Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
-Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012г.;
-Письма МО и РТ от 18.08.2010 г №6871/10 «О введении ФГОС НОО» «Стандарты второго поколения: Рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся».
-Типового положения об общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95. № 233), нормативных документов Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по Физической культуре, спорту и туризму.
-Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. N 540 г. "Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
-Указа Президента РФ от 24 марта 2014г. №172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО»
-Распоряжения МО и науки Российской Федерации «О внесении изменений в базисный Федеральный компонент ФГОС с учетом требований ГТО» от 23июня 2015г.
-Устава СОШ №2 г. Белоярский, положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности от 22.08. 2016 г. № 396
Цель по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности:
здоровье сбережение, здоровье поддержание и здоровье формирование учащихся и содействие всестороннему гармоничному развитию личности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- укрепление здоровья;
- повышение функциональных возможностей и резистентности организма;
- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок;
- овладение комплексами упражнений, благотворно влияющих на состояние здоровья обучающегося с учетом заболеваний;
- развитие физических качеств и освоение жизненно важных двигательных умений и навыков;
- контроль дыхания при выполнении физических упражненийобучение способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
- формирование у обучающихся культуры здоровья.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Первый уровень результатов освоения программы «ОФП» предполагает приобретение социальных знаний: - правила поведения на занятиях ОФП;
- формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня;
- общие представления о физической культуре, о её значении в жизни человека, о её роли в укреплении здоровья, физического развития и физической подготовленности учащегося;
Развивая такие качества как сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость у школьников, определяется уровень физической подготовленности учащихся. Результат выражается в понимании детьми сути занятий ОФП, умении поэтапно решать задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к формированию жизненно важных двигательных навыков с целью адаптации к современным условиям жизни. Результат проявляется к приобщению школьников к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, формированию универсальных двигательных действий, умение составить простейшие комплексы общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами, умение самостоятельно подбирать игры и проводить их с товарищами и свободное время.
Третий уровень результатов предполагает на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности у школьников и выявляется предрасположенность к тем или иным видам спорта (самостоятельный выбор), участие в соревнованиях, как внутришкольных так и городских по общефизической подготовке. Оценка уровня физической подготовленности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности .Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе.
Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
История ГТО. Система и содержание ГТО.
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Здоровье и здоровый образ жизни.
Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Профессионально-прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж. Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой.
Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения. Метание малого мяча.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам .Волейбол. Игра по правилам .Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.
Тесты основанные на нормах ГТО.
Тематическое планирование
Группа ОФП
№ п/п | Разделы | Всего часов | В том числе |
1. | Основы знаний и умений. Способы физкультурной деятельности | Во время занятий | Теория | Практика |
2. | Легкая атлетика | 40 | 2 | 38 |
3. | Волейбол | 40 | 2 | 38 |
4. | Баскетбол | 40 | 2 | 38 |
5 | Футбол | 20 | 1 | 19 |
| Всего | 140 | 7 | 133 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема учебного занятия | Всего часов | Содержание деятельности | Перечень универсальных ученых дейсивий |
Теоретическая часть занятия | Практическая часть занятия |
| | Легкая атлетика | 20 | | | |
1-2 | 4.09 | Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения. | 2 | фронтальная | групповая | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
3-4 | 6.09 | Ускорения. Бег 300-500м. Эстафета 4*50м.Развитие скоростных качеств. | 2 | фронтальная | групповая | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
5-6 | 11.09 | ОРУ. Ускорения. Бег 500-800м. Эстафета 4*100м. | 2 | фронтальная | групповая | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях. Формировать потребности к ЗОЖ. |
7-8 | 13.09 | Прыжок в длину с места. Развитие скоростных качеств. | 2 | фронтальная | поточная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
9-10 | 18.09 | Спеиально-беговые упражнения . Бег 6 мин | 2 | фронтальная | парная | Закрепление двигательного опыта |
