Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 50»
Утверждаю:
Зам. директора МБОУ СОШ № 50
С.В. Ващенко
«…….» ……………2019 г.
Рабочая программа кружка «Здоровое питание»
во внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
курс «Разговор о правильном питании»
для учащихся 1-4 класса
Составитель: учитель начальных классов
Инюшова Маргарита Сергеевна
г. Новосибирск - 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе ООП НОО «МБОУ СОШ №50». В полном соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов федерального уровня:
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ. Новый Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12 г., одобренСоветом Федерации 26.12.12г., вступил в силу с 01.09.13г.)
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 г № 39).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.
Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Курсы «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья», «Формула правильного питания» адаптированы учителем начальных классов Инюшовой Маргаритой Сергеевной.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных, воспитательных и развивающих задач:
Образовательные задачи:
- развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
- формирование готовности заботиться и укреплять здоровье;
- расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила;
- развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа.
Воспитательные задачи:
- развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
Развивающие задачи:
- развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;
- развитие самостоятельности, самоконтроля;
- развитие коммуникативности;
- развитие творческих способностей.
Планируемые результаты освоения программы
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующим ключевым целям общего образования, можно выделить два блока: личностный, метапредметный.
Планируемые результаты формирования УУД средствами программы «Разговор о правильном питании»» на конец 1-го класса
Личностными результатами изучения курса является формирование умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые этические нормы;
В предложенный педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий;
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Учиться совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до остальных участников практической деятельности, оформлять свою мысль в устной речи;
Слушать и понимать речь других;
Читать и пересказывать текст;
Совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
Учится выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Планируемые результаты формированияУУД
средствами программы «Разговор о правильном питании» на конец
2-го класса
Личностными результатами обучающихся являются:
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
умение использовать знания в повседневной жизни;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит;
умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях;
познавательный интерес к основам культурыпитания.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Регулятивные:
умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Познавательные:
умение узнавать изученные объекты и явления живой природы;
умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания.
Коммуникативные:
умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение строить простейшие монологические высказывания;
умение задавать вопросы;
умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.
Планируемые результаты формированияУУД
средствами программы «Разговор о правильном питании» на конец
3-го класса
Личностные результаты:
осознание необходимости правильно питаться;
целостное восприятие термина «правильное питание»;
уважительное отношение к другому мнению;
принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивации учения, формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, чувств,развитие этических чувств, доброжелательности, толерантности.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
Регулятивные УУД:
способность принимать, понимать учебную задачу;
сформировать на начальном этапе умение планировать свою деятельность;
начальный уровень формирования умения проводить самоконтроль и самооценку.
Познавательные УУД:
овладение навыками смыслового чтения текста;
осознанно строить речевое высказывание;
начальное освоение способов решения задач поискового и творческого характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации.
Коммуникативные УУД:
активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных задач,
готовность слушать собеседника, вести диалог, принять возможность существования другого мнения,
умение понимать общую цель и пути её решения,
умение договариваться о распределении ролей и функций при совместной деятельности.
Планируемые предметные результаты освоения программы «Разговор о правильном питании» на конец 4-го класса
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметнымирезультатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами.
Содержание программы
Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.
Программа состоит из трех модулей:
1 модуль: «Разговор о правильном питании» - для детей 7-8 лет.
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья» - для детей 9-10 лет.
3 модуль: «Формула правильного питания» - для детей 10-12 лет.
Основные методы обучения:
Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование);
Проблемный;
Частично-поисковый – (творческие задания: Режим для моей семьи. Любимые блюда мамы. Чем тебя накормит лес);
Объяснительно-иллюстративный.
Данный курс реализовывается в рамках внеурочной деятельности в фронтальной, индивидуальной, групповой, парной формах работы.
Групповая работа - Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).
Фронтальная работа – это работа со всеми учащимися. Учитель предлагает беседу, рассказ, историю, чтение статей, информационный материал. Такая форма работы требует устойчивого внимания и заинтересованность учащихся.
