СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 4 класс на 2025-2026 уч.г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной еятельности "Разговоры о важном"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Разговоры о важном" 4 класс на 2025-2026 уч.г.»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования Орловской области‌‌

Муниципальное образование "Город Орёл"‌

муниципальная бюджетная общеобразовательная средняя школа № 13 г. Орла



РАССМОТРЕНО

Школьным профессиональным объединением учителей начальных классов

__________________

Руководитель ШПО


Протокол №

от « » 08 2025 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________________


Приказ №

от « » 08 2025 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

_____________________


Приказ №

от « » 08 2025 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ

(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

4 класс















2025-2026 учебный год



Актуальность и назначение программы

Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее — программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных образовательных программ начального образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности.

Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающихся ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Педагог помогает обучающемуся:

  • в формировании его российской идентичности;

  • в формировании интереса к познанию;

  • в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;

  • в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и правовых норм;

  • в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;

  • в развитии у школьников общекультурной компетентности;

  • в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;

  • в осознании своего места в обществе;

  • в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;

  • в формировании готовности к личностному самоопределению.

Программа реализуется в работе с обучающимися 4 класса в течение одного учебного года, за 34 учебных часа.

Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить учебную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только- на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.

Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.

При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.

Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.

Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) Государственного гимна Российской Федерации. Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия.

При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть — мотивационная, вторая часть — основная, третья часть — заключительная.

Цель мотивационной части занятия — знакомство обучающихся с темой занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную часть занятия.

Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).

В заключительной части подводятся итоги занятия.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Зачем человеку учиться? Обучение человека происходит на протяжении всей жизни. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Почему знания влияют на всю жизнь человека? Развитие навыков работы в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.

Русский язык в эпоху цифровых технологий. Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современный языковой ландшафт характеризуется изменениями в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Понимание уместности употребления тех или иных слов и форм. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем.

Цифровой суверенитет страны. Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.

Мирный атом. День работника атомной промышленности. Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.

О творчестве. Ко Дню музыки. Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства. Состояние современной отечественной музыки: жанры и направления.

Что такое уважение? Ко Дню учителя. Уважение — признание достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка ко взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня учителя.

Как понять друг друга разным поколениям? Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.

О городах России. Ко Дню народного единства. Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.

Общество безграничных возможностей. Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.

Селекция и генетика. К 170-летию И. В. Мичурина. Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В. Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.

Как решать конфликты и справляться с трудностями. Ко Дню психолога. Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.

Профессия — жизнь спасать. Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском. Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.

Домашние питомцы. Всемирный день питомца. Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?

Россия — страна победителей. Ко Дню Героев Отечества. Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.

Закон и справедливость. Ко Дню Конституции. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?

Совесть внутри нас. Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности.

Календарь полезных дел. Новогоднее занятие. Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России. Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.

Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация. Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?

Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее. Российские музеи — хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства. Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?

Как создавать свой бизнес? Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшения жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки молодых предпринимателей в нашей стране.

Есть ли у знания границы? Ко Дню науки. Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?

Слушать, слышать и договариваться. Кто такие дипломаты? Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог?

Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества. Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

День наставника. День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж. Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?

Всемирный день поэзии. Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?

Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России. Российская драматургия, опера и балет — часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.

Как справляться с волнением? Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?

65 лет триумфа. Ко Дню космонавтики. Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.

Как мусор получает «вторую жизнь»? Технологии переработки. Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек? Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?

Что значит работать в команде? Сила команды. Ко Дню труда. Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться общего успеха. Как стать частью команды? Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.

Песни о войне. Ко Дню Победы. Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?

Ценности, которые нас объединяют. Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью народа, способствуют укреплению общества и развитию страны. Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.

В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.

В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.

В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.

В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы; определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат.

В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; устанавливать причины

успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном».

Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой России.

Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.

Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе; формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее значимых объектах всемирного культурного и природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших причинно- следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных ресурсов образовательной организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.

Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие», «со- страдание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства, знание общепринятых в российском обществе норм мора- ли, отношений и поведения людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.

Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.

Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.

Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной культуры.

Физическая культура: формирование общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС


№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Основное содержание

Виды деятельности обучающихся

Электронные ресурсы





1





Зачем человеку учиться?