11-12 | 20.09 | Составление плана и подбор подводящих упражнений: Подтягивание. | 2 | групповая | групповая | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
13-14 | 25.09 | Спеиально-беговые упражнения . Бег 6 мин.. Бег 60 метров. | 2 | фронтальная | поточная | Проявлять активность и самообладание |
15-16 | 27.09 | Составление плана и подбор подводящих упражнений. Этафета 4 по 60 метров. | 2 | групповая | групповая | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
17-18 | 2.10 | Подвижные игры. Спец. беговые упр. | 2 | фронтальная | парная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
19-20 | 4.10 | Бег 10мин. Поднимание туловища. Челночный бег. Подтягивание. | 2 | фронтальная | парная | Проявлять активность и самообладание |
| | Волейбол | 32 | | | |
21-22 | 9.10 | Составление плана и подбор подводящих упражнений. Стойка игрока. Передача мяча сверху. | 2 | групповая | парная | Уметь подбирать упражнения с учётом предстоящей работы |
23-24 | 11.10 | Стойка игрока. Передача мяча сверху. Подвижные игры. Челночный бег4*9м.(у) | 2 | фронтальная | парная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
25-26 | 16.10 | Стойка игрока. Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Подвижные игры с элементами волейбола. | 2 | фронтальная | поточная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
27-28 | 18.10 | Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | 2 | фронтальная | парная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
29-30 | 23.10 | Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Подвижные игры с элементами волейбола. | 2 | фронтальная | парная | Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим |
31-32 | 25.10 | Перемещение в стойке. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | 2 | групповая | парная | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях. Формировать потребности к ЗОЖ. |
33-34 | 6.11 | Передача мяча сверху. Перемещение в стойке. Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола. | 2 | групповая | парная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
35-36 | 8.11 | Прием мяча снизу. Подвижные игры с элементами волейбола | 2 | парная | парная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
37-38 | 13.11 | Передача мяча, прием мяча снизу. Нижняя прямая подача. | 2 | парная | парная | Закрепление двигательного опыта |
39-40 | 15.11 | Верхняя прямая подача.Подача мяча и приём снизу. | 2 | групповая | поточная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
41-42 | 20.11 | Стойка игрока. Передача мяча сверху. | 2 | групповая | парная | Закрепление двигательного опыта |
43-44 | 22.11 | . Нижняя прямая, боковая подача. | 2 | групповая | | Закрепление двигательного опыта |
45-46 | 27.11 | Передача мяча сверху. Нижняя прямая подача. | 2 | групповая | поточная | Уметь подбирать упражнения с учётом предстоящей работы |
47-48 | 29.11 | Нижняя прямая и боковая подача. | 2 | поточная | поточная | Закрепление двигательного опыта |
49-50 | 4.12 | Нижняя прямая, боковая подача. | 2 | групповая | поточная | Закрепление двигательного опыта |
51-52 | 6.12 | Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. | 2 | групповая | парная | Закрепление двигательного опыта |
| | Баскетбол | 32 | | | |
53-54 | 11.12 | Техника передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами. | 2 | групповая | фронтальная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
55-56 | 13.12 | Техника передвижения и остановки прыжком. Эстафеты с баскетбольными мячами. | 2 | групповая | поточная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
57-58 | 18.12 | Ведение мяча змейкой, передачи. . Игра в мини-баскетбол. | 2 | фронтальная | поточная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
59-60 | 20.12 | Техника остановки двумя шагами, бросок в кольцо. | 2 | фронтальная | поточная | Уметь подбирать упражнения с учётом предстоящей работы |
61-62 | 25.12 | Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди | 2 | фронтальная | фронтальная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
63-64 | 27.12 | Эстафеты баскетболистов с ведением мяча змейкой, передачей двумя руками от груди | 2 | фронтальная | поточная | Закрепление двигательного опыта |
65-66 | 15.01 | Бросок мяча одной рукой от плеча. | 2 | фронтальная | поточная | |
67-68 | 17.01 | Передачи: от груди, головы, от плеча. Поднимание туловища. | 2 | парная | парная | Уметь подбирать упражнения с учётом предстоящей работы |
69-70 | 22.01 | Ведение мяча с изменением направления. Игра в баскетбол 2*2. | 2 | парная | поточная | Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим |
71-72 | 24.01 | Совершенствовать передачи мяча. Игра в баскетбол 2*2. | 2 | парная | парная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
73-74 | 29.01 | Ведение мяча с изменением направления. .Игра в мини-баскетбол 3*3. | 2 | поточная | поточная | Закрепление двигательного опыта |
75-76 | 31.01 | Ведение мяча, передачи мяча .Игра в мини-баскетбол 3*3 | 2 | групповая | поточная | Проявлять активность и самообладание |
77-78 | 5.02 | Техника передвижения и остановки. Бросок в кольцо. Вырывание мяча. Эстафеты. | 2 | групповая | поточная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
