СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальная студия»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная Программа курса внеурочной деятельности направлена на развитие у детей творческих способностей, на формирование эстетического вкуса, способствует самовыражениюдетей через исполнительскую деятельность.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Музыкальная студия»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3» ___________________________________________________________________________

РФ. 646020. Омская область, Исилькульский район, г. Исилькуль, ул. Советская 2А, тел. 20-903,

эл. адрес: schkola3_isilkul@mail.ru



«Согласовано» «Согласовано» « Утверждаю»

на заседании методического заместитель директора по ВР директор МБОУ «Средняя

объединения учителей искусства _________/Л.Н.Комиссарова обшеобразовательная школа №3»

пр. №7 от 20.06.2019 г. пр. №15 от «26» июля 2019г. ___________/М.А.Кокорина

пр. № 15 от 26» июля 2019г.







.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Музыкальная студия»

Направление: духовно-нравственное

Возраст учащихся: 7-9 лет (1-3 класс)

Срок реализации: 1 год





Составитель: Воронина Любовь Анатольевна,

учитель музыки, высшая квалификационная категория







Исилькуль-2019

1.Пояснительная записка



Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей. На это и направлена внеурочная деятельность. Человек наделён от природы особым даром голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребёнок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением или без него. Дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, речь, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства, что способствует их дальнейшему обучению и успешной социализации. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, импровизацию. Именно для того, чтобы ребёнок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками певческого искусства - научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа внеурочной деятельности детей «Музыкальная студия», направленная на художественно эстетическое и духовное - нравственное развитие обучающихся.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память.

Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.



Актуальность программы.

Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занимает важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Занятия хоровым пением вносят свой специфический вклад в воспитании подрастающего поколения. Оно является одним из средств разностороннего развития обучающихся: музыкально-творческого и личностного.

Программа «Музыкальная студия» направлена на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность.

Программа предусматривает взаимосвязь музыки с литературой, сценическим искусством, хореографией и другими видами искусства.

Обучить детей пению путем создания необходимых условий для выявления и развития творческого начала в доступной и интересной детям форме – в этом актуальность данной программы.

Цель и задачи программы

Цель программы: заинтересовать детей музыкальным искусством, как неотъемлемой частью жизни каждого человека.

Основные задачи:

  1. Личностные:

  • формирование интереса к вокальному искусству;

  • стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

  • формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности.

  1. Метапредметные:

  • формирование художественного вкуса;

  • осуществление художественного познания мира, через собственную созидательную деятельность.

  • способствовать общекультурному и эстетическому развитию обучающихся.


  1. Предметные

  • овладение практическими умениями и навыками вокального исполнительства;

  • обучение основам музыкальной грамоты;

  • формирование у обучающихся певческих умений и навыков, способствующих выразительному пению.


Дети принимаются в объединение по желанию. Возраст детей от 7до10лет.

Срок реализации программы – 1 год. Занятия проводятся с сентября по май,1раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год. Конечным результатом является Отчётный концерт для родителей, учителей и учащихся школы в конце учебного года.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной

деятельности:

Обучение вокалу во внеурочной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.


Обучающиеся научатся:

  1. Личностные результаты:

  • Проявлять интерес к вокальному искусству;

  • стремиться к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);

  • проявлять способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности.

  1. Метапредметные:

  • Проявлять свои художественные познания мира через собственную созидательную деятельность.


  1. Предметные

  • овладеют практическими умениями и навыками вокального исполнительства;

  • познакомятся с основами музыкальной грамоты;

  • сумеют применить свои певческие умения и навыки, способствующие выразительному пению.


3. Содержание программы

1. Вводное занятие. (1час) Вводный инструктаж по ТБ. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
2. Певческая установка и дыхание. (1час) Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями. Певческая установка. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания.

3. Упражнения для развития слуха и голоса. Пение в унисон. Работа над чистотой интонирования. Звукообразование.

4. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (4 часа) Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсирования звука). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

6. Работа над дикцией и артикуляцией. Прививать навыки артикуляции, дикции. Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое проговаривание согласных. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и муз. скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.

7. Ритм (1час) Знакомство с простыми ритмами и размерами. Музыкально-дидактические игры: «Эхо», «Угадай мелодию». Умение воспроизвести ритмический рисунок.

8. Формирование чувства ансамбля. Выработка унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Пение а капелла.

9. Музыкально – исполнительская работа. (14 часов) Развитие навыков выразительного пения. Работа над динамическими оттенками и штрихами.

10. Формирование сценической культуры. Пение под фонограмму. (10 ч.) Знакомство с произведениями различных жанров, различной манерой исполнения. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Формирование сценической культуры. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями.