1

Приобретение знаний на протяжении всей жизни. Роль знаний в развитии личности и общества. Влияние цифровых технологий на приобретение знаний. Необходимость управления человеком цифровыми технологиями. Развитие навыков работы

в команде, уважения разных мнений, разрешения конфликтов и эмпатии в ходе школьного образования.

Формирующиеся ценности: жизнь,

созидательный труд, патриотизм


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа

с иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





2





Русский язык в эпоху цифровых технологий





1

Русский язык — государственный язык, объединяющий многонациональную семью народов Российской Федерации. Современное разнообразие русского языка, изменения

в устной и письменной речи под влиянием цифровой среды. Правила использования стилей речи в современной коммуникации. Грамотная, логичная и понятная речь — признак образованного человека и залог успеха в будущем.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы, патриотизм


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





3




Цифровой суверенитет страны





1

Что такое цифровой суверенитет? Как обеспечивается цифровая безопасность государства и каждого человека? Возможности цифрового мира: как современные технологии помогают учиться, работать и осваивать новые горизонты. Мир цифровых профессий: как создаются новые технологии? Правила безопасного поведения в сети и угрозы цифрового мира.

Формирующиеся ценности: патриотизм,

права и свободы человека


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





4



Мирный атом.

День работника атомной промышленности




1

Мирный атом — это использование атомной энергии в мирных целях на благо человечества. Уникальные атомные технологии и достижения отечественной научной школы. Контроль распространения атомной энергии. Влияние экологически чистых и эффективных источников энергии на будущее человечества.

Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





5




О творчестве. Ко Дню музыки





1

Творчество — неотъемлемая часть жизни каждого человека. Возможности реализации творческого потенциала взрослых и детей. Русская культура — признанное мировое достояние человечества. Музыка как вид искусства. Состояние развития современной отечественной музыки: жанры и направления.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





6




Что такое уважение? Ко Дню учителя





1

Уважение — признание достоинств личности. Уважение к окружающим и чужому труду как основа гармоничного развития общества. Правила общения внутри семьи, школы и коллектива. Подготовка к взрослой жизни и формирование ответственности. О роли педагога в воспитании личности. Традиции празднования Дня учителя.

Формирующиеся ценности: взаимоуважение,

служение Отечеству и ответственность за его судьбу


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф



7



Как понять друг друга разным поколениям?



1

Семья как ценность в жизни каждого человека, основа любого общества. Формирование общих семейных ценностей — залог взаимопонимания в семье. Обмен опытом между поколениями и бережное отношение друг к другу как путь к позитивным изменениям и взрослению.

Формирующиеся ценности: крепкая семья

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф






8




О городах России. Ко Дню народного единства





1

Города России: разнообразие культур, языков и вековых традиций. Единство народов, проживающих на территории Российской Федерации. Древнейшие города России как хранители информации о наших предках и культурного кода страны. Изучение российских городов — изучение страниц истории Отечества. Роль государства в развитии малых городов. Возможности граждан в развитии своей малой родины.

Формирующиеся ценности: единство народов России, гражданственность



Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным мате- риалом





Разговоры о важном. рф





9




Общество безграничных возможностей





1

Общество — совокупность разных людей, отличных друг от друга, но имеющих единые потребности в любви, уважении, дружбе, принятии и самореализации. Роль цифровых технологий в расширении возможностей участия в общественных процессах. Готовность уважительно воспринимать другого человека — основа гармоничных отношений в обществе.

Формирующиеся ценности: жизнь, взаимоуважение


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным мате- риалом





Разговоры о важном. рф




10




Селекция и генетика. К 170-летию

И. В. Мичурина




1

Состояние науки в современной России. Роль генетики и селекции в сельском хозяйстве, медицине, промышленности и т. д. Мировое признание достижений отечественной научной школы. Открытия И. В.

Мичурина и их влияние на развитие страны. Возможности для подрастающего поколения в познании мира и личном развитии.

Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные идеалы


Познавательная беседа, просмотр видеофраг- ментов, выполнение интерактивных заданий, работа с текстовым и иллюстративным мате- риалом





Разговоры о важном. рф




11



Как решать конфликты и справляться

с трудностями.

Ко Дню психолога




1

Конфликты и трудности — естественный элемент развития общества и каждого отдельного человека. Поиск причины конфликтов как ключ к их разрешению. Совместные усилия и внимание друг к другу как залог преодоления трудностей. Правила разрешения конфликтных ситуаций.

