СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "природа родного края"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "природа родного края"»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГУБЕРНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ ВО «ГПК»)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ

(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

















Россошь, 2025г

Содержание


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Содержание курса внеурочной деятельности «Природа родного края» 6

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Краеведение: Природа родного края» 8

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 8

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 8

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 9

Тематическое планирование 10







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Краеведение: Природа родного края» (далее – программа) составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённого приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12 августа 2022 № 732.

Актуальность программы внеурочной деятельности обусловлена важностью формирования ценностного отношения младших школьников к природе родного края — Воронежской области, её разнообразию, богатству и красоте, а также необходимостью объединения усилий учебной и внеучебной деятельности обучающихся в развитие и воспитание личности школьника.

Для современной системы образования важным является интегративный подход, обеспечивающий взаимосвязь учебного и воспитательного процессов. Такая интеграция способствует формированию ключевых личностных качеств, в частности гражданственности и патриотизма. Одним из направлений патриотического воспитания является развитие внимательного и бережного отношения к природе родного края.

В начальной школе изучение родной природы способствует формированию у ребёнка образа целостной картины мира и является основой будущих знаний по географии, биологии, экологии. В сочетании с уроками окружающего мира программа «Краеведение: Природа родного края» расширяет и углубляет знания учащихся о природе родной местности, делает их эмоционально насыщенными и практически значимыми.

Курс направлен на формирование у учащихся исследовательских умений, развитие наблюдательности, логического и экологического мышления, культуры речевого общения. Освоение материала происходит через методы наблюдения, сравнения, проектной и исследовательской деятельности, игровые и практические формы занятий. Используются такие формы работы, как ведение «Дневника путешественника», создание презентаций, участие в экскурсиях и ролевых играх.

Основная цель курса – активизация познавательной деятельности младших школьников, развитие интереса к природе родного края, формирование основ экологического и патриотического сознания, культуры исследовательского труда.

Курс предназначен для обучающихся 4 класса. В ходе реализации программы учащиеся осваивают элементарные исследовательские умения, развивают способность аргументировано выражать собственное мнение, работать в группе, использовать различные источники информации.

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания и учитывает психолого-педагогические особенности младших школьников. Это обеспечивает интеграцию обучающей и воспитательной деятельности педагога, способствуя не только интеллектуальному, но и личностному, социальному развитию ребёнка. Это выражается: – в приоритете личностных результатов, направленных на формирование у школьников патриотических чувств и экологического сознания; – в формировании уважительного отношения к природе, человеку, труду, культуре; – в активных формах занятий, обеспечивающих включённость учащихся во взаимодействие с педагогом и сверстниками, создание условий для детско-взрослого сообщества, важного элемента воспитательной среды.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). 2 часа запас. Целевая аудитория – учащиеся 4 класса.





Содержание курса внеурочной деятельности «Природа родного края»

Раздел 1. Воронежская область — наш родной край
Понятие «родной край». Географическое положение Воронежской области на карте России. Основные природные объекты. Природные зоны региона, особенности ландшафта.

Раздел 2. Вода и леса нашего края
Особенности лесостепной зоны. Главные реки Воронежской области. Значение водных объектов. Заказники и памятники природы: примеры и назначение.

Раздел 3. Россошанский район на карте
Географическое положение города Россошь. Природные особенности района. Река Чёрная Калитва: особенности, значение, природные условия.

Раздел 4. Живая природа
Растительный мир Россошанского края. Основные виды деревьев, кустарников, трав. Животный мир: типичные и редкие виды, охрана животных. Красная книга Воронежской области.

Раздел 5. Степи и сельское хозяйство
Поля и степи Россошанского района. Роль сельского хозяйства. Значение лесопосадок и полезащитных полос в сохранении экосистем.

Раздел 6. Природные условия и охрана природы
Климатические условия юга области. Погода по временам года. Экологические проблемы и пути их решения. Родники Россоши — источники чистой воды.

Раздел 7. Практика, традиции, символика
Экскурсии как форма изучения природы. Влияние человека на окружающую среду. Народные традиции, обряды, связанные с природой. Природные символы в гербах и культуре.

Раздел 8. Заключение. Итоговое занятие
Обобщение знаний о природе родного края. Презентация проектов. Формирование чувства ответственности за сохранение природы.
































Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Краеведение: Природа родного края»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
формирование гражданско-патриотических чувств, чувства гордости
за свою страну, её природные богатства, разнообразие и красоту;
проявление желания изучать природу родной страны, описывать
природные зоны, создавать тексты-картинки для «Дневника путешественника».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
понимать зависимости жизни и состояния живого мира природы
от явлений неживой природы; называть и описывать особенности
приспособления растительного и животного мира к среде обитания;
анализировать и оценивать факторы адаптации растений и животных
к окружающей среде;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию;
аргументировать своё мнение;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре.

Универсальные коммуникативные действия:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с педагогом
и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг
с другом;
участвовать в беседе (дискуссии): умение задавать вопросы, высказывать
своё мнение, соблюдать правила ведения диалога;
конструировать суждения, выражать свою точку зрения; понимать
намерения других участников занятий, проявлять уважительное отношение
к ним; в корректной форме формулировать свои возражения;
создавать небольшие тексты описательного, повествовательного
характера;
публично представлять результаты работы, связанные с тематикой курса.

Универсальные регулятивные действия:
проявлять активность в познавательной деятельности;
работать с информацией, представленной в текстовой, иллюстративной
и графической форме;
оценивать результат коллективной (групповой) работы.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
находить и показывать основные природные зоны на физической карте
и на карте природных зон России;
объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране,
давать характеристику природной зоны, сравнивать различные природные зоны;
приводить примеры растений и животных разных природных зон,
описывать и сравнивать их;
оценивать деятельность людей в разных природных зонах, влияние
особенностей зоны на деятельность человека и влияние деятельности человека
на природу зоны; называть возникающие экологические проблемы и способы их
решения, приводить примеры заповедников России.

Тематическое планирование




Разделы

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание темы

Основные виды деятельности учащихся

1



Раздел 1. Воронежская область — наш родной край.




Знакомство с курсом. Воронежская область на карте.

1

Введение в курс. Определение положения области на карте.

Беседа, работа с картой, задания в рабочей тетради.

2


Природные зоны Воронежской области.

1

Общая характеристика природных зон области.

Работа с картой, презентация, таблицы.

3


Раздел 2. Вода и леса нашего края




Лесостепи и реки Воронежа

1

Особенности лесостепи, главные реки.

Схемы, мини-доклады, карта.

4


Заказники и памятники природы Воронежа

1

Природоохранные территории региона.

Фото и видео-иллюстрации, карта.

5


Раздел 3. Россошанский район на карте


Город Россошь на карте области

1

Географическое положение города.

Групповая работа, мини-исследование.

6


Раздел 4. Живая природа


Природа Россошанского района: река Черная Калитва

1

Крупнейшая река района и её особенности.

Иллюстрации, карта, рассказ.

7


Растительный мир Россошанского края

1

Основные виды растений, гербарии.

Иллюстрации, работа в группах.

8


Животный мир и охраняемые территории

1

Редкие животные и их защита.

Красная книга, видео, обсуждение.

9


Раздел 5. Степи и сельское хозяйство


Поля и степи вокруг Россоши

1

Особенности степного ландшафта.

Беседа, фото, описание.

10


Лесопосадки и полезащитные леса

1

Роль защитных лесополос.

Карта, анализ схем, наблюдения.

11


Раздел 6. Природные условия и охрана природы


Погода и климат юга Воронежской области

1

Особенности климата района.

Графики, анализ погоды.

12


Экология и бережное отношение к природе

1

Экологическое поведение.

Правила, мини-проекты, дискуссия.

13


Источники чистой воды. Родники Россоши

1

Родники и их значение.

Фото-экскурсия, карта, рассказы.

14


Раздел 7. Практика, традиции, символика


Экскурсия: родные места глазами школьника

2

Практическое закрепление материала.

Экскурсия, фотосъёмка, презентация.

15


Как человек влияет на природу Россошанского края

1

Влияние человека: плюсы и минусы.

Эссе, групповой анализ.

16


Народные традиции, связанные с природой

1

Традиции и обряды, связанные с природой.

Инсценировка, календарь.

17


Символика природы в культуре и гербах

1

Природные образы в символике.

Анализ гербов, рисование.

18


Раздел 8. Заключение. Итоговое занятие



Итоговое занятие: природа — наш дом

1

Обобщение, рефлексия, проект.

Викторина, устный рассказ.



Итого: 34 часа, 2 часа запаса.