Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-гимназия №39»
муниципального образования городской округ Симферополь
Республики Крым
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей математики, физики, информатики и ИКТ Протокол № _ от «28» августа 2019 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Школа-гимназия №39» ___________ «___» сентября 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Школа-гимназия №39» ____________ Приказ № ____ от «___» сентября 2019 г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Формирование вычислительных навыков»
для 5 класса
на 2019/2020 учебный год
количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 34
Составитель:
учитель математики и информатики
Гусева Оксана Алексеевна
г.Симферополь
2019 г.
Программа внеурочной деятельности для 5 класса по математике «Формирование вычислительных навыков» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа «Формирование вычислительных навыков» содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Планируемые результаты
Личностные
осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
умение решать логические задачи
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
В результате изучения курса пятиклассник научится:
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики
применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
выполнять вычисления с реальными данными;
выполнять проекты по всем разделам данного курса;
Cодержание учебного курса (34 часа)
История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
признаки делимости
умножение двузначных чисел на11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойства чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами. Геометрические головоломки (танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Примечание |
1 группа | 2 группа | 3 группа |
По плану | По факту | По плану | По факту | По плану | По факту |
Введение в «Удивительный мир математики» |
1 | 02.09.19 | | 03.09.19 | | 04.09.19 | | История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. | |
2 | 09.09.19 | | 10.09.19 | | 11.09.19 | | Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед. | |
Магия чисел. |
3 | 16.09.19 | | 17.09.19 | | 18.09.19 | | Приемы устного счета: умножение на 5(50), деление на 5(50),25(250) | |
4 | 23.09.19 | | 24.09.19 | | 25.09.19 | | Признаки делимости. Умножение двузначных чисел на 11, возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5 | |
5 | 30.09.19 | | 01.10.19 | | 02.10.19 | | Быстрое сложение и вычитание натуральных чисел. Умножение однозначного или двузначного числа на 37 | |
6 | 07.10.19 | | 08.10.19 | | 09.10.19 | | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Способ сложения многозначных чисел | |
7 | 14.10.19 | | 15.10.19 | | 16.10.19 | | Умножение на 9, 99, 999. Умножение на 111, умножение «крестиком» | |
8 | 21.10.19 | | 22.10.19 | | 23.10.19 | | Простые числа. Интересные свойства чисел. | |
9 | 28.10.19 | | 29.10.19 | | 30.10.19 | | Мир больших чисел (степени). | |
10 | 11.11.19 | | 12.11.19 | | 06.11.19 | | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число и т.д.) | |
11 | 18.11.19 | | 19.11.19 | | 13.11.19 | | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число и т.д.) | |
12 | 25.11.19 | | 26.11.19 | | 20.11.19 | | Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов (магический квадрат, число Шахерезады, число и т.д.) | |
Математическая логика |
13 | 02.12.19 | | 03.12.19 | | 27.11.19 | | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. | |
14 | 09.12.19 | | 10.12.19 | | 04.12.19 | | Решение логических задач матричным способом. | |
15 | 16.12.19 | | 17.12.19 | | 11.12.19 | | Решение олимпиадных задач. | |
16 | 23.12.19 | | 24.12.19 | | 18.12.19 | | Решение олимпиадных задач. | |
17 | 10.01.20 | | 14.01.20 | | 25.12.19 | | Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика». | |
18 | 13.01.20 | | 21.01.20 | | 15.01.20 | | Задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер. | |
Первые шаги в геометрии. |
19 | 20.01.20 | | 28.01.20 | | 22.01.20 | | Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. | |
20 | 27.01.20 | | 04.02.20 | | 29.01.20 | | Разрезание и складывание фигур. | |
21 | 03.02.20 | | 11.02.20 | | 05.02.20 | | Разрезание и складывание фигур. | |
22 | 10.02.20 | | 18.02.20 | | 12.02.20 | | Изготовление многогранников. | |
23 | 11.02.20 | | 25.02.20 | | 19.02.20 | | Изготовление многогранников. | |
24 | 17.02.20 | | 03.03.20 | | 26.02.20 | | Искусство оригами | |
25 | 02.03.20 | | 10.03.20 | | 04.03.20 | | Искусство оригами | |
26 | 16.03.20 | | 17.03.20 | | 11.03.20 | | Геометрические головоломки (танграм). Уникурсальные кривые (фигуры). | |
27 | 23.03.20 | | 24.03.20 | | 25.03.20 | | Геометрические головоломки (танграм). Уникурсальные кривые (фигуры). | |
28 | 30.03.20 | | 31.03.20 | | 01.04.20 | | Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики. | |
Математические игры |
29 | 06.04.20 | | 07.04.20 | | 08.04.20 | | Как играть, чтобы не проиграть? Задачи – фокусы. Задачи - шутки. | |
30 | 07.04.20 | | 14.04.20 | | 15.04.20 | | Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». | |
31 | 13.04.20 | | 21.04.20 | | 22.04.20 | | Игра «Математическая Абака». | |
32 | 27.04.20 | | 28.04.20 | | 29.04.20 | | Игра «Математическая Абака». | |
33 | 28.04.20 | | 12.05.20 | | 06.05.20 | | Игра «Математический бой». | |
34 | 18.05.20 | | 18.05.20 | | 13.05.20 | | Игра «Математический бой». | |
| | | | | | | | |