Раздел

Название раздела

Количество часов по классам

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1

Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.

5

7

7

8

2

Моя семья. Родословная

5

7

5

6

3

История нашей школы

3

3

3

4

4

История Оренбуржья

5

2

6

6

5

Флора и фауна Оренбургского края

3

5

7

4

6

Дела нашего района. Что дает наша область стране

4

10

6

6


Итого

25

34

34

34


Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье»

В основе реализации программы курса «Моё Оренбуржье» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате занятий по программе курса «Моё Оренбуржье» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Предполагается, что в результате формирования личностных УУД у ребёнка будут сформированы:

Личностные действия:

Обучающийся научится и приобретёт:

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  1. основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина Оренбургской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.

  2. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  3. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Оренбургской области,;

  4. чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;

  5. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Обучающийся научится:

  1. планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  2. выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  3. проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  4. самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  5. использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность:

  1. уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  2. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  3. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

  4. вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия:

Обучающийся научится:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  3. узнавать символику Оренбургского края;

  4. описывать достопримечательности родного края;

  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;

  7. работать с атласом, глобусом и картой;

  8. находить на карте свой регион и его главный город;

  9. устанавливать причинно‐следственные связи;

  10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  11. устанавливать аналогии.

Обучающийся получит возможность:

  1. самостоятельно подбирать литературу по теме;

  2. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

  3. работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

Обучающийся научится:

  1. понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;

  2. ориентироваться на позицию партнера в общении;

  3. учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Обучающийся получит возможность:

  1. готовить и выступать с сообщениями;

  2. формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  3. наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

  4. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты.

  1. Активный интерес обучающихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

  2. Положительное влияние воспитательной информации, выходящей за рамки стандартных учебников, воспитание гуманного отношения к окружающим, патриотизма, формирование здорового образа жизни.

  3. Обучение приемам исследовательской работы с книгами, в музеях, на выставках использование средств Интернета в целях получения новых знаний, формирование навыков работы в читальном зале библиотеки.

  4. Приобретение коммуникативных навыков.

  5. Развитие способностей адекватного представления результатов своей работы в форме сообщения, рисунков, фотографий, видеозаписи и др.

  6. Формирование универсальных учебных действий.

  7. Развитие речи и обогащение словаря.

  8. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.

Отслеживание результатов

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

  1. Викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;

  2. Создания и защиты собственного проекта;

  3. Создания презентаций - представлений по изученной теме;

  4. Конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

  5. Участия в конференциях разного уровня.

Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе её приобретения.


Содержание курса внеурочной деятельности «Моё Оренбуржье» с указанием форм организации и видов деятельности

Раздел 1. Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.

Введение. С чего начинается Родина?

Родина, страна, «малая Родина», столица, Москва – столица России, Оренбург — центр Оренбуржья.

Герб, флаг, гимн - символы Оренбургской области. Правила поведения при прослушивании гимна.

Гайский район – мой край. Оренбургская область – часть России. Познакомить с картой, её условными обозначениями, исторической, географической и контурной карты. Территория Оренбуржья на карте страны.

Мое родное село. Достопримечательности моего села. Экскурсия – «История села».

История моего села. . История возникновения, происхождение названия, достопримечательности, знаменательные даты, известные люди.

Памятники. Рассказ о памятниках в г. Оренбурге. Беседа о правилах поведения.

Экскурсии: к Монументу Победы

Раздел 2. Моя семья. Родословная.

Моя семья. Понятие «семья». Личная история и история семьи - частью истории страны.

Древо семьи. Понятия «предки», «потомки», «современники», «семейная родословная». Правила составления родословного древа. Профессии моих родителей.

Происхождение и значение имён и отчеств. Что означают различные имена?

Как возникло отчество и зачем оно нужно?

Происхождение фамилий. Происхождение фамилии от территории, от имени, от профессии, от названия животного и т.п..

Семейные традиции. Понятия – «семья», «семейная традиция», «семейный праздник». Необходимость соблюдения семейных традиций. Семейные реликвии моих предков (фотографии, вышивка, вязание, ткачество, плетение и т.п.).

Семейный герб. Понятия «герб», «семейный герб». Правила составления герба.

Исследовательские, практические работы: «Моё генеалогическое древо», «Мои однофамильцы среди известных людей», «Откуда моя фамилия», «Семейный герб». Выставка рисунков – «Моя семья».

Раздел 3. История нашей школы.

Школа – светлая гавань детства. История развития родной школы, её традиции.

Школьный музей. Основные этапы истории школы. «Старая фотография» рассказывает. Традиции школы. Лучшие выпускники, которыми гордится школа.

«Мои родители – выпускники моей школы». «В какой школе учились мои родители». Работа с семейными архивами. Как провести опрос родственников.