Индивидуальная работа – большое значение имеет для обработки практических навыков и умений, ответы на вопросы анкеты, проблемные задания, выполнение санитарно-гигиенических требований.
Ведущими формами деятельности предполагаются:
Формы обучения:
-занятий кружка «Здоровое питание»;
-бесед;
-классных часов;
-однодневных походов в природу;
-творческие домашние задания;
-конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
-ярмарки полезных продуктов;
-сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
-мини – проекты;
-совместная работа с родителями.
Формы контроля:
- анкетирования;
- тестирования;
- выполнения творческих заданий;
- игр;
- викторин;
- выставок рисунков.
- выставок работ учащихся;
- викторин;
- защита проектов;
- презентации;
- конкурсов.
Технологии: здоровьесберегающие, игровые, проектные.
Место программы в учебном плане:
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о правильном питании» адаптирована на обучающихся 1 – 4 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс – 33 часа в год; 2 – 4 классы – 34 часа в год.
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
1-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Разнообразие питания. | Знакомство с программой. Беседа. | Экскурсия в столовую. |
2. Самые полезные продукты | Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку». Учимся выбирать самые полезные продукты. | Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры, экскурсии в магазин. |
3. Правила питания. | Формирование у школьников основных принципов гигиены питания. | Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания. |
4. Режим питания. | Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. | Сюжетно-ролевая игра, соревнование, тест, демонстрация удивительного превращения пирожка. |
5. Завтрак | Беседа «Из чего варят кашу». Различные варианты завтрака. | Игры, конкурсы, викторины. Составление меню завтрака. |
6. Роль хлеба в питании детей | Беседа «Плох обед, если хлеба нет».Рационпитания,обед. | Игры, викторины, конкурсы. Составление меню обеда. |
7. Проектная деятельность. | Определение тем и целей проекта, формы организации, разработка плана проекта. | Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». |
8. Подведение итогов работы. | | Творческий отчет вместе с родителями. |
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
2-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие | Повторение правил питания. | Ролевые игры. |
2. Путешествие по улице «правильного питания». | Знакомство с вариантами полдника. | Игра, викторины. |
3. Молоко и молочные продукты. | Значение молока и молочных продуктов. | Работа в тетрадях, составление меню.Конкурс-викторина. |
4. Продукты для ужина. | Беседа «Пора ужинать». Ужин, как обязательный компонент питания. | Составление меню для ужина. Оформление плаката «Пора ужинать». Ролевые игры. |
5. Витамины. | Беседа «Где найти витамины в разные времена года». | Составление и отгадывание кроссвордов, практическая работа ролевые игры. |
6. Вкусовые качества продуктов. | Беседа «На вкус и цвет товарища нет». | Практическая работа по определению вкуса продуктов. Ролевые игры. |
7. Значение жидкости в организме. | Беседа «Как утолить жажду» Ценность разнообразных напитков. | Работа в тетрадях. Ролевые игры. Игра – демонстрация «Из чего готовят соки» |
8. Разнообразное питание. | Беседа «Что надо есть, чтобы стать сильнее». Высококалорийные продукты. | Работа в тетрадях, составление меню второго завтрака в школе, ролевые игры. |
9. Овощи, ягоды, фрукты – витаминные продукты. | Беседа «О пользе витаминных продуктов».Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. | КВН «Овощи, ягоды, фрукты самые витаминные продукты». Каждому овощу свое время. Ролевые игры. |
10. Проведение праздника «Витаминная страна». | | Конкурсы, ролевые игры. |
11. Семейное творческое содружество детей и взрослых. Проект «Самый полезный продукт». | | |
12. Подведение итогов. | | Отчет о проделанной работе. |
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
3-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1. Вводное занятие. | Обобщение имеющихся знаний об основах рационального питания | Знакомство с рабочей тетрадью «Две недели в лагере здоровья». |
2. Состав продуктов. | Беседа «Из чего состоит пища».Основные группы питательных веществ. | Оформление дневника здоровья. Составление меню. Оформление стенгазеты «Из чего состоит наша пища». |