11. Репетиционная работа. Формирование культуры исполнительской деятельности обучающихся. Подготовка концертных номеров. Творчество и импровизация. Подбор движений к разучиваемому произведению. Работа над техникой исполнения произведений, умение держаться на сцене, инструктаж по технике безопасности во время репетиций и концертов, владение публикой, актерское мастерство, сценическая культура, выразительность исполнения, отработка выхода на сцену и уход с нее, подача музыкального материала, нахождение образа, подготовка к концертам.

12. Концертная деятельность, творческие отчеты, фестивали, конкурсы. (3часа) Техника безопасного поведения во время выступления на сцене с использованием звукоусиливающей аппаратуры и осветительных приборов. Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения. Концертные выступления, участие в общешкольных, районных мероприятиях, фестивалях, конкурсах.





Формы контроля

1. Конкурсы

2. Фестивали

3. Концертные выступления

4. Творческий отчёт

Оценочные материалы

1. Диагностика уровня развития певческих умений.

2.Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе.

Применяются различные приёмы и методы организации учебного про­цесса:

формы:

- беседы;

- музыкально-дидактические игры;

- конкурсы;

- концерты;

- викторины;

приёмы:

- наглядные;

- практические;

- словесные;

- игровые

- различные дидактические материалы

- раздаточные материалы, задания, упражнения.





4. Тематическое планирование

№ п/п


Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.


1

1


опрос

2

Певческая установка и дыхание.


1


1

Текущий контроль

3

Упражнения для развития слуха и голоса.


На каждом занятии


4

Формирование правильных навыков дыхания.


На каждом занятии



5

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

4

2

2

Текущий контроль

6

Работа над дикцией и артикуляцией.

На каждом занятии


Текущий контроль

7

Ритм.

1

1



8

Формирование чувства ансамбля.

На каждом занятии

Текущий контроль

9

Музыкально – исполнительская работа.Развитие навыков

14

2

12

Текущий контроль

10

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

10

2

8

Текущий контроль

11

Репетиционная работа.




Текущий контроль

12

Концертная деятельность, творческие отчеты, фестивали, конкурсы.

3



Итоговый контроль

Диагностика

Мониторинг


Итого

34

7

27





5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

Учебно-методическое обеспечение

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России : учебное издание «Стандарты второго поколения» - М. : Просвящение, 2009. – 23 с.

  2. Виктор Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренинг». –М., 2010

  3. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 2005.

  4. Музыкальное образование в школе / под редакцией Л.В.Школяр. – М., 2001.

  5. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций. – М., 1999.

  6. Научно–методический журнал «Музыка в школе»

  7. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. www.standart.edu.ru

  8. Министерство Образования и Науки РФ. www.минобрнауки.рф

  9. Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

  10. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

  11. Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru

  12. «Педагогика искусства» - электронное научное издание - http://www.art-education.ru

  13. Сайт для учителей музыки. http://meta-music.ru/singing

  14. Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/



Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального кабинета для занятий (кабинет музыки)

2. Аккордеон, синтезатор

4. Компьютер

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-»

6. Нотный материал, подборка репертуара

7. Музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, бубен)

8. Записи аудио, видео, формат CD, MP3

9. Музыкальный словарь, справочники

10. Энциклопедия классической музыки

11. Использование Интернет-источников.



Интернет – ресурсы

1. http://www.mp3sort.com/

2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. http://forums.minus-fanera.com/index.php

4. http://alekseev.numi.ru/

5. http://talismanst.narod.ru/

6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. http://www.lastbell.ru/pesni.html

9. http://www.fonogramm.net/songs/14818

10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm

11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207

14. http://notes.tarakanov.net/

15. http://irina-music.ucoz.ru/load

16. Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

17.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/



Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «30 музыкальных занятий для начальной школы», «Аквариум» ГИППВ, 2012 год.

  2. Е.Н. Арсенина. «Музыка». «Учитель», Волгоград - 2017 (разработки му­зыкальных мероприятий).

  3. С.В. Белецкий. «Азбука музыки». ИГЖ «Омич», Омск - 2016 (музыкаль­ная игра).

  4. З.Н. Бугаева. Весёлые уроки музыки в школе и дома. «Издательство - ACT», М. - 2012 (серия «Учимся, играя»).

  5. Г.Ф. Вихарева. «Музыкальные сценарии для детских зимних праздни­ков». Санкт-Петербург - 2014 (песни, стихи, ноты).

  6. С. Долгушин. «Песни и хоры для детей» в сопровождении фортепиано. «Мир музыки», Омск - 2005 (сборник песен).

  7. «Музыка в школе» №№ 1,2,3 - 2017 (научно-методический журнал).

  8. «Музыкальная палитра», Санкт-Петербург. (методический журнал).