79-80 | 7.02 | Эстафеты с баскетбольными мячами. Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол. | 2 | групповая | групповая | Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим |
81-82 | 12.02 | Бросок в кольцо. Игра в мини- баскетбол. | 2 | групповая | поточная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
83-84 | 14.02 | Вырывание и выбивание мяча. Игра в мини- баскетбол. | 2 | групповая | парная | Проявлять активность и самообладание |
| | Футбол | 20 | | | |
85-86 | 19.02 | Правила безопасности. Ведение мяча с изменением направления правой и левой Закрепление двигательного опыта ногой, передачи в парах, удары по воротам. | 2 | групповая | поточная | Закрепление двигательного опыта |
87-88 | 21.02 | Передачи в парах, удары по воротам с 7 м. Игра в мини-футбол. | 2 | групповая | парная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
89-90 | 26.02 | Ведение мяча правой и левой ногой с изменением направления. | 2 | групповая | поточная | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях. Формировать потребности к ЗОЖ. |
91-92 | 28.02 | Передачи в парах, удары по воротам с 7 м. Эстафета. | 2 | групповая | парная | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
93-94 | 5.03 | Ведение мяча передачи в парах. Игра в мини-футбол. | 2 | групповая | парная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
95-96 | 7.03 | Ведение мяча удары по воротам с 7м. О.Р.У. Игра в мини-футбол. | 2 | групповая | групповая | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
97-98 | 12.03 | Ведение мяча, удары по воротам с 7 м. Игра в мини-футбол. | 2 | | | Закрепление двигательного опыта |
99-100 | 14.03 | Игра в мини-футбол. О.Р.У. | 2 | групповая | групповая | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
101-102 | 19.03 | Ведение мяча, удары по воротам. Игра в мини-футбол. | 2 | групповая | групповая | Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим |
103-104 | 21.03 | ОРУ. Игра в мини-футбол. | 2 | групповая | групповая | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях. Формировать потребности к ЗОЖ. |
| | Лёгкая атлетика | 20 | | | |
105-106 | 2.04 | Строевые упражнения. Повороты на месте. Ускорения 300-500 метров. Развитие скоростных качеств. Эстафета | 2 | групповая | групповая | Уметь подбирать упражнения с учётом предстоящей работы |
107-108 | 4.04 | Ускорения 300-500 метров. Развитие скоростных качеств. Эстафета | 2 | групповая | индивидуальная | Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. |
\109-110 | 9.04 | Спец. беговые упр. Бег 10мин. Поднимание туловища. Челночный бег. Подтягивание. | 2 | групповая | парная | Закрепление двигательного опыта |
111-112 | 11.04 | Подвижные игры. Спец. беговые упр. Бег 10мин. Поднимание туловища. Челночный бег. Подтягивание. | 2 | групповая | индивидуальная | Уметь подбирать упражнения с учётом предстоящей работы |
113-114 | 16.04 | О.Р.У., Спец. беговые упр. Бег 12мин. Подтягивание. | 2 | групповая | индивидуальная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
115-116 | 18.04 | Спец. беговые упр. Бег 12мин. Подтягивание. | 2 | групповая | индивидуальная | Проявлять активность и самообладание |
117-118 | 23.04 | Ускорения 300-500 метров. Развитие скоростных качеств. Эстафета | 2 | групповая | парная | Уметь подбирать упражнения с учётом предстоящей работы |
119-120 | 25.04 | Ускорения 300-500 метров. Развитие скоростных качеств. Эстафета | 2 | групповая | индивидуальная | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях. Формировать потребности к ЗОЖ. |
121-122 | 30.04 | Подвижные игры. Спец. беговые упр. Бег 10мин. Поднимание туловища. Челночный бег. Подтягивание. | 2 | групповая | групповая | Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами. |
123-124 | 2.05 | Подвижные игры. Спец. беговые упр. Бег 10мин. Челночный бег. | 2 | групповая | | Управлять своими эмоциями в различных ситуациях. Формировать потребности к ЗОЖ. |
| | Волейбол | 8 | | | |
125-126 | 7.05 | Стойка игрока. Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. | 2 | парная | парная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
127-128 | 9.05 | Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. | 2 | парная | парная | Закрепление двигательного опыта |
129-130 | 14.05 | Игра в волейбол. Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. | 2 | парная | парная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
131-132 | 16.05 | Стойка игрока. Передача мяча сверху. Нижняя прямая, боковая подача. Игра в волейбол. | 2 | индивидуальная | индивидуальная | Закрепление двигательного опыта |
| | Баскетбол | 8 | | | |
133-134 | 21.05 | Игра «семь передач». Учебная игра | 2 | групповая | индивидуальная | Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим |
135-136 | 23.05 | Игра «семь передач». Учебная игра | 2 | групповая | групповая | Стремление к справедливости, чести и достоинству по отношению к себе и к другим |
137-138 | 28.05 | Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Учебная игра | 2 | групповая | индивидуальная | Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки |
139-140 | 30.05 | Совершенствование в ведение, передачах, бросках. Учебная игра | 2 | групповая | индивидуальная | Закрепление двигательного опыта |
Итого: | 140 | |