3. Питание в разное время года | Беседа «Что нужно есть в разное время года» Блюда национальной кухни. | Ролевые игры. Составление меню. Конкурс кулинаров. |
4. Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | Беседа «Что надо есть, если хочешь стать сильнее».Рацион собственного питания. | Дневник «Мой день». Конкурс «Мама папа я - спортивная семья». |
5. Приготовление пищи | Беседа «Где и как готовят пищу» Устройство кухни. Правила гигиены. | Экскурсия на кухню в школьной столовой. Ролевые игры. Конкурс «Сказка, сказка, сказка». |
6. В ожидании гостей. | Беседа «Как правильно накрыть стол»Столовые приборы. | Ролевые игры. Конкурс «Салфеточка». |
7. Молоко и молочные продукты | Беседа «Роль молока в питании детей». Ассортимент молочных продуктов. | Игра -исследование «Это удивительное молоко». Игра «Молочное меню». Викторина. |
8. Блюда из зерна | Полезность продуктов, получаемых из зерна. Традиционные народные блюда из продуктов, получаемых из зерна. | Ролевые игры. Конкурс «Хлебопеки». Праздник «Хлеб всему голова». |
9. Проект «Хлеб всему голова» | | |
10. Творческий отчет. | | |
Содержание программы «Разговор о правильном питании»
4-й год обучения
Содержание | Теория | Практика |
1 Вводное занятие | Повторение правил питания | Ролевые игры |
2.Растительные продукты леса | Беседа: «Какую пищу можно найти в лесу» Правила поведения в лесу. Правила сбора грибов и ягод. | Работа в тетрадях. Отгадывание кроссворда. Игра «Походная математика». Игра – спектакль «Там на неведомых дорожках». |
3.Рыбные продукты | Беседа «Что и как можно приготовить из рыбы» Важность употребления рыбных продуктов. | Работа в тетрадях. Эстафета поваров. «Рыбное меню». Конкурс рисунков «В подводном царстве». Конкурс пословиц и поговорок». |
4.Дары моря | Беседа о морепродуктах. Блюда из морепродуктов Знакомство с обитателями моря. | Работа в тетрадях. Викторина «В гостях у Нептуна». |
5.Кулинарное путешествие по России» | Знакомство с традициями питания регионов, историей быта своего народа. | Работа в тетрадях. Конкурс – рисунков «Вкусный маршрут». Игра – проект « кулинарный глобус». |
6 Рацион питания | Рассмотреть проблему «Что можно приготовить,если выбор продуктов ограничен». | Работа в тетрадях. «Моё недельное меню». Конкурс « На необитаемом острове». |
7.Правила поведения за столом | Беседа «Как правильно вести себя за столом». Знакомство со стихотворением «Назидание о застольном невежестве». | Работа в тетрадях. Сюжетно – ролевые игры. |
8.Накрываем стол для родителей | | |
9.Проектная деятельность. | Определение тем и целей проектов, форм их организации. Разработка планов работы, составление плана консультаций с педагогом. | Выполнение проектов. Подбор литературы. Оформление проектов. |
10.Подведение итогов работы | | |
Тематическое планирование по классам
I модуль
1 класс (33 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ | Тема | Планируемые результаты |
1 | Если хочешь быть здоров. | Личностные: - умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - умение использовать знания в повседневной жизни; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит; - умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях; - познавательный интерес к основам культурыпитания. Метапредметные: Регулятивные: - умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - умение узнавать изученные объекты и явления живой природы; - умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; - умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания. Коммуникативные: - умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение строить простейшие монологические высказывания; - умение задавать вопросы; - умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь. |
2 | Из чего состоит наша пища. |
3 | Полезные и вредные привычки питания. |
4 | Самые полезные продукты. |
5 | Всякому овощу – своё время. |
6 | Как правильно есть. |
7 | Удивительные превращения пирожка. |
8 | Твой режим питания. |
9 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? |
10 | Плох обед, если хлеба нет. |
11 | Хлеб всему голова. |
12 | Полдник. |
13 | Время есть булочки. |
14 | Пора ужинать. |
15 | Почему полезно есть рыбу. |
16 | Мясо и мясные блюда. |
17 | Где найти витамины зимой. |
18 | Всякому овощу – свое время. |
19 | На вкус и цвет товарищей нет. |
20 | Как утолить жажду. |
21 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
22 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. |
23 | Где найти витамины весной? |
24 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. |
25 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты. |
26 | Всякому фрукту – своё время. |
27 | Народные праздники, их меню. |
28 | Народные праздники, их меню. |
29 | Как правильно накрыть стол. |
30 | Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом. |
31 | Что готовили наши прабабушки. |
32 | Игра «Здоровое питание – отличное настроение». |
33 | День рождения Зелибобы. Проверь себя. |
II модуль
2 класс (34 часа из расчёта 1 час в неделю)
№ | Тема | Планируемые результаты |
1 | Вводное занятие. Повторение правил питания. | Личностные результаты: - умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); - умение использовать знания в повседневной жизни; - в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступит; - умение проявлять инициативу и самостоятельность на занятиях; - познавательный интерес к основам культурыпитания. Метапредметные результаты: Регулятивные: - умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; - умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: - умение узнавать изученные объекты и явления живой природы; - умение использовать различные справочные материалы (словарь, определитель растений и животных на основе иллюстраций, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; - умение обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе; умение использовать их для объяснения необходимости здорового питания. Коммуникативные: - умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение строить простейшие монологические высказывания; - умение задавать вопросы; - умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь. |
2 | Давайте познакомимся! |
3 | Путешествие по улице правильного питания. |
4 | Конкурс- викторина «Знатоки молока». |
5 | Из чего состоит наша пища. |
6 | Практическая работа: «Как приготовить бутерброды». |
7 | Дневник здоровья. |
8 | Пищевая тарелка. |
9 | Составление меню для ужина. |
10 | Что нужно есть в разное время года. |
11 | Оформление плаката «Витаминная страна». |
12 | Конкурс «Овощной ресторан». |
13 | Меню жаркого летнего дня и холодного зимнего дня |
14 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. |
15 | « Пищевая тарелка» спортсмена |
16 | Где и как готовят пищу. |
17 | Как правильно накрыть стол. |
18 | Как правильно накрыть стол (практикум) |
19 | Молоко и молочные продукты. |
20 | Кто работает на ферме? |
21 | Оформление плаката молоко и молочные продукты. |
22 | Конкурс- викторина «Знатоки молока». |
23 | Блюда из зерна. |
24 | Какую пищу можно найти в лесу. Экскурсия в лес. |
25 | Отгадай мелодию. «На вкус и цвет товарища нет» |
26 | Практическая работа «Из чего приготовлен сок?» |
27 | Что и как приготовить из рыбы. |
28 | Дары моря. |
29 | Кулинарное путешествие по России |
30 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. |
31 | Как правильно вести себя за столом. |
32 | Изготовление книжки «Витаминная азбука». |
33 | Игра: «Наше питание». |
34 | Творческий отчет. «Реклама овощей». |
III модуль
3-4 классы (34/34 часов из расчёта 1 час в неделю)
№ | Тема | Планируемые результаты |
3 класс 1 | Вводное занятие. | 3 класс: Личностные результаты: - осознание необходимости правильно питаться , - целостное восприятие термина «правильное питание», - уважительное отношение к другому мнению, - принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивации учения, формирование личностного смысла учения, - формирование эстетических потребностей, чувств, - развитие этических чувств, доброжелательности, толерантности. Метапредметные УУД Регулятивные УУД: - способность принимать, понимать учебную задачу, - сформировать на начальном этапе умение планировать свою деятельность, - начальный уровень формирования умения проводить самоконтроль и самооценку. Познавательные УУД: - овладение навыками смыслового чтения текста, - осознанно строить речевое высказывание, - начальное освоение способов решения задач поискового и творческого характера, - начальное умение излагать своё мнение, - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации. Коммуникативные УУД: - активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных задач, - готовность слушать собеседника, вести диалог, принять возможность существования другого мнения, - умение понимать общую цель и пути её решения, - умение договариваться о распределении ролей и функций при совместной деятельности. 4 класс: Универсальные компетенции: — умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; — умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; — умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Личностные результаты: — активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; — оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия; — оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты: — характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; — находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; — использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; — общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; — анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; — оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; |
2 | Викторина «Поле чудес». |
3 | Здоровье – это здорово! Основные понятия о здоровье Цветик - семицветик |
4 | От каких факторов зависит наше здоровье? |
5 | Черты характера и здоровье |
6 | Привычки и здоровье |
7 | Мой ЗОЖ |
8 | Продукты разные нужны, блюда разные важны. «Пирамида питания» |
9 | Рациональное, сбалансированное питание |
10 | «Белковый круг» |
11 | «Жировой круг» |
12 | Мой рацион питания |
13 | «Минеральный круг» |
14 | Умейте правильно питаться. Пищевые вещества, их роль в питании и здоровье школьников |
15 | Режим питания. «Пищевая тарелка» |
16 | Витамины и минеральные вещества |
17 | Влияние воды на обмен веществ. Напитки и настои для здоровья. |
18 | Энергия пищи. Источники «строительного материала» Игра «Что? Где? Когда?» |
19 | Роль пищевых волокон на организм человека |
20 | Где и как мы едим |
21 | «Фастфуды» |
22 | Где и как мы едим. Правила гигиены |
23 | Меню для похода |
24 | Ты - покупатель |
25 | Срок хранения продуктов |
26 | Пищевые отравления, их предупреждение |
27 | Ты - покупатель Права потребителя |
28 | Ты - покупатель Правила вежливости |
29 | Оформление проекта « Хлеб- всему голова». |
30 | Повар – профессия древняя. |
31 | К.И.Чуковский «Федорино горе». |
32 | Путь от зерна к батону. |
33 | Конкур поделок из соленого теста «Хлебопеки». |
34 | Творческий отчет. |
4 класс 1 | Ты готовишь себе и друзьям. |
2 | Бытовые приборы для кухни |
3 | «У печи галок не считают» |
4 | Помогаем взрослым на кухне |
5 | Ты готовишь себе и друзьям Блюдо своими руками |
6 | Салаты. Ты готовишь себе и друзьям Блюдо своими руками |
7 | Кухни разных народов |
8 | Традиционные блюда Болгарии и Исландии |
9 | Традиционные блюда Японии и Норвегии |
10 | Блюда жителей Крайнего Севера |
11 | Традиционные блюда России |
12 | Традиционные блюда Кавказа |
13 | Традиционные блюда Кубани |
14 | «Календарь» кулинарных праздников |
15 | Кухни разных народов праздник |
16 | Кулинарная история. Как питались наши предки? |
17 | Правила здорового питания. Рекомендации по формированию навыков правильного питания школьника. |
18 | Кулинарные традиции Древнего Египта |
19 | Кулинарные традиции Древней Греции |
20 | Кулинарные традиции Древнего Рима |
21 | Правила гостеприимства средневековья |
22 | Как питались на Руси |
23 | Традиционные напитки на Руси |
24 | Необычное кулинарное путешествие. Музеи продуктов |
25 | «Мелодии, посвящённые каше» |
26 | «Продукты танцуют» |
27 | Сахар его польза и вред |
28 | Путешествие по «Аппетитной стране» |
29 | Блюда из картошки. |
30 | Практическая работа «Поделки из макарон». |
31 | Этикет. |
32 | Итоговый тест по курсу «Разговор о правильном питании». |
33 | Праздник жителей города здоровья. Творческий отчет |
34 | Викторина по изученным темам. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Книгопечатная продукция: |
Рабочие тетради |
Детская справочная литература (справочники, энциклопедии) |
Экранно-звуковые пособия: |
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения ( в том числе в цифровой форме) |
Технические средства обучения: |
Мультимедийный проектор |
Компьютер учителю, обучающимся |
Оборудование класса: |
Ученические столы одно- и двуместные с комплектом стульев |
Стол учительский с тумбой |
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала |
Список литературы:
Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь/М.М. Безруких, Т.А. Филлипова. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 72 с.
Две недели в лагере Здоровья: Рабочая тетрадь/М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 72 с.
Формула правильного питания: Блокнот/ М.М. Безруких, Т.А. Филлипова, А.Г. Макеева – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015.
Приложение 1
Анкета для родителей.
Ф.И. ребёнка ______________________________________________________________________________
1. Перечислите принципы организации детского питания, которые вам известны.
______________________________________________________________________________
2. О каких проблемах в организации детского питания вы знаете?
______________________________________________________________________________
3. С какими проблемами в организации питания своего ребёнка вы сталкиваетесь?
______________________________________________________________________________
4. Прививаете ли вы ребёнку правила питания? Какие? Как вы это делаете?
_____________________________________________________________________________
5. Заполните, пожалуйста, таблицу:
Продукты питания в детском рационе. |
| Несколько раз в день. | 1 раз в день. | Иногда. | Никогда. |
Овощи. | | | | |
Фрукты. | | | | |
Молоко, молочные продукты | | | | |
Каши. | | | | |
Супы. | | | | |
Мясные блюда. | | | | |
Рыбные блюда. | | | | |
Колбасные изделия. | | | | |
Кондитерские изделия/сладости. | | | | |
Газированные напитки. | | | | |
Чипсы, сухарики. | | | | |
6. Считаете ли необходимым внедрение программы о правильном питании в цикл школьных предметов? _____________________________________________________________________________
7. Какую помощь в организации детского питания готовы предложить?
_____________________________________________________________________________
8. О каких индивидуальных особенностях своего ребёнка хотели бы предупредить школьных работников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета для детей.
* Предварительно читается рассказ В. Драгунского «Что любит Мишка».
Ф.И. ребёнка ____________________________________________________________________
1. Нарисуй в левой рамочке продукты, которые ты любишь, в правой – не любишь. Если можешь, подпиши рисунки.
2. Заполни, пожалуйста, таблицу (возможно с помощью учителя):
Продукты питания в твоём рационе. |
| Несколько раз в день. | 1 раз в день. | Иногда. | Никогда. |
Овощи. | | | | |
Фрукты. | | | | |
Молоко, молочные продукты | | | | |
Каши. | | | | |
Супы. | | | | |
Мясные блюда. | | | | |
Рыбные блюда. | | | | |
Колбасные изделия. | | | | |
Кондитерские изделия/ сладости. | | | | |
Газированные напитки. | | | | |
Чипсы, сухарики. | | | | |
3. Назови правила питания, которые ты знаешь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
П
риложение 2
Меня зовут _____________________________________________
Мне _____ лет, я учусь в _____ классе.
Моё увлечение: __________________________________________
Любимый вид спорта: ____________________________________
Любимое блюдо: _________________________________________
Месяц. | Мой рост. | Мой вес. | Окружность груди. |
в покое | при вдохе |
сентябрь | | | | |
октябрь | | | | |
ноябрь | | | | |
декабрь | | | | |
январь | | | | |
февраль | | | | |
март | | | | |
апрель | | | | |
май | | | | |
июнь | | | | |
июль | | | | |
август | | | | |
Наблюдения:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На занятиях «Здоровое питание» я узнал:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне запомнилось как __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мне понравилоськак
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________