8
«Рассмотрено» на педагогическом совете протокол от 30 августа 2021г. №1 | «Утверждаю» Директор МБОУ «СШ №1» города Смоленска ______________/Л.П. Мирошкина/ ФИО приказ от 30 августа 2021г. №155 - ОД |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В ОБЛАСТИ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
2а класс
Филяева Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
2021-2022 учебный год
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Федеральный государственный стандарт начального общего образования формулирует требования к результатам освоения курса по внеурочной учебной деятельности в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
формирование целостного мировоззрения;
формирование осознанного, доброжелательного и уважительного отношения к другому человеку, его мнению;
освоение социальных норм, правил поведения;
развитие морального сознания, формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
развитие коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологического сознания;
развитие эстетического сознания;
развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие.
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Согласно Рабочей программе воспитания СШ №1(утверждена приказом по МБОУ «СШ №1 г. Смоленска» № 107-ОД от 15.06.2021), образование личности должно быть сориентировано не только на освоение информации, но и развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств обучающихся, позволяющих им учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Реализация воспитательного потенциала на уроках предполагает:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего отношения к ней;
-использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими детьми;
-включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению информации, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
-инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
осознанное владение логическими действиями (определение, обобщение, установление аналогии, классификация);
умение устанавливать причинно-следственные связи;
развитие исследовательских учебных действий;
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности
Предметные результаты:
поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
сбор, обработка и передача информации различными способами;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий и причинно – следственных связей;
осуществление рефлексии способов и условий действий;
самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем различного характера;
построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
презентация полученной информации с помощью ИКТ;
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание учебного предмета
2 класс (34 часа)
В организации каждой экскурсии можно выделить три этапа:
подготовительный период,
проведение самой экскурсии,
послеэкскурсионная работа, закрепляющая экскурсионный материал.
Подготовительный этап — это сбор и отработка материала через уроки внеклассного чтения, окружающего мира, литературы; организация выставок рисунков, макетов, различных поделок; выпуск и обсуждение литературных листков, тематических газет; проведение мастер-классов; детские сообщения.
Послеэкскурсионная работа предполагает закрепление материала. Ребята делятся своими впечатлениями с помощью фоторепортажей, стенгазет, своих стихов и сочинений, подключаются родители — выпускают свои фото- и видеосюжеты, обмен мнениями, впечатлениями, планирование следующих путешествий и экскурсий.
Тематика экскурсий направлена на социокультурную адаптацию, формирование гражданской позиции и духовно-нравственных ценностей обучающихся.
Экскурсионная деятельность начинается в 1 классе с изучения школы: столовая, библиотека, спортивный зал, актовый зал, кабинеты, библиотека. Далее идет изучение родного города. Со 2 класса планируются экскурсии по Смоленской области. В 4 классе по согласованию и при участии родителей планируются организованные выезды детей в различные города.
Экскурсионная деятельность включает в себя:
Обзорные беседы
Экскурсии
Обсуждения полученной в ходе экскурсий информации
Тематическое планирование
2 класс
Количество часов всего – 34
№ | Дата проведения | Раздел/Тема |
1. | | Правила по ТБ, ПДД, ППБ. Цели и задачи изучения курса «Экскурсионная деятельность» |
2. | | Зачем нужны музеи? Возникновение музеев |
3. | | Беседа «Как вести себя во время экскурсии». Виртуальная экскурсия "Спортивная школа олимпийского резерва "Юность России" |
4. | | Мини – рассказ (или рисунок) «Дорога в мир спорта» |
5. | | Знакомство с текстом Гимна Смоленску. Видео – фильм (клип). Обсуждение виртуальной экскурсии по клипам, изображение впечатлений в рисунках, имеющихся фотографий знакомых мест в городе Смоленске |
6. | | Виртуальная экскурсия «Археологический заповедник Гнездовские курганы»: из истории возникновения Смоленска. |
7. | | |
8. | | Виртуальная экскурсия в «Центр спортивной подготовки, спортивных сборных команд Смоленской области». |
9. | | Виртуальная экскурсия в «Центр спортивной подготовки, спортивных сборных команд Смоленской области». Обсуждение виртуальной экскурсии, изображение впечатлений в рисунках. |
10. | | Виртуальная экскурсия в «Центр спортивной подготовки, спортивных сборных команд Смоленской области». Центр спортивной подготовки и проведения спортивных мероприятий занимается развитием спорта высших достижений, организацией и проведением областных, региональных, всероссийских и международных спортивно-массовых мероприятий на территории Смоленской области. |
11. | | Беседа «Спорт – это здоровье». Аппликация на спортивную тематику |
12. | | Виртуальная экскурсия в г. Великий Устюг 18 ноября. «В гости к Деду Морозу» в день рождения. Музей ледовых скульптур |
13. | | Беседа-рассуждение за круглым столом: «Зачем мы занимаемся спортом? Виды спорота. Многообразие спортивной жизни. Секреты спортивного мастерства. |
14. | | Посещение «Ледового дворца»(каникулы, предновогодние праздники) по усмотрению учителя |
15. | | Посещение «Ледового дворца» (каникулы, предновогодние праздники) по усмотрению учителя |
16. | | Посещение «Ледового дворца» (каникулы, предновогодние праздники) по усмотрению учителя |
17. | | Посещение «Дворца спорта «Юбилейный» (каникулы, предновогодние праздники) по усмотрению учителя |
18. | | Литературная виртуальная прогулка по историческому центру г. Смоленска. Рисунок улицы старого Смоленска. |
19. | | Литературная виртуальная прогулка по историческому центру г. Смоленска. Рисунок улицы старого Смоленска. |
20. | | Подведение итогов акции «Покорми птиц» |
21. | | Виртуальная экскурсия «СПОРТИВНЫЕ МУЗЕИ МИРА». |
22. | | Виртуальная экскурсия «СПОРТИВНЫЕ МУЗЕИ МИРА». |
23. | | Виртуальная экскурсия «СПОРТИВНЫЕ МУЗЕИ МИРА». |
24. | | Виртуальная экскурсия «Смоленск в старых фотографиях» |
25. | | Презентация: «Твои люди, Смоленск!» Рассказы о смолянах - участниках Олимпийских игр. |
26. | | Презентация: «Твои люди, Смоленск!» Рассказы о смолянах - участниках Олимпийских игр |
27. | | Встреча с выдающимися спортсменами Смоленщины |
28. | | Встреча с выдающимися спортсменами Смоленщины |
29. | | Виртуальная экскурсия в «Смоленскую Государственную академию Физической Культуры Спорта и Туризма» |
30. | | Экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945г.г.». |
31. | | Обсуждение экскурсии. Написание отзыва по теме, изображение впечатлений в рисунках. Проекты обучающихся |
32. | | Пешая экскурсия на набережную реки Днепр. Групповая работа: «Животный и растительный мир родных мест в фотографиях». Защита группового проекта: «Животный и растительный мир родных мест в фотографиях» |
33. | | Знакомство с растительным и животным миром Смоленской области, с животными, занесенными в Красную книгу России. Что растет в краю родном, кто живет в краю моем. |
34. | | Итоговый урок. Защита проектных работ по темам года (поделка из природного материала и пластилина, доклады о редких животных нашего края) |