Экскурсии: в школьный музей (знакомство с экспозицией, посвящённой истории школы)

Исследовательские, практические работы: просмотр видеофильма о школе, экскурсия в школьный музей – знакомство со школьной символикой, выставка фотографий – «Мои родители – выпускники моей школы», «В какой школе учились мои родители».

Раздел 4. История Оренбуржья и города Оренбурга.

Информация. Источники информации. Что такое исследование? Кто такие исследователи? Понятия «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.

Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия. Как предметы попадают в музеи. Рассказ о правилах поведения в музее, сбора и описания экспонатов для музея. Семейный архив.

Далёкое прошлое нашего края.

Родной край в годы Великой Отечественной войны.

Моя семья в годы Великой Отечественной войны. Связь истории каждой семьи с историей всей страны. Ответственность человека за общее благополучие.

Экскурсии: в сельский музей, знакомство с экспозицией, посвящённой Великой Отечественной войне.

Практическая работа: знакомство с предметами быта, орудиями труда и т.д., их зарисовка.

Раздел 5. Флора и фауна Оренбургского края.

    1. Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений.

    2. Разнообразие животного мира.

    3. Природа для отдыха и туризма.

Раздел 6. Дела нашего округа. Что дает наш округ стране?

Предприятия нашего округа.

Главные праздники народов разных религий.

Экскурсии на предприятия.

Исследовательские, проектные и практические работы: конкурс плакатов, сообщения о профессиях родителей.

Основное направление программы курса «Моё Оренбуржье» - исследовательская и практическая деятельность. Объектом этой деятельности становится окружающая действительность. Все задания имеют практическую направленность и требуют от ребенка разнообразной деятельности как в классе на уроке, так и вне школы, самостоятельно и с помощью взрослых. Обучающиеся развивают наблюдательность, учатся проводить исследования, сопоставлять факты. Формирование исследовательской культуры младших школьников начинается с достаточно интересного материала. Ребёнок пытается узнать, что означает его имя, фамилия. Он начинает исследовать. Для этого он просматривает энциклопедии, посещает библиотеку, вместе со своей семьёй составляет родословное древо. В ходе выполнения работы расширяется и обогащается кругозор и словарный запас младших школьников.

Дети сначала узнают более подробно о своей семье, о профессиях родителей. Затем знакомятся со свой улицей, на которой находится их дом, исследуют свой микрорайон, родной посёлок, район, их достопримечательности. Знания, полученные в результате исследовательских работ, найдут применение на уроках не только окружающего мира, но и на уроках русского языка, математики, истории. В результате формируются универсальные учебные действия: умение планировать свою работу, умение оценивать имеющиеся знания и умения, умение находить необходимую информацию в разных источниках, выделять главное.

Выполняя такие работы, обучающиеся приобретают навыки коллективной деятельности, растут патриотами своего края.

Форма организации занятий индивидуально-групповая:

  1. Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)

  2. Проектная деятельность

  3. Экскурсии (планируются на полугодие и проводятся в определенные, указанные в расписании дни по общешкольному плану, в котором четко определяется место, время и тема экскурсии; особое место в программе отводится посещению музеев.

  4. Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства и т.д.)

  5. Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)

  6. Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)

  7. Турнир «Я- оренбуржец»

  8. Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)

  9. Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)

9.Конференции (участие обучающихся в школьных и районных мероприятиях) и т.п

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, экс­курсии, творческие конкурсы, рисунки, коллажи, ролевые игры, тесты, исследования, проекты, фотоконкурсы, мини-сочинения.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.





Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье»1 класс

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Кол-во часов

Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.

5



Что мы будем изучать? Моя Родина – Россия.

1



Гимн, герб, флаг – символы страны.

1



Оренбургская область – мой край родной.

1



Город Оренбург-центр Оренбуржья. Заочное путешествие.

1



Экскурсия. Изучение флоры на пришкольном участке.

1

Моя семья. Родословная.

5



Моя семья - моё богатство.

1



Я и мое имя. Я – сын, я – дочь. Каков я? (я – внук, я – внучка).

1



Моя мама, мой папа (мои дедушка и бабушка).

1



Экскурсия по родному селу

1



Родословная моей семьи. Презентация.

1

История нашей школы.

3



Я – ученик моей школы (экскурсия по школе).

1



Из истории моей школы.

1



Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

1

История Оренбуржья и города Оренбурга.

5



Моя малая Родина – Гайский городской округ.

1



Экскурсия по улицам города Гай

1



Памятники города Гай.

1



Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны.

1



История памятника воинам – ветеранам Великой Отечественной войны. Экскурсия к обелиску.

1

Флора и фауна Оренбургского края.

3



Природа нашего края. Экскурсия в природу.