Формирующиеся ценности: взаимопомощь,

взаимоуважение, коллективизм

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





12




Профессия — жизнь спасать




1

Спасатели — специалисты, которые помогают людям в опасных ситуациях. Профессия спасателя связана с повышенным риском.

Профессиональные качества и навыки спасателей. Поведение в экстремальных ситуациях. Ответственное отношение к своей и чужой жизни, правила безопасности.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф



13



Домашние питомцы. Всемирный день питомца



1

Роль домашних питомцев в жизни человека. Ответственность, забота и бережное отношение к питомцам. Всемирный день питомца объединяет людей всей планеты для укрепления ценностей дружбы и заботы о животных. Как соблюдать безопасность при общении с животными?

Формирующиеся ценности: милосердие

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф




14




Россия — страна победителей.

Ко Дню Героев Отечества




1

Герои России с древнейших времен и до современности. Традиции героизма, мужества и решительности — неотъемлемая часть российской идентичности и культурного кода. День Героев Отечества — выражение благодарности, признательности и уважения за самоотверженность и мужество.

Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и ответственность за его судьбу


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





15





Закон и справедливость. Ко Дню Конституции





1

Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Конституция закрепляет права и свободы человека как высшую ценность. Справедливость — одна из важнейших духовно-нравственных ценностей российского общества. Знание законов страны как прямая обязанность каждого гражданина России. Какие права и обязанности есть у детей?

Формирующиеся ценности: справедливость,

жизнь, достоинство, права и свободы чело- века


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф




16



Совесть внутри нас



1

Совесть — внутренний ориентир, помогающий отличить добро от зла. Ключевая роль совести в осуществлении личного выбора. Влияние традиционных ценностей, культуры и исторического опыта страны на формирование нравственных ориентиров личности. Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф




17




Календарь полезных дел. Новогоднее занятие




1

Зимние каникулы — это время не только для семейного доcуга и отдыха, но и добрых дел. Чем заняться на каникулах, чтобы провести время с пользой: составление календаря. Новогодние традиции народов России.

Подарки, создание атмосферы новогодней сказки для своих родных и близких.

Формирующиеся ценности: крепкая семья,

единство народов России, взаимопомощь

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф




18



Как создают мультфильмы? Мультипликация, анимация




1

Отечественная школа мультипликации и ее достижения. Мировое признание советских и российских мультипликационных фильмов. Каждый фильм — это труд большой команды профессионалов. От идеи — до экрана: как появляются современные мультипликационные фильмы?

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, гуманизм

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф






19





Музейное дело. 170 лет Третьяковской галерее






1

Российские музеи — хранители богатейшего материального и нематериального наследия страны. Сохранение исторического и культурного наследия как направление государственной политики. Изучение, реставрация и интерпретация памятников искусства.

Третьяковская галерея — крупнейший музей русского искусства и объект всемирного достояния. Почему важно посещать музеи? Профессии в сфере музейного дела. Как создавать и развивать школьный музей?

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, служение Отечеству



Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф






20





Как создавать свой бизнес?





1

Бизнес — ответственный выбор человека, возможность реализовать свою мечту и принести пользу обществу. Современные предприниматели и их возможности в развитии отечественной экономики и улучшении жизни людей. Бизнес — это не только личный успех, но и ответственная командная работа. С чего начать свое дело? О мерах поддержки для молодых предпринимателей в нашей стране.

Формирующиеся ценности: коллективизм,

созидательный труд


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф




21




Есть ли у знания границы? Ко Дню науки




1

Богатейшее наследие российской науки и ее выдающихся представителей. Технологическое лидерство государства и развитие науки. Как меняются научные подходы с развитием цифровых технологий? Государственная поддержка науки и молодых ученых. Как происходят современные открытия? Как стать ученым?

Формирующиеся ценности: патриотизм, созидательный труд


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





22




Слушать, слышать и договариваться.

Кто такие дипломаты?





1

Дипломатия — важная сфера деятельности государства, обеспечивающая защиту интересов государства и российских граждан. Специфика дипломатической работы. Диалог между государствами как основа международной стабильности. Навыки для жизни: как научиться договариваться с окружающими людьми и вести конструктивный диалог.

Формирующиеся ценности: историческая

память и преемственность поколений, многонациональное единство


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф



23


Герой с соседнего двора. Региональный урок ко Дню защитника Отечества



1

Герой — реальный человек, живущий рядом с нами, чья жизнь является примером для окружающих. В каждом регионе России живут выдающиеся герои, отважные, мужественные и трудолюбивые. Что такое героизм? Какие качества отличают героя?

Формирующиеся ценности: патриотизм,

единство народов России

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф






24





День наставника





1

День наставника — важный государственный праздник, который позволяет закрепить статус наставников, подчеркнуть значимость этой деятельности и повысить ее престиж.

Роль наставника в формировании и профессиональном развитии личности. Знаменитые россияне и их наставники. К. Д. Ушинский как основоположник научной педагогики в России. Как найти наставника?

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, созидательный труд


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





25





Всемирный день поэзии





1

Поэзия как часть литературного наследия страны. Русская литература — настоящий культурный феномен. Русских классиков любят и читают не только на родине, но и за рубежом. Почему иностранцы любят и читают русских писателей? Роль поэзии в личном развитии человека, интеллекта и душевных качеств. О современных поэтах России. Почему люди пишут стихотворения, можно ли этому научиться?

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд



Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





26




Большой. За кулисами. 250 лет Большому театру и 150 лет Союзу театральных деятелей России





1

Российская драматургия, опера и балет

— часть мирового наследия. Театр — целая семья разных профессий: декораторы, костюмеры, режиссеры, музыканты, дирижеры, гримеры и многие другие. Почему достижения русской театральной школы широко используются во многих странах мира? Как стать актером и что для этого нужно? Развитие школьных театров в России.

Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, созидательный труд


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





27




Как справляться с волнением?




1

Волнение как естественное состояние человека перед важным событием в жизни. Контроль эмоционального состояния, забота о своем физическом и психологическом здоровье. Какие полезные привычки положительно влияют на эмоциональное состояние? Как их сформировать и придерживаться?

Формирующиеся ценности: жизнь

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





28





65 лет триумфа.

Ко Дню космонавтики





1

Россия — одна из ведущих космических держав. Развитие космической отрасли — приоритетное направление национальных проектов. Достижения прошлого как предмет национальной гордости и мотивация для будущих свершений отечественной космонавтики. Как устроен современный космодром? Труд конструкторов, инженеров, летчиков и других специалистов открывает для страны и всего человечества новые горизонты.

Формирующиеся ценности: служение Отечеству, историческая память


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф





29




Как мусор получает

«вторую жизнь»? Технологии переработки





1

Состояние планеты — личная ответственность каждого человека. Почему об экологии должен заботиться каждый человек?

Неосознанное потребление как причина роста количества мусора. Климатические изменения, загрязнение окружающей среды. Развитие системы переработки отходов и роль государства в этом процессе. Какие полезные привычки необходимо сформировать у себя?

Формирующиеся ценности: созидательный

труд


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф




30



Что значит работать

в команде? Сила команды. Ко Дню труда




1

Команда — это друзья и единомышленники, где каждый вносит свой значимый вклад в общее дело и помогает добиться успеха.

Умение слышать и трудиться сообща, разделять успех и вместе переживать неудачу. Примеры коллективной работы в истории страны.

Формирующиеся ценности: коллективизм,

созидательный труд

Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф






31




Песни о войне. Ко Дню Победы





1

Песни были свидетелями многих великих событий. В них отразилась история нашей великой страны. Влияние песни на чувство сопричастности истории народа, сохранение памяти о Великой Отечественной войне последующими поколениями. Как песни передают чувства, эмоции и переживания создателей?

Формирующиеся ценности: единство народов России, историческая память и преемственность поколений


Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф






32






Ценности, которые нас объединяют






1

Занятие проходит по итогам всех занятий года. Ценности — это ориентир, который помогает нам поступать правильно и ответственно. Традиционные ценности помогают чувствовать себя частью единого народа, способствуют укреплению общества и развитию страны.

Следование ценностям помогает человеку развиваться и достигать успеха. Уникальность каждого человека и опыт разных поколений обогащают общество, но только в сочетании с единством, взаимопомощью и уважением друг к другу существует сильный и сплоченный народ.

Формирующиеся ценности: традиционные

российские духовно-нравственные ценности




Познавательная беседа, просмотр видеофрагментов, выполнение

интерактивных заданий, работа с текстовым

и иллюстративным материалом





Разговоры о важном. рф

33,34


2

Резервные уроки. Повторение и закрепление пройденных тем.



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34