1



Охрана окружающей среды. «Красная книга».

1



Что даёт наш край стране. Природные богатства.

1

Дела нашего округа. Что дает наш округ стране.

4



Обзорная экскурсия по Гайскому городскому округу. Достопримечательности нашего округа

1



Предприятия нашего округа.

1



Оренбургский пуховый платок.

1



Викторина «Знатоки родного края»

1

Тематическое планирование курса«Моё Оренбуржье»2 класс

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Кол- во часов

Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.

7



Вводное занятие «Что изучает краеведение»; «Кто такие краеведы?».

1



Обзорная экскурсия. «История Гайского района»

1



Мой край на карте Родины (Оренбургская область - частица России. Наша область на карте страны. Значение города Оренбург для страны).

1



Виртуальная экскурсия. Памятники нашего края.

1



Государственная символика Оренбурга и Оренбургского района.

1



Многонациональное Оренбуржье.

1



Урок-викторина.

1

Моя семья. Родословная.

7



Моя семья.

1



Экскурсия в музей под открытым небом «Национальная деревня»

1



Семейные традиции, обязанности.

1



История моей семьи в истории моей страны.

1



Наша семейная реликвия.

1



Герб семьи.

1



Поколение, потомки, предки.

1

История нашей школы

3



Моя школа.

1



Мои школьные друзья.

1



Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей!

1

История Оренбуржья и города Оренбурга

2



Конкурс рисунков «Что даёт наш край стране».

1



Великая Отечественная война в истории Оренбургской области.

1

Флора и фауна Оренбургского края

5



Природа Оренбургского края.

1



Растения Оренбургского края . Красная книга растений.

1



Животный мир Оренбургского края . Красная книга животных.

1



Водоёмы Гайского городского округа .

1



Заповедники нашего края.

1

Дела нашего города. Что дает наш город стране

10



Труд людей нашего края.

1



Что даёт наш край стране? Голубое золото Оренбуржья.

1



Народные промыслы нашего края. Оренбургский пуховый платок.

1



Поэты и писатели нашего края.

1



Экскурсия, «Оренбург- стартовая площадка в космос.» (виртуальный музей Космонавтики)

1



Поклон тебе, солдат России. Конкурс чтецов.

1



Мои земляки-Защитники Отечества. Возложение цветов к памятнику «Воинам –землякам».

1



Родники моей родины. Экскурсия на реку Урал. Природоохранная работа по охране чистой воды.

1



Экскурсия по селу

1



Проект «Мой родной край».

1

Тематическое планирование курса «Моё Оренбуржье»3 класс

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Кол-во часов

Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.

7



Оренбургская область, Оренбургский район – субъект Российской Федерации.

1



Изучение символики Гайского городского округа

1



Экскурсия в музей г.Гая

1



Оренбургская область, район на карте России.

1



Исторические памятники родного края.

1



Народы, заселяющие Оренбургский район .

1



г. Оренбург — центр Оренбуржья.

1

Моя семья. Родословная.

5



«Кто я?» «Где живу?».

1



Я и мое имя. Откуда к нам пришли наши имена.

1



Профессии моих родителей (круглый стол, экскурсия).

1



Экскурсия по селу

1



Мир семейных увлечений.

1

История нашей школы.

3



Дом, в котором я учусь. Достижения моей школы.

1



Мой класс. Мой класс? Мой класс!

1



«Школьные годы – чудесные».

1

История Оренбуржья и города Оренбурга.

6



Музеи, библиотеки, архивы – хранители исторического наследия истории Оренбургского края.

1



Изучение материалов об истории с.Колпакское

1



Родной край в годы Великой Отечественной войны.

1



Родной край в годы Великой Отечественной войны.

1



Экскурсия в краеведческий музей

1



Герои нашего времени. Современный округ.

1

Флора и фауна Оренбургского края.

7



Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений.

1



Разнообразие растительного мира, ядовитые растения, лекарственные растения, охрана растений.

1



Разнообразие животного мира.

1



Природа для отдыха и туризма

1



Природа для отдыха и туризма.

1



Эколого - краеведческие тропы.

1



Экскурсия в музей пухового платка.(виртуальная)

1

Дела города. Что дает наш город стране.

6



Экскурсия в музей Гайского округа « Оренбург - родина талантов»

1



Предприятия и достопримечательности нашего округа

1



Природные особенности родных мест.

1



Любить село- значит быть ему полезным.

1



«Вместе дружная семья».

1



Турнир « Я- оренбуржец»

1











Тематическое планирование курса«Моё Оренбуржье»4 класс

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема

Кол-во часов

Моя Родина – Россия. Родной Оренбургский край.

8



Оренбургская область, Гайский городской округ. Историческое образование границ. Пограничные территории.

1



Губернаторы Оренбургской области, Администрация Гайского городского округа (история и современность).

1



Что даёт наш край стране. Природные богатства.

1



Традиции и обычаи народов Оренбургской области.

1



Из истории моей школы. Посещение школьного музея.

1



Экскурсия по селу

1



Исторические памятники родного края.

1



Урок-проект Эколого – краеведческий маршрут.

1

Моя семья. Родословная.

6



Моя семья - моё богатство. Генеалогическое древо моей семьи.

1



Старые фотографии рассказали. История моей семьи в истории города и страны.

1



Экскурсия в музей под открытым небом «Национальная деревня»

1



Традиционные праздники моей семьи.

1



Профессии моих родителей.

1



Урок-праздник «Мама, папа, я – дружная семья».

1

История нашей школы

4



Гордость нашей школы. Традиции моей школы.

1



Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

1



Урок-проект «Школа нашей мечты».

1



Экскурсия. Литературный музей заповедник писателя С.Т. Аксакова.(виртуальная)

1

История Оренбуржья и города Оренбурга

6



Оренбуржье – многонациональный край. Кто является аборигенами Оренбургского края? (казахи, башкиры, татары, русские, мордва, чуваши)

1



Экскурсия в музей Оренбургского казачества.(виртуальная)

1



Загадочный мир названий улиц города Оренбург.

Исторические здания на карте города.

1



Родной край в годы Великой Отечественной войны.

1



Герои нашего времени.

1



Современный Оренбург.

1

Флора и фауна Оренбургского края.

4



Природа нашего края. Экскурсия.

1



Флора и фауна нашего края. Красная книга Оренбургской области.

1



Лекарственные и ядовитые растения, произрастающие в нашей местности.

1



Водоемы Оренбургской области.

1

Дела нашего города. Что дает наш город стране.

6



Предприятия и достопримечательности нашего района.

1



С чего начинается Родина. История моего села.

1



Любить село - значит быть ему полезным.

1



Экскурсия.

1



Народные промыслы моего края.

1



Турнир «Я- оренбуржец»

1




Литература, используемая педагогами:

1. «Край степной - Оренбуржье». М., «Планета», 1983г.

2. Ветров А.С. География Оренбургской области. Челябинск, ЮУКИ, 1996г.

3. Гаранькии Ю.Д., Дорофеев В.В., Жилин А.Н. – Оренбург

4. Жилин А.Н. Оренбургское книжное издательство. 1995. - 160 с

5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина М.: творческий центр, 2003.76с

6. Мансуров И.З., И.Я. Скутин. Путеводитель-справочник – Челябинск: Южно- Уральское книжное издательство, 1977. - 204 с 151

7. Масленникова О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты – Волгоград: Учитель, 2011

8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: – М.: Мозаика – Синтез, 2009

9. Оренбуржье» (http://www.orenobl.ru)

10. Саво И.Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2010

11. Сайгин, Н.И. История культуры Оренбуржья (XVIII — XXI вв.) / Н.И. Сайгин. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. — 480 с.

12. Сайт «Оренбургская область», раздел «Стихи оренбургских поэтов про

13. Свобов Ю., О. А. Колдина Энциклопедия «Оренбуржье» / и др.- Оренбург, Оренбургское литературное агентство «Золотая аллея», 2010

14. Соломенникова О.А. Программа и методические рекомендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2008

15. Хабарова Т.В., Шафигуллина Н.В. Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников. Методическое пособие для педагогов. – СП.б.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

16. Чибелёв А.А. Природное наследие Оренбургской области – Учебное пособие. – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996г.

17. Чибилев, А.А. Географический атлас Оренбургской области / А.А.Чибилёв.-научн.ред. и.- М.: Издательство ДИК. 1999. - 96 с.

18. Юлаев И. Встретимся летом. Оренбург, 1999г.


Литература для детей:

1. Разувин В. «К Оренбургу».

2. Загадки о лесе, животных и птицах.

3. Букалов А.. Загадки, чтение «Как машины хлеб берегут»; пословицы и поговорки о хлебе,

4. Сухомлинский В. «Моя мама пахнет хлебом», О.Зыкова «Хлебороб».

5. Семикозова Н. «Родина», загадки о профессиях, пословицы и поговорки о труде.

6. Некрасов Н.А., Колосья. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

7. Приходько В., Дом зерна. – Москва, Издательство «Малыш», 2010

8. Прусс А. «Рассказы по истории Оренбуржья.

9. Романовский С., Родина. — Москва, Издательство «Детская литература», 2001

10. Стихотворение «Мой Оренбург»,

11. Михалков С. «Улица моя».

12. Топелиус З., Три ржаных колоса. – Москва, Издательство «Детская литература